Курсовая работа: Методы оценки и выбор поставщиков (на примере Филиала ОАО "БелАЗ")

Министерство образования Республики Беларусь

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное учреждение высшего профессионального образования

Курсовая работа

По дисциплине: Коммерческая логистика

На тему: Методы оценки и выбор поставщиков (на примере Филиала ОАО «БелАЗ»)

2010 г.


Введение

Тема данной курсовой работы актуальна в настоящее время, т.к., выбор поставщика является одной из наиболее важных задач предприятия. Эффективное управление закупками на предприятии может стать важным источником обеспечения конкурентного преимущества. Условия жесткой конкуренции, сложившиеся на современном глобальном рынке, заставляют организации активно искать новые способы создания и доставки ценности покупателям. Именно на этом фоне закупочная логистика как один из подходов к стратегическому управлению закупками, приобрела в последние два десятилетия исключительно большое значение.

Целью работы является определение путей совершенствования выбора поставщиков предприятия.

Достижению цели способствовала постановка и решение следующих задач: изучение принципов управления закупками на основе концепции логистики; рассмотрение критериев выбора поставщиков; характеристика методов выбора поставщиков; оценка выбора поставщиков на конкретном предприятии; разработка путей совершенствования выбора поставщиков на предприятии.

Объектом исследования выступает Филиал ОАО «БелАЗ» в г.Могилеве. Предметом исследования является методы оценки и выбор поставщиков предприятия.

Методы исследования: изучение теоретических основ по управлению закупками предприятия; анализ документации рассматриваемого предприятия; разработка конкретных мер по усовершенствованию выбора поставщиков предприятия.

При написании работы использовались труды российских и зарубежных ученых, статистическая отчетность предприятия, публикации в периодической печати.


1. Управление закупками на основе концепции логистики

 

1.1 Управление закупками на предприятии

Закупки – это комплекс мероприятий, направленных на обеспечение организации в заранее установленные сроки, в необходимом объеме и по минимально возможной цене качественными ресурсами, поставляемыми надежными поставщиками и способствующих повышению конкурентоспособности организации.

Эффективное управление закупками может стать важным источником обеспечения конкурентного преимущества. Условия жесткой конкуренции, сложившиеся на современном глобальном рынке, заставляют организации активно искать новые способы создания и доставки ценности покупателям. Именно на этом фоне закупочная логистика как один из подходов к стратегическому управлению закупками, приобрела в последние два десятилетия исключительно большое значение.

Закупочная логистика – это управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами. Цель логистики – выполнять каждую операцию, используя меньше каждого вида ресурсов: людей, пространства, запасов, оборудования, времени и т.д.

Выделение функции закупок характеризуется необходимостью специализации фирм. Невозможно найти предприятие, которое могло бы производить все материальные ресурсы, используемые им в своем производственном процессе. Материальные ресурсы проходят через цепочку организаций и предприятий, осуществляющие их закупки для последующей переработки с целью продажи.

Основной целью логистического управления закупками является планирование, организация и контроль за обеспечением основного производства необходимыми материально-техническими ресурсами в определенном временном режиме с минимальными совокупными затратами, т.е. оптимальное приобретение, доставка и распределение материальных ресурсов в процессе производства. На этом этапе управления материальными потоками возникает необходимость принимать решения, позволяющие координировать интересы предприятий-поставщиков и потребителей. Для этого необходимо создание гибкой системы централизованного оперативного регулирования и контроля над процессом обеспечения производства необходимыми материальными ресурсами.

Регулирование процессов продвижения материальных потоков основывается на:

- контроле за планами закупок и принятии необходимых мер в случае их нарушения;

- контроле за непосредственным продвижением материальных потоков и погрузочно-разгрузочных работ;

- оперативном контроле за приемкой продукции и направлении материальных потоков на рабочие места.

Процесс управления материальными потоками в закупочной логистике можно рассматривать с двух позиций: управление запасами и регулярного анализа и организация поставок материальных ресурсов на предприятие (т.е. управление поставками).

Т.о., процесс закупки представляет собой экономически-целесообразное приобретение товаров и услуг, произведенных не самим потребителем. После принятия решения о производстве определенного вида продукции и приобретении необходимого оборудования – осуществляется процесс закупки.

Функции закупок заключаются в определение типов материальных ресурсов, товаров и услуг которые необходимо приобрести у сторонних организаций, а также поиск оптимальных поставщиков, уровня цен, способов транспортировки и т.д. Процесс организации закупок можно охарактеризовать следующими этапами:

1) Сбор и обработка информации о конъюнктуре рынка ресурсов и действующих условиях торговли, доставки, хранения и т.д.

2) Выбор форм и источников материально-технического снабжения

3) Размещение заказов и их реализация.

4) Организация делопроизводства по учету ресурсов и расчетам за приобретенные материальные ценности.

5) Поддержание отношений с поставщиками.

Т.о., закупочная логистика охватывает информационную и управленческую деятельность, процессы транспортировки и хранения товаров, интеграция которых позволяет осуществлять надежное и качественное обеспечение производственных и коммерческих предприятий материальными ресурсами и товарами.

В процессе решения задач логистического управления закупками большое внимание уделяется сокращению общих затрат, поскольку затраты на закупки в различны отраслях составляют от 40 до 60 % в структуре себестоимости производства готовой продукции. Наибольший удельный вес в затратах, связанных с закупками, занимают: стоимость материальных ресурсов, затраты на транспортировку, складирование, грузопереработку, хранение и пр.

В настоящее время в мировой практике наиболее прогрессивными считаются две концепции управления закупками: «точно в срок» (Just-In-Time, JIT) и «планирования производственных ресурсов» (Manufacturing Resources Planning, MRP II).

Цели JIT и MRP II, в сущности, одинаковы – это улучшение обслуживания заказчика, сокращения запасов и повышение производительности. Однако, подходы к решению этих задач различаются.

Главной задачей MRP является обеспечение гарантии наличия необходимого количества требуемых исходных материалов и комплектующих в любое время в рамках срока планирования, наряду с возможным уменьшением постоянных запасов. MRP-система действует “от обратного»: вначале определяет срок реализации готовой продукции, а затем уже начинает планировать операции нижнего уровня.

