Изложение: Особенности психологизма как способа характеристики персонажа в новеллах А.П. Чехова

Криворожский государственный педагогический университет

Кафедра русского языка и литературы

Шевченко А.В.

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЗМА КАК СПОСОБА ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕРСОНАЖА В НОВЕЛЛАХ А.П. ЧЕХОВА


Психологизм как важный признак поэтики А.П. Чехова привлекал внимание многих исследователей, таких как Андрея Борисовича Есина, Ивана Филлиповича Масанова, Пётра Николаевича Краснова, Владимира Борисовича Катаева и др.   

Однако нельзя сказать, что проблема исчерпана: в связи с современными подходами к пониманию психологизма как художественного способа описания внутреннего мира героя выявляются аспекты, которые уточняют особенности чеховского психологизма, в частности, в рамках новеллистического жанра.

Согласно Андрею Борисовичу Есину, психологизм - «это достаточно полное, подробное и глубокое изображение чувств, мыслей, переживаний вымышленной личности (литературного персонажа) с помощью специфических средств художественной литературы»[3; 10]. В «Словаре по литературоведенью» под редакцией Николаева Петра Алексеевича определение психологизму звучит так: «Психологизм в литературе – полное, подробное и глубокое изображение чувств и эмоций, мыслей и переживаний литературного героя».

Можно сделать вывод, что психологизм - это прежде всего попытка автора описать внутренний мир героя художественными средствами.

Психологичность – это родовое отличие русского литературного сознания. В особенности это касается литературы классического периода. О. Н. Осмоловский отмечал, что русской литературе «в целом был свойственен онтологический психологизм <.> конечное объяснение человека в русской литературе и философии не психологическое, а онтологическое - с учетом божественной первоосновы бытия»[4;35].

Одним из новаторских проявлений писательского мастерства в наследии А.П. Чехова является особое использование психологизма.

Чехов старается преподнести внутренний мир человека читателю, используя незначительные, на первый взгляд, детали, намёки, отказ от традиционной портретной характеристики, метафоры и фразеологизмы, несобственно-прямую внутреннюю речь, главная задача которых – изобразить психологические состояния своих героев.

Рассмотрим проявления психологизма в таких новеллах, как «Ионыч», «У знакомых», «Человек в футляре».

 Беликов (в новелле «Человек в футляре»)  не пытается изменить свою жизнь, разнообразить её, ведь если он разрешит себе что-то новое, скрывавшееся доныне, жизнь откроет неопределённость, вызывающая стремление окружить себя «оболочкой», «футляром». Основная, главная деталь – чехлы, футляры, в которые были упакованы вещи. Беликов всю жизнь чего-то боялся, его опасался жизнь. Поэтому после смерти его лицо приняло приятное, простое, даже немного удовлетворённое выражение: он был в футляре, из которого не надо никогда выходить.

Намёки помогают читателю «подбавить недостающее» в соответствии с авторским замыслом. Такого рода детали – незаменимый прием для создания в произведении определенной атмосферы, настроения, эмоционального тона» [3; 94]. Рассказ «У знакомых»: «Он… вдруг вспомнил, что ничего не может сделать для этих людей, решительно ничего, и притих, как виноватый. И потом сидел в углу молча, поджимая ноги, обутые в чужие туфли». В самом начале эти туфли были просто «старыми домашними туфлями» хозяина, герою они нравились и в них он чувствовал себя уютно, а вот теперь они стали «чужими».

В рассказе «Ионыч» Старцев, Дмитрий Ионыч, разговаривая с Катериной Ивановной, будучи когда-то в неё влюблённым, сначала испытывает приподнятое настроение, но затем вспоминает про деньги, полученные от пациентов, - «и огонек в его душе погас». Именно метафора раскрывает психологическое состояние героя. Внимание сосредоточено на переживания, а не на нюансах. чехов психологизм художественный образ

Чеховская же «несобственно-прямая внутренняя речь, у которой как бы двойное авторство – повествователя и героя, – активно способствует возникновению того авторского и читательского переживания герою, которое лежит в основе чеховского психологизма»[3; 75]. Мысли персонажа, его переживания, мысли автора и читателя сливаются воедино, их уже невозможно разделить, они часть целого. Внутренний мир героя становится близким и понятным для читателя. Психологизм здесь включается незаметно, но тем не менее полностью достигает своей цели.