Работа «точно в срок» (JIT) предлагает иной способ планирования. Все виды деятельности организуются таким образом, чтобы они совершались в то время, когда необходимы. Суть системы сводится к отказу от производства продукции крупными партиями. Взамен этого создается непрерывно-поточное предметное производство.

Таким образом, обе концепции управления процессом закупок нацелены на оптимизацию процесса закупок и производства. Главное преимущество JIT – это ее простота, а главное преимущество MRP II – это возможность относительно быстро и эффективно составлять сложные графики и планы, а также возможен контроль фактического состояния производства и выполнения заказов на закупку материалов и комплектующих.

1.2 Критерии выбора поставщиков

Выбор поставщика является одной из наиболее важных задач закупочной логистики. Некоторые менеджеры недооценивают значение правильного выбора поставщика для эффективного функционирования всей компании, а оно обеспечивается, во многом, четким выполнением поставщиками своих функций. Некоторые исследования показывают, что во многих компаниях мира, по крайней мере, 50% проблем, связанных с качеством, возникает из–за товаров и услуг, которыми их обеспечили поставщики.

Кроме того, решение по выбору того или иного поставщика необходимо обосновывать перед руководством компании и лица, ответственные за принятие решений о закупках, не могут действовать только интуитивно. Обычно такое решение зависит от оценки способности поставщика удовлетворять критериям качества, объема, условий доставки, цены и обслуживания.

Возможны два направления выбора поставщика:

1. Выбор поставщика из числа компаний, которые уже были вашими поставщиками (или являются ими) и с которыми уже установлены деловые отношения. Это облегчает выбор, так как отдел закупок фирмы располагает точными данными о деятельности этих компаний (хотя так бывает не всегда).

2. Выбор нового поставщика в результате поиска и анализа интересующего рынка: рынка, с которым фирма уже работает, или совершенно нового рынка. Для проверки потенциального поставщика часто необходимы большие затраты времени и ресурсов, поэтому ее следует осуществлять только в отношении тех поставщиков из небольшого списка, которые действительно имеют серьезный шанс получить большой заказ. От потенциального поставщика, конкурирующего с существующими, ожидается большая эффективность.

В соответствии с общим алгоритмом выбора поставщика первоначально необходимо проанализировать возможные источники информации о поставщиках. Длительная практика анализа рынка поставщиков, применяемая различными компаниями, позволяет выделить следующие основные источники информации:

·  Каталоги и прайс–листы;

·  Торговые журналы;

·  Интернет – сайты;

·  Рекламные материалы;

·  Конкурсы;

·  Банки и финансовые институты официальных органов;

·  Выставки и ярмарки;

·  Торги и аукционы;

·  Торговые представительства;

·  Собственные исследования;

·  Переписка и личные контакты с возможными поставщиками;

·  Конкуренты потенциального поставщика;

·  Специализированные информационные агентства и исследовательские организации;

·  Государственные ведомства, регистрационные палаты, налоговая инспекция, лицензионные службы и пр., обладающие открытой для ознакомления информацией.

В любом случае выбор поставщика или группы поставщиков определяется системой критериев. Составленный перечень потенциальных поставщиков анализируется на основании следующих основных критериев:

ü  цена продукции;

ü  качество продукции;

ü  опыт работы компании на рынке;

ü  качество обслуживания покупателей;

ü  надежность поставок, в том числе соблюдение графика поставок;

ü  географическое расположение поставщика;

ü  финансовая стабильность и финансовые условия;

ü  конкурентные преимущества, а также лидерство на рынке конкретной продукции;

ü  соответствие поставок логистической стратегии компании;

ü  уровень затрат на доставку и хранение товара;

ü  возможность длительного партнерства в бизнесе;

ü  готовность к поставке;

ü  гибкость поставки;

ü  информационная готовность;

ü  имидж поставщика;

ü  упаковка продукции;

ü  дополнительные услуги и др.

Установление системы критериев для первоначального отбора поставщиков зависит от маркетинговой (производственной) и логистической стратегии конкретной фирмы. Необходимо также иметь в виду, что система критериев выбора поставщиков является динамичной (особенно в условиях нестабильной экономической ситуации). Для выбора поставщиков в большинстве случаев применяется рейтинговая оценка их соответствия критериям/факторам.

Системе установленных критериев может отвечать несколько поставщиков. В этом случае необходимо их ранжировать, опираясь на влияние непосредственных контактов с представителями поставщиков.

Окончательный выбор поставщика производится лицом, принимающим решение в отделе логистики (закупок), и, как правило, не может быть полностью формализован.

Можно сформулировать следующие главные критерии, на которых рекомендуется строить систему выбора поставщиков:

1) В современных условиях в качестве основного критерия выбора следует выдвигать качество продукции. Качество относится к способности поставщика обеспечить товары и услуги в соответствии со спецификациями. Качество может относиться также и к тому, удовлетворяет ли продукция требованиям потребителя, независимо от того, соответствует ли она спецификации. Если с данными поставщиками уже были установлены отношения, то желательно проанализировать статистику поставки бракованных материалов.

2) Надежность поставщика – достаточно емкий критерий, включающий следующие параметры: честность, отзывчивость, обязанность, заинтересованность в ведении бизнеса с вашей фирмой, финансовая стабильность, репутация в своей сфере, соблюдение ранее установленных объемов поставки материальных ресурсов/готовой продукции.

3) Цена. В цене должны учитываться все затраты на закупку конкретного ресурса или готовой продукции, которые включают транспортировку, административные расходы, риск изменения курсов валют, таможенные пошлины и т.д.

4) Качество обслуживания. Оценка по данному критерию требует сбора информации у достаточно широкого круга лиц из различных подразделений компании и сторонних источников. Необходимо собирать мнения о качестве технической помощи, об отношении поставщика к скорости реакции на изменяющиеся требования и условия поставок, к просьбам о технической помощи, о квалификации обслуживающего персонала и т.п.

5) Условия платежа и возможность внеплановых поставок. Как уже упоминалось выше, нехватка оборотных средств существенно ограничивает возможности выбора поставщиков. В бизнесе случаются внештатные ситуации, требующие внеплановых поставок или отсрочки платежа. Поэтому поставщики, предлагающие выгодные условие платежа (например, с возможностью получения отсрочки, кредита) и гарантирующие возможность получения внеплановых поставок, позволяют избегать многих проблем снабжения.

1.3 Характеристика методов выбора поставщиков

Процесс закупки представляет собой цепочку взаимосвязанный действий. Начинается он с составления заявок, а заканчивается практическим поступлением требуемых товаров в нужном количестве с соблюдением качества в заданные сроки, а самое главное – на приемлемых условиях.

Таким образом, процесс закупки заканчивается выполнением заказа, сделанного на основании имеющихся заявок конкретному поставщику. Поэтому необходимо, чтобы заявки на закупку были своевременно сформулированы, поставщики правильно выбраны, а заказы на поставку и договора с поставщиками правильно и своевременно составлены и оформлены.

Планирование и проведение деятельности по закупке и поставке начинается с выбора соответствующих данной заявке поставщиков.

Традиционные методы поиска, анализа и выбора поставщиков в последнее время дополняется новыми формами и методами.

Основные методы выбора поставщиков, наиболее используемые в настоящее время:

1) Метод рейтинговых оценок.

Этот метод можно считать наиболее распространенным методом выбора поставщика. Выбираются основные критерии выбора поставщика, далее работниками службы закупок или привлеченными экспертами устанавливается их значимость экспертным путем. Например, допустим, что предприятию необходимо закупить товар, причем его дефицит недопустим. Соответственно, на первое место при выборе поставщика будет поставлен критерий надежности поставки. Удельный вес этого критерия будет самым большим (таблица 1.1).

Таблица 1.1 – Выбор поставщика методом рейтинговых оценок

Критерий выбора

Высчитывается значение рейтинга по каждому критерию путем произведения удельного веса критерия на его экспертную балльную оценку (например, по 10-бальной системе) для данного поставщика. Далее суммируют полученные значения рейтинга по всем критериям и получают итоговый рейтинг для конкретного поставщика. Сравнивая полученные значения рейтинга для разных поставщиков, определяют наилучшего партнера. Если рейтинговая оценка дает одинаковые результаты для двух и более поставщиков по основным критериям, то процедуру повторяют с использованием дополнительных критериев. Но нужно учитывать, что при обращении к потенциальным поставщикам трудно, а иногда практически невозможно, получить объективные данные, необходимые для работы экспертов.

2) Метод оценки затрат.

Этот метод иногда называют затратно-коэффициентным методом или «методом миссий». Он заключается в том, что весь исследуемый процесс снабжения делится на несколько возможных вариантов (миссий), и для каждого тщательно рассчитываются все расходы и доходы. В результате получают данные для сравнения и выбора вариантов решений (миссий). Для каждого поставщика рассчитываются все возможные издержки и доходы (при этом учитываются логистические риски). Затем из набора вариантов (миссий) выбирается наиболее выгодный (по критерию общей прибыли).

По существу это – разновидность метода ранжирования (критериев) по стоимости. Метод интересен с точки зрения стоимостной оценки и позволяет определять «стоимость» выбора поставщика. Недостаток метода состоит в том, что он требует большого объема информации и анализа большого объема информации по каждому поставщику.

В качестве примера можно привести перечень логистических издержек, связанных с закупкой конкретного товара:

ü  маркетинговые затраты, связанные с изучением конъюнктуры цен на рынке данного товара;

ü  издержки, связанные с поиском возможных поставщиков и установление с ними деловых контактов (командировки, телефонные переговоры, обработка данных и т.д.);

ü  издержки, связанные с поиском и получением информации о себестоимости производства аналогичных товаров у разных поставщиков;

ü  затраты, связанные с анализом качественных показателей товара у разных поставщиков (рекламации, затраты на отбраковку, возможности ремонта или восстановления качественных показателей товара у заказчика и т.д.);

ü  затраты на грузопереработку, складирование и хранение товаров;

ü  транспортные расходы поставщика и покупателя, оплата таможенных, экспедиторских, страховых услуг по пути доставки товара;

ü  затраты на страхование логистических рисков и др.

Все эти элементы затрат необходимо учитывать, оценивать и контролировать.

3) Метод доминирующих характеристик.

Метод состоит в сосредоточении на одном выбранном параметре (критерии). Этот параметр может быть: наиболее низкой ценой, наилучшим качеством, графиком поставок, внушающим наибольшее доверие, и т.п. Преимущество этого метода – в простоте, а недостаток – в игнорировании остальных факторов - критериев отбора.

4) Метод категорий предпочтения.

В этом случае оценка поставщика, в том числе и выбор способа его оценки, зависит от информации, стекающейся из многих подразделений фирмы. Инженерные службы дают свою оценку способности поставщика производить высокотехнологическую продукцию и могут компетентно судить о ее качестве. Диспетчерская докладывает о сроках доставки закупаемых материальных ресурсов. Производственные отделы – о простоте и удобстве пользования материальных ресурсов в производственном процессе. Такой метод подразумевает наличие обширной и разнообразной информации из множества источников, которая позволяет рассматривать каждый фактор наравне с остальными, в то время как для фирмы, возможно, какой-то фактор является ключевым, например, простота использования продукции в производственном процессе.

Майкл Р. Линдере и Харольд Е. Фирон уделяют особое внимание неформальной оценке поставщика работниками компании покупателя, которая включает оценку личных контактов между поставщиком и работниками отделов компании покупателя, информацию, полученную из разговоров на профессиональных встречах, конференциях и в средствах массовой информации. «Как идут дела с поставщиком X?» – типичный вопрос, который могут и должны задавать представители отдела снабжения при встречах с представителями других отделов своей компании. Осведомленный работник владеет подобной информацией о поставщиках и всегда замечает, как новая информация может повлиять на общую оценку поставщика. Когда потребители и отдел закупок ежедневно находятся в личном контакте, и существует быстрая обратная связь с оценкой деятельности поставщика, такой «неформальный» подход вполне обоснован и целесообразен.


2. Оценка выбора поставщиков на Филиале ОАО «БелАЗ»

 

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия

Филиал республиканского унитарного промышленного предприятия «БелАЗ» основан в соответствии с Указом Президента РБ от 28.02.2006 г. № 129 УРП «МоАЗ им. С. М. Кирова» на основе Могилевского автомобильного завода имени С.М. Кирова в г. Могилеве в результате присоединения к РУПП «БелАЗ» в качестве филиала. Основным видом деятельности является машиностроение.

Филиал ОАО «БелАЗ» в городе Могилеве является одним из старейших машиностроительных предприятий Республики Беларусь и крупнейшим предприятием в СНГ и ближнего зарубежья по выпуску автомобильной техники, предназначенной для строительства дорог, плотин, карьерных работ, подземных разработок рудных материалов и строительства туннелей и мостов. Основными видами выпускаемой продукции заводом являются: самоходные скреперы, автомобили-самосвалы, фронтальные автопогрузчики, автобульдозеры, автобетоносмесители, полуприцепные автобетоносмесители, подземные автопоезда, самосвальные автопоезда, шахтные самосвалы, автобетоносмесители подземные, катки самоходные, мусоровозы и электрокары.

Филиал выпускает товары народного потребления, в том числе скобяные и замочные изделия, инструментальные товары, запасные части для легковых автомобилей, матрацы, медицинское оборудование и прочие ТНП.

Завод в своем составе имеет литейное, заготовительное, сварочное, инструментальное, механообрабатывающее и сборочное производства.

Завод занимается не только производством, но и имеет социально - культурный комплекс. Главной целью политики предприятия является высокое качество выпускаемой продукции, её конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках как основа устойчивого динамичного развития, повышения жизненного уровня, сохранения занятости.

Основные экономические показатели деятельности предприятия отражены в табл. 2.1 (в соответствии с приложениями А и Б).

Таблица 2.1 – Основные показатели деятельности Филиала ОАО «БелАЗ» за 2008-2009 гг.

Показатели 2008 год 2009 год Абсолютное отклонение Темп роста, %

Объём производства продукции (работ, услуг):

- в фактических ценах

90061 82427 -7634 91,52
- в сопоставимых ценах 88660 74257 -14403 83,75

Стоимость запасов готовой продукции (работ, услуг):

- в фактических ценах

53964 77297 23333 143,23
- в сопоставимых ценах 60415 73029 12614 120,87
Среднесписочная численность ППП, чел. 1949 1851 -98 94,97
Выручка от реализации (за вычетом налогов и сборов) 75485 61445 -14040 81,40
Себестоимость реализованной продукции 65988 53956 -12032 81,76
Прибыль (убыток) от реализации -275 -2576 -2301 936,72
Чистая прибыль (убыток) -5941 -10430 -4489 175,55

Как видно из таблицы 2.1, предприятие не является рентабельным, т.к. не получает прибыли, работает с убытками. К 2009 г. чистый убыток увеличился и составил -10430 млн.р., темп роста составил 175,55%.

В 2009 году уменьшился объем производства продукции и составил 82427 млн. р., темп роста – 91,52%, в сопоставимых ценах - 74257 млн. р. Также уменьшилась выручка от реализации на 14040 млн. р., темп роста составил 81,4%.

Возрос убыток от реализации на 2301 млн. р. и составил -2576 млн. р., и значительно увеличился чистый убыток – на 4489 млн. р. (в 2009 г. составил -10430 млн. р.).

Таким образом, можно сделать вывод, что на сегодняшний день филиал ОАО «БелАЗ» является убыточным предприятием и требует вложения новых инвестиций в основной капитал и внедрения новых технологий.

2.2 Характеристика системы управления закупками предприятия

Управлением закупками на Филиале ОАО «БелАЗ» занимается отдел материально-технического снабжения (ОМТС), который является самостоятельным структурным подразделением Филиала и подчиняется непосредственно заместителю директора филиала по коммерческим вопросам.

В своей практической деятельности отдел материально-технического снабжения руководствуется действующим законодательством Республики Беларусь, Уставом предприятия, Политикой предприятия в области качества, действующей на предприятии; требованиями стандарта СТБ ИСО 9001-2001, стандартами предприятия.

Руководство и организацию деятельности отдела материально-технического снабжения осуществляет начальник ОМТС. В состав ОМТС входят:

- группа проката и цветных металлов;

- группа листового проката;

- группа труб;

- бюро вспомогательных материалов;

- группа резинотехнических изделий и электрооборудования;

- группа полуфабрикатов, подшипников и нормалей;

- бюро межзаводской кооперации;

- складское хозяйство.

Основными задачами отдела материально-технического снабжения являются:

1) Организация обеспечения филиала всеми необходимыми для его производственной деятельности материальными ресурсами требуемого качества и их рациональное использование с целью сокращения издержек производства и получения максимальной прибыли.

2) Разработка проектов перспективных и текущих планов, балансов материально-технического обеспечения производственной программы, ремонтно-эксплутационных нужд филиала и его подразделений, а также создания необходимых производственных запасов на основе определения потребностей в материальных ресурсах (сырье, материалах, полуфабрикатах, топливе, энергии и др.) с использованием прогрессивных норм расхода.

3) Разработка и внедрение мероприятий по повышению эффективности использования материальных ресурсов, снижению затрат, связанных с их транспортировкой и хранением, использованию вторичных ресурсов и отходов производства, совершенствованию системы контроля за их расходованием, использованием местных ресурсов, выявлению и реализации излишнего сырья, материалов, комплектующих изделий и других видов материальных ресурсов.

4) Начальник ОМТС возглавляет работу: по ресурсосбережению, технико-экономическому анализу в области материально-технического снабжения; по организации планирования и реализации процесса закупок работниками ОМТС, осуществляет контроль за их внедрением и функционированием.

5) Обеспечение доставки материальных ресурсов в соответствии с предусмотренными в договорах сроками, контроль за соответствием их количества, качества и комплектности и хранением на складах филиала.

6) Подготовка материалов для предъявления претензий к поставщикам при нарушении ими договорных обязательств, составление расчетов по этим претензиям.

В соответствии с основными задачами отдел материально-технического снабжения осуществляет следующие функции:

1. Обеспечивает доставку металлов, комплектующих изделий и вспомогательных материалов, а также комплектующих изделий производства стран СНГ и дальнего зарубежья с ОАО «БелАЗ» г. Жодино на филиал ОАО «БелАЗ» в г. Могилеве.

2. Совместно с УМТСиК ОАО «БелАЗ» направляет заявки поставщикам комплектующих изделий, резидентам Республики Беларусь.

3. Анализирует выполнение плана материально-технического обеспечения по ОМТС, проводит мониторинг процесса закупок.

4. Предоставляет отчетность по результатам производственно-хозяйственной деятельности ОМТС.

5. Обеспечивает поставку материалов и комплектующих изделий производства Республики Беларусь от поставщиков на филиал ОАО «БелАЗ» в г. Могилеве для обеспечения производства основной продукции филиала, опытно-конструкторских, ремонтных, эксплуатационных и строительных нужд, создания переходящего складского запаса и пополнения незавершенного производства.

6. Обеспечивает приемку, хранение, учет и отпуск в производство комплектующих изделий и материалов.

7. Участвует в разработке и внедрении программы создания и освоения новой техники, повышения качества и конкурентоспособности выпускаемой филиалом продукции.

8. Контролирует рациональное использование материалов и комплектующих изделий, соблюдение норм расхода.

9. Контролирует и регулирует размеры запасов на складах, реализует неликвиды.

10. Разрабатывает, совместно с другими службами филиала, мероприятия по рациональному и экономному расходованию материалов и комплектующих изделий, контролирует выполнение этих мероприятий.

11. Организовывает входной контроль поступающих на филиал материалов и комплектующих изделий.

12. Обеспечивает требуемый режим хранения для сохранности материальных ценностей и недопущения потерь.

13. Обеспечивает повышение производительности труда складских рабочих, сокращение простоев при погрузке и разгрузке автомашин, улучшение использования площадей, объемов складов и имеющейся на складах техники.

14. Организовывает информирование работников отдела по вопросам общественно-политической и социально-экономической деятельности предприятия и филиала, изучение, обобщение и распространение передового опыта.

2.3 Анализ структуры, динамики и эффективности управления запасами

Большое влияние на финансовое состояние предприятия и его производственных результатов оказывает состояние материальных запасов. В целях нормального хода производства и сбыта продукции запасы должны быть оптимальными.

Увеличение удельного веса запасов может свидетельствовать:

а) о расширении масштабов деятельности предприятия;

б) стремление защитить денежные средства от обесценивания под воздействием инфляции;

в) неэффективном управлении запасами, вследствие чего значительная часть капитала замораживается на длительное время в запасах, замедляется его оборачиваемость. Кроме того возникают проблемы с ликвидностью, увеличивается порча сырья и материалов, растут складские расходы, что отрицательно влияет на конечные результаты деятельности. Все это свидетельствует о спаде деловой активности предприятия.

В то же время недостаток запасов (сырья, материалов, топлива) может привести к перебоям процесса производства, к недогрузке производственной мощности, падению объемов выпуска продукции, росту себестоимости, убыткам, что так же отрицательно сказывается на финансовом состоянии. Поэтому каждое предприятие должно стремиться к тому, чтобы производство вовремя и в полном объеме обеспечивалось всеми необходимыми ресурсами и чтобы они не залеживались на складах.

В состав производственных запасов Филиала ОАО «БелАЗ» входят сырье, материалы и другие активы, готовая продукция и товары для реализации.

Анализ состава производственных запасов Филиала ОАО «БелАЗ» представлен в таблице 2.2 (данные для расчета взяты из приложения А).

Таблица 2.2 - Анализ состава производственных запасов Филиала ОАО «БелАЗ»

Вид запасов Остаток запасов, млн. р. Изменение Уд. вес,% Изменение структуры, %
на конец 2008 г. на конец 2009 г. абсолютное, млн.р. относительное, %
2008 г. 2009 г.
Сырье, материалы и другие активы 43760 44925 1165 2,66 46,45 41,16 -5,29

Как видно из таблицы 2.2, за 2008 – 2009 гг. произошло увеличение сырья и материалов на 1165 млн.р. (что составляет 2,66%), готовой продукции и товаров для реализации на 13776 млн.р. (что составляет 27,30%).

Наибольший удельный вес в составе производственных запасов как в 2008, так и в 2009 году занимают готовая продукция и товары для реализации (53,55% и 58,84 % соответственно).

Удельный вес сырья, материалов и других активов в производственных запасах в 2009 году снизился на 5,29%, а готовой продукции и товаров для реализации возрос на 5,29%.

В целом запасы увеличились на 14941 млн.р. (что составляет 15,86%).

На Филиале ОАО «БелАЗ» большой удельный вес в составе производственных запасов занимает готовая продукция. Это связано с потерей рынков сбыта, снижением спроса из-за низкой покупательной способности субъектов хозяйствования, высокой себестоимостью продукции, неритмичностью ее выпуска и отгрузки. Увеличение остатков готовой продукции на складах предприятия приводит к длительному замораживанию оборотного капитала, отсутствию денежной наличности, потребности в кредитах, росту кредиторской задолженности.

Продолжительность нахождения капитала в готовой продукции (Пг.п.) равна времени хранения готовой продукции на складах с момента поступления из производства до отгрузки покупателям:

Пг.п. =                  (2.1)

В таблице 2.3 представлены результаты расчета продолжительности оборота готовой продукции на Филиале ОАО «БелАЗ».

Таблица 2.3 - Продолжительность оборота готовой продукции

Показатель  2008 г. 2009 г. Абсолютное отклонение, млн.р. Относительное отклонение,%
Средние остатки готовой продукции, млн.р. 39315 57344 18029 45,86
Сумма израсходованной готовой продукции (выручка от реализации товаров), млн.р. 75485 61445 -14040 -18,60
Продолжительность оборота готовой продукции, дни 187,50 335,97 148,47 79,19

Как видно из таблицы 2.3, средние остатки готовой продукции в 2009 году увеличились на 18029 млн.р. (45,86%), сумма израсходованной готовой продукции уменьшилась на 14040 млн.р. (18,60%), а продолжительность оборота готовой продукции увеличилась на 148,47 дней (79,19%). Это говорит о том, что значительная часть капитала замораживается на длительное время в запасах готовой продукции, что замедляет ее оборачиваемость.

На Филиале ОАО «БелАЗ» также значительный удельный вес в составе производственных запасов занимают сырье и материалы. В таблице 2.4 представлены состав, структура и динамика материальных ресурсов Филиала ОАО «БелАЗ» (в соответствии с Приложением В).

Таблица 2.4 - Состав, структура и динамика материальных ресурсов Филиала ОАО «БелАЗ»

Материалы Остаток на 1.01.2008 г. Остаток на 1.01.2009 г. Изменение (+, -)
млн. р. уд. вес, % млн. р. уд. вес, % млн. р. уд. вес, %
1 2 3 4 5 6 7
Прокат черных металлов 5950 59,41 4685 54,78 -1265 -4,622
Трубы стальные 1292 12,89 1527 17,86 235 4,956
Сталь х/тянутая 420 4,19 376 4,39 -44 0,203
Канаты стальные 27 0,27 3 0,04 -24 -0,234
Электроды сварочные 116 1,16 103 1,20 -13 0,046
Лента стальная 10 0,09 9 0,11 -1 0,005
Алюминиевый прокат 15 0,15 8 0,09 -7 -0,056
Медный прокат 101 1,01 68 0,79 -33 -0,213
Латунный прокат 189 1,89 154 1,80 -35 -0,086
Бронзовый прокат 22 0,22 47 0,55 25 0,33
Сода каустическая 3 0,03 1 0,01 -2 -0,018
Ткань х/б 6 0,06 7 0,08 1 0,022
Плитки керамические 7 0,07 17 0,19 10 0,129
Линолеум 2 0,02 2 0,02 0 0,003
Материалы рулонные 1 0,01 3 0,04 2 0,025
Пиломатериалы 2 0,02 3 0,04 1 0,015
Автошины грузовые 512 5,11 234 2,74 -278 -2,376
Шины с/х 4 0,04 12 0,14 8 0,1
Шины легковые 2 0,02 3 0,04 1 0,015
Подшипники 1335 13,33 1290 15,08 -45 1,756
Всего 10016 100 8552 100 -1464 -

Как видно из таблицы 2.4, сумма материальных ресурсов на конец 2009 г. уменьшилась на 1464 млн. р. и составила 8552 млн. р. Снижение запасов сырья и материалов может означать снижение объемов производства или ускорение производственных процессов и процессов обращения, обусловленное технологическими причинами.

Наибольший удельный вес в структуре материальных ресурсов в 2008 и 2009 гг. занимают прокат черных металлов - 59,41% и 54,78% соответственно, затем подшипники (13,33% и 15,08% соответственно), далее – трубы стальные (12,89% и 17,86% соответственно).

Наименьший удельный вес в 2008 г. занимают материалы рулонные – 0,01%, далее линолеум, пиломатериалы, шины легковые – по 0,02%. В 2009 г. наименьший удельный вес в структуре материальных ресурсов занимает сода каустическая – 0,01% и линолеум – 0,02%.

2.4 Алгоритм выбора поставщиков на Филиале ОАО «БелАЗ»

Основанием для поставки товаров для филиала является контракт на поставку товаров, по которому поставщик (исполнитель) обязуется передать товары заказчику, а заказчик – исполнить оплату поставленных товаров.

Основаниями для заключения контракта являются заказ предприятия, принятый к исполнению поставщиком, либо победа поставщика (исполнителя) в конкурсе.

Выбор поставщика на предприятии осуществляется различными способами:

1) Процедура запроса ценовых предложений, при которой извещение о проведении этой процедуры размещается предприятием путем открытой публикации, либо направляется непосредственно потенциальным поставщикам, а победителем признается поставщик (подрядчик, исполнитель), предложивший лучшие условия по цене, либо лучшие условия по установленным критериям оценки ценовых предложений.

2) Процедура оформления конкурентного листа, при которой предприятие осуществляет выбор поставщика посредством сбора информации о цене за единицу товара не менее чем у двух поставщиков.

3) Процедура закупки из одного источника.

После проведения основополагающего этапа, составляется перечень потенциальных поставщиков, удовлетворяющих первичным требованиям. Составленный перечень потенциальных поставщиков анализируется на основании следующих основных критериев:

- цена продукции;

- качество продукции;

- качество обслуживания покупателей;

- надежность поставок, в том числе соблюдение графика поставок;

- географическое расположение поставщика;

- финансовая стабильность и финансовые условия;

- конкурентные преимущества, а также лидерство на рынке конкретной продукции;

- соответствие поставок логистической стратегии компании;

- уровень затрат на доставку и хранение товара;

- возможность длительного партнерства в бизнесе;

- информационная готовность;

- дополнительные услуги;

- порядок удовлетворения рекламаций и др.

Затем, когда поставщик материала (товара) выбран, следует стадия обработки заказа. На данной стадии выполняются следующие этапы:

- оформление и отправка заказа;

- выполнение обязательств по оплате заказа.

На стадии оформления и отправки заказа производятся следующие операции:

- подготовка заказа;

- проверка на наличие долгосрочных договоров с поставщиком;

- оформление или продление договора с поставщиком;

- оформление заказа;

- отправка заказа выбранному поставщику;

- регистрация отправки заказа.

При подготовке заказа на материал (товар), в его позициях должны быть указаны: управление закупка поставщик логистика

- наименование материала;

- дата отправления заказа;

- выбранные условия поставки.

Так же проводится проверка на наличие договора о долгосрочном сотрудничестве с выбранным поставщиком. На данном этапе проверяется наличие договоров на долгосрочное сотрудничество с выбранным поставщиком. В случае отсутствия ранее заключенного договора, или окончания срока его действия, соответственно совершается процедура заключения или продления.

Подготовленный, оформленный и согласованный соответствующим образом заказ отправляется выбранному поставщику с помощью предпочтенного канала связи, каким может являться:

- традиционная почта;

- факсимильная связь;

- электронная почта;

- личной доставкой представителем.

Выполнение обязательств по оплате заказа. На данной стадии выполняются следующие этапы:

- выполнение обязательств по оплате заказа;

- отправление уведомления о выполнении обязательств по оплате;

- получение уведомления о сроках готовности к отгрузке.

Как только обязательства по оплате выполнены, предприятие с помощью выбранного средства связи информирует об этом поставщика, отправляя уведомление о выполнении обязательств по оплате согласно договору.

Поставщик, при получении уведомления о выполнении предприятием обязательств по оплате, согласно договору, отправляет уведомление, в котором указаны сроки, в которые он готов произвести отгрузку (поставку материала или товара), согласно условиям поставки по договору.

На стадии контроля выполнения условий договора по поставке материала производится отслеживание местонахождения груза (материала) в процессе доставки.

Поступление товара или материала. На данной стадии производятся следующие процедуры:

- организация приёма груза в установленном месте;

- сопоставление характеристик полученного материала с заявленными предприятием.

- выставление претензий по факту отступления от условий договора.

Контроль счетов. На данном этапе производится проверка правильности движения финансовых потоков в процессе выполнения договора на закупку, выполнения налоговых отчислений, исчисление таможенных пошлин и иных затрат, произведенных в рамках этого бизнес - процесса.

Рассматривая благонадежных и проверенных поставщиков, следует отметить следующие предприятия:

1) г. Минск «МАЗ» (шасси);

2) г. Минск «МРЗ» (рессоры);

3) г. Бобруйск (автошины);

4) г. Бобруйск (резинотехнические изделия);

5) г. Гродно (карданные валы);

6) г. Гомель (автостекла);

7) г. Жодино «КЗТШ» (поковки, штамповки).

Основными поставщиками топливно-энергетических ресурсов, используемых на предприятии, являются следующие организации:

1) РУП «Могилевэнерго» - поставщик электрической энергии.

2) Могилевское районное производственное управление газового хозяйства – поставщик природного газа.

3) Витебское ОДО «КОРИГ» - поставщик керосина.

4) РУП «Могилевоблнефтепродукт» - поставщик дизельного топлива.

5) Могилевская газонаполнительная станция – поставщик дизельного топлива.

Данные поставщики, зарекомендовали себя как благонадежные благодаря своевременной поставке качественной продукции в нужном объеме и по приемлемой цене. Связи с этими поставщиками долгосрочны.


3. Совершенствование процедуры выбора поставщиков на Филиале ОАО «БелАЗ»

Проведем процедуру выбора поставщика при осуществлении процесса закупки топливно-энергетических ресурсов в рассматриваемом предприятии.

Сравним двух поставщиков дизельного топлива (РУП «Могилевоблнефтепродукт» и Могилевская газонаполнительная станция) методом рейтинговых оценок. Для начала рассмотрим деятельность предприятий подробнее.

1. Республиканское дочернее унитарное предприятие по обеспечению нефтепродуктами «Белоруснефть-Могилевоблнефтепродукт» (РУП «Белоруснефть-Могилевоблнефтепродукт»). Образовано в 2005 г. в результате реорганизации и присоединения к нему республиканского унитарного предприятия по обеспечению нефтепродуктами «Могилевоблнефтепродукт».

Основные виды деятельности: оптовая и розничная торговля моторным топливом, розничная торговля (включая алкогольные напитки и табачные изделия) и общественное питание, оптовая торговля смежными продуктами.

Свою деятельность предприятие осуществляет через сеть автозаправочных станций, магазинов, объектов общепита, торговых точек, а также оптовых складов, расположенных в Могилевской области. На территории Могилевской области функционирует 60 АЗС предприятия.

Обеспечение внутреннего рынка, в частности Филиала ОАО «БелАЗ»:

• дизельное топливо с 5% биодобавкой ДТ (Б5) по ТУ BY 500036524.121-2008 (соответствует требованиям СТБ 1658, ЕН-590, ЕВРО-4);

Производители этого топлива – ОАО «Гродно Азот», ОАО «Могилевхимволокно» и ОАО «Белшина» – предприятия концерна «Белнефтехим».

Дизельное топливо с 5% биодобавкой производится в соответствии с техническими условиями (спецификацией) ТУ BY 500036524.121-2008 «Топливо биодизельное EN 590». Данный вид топлива имеет ряд преимуществ:

• значительно улучшает экологическую ситуацию вследствие снижения содержания в выхлопных газах двигателей токсичных веществ (оксида серы и угарного газа и др.);

• имеет более высокую смазывающую способность, что увеличивает ресурс двигателя;

• биокомпонент (МЭЖК), добавляемый в дизельное топливо, повышает метановое число топливной смеси, что облегчает пуск и делает работу двигателя мягче;

• экономит расходы на топливо, т.к. дешевле нефтяного дизельного топлива на 14 %.

Поставка нефтепродуктов осуществляется:

• крупным оптом – напрямую с НПЗ на станцию покупателя;

• мелким оптом – самовывоз со склада хранения либо доставка автотранспортом продавца.

Цена на дизельное топливо – 2580 бел. руб.

Контроль качества. Действующая система постоянного контроля качества нефтепродуктов обеспечивает сохранность качественных показателей топлива и исключает реализацию некачественного топлива.

2) В 1961 году был создан Могилевский монтажно-эксплуатационный участок. Через 8 месяцев после создания участок был реорганизован в контору сжиженного газа, на базе которой позже был создан Могилевский трест по газификации.

Массовая газификация сельскохозяйственных объектов Могилевщины, а также промышленных предприятий города Могилева и области началась в 1984 году, в том числе и Филиала ОАО «БелАЗ».

Основной вид деятельности: снабжение природным газом промышленных потребителей и населения.

Снабжение природным газом потребителей Могилёвской области осуществляется от 31 ГРС ОАО «Белтрансгаз» через газораспределительную систему РУП «Могилевоблгаз».

Обеспечение Филиала ОАО «БелАЗ»:

• дизельное топливо зимнее и летнее с содержанием серы не более 50 ppm по ТУ 38.401-58-296-2005 (соответствует требованиям СТБ 1658, ЕН-590, ЕВРО-4);

Цена на дизельное топливо – 2940 бел. руб.

Основное намерение РУП «Могилевоблгаз» в области качества: обеспечение высокого качества выполняемых работ по проектированию и строительству систем газоснабжения, изготовлению технических устройств системы газоснабжения, а также распределению и сбыту газообразного топлива, удовлетворяющих потребностям заказчиков.

Таким образом, можно определить основные критерии выбора поставщиков и установить их значимость (таблица 3.1).

Таблица 3.1 – Выбор поставщика методом рейтинговых оценок

Критерий выбора РУП Могилевоблнефтепродукт Могилевская газонаполнительная станция
Уд. вес критерия Оценка работы поставщика Произведение уд. веса на оценку Уд. вес критерия Оценка работы поставщика Произведение уд. веса на оценку
1. Качество товара 0,4 10 4 0,4 7 2,8
2. Цена 0,3 9 2,7 0,3 6 1,8
3. Надежность поставки 0,15 9 1,35 0,15 9 1,35
4. Возможность внеплановых поставок 0,1 7 0,7 0,1 7 0,7
5. Финансовое состояние поставщика 0,05 9 0,45 0,05 8 0,4
Итого 1 - 9,2 1 - 7,05

Из таблицы 3.1 можно сделать вывод, что наиболее привлекательным является поставщик №1 – РУП «Могилевоблнефтепродукт», т.к. его значение рейтинга выше, чем у поставщика №2 (Могилевская газонаполнительная станция) - 9,2 и 7,05 соответственно.


Заключение

Целью данной работы являлось определение путей совершенствования выбора поставщиков предприятия.

Были поставлены и решены следующие задачи: изучены принципы управления закупками; рассмотрены критерии выбора поставщиков; охарактеризованы методы выбора поставщиков.

Из проделанной работы можно сделать следующие выводы:

1) На сегодняшний день филиал ОАО «БелАЗ» является убыточным предприятием. К 2009 г. чистый убыток увеличился и составил -10430 млн.р.

2) Наибольший удельный вес в составе производственных запасов как в 2008, так и в 2009 году занимают готовая продукция и товары для реализации (53,55% и 58,84 % соответственно).

3) Продолжительность оборота готовой продукции увеличилась на 148,47 дней (79,19%). Это говорит о том, что значительная часть капитала замораживается на длительное время в запасах готовой продукции, что замедляет ее оборачиваемость.

4) Сумма материальных ресурсов на конец 2009 г. уменьшилась на 1464 млн. р. и составила 8552 млн. р. Снижение запасов сырья и материалов может означать снижение объемов производства или ускорение производственных процессов и процессов обращения.

5) Был проведен выбор поставщиков дизельного топлива (РУП «Могилевоблнефтепродукт» и Могилевская газонаполнительная станция) методом рейтинговых оценок. Наиболее привлекательным является поставщик №1 – РУП «Могилевоблнефтепродукт», т.к. его значение рейтинга выше.

6) Были предложены пути совершенствования выбора поставщиков на Филиале ОАО «БелАЗ».


Список использованных источников

1 Аникина, Б.А. Логистика: учеб. для вузов / Под ред. Б.А. Аникина. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 170 c.

2 Гаджинский, А.М. Логистика: учеб. для высших и средних учебных заведений / А.М. Гаджинский – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2007. – 256с.

3 Канке, А.А. Логистика: учеб. / А.А. Канке, И.П. Кошевой. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 352 с.

4 Неруш, Ю.М. Практикум по логистике: учеб. пособие / Ю.М. Неруш, А.Ю. Неруш – М.: ТК Велби, Проспект, 2008. – 304 с.

5 Уотерс, Д. Логистика. Управление цепью поставок: учеб. / Д. Уотерс. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 503 с.

6 Совершенствование системы управления производственными запасами / [Электронный ресурс] – 2000. – Режим доступа: http://www.nauka-shop.com/mod/shop/productID/39199/. - Дата доступа: 27.11.2010.

Совершенствование рыночных механизмов госзакупок в России
ТЕМА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЫНОЧНЫХ МЕХАНИЗМОВ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСЗАКУПОК В РОССИИ ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы. Практически во всех странах государство ...
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные в работе: организационно- экономическая модель управления закупками на региональном уровне, методика ...
Кроме того, они послужили основой для разработки методических указаний по учебной дисциплине "Организация закупок и размещение заказов в международной торговле" на русском и ...
Раздел: Рефераты по экономике
Тип: дипломная работа
Принципы исчисления уплаты налогов и сборов в ОАО "Российские ...
Содержание Введение 1 Теоретические аспекты исчисления и уплаты налогов и сборов организациями, имеющими филиалы и другие обособленные структурные ...
2 Порядок уплаты налогов и сборов СКЖД - филиалом ОАО "РЖД"
Северо-Кавказская железная дорога (СКЖД) - является филиалом открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами ...
Раздел: Рефераты по финансовым наукам
Тип: дипломная работа
Аудит готовой продукции на предприятия ОАО "Резинотехника"
ВВЕДЕНИЕ В настоящее время предприятия России работают в условиях транзитивной экономики, где осуществляется свободная купля-продажа товаров, спрос и ...
... свойствами товаров и предоставляемых услуг, исходя из свободной отпускной цены предприятия-изготовителя или цены другого поставщика (цены закупки) и торговой надбавки.
Правила балансовой оценки готовой продукции установлены п.59 Положения по ведения бухгалтерского учета, согласно которому готовая продукция отражается в бухгалтерском балансе по ...
Раздел: Рефераты по бухгалтерскому учету и аудиту
Тип: дипломная работа
... эффективности "Торгово-Технического дома ОАО "Татнефть"
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ Глава 1. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 1.1 Характеристика факторов, осложняющих эксплуатацию нефтепромыслового оборудования в условиях ...
Торгово-технический дом ОАО "Татнефть" - структурное подразделение ОАО "Татнефть", является головным предприятием ОАО "Татнефть" по реализации готовой продукции заводов и ...
Все это позволяет производить поставку продукции ОАО "Татнефть" в любые регионы нашей страны:
Раздел: Рефераты по экономике
Тип: дипломная работа
Логистика
История и развитие понятия логистики. Логистика - наука о планировании, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных ...
История и развитие понятия логистики.
Речь идет, например, о распоряжении (диспозиции) внутризаводским транспортом, запасами готовой продукции, обеспечении материалами и подрядными поставками, запуске заказов в ...
Особое значение данная функция приобретает в распределительной логистике, где торговый ассортимент включает огромный перечень товаров различных производителей, отличающихся ...
Раздел: Рефераты по логистике
Тип: реферат