Не всё в сфере человеческой психики объяснимо у Чехова, например: «Эти слова, такие обыкновенные, почему-то вдруг возмутили Гурова» («Дама с собачкой»). Писатель не пытается сделать «смутное четким, выразить невыразимое», но демонстрирует это смутное и невыразимое мастерски, что читатель невольно проникается состоянием персонажа, чувствует его без всяких объяснений[3; 68].

Таким образом, можно сказать, что в новеллах Чехова психологизм в разных формах его художественного воплощения служит способом не только драматизации текста, но и средством характеристики персонажей.

Шпора на экзамен в 2002 году
1-7) Автор и его герой в произведениях А.И.Солженицына "Матренин двор" Еще каких-то двадцать лет назад имя Александра Исаевича Солженицына запрещено ...
Читатель не может догадаться и о конце поэмы, потому что все ее персонажи выведены по принципу градации: один хуже другого.
Чехов по праву считается мастером короткого рассказа, новеллы-­миниатюры.
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение
Проблемы композиции и индивидуального авторского стиля в узбекской ...
ВВЕДЕНИЕ В наше время в политике, экономике, культуре, в общественном сознании народа идёт процесс глубочайших преобразований, и трудно переоценить ...
Другое дело - его художественное воплощение, многие поступки героев совершенно логически неоправданны, ситуации надуманы, и, соответственно, поведение персонажей в этих ситуациях ...
Посредством внутреннего монолога автор комментирует, объясняет, раскрывает переживания своих героев, анализирует их душевное состояние, их представления о других персонажах, о ...
Раздел: Рефераты по зарубежной литературе
Тип: дипломная работа
Типология и поэтика женской прозы: гендерный аспект
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ На правах рукописи ПУШКАРЬ ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА ТИПОЛОГИЯ И ПОЭТИКА ...
В литературоведении уже отмечалось, что автор художественного произведения обращает читательское внимание не только на существо, переживаний, мыслей, речи персонажей, но и на ...
Итак, воплощая в художественном слове гендерные доминанты внутреннего мира героев (и прежде всего - героини), авторы-женщины - Т.Толстая, Л.Петрушевская, Л.Улицкая раскрывают ...
Раздел: Рефераты по зарубежной литературе
Тип: дипломная работа
Идейно-художественные особенности очерка А. Чехова "Остров ...
Содержание Введение 1. Идейно - композиционное своеобразие цикла очерков "Остров Сахалин" А.П. Чехова 2. Особенности повествовательной манеры А.П ...
Так, объектом внимания в статье Е.А. Гусевой становиться связь человека и природы, которая прослеживается во всей прозе Чехова, и, по мнению исследователя, "характерна . для книги ...
В своей статье "Зарисовки природы в художественном мире книги очерков А. П. Чехова "Остров Сахалин" она отмечает, что "море и в рассказах Чехова, и в его очерках изображено не ...
Раздел: Рефераты по зарубежной литературе
Тип: курсовая работа
Мелихово в творческой и повседневной жизни А.П. Чехова
Институт туризма и гостеприимства Кафедра лингвистического обеспечения туристической деятельности. Курсовая работа по дисциплине "Литературно ...
Одним из таких гостей был сотрудник "Недели", а позднее "Нового времени", публицист, реакционер М. О. Меньшиков. ".и вдруг к нам приехал в полном смысле человек в футляре: штатский ...
Примером того, как органически вошел мелиховский пейзаж в произведения Чехова, может служить задуманная им в Мелихове трилогия, в которую Чехов включил три рассказа 1898 г ...
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение