Курсовая работа: Организация бухгалтерского учета на базе Плана счетов

Оглавление

1.Введение

2. Классификация счетов бухгалтерского учета

3. Рабочий план счетов

4. Контрольная работа

5.Список используемой литературы


1.Введение

 

На любом предприятии, даже на небольшом, существует огромное многообразие хозяйственных средств, участвующих в хозяйственных процессах, и источников, образующих хозяйственные средства. Поэтому появилась необходимость систематизировать средства труда и их источники по их экономическому содержанию. Для учета каждого вида средств, их источников и хозяйственных процессов открыли отдельный счет, где производятся записи о хозяйственных операциях. Для удобства пользования счета эти поместили в одну таблицу, которую назвали «План счетов бухгалтерского учета»

Универсальным инструментом, позволяющим современному бухгалтеру с минимальными затратами времени и средств освоить все многообразие хозяйственных операций, является их кодирование в виде систем проводок на основе Плана счетов.

Использование для отражения однородных хозяйственных операций, хозяйственных средств и денежных обязательств, соответствующих бухгалтерских счетов, дает возможность оперативно обрабатывать информацию о финансовом и имущественном состоянии предприятия и проводить экономический анализ его деятельности.

На основе Плана счетов бухгалтерского учета и инструкции по его применению организация утверждает рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических (включая субсчета) счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета.

бухгалтерский учет амортизационное отчисление


2. Классификация счетов бухгалтерского учета

Счет — это способ экономической группировки, при котором в денежной оценке систематизируется, накапливается текущая информация о состоянии имущества, источниках его образования, хозяйственных операциях. Счет бухгалтерского учета – обязательно открывается на каждый экономически однородный вид имущества, источников его формирования и хозяйственных операций в соответствии с классификацией объектов учета

Классификация счетов бухгалтерского учета - объединение счетов бухгалтерского учета по определенным признакам и установление общих свойств различных групп счетов с целью их изучения и правильного применения. Наиболее типичными признаками, по которым производится классификация бухгалтерских счетов, являются структура (строение) счета и его назначение, а также экономическое содержание.

Главной проблемой построения любого плана счетов является определение его объема, т.е. степени регламентации в нем признаков группировки и обобщения информации о фактах хозяйственной деятельности. Объем плана счетов оказывает влияние на эффективность унификации и автоматизации учетного процесса в различных организациях, на развитие методологии учета и методики экономического анализа.

Среди элементов метода бухгалтерского учета счета и двойная запись занимают особое место. Счет - это часть учетной системы, которая представляет собой набор элементов и информационных взаимосвязей между ними. Таким образом, каждый счет является элементом системы. Моделью системы является бухгалтерский баланс, в котором счета связаны друг с другом с помощью бухгалтерских записей. Любая бухгалтерская запись, выражая интересы тех или иных участников хозяйственного процесса, поддерживает баланс. Особенность рассматриваемых взаимосвязей (проводок) заключается в том, что они или раскрывают реально существующие отношения (методологический подход), или задают их (формальный подход). Система счетов должна предусматривать получение круга показателей, всесторонне характеризующего деятельность предприятия конкретной отрасли, обеспечить возможность обобщения показателей отдельных предприятий в масштабе различных отраслей и экономических районов страны. Для рационального построения системы счетов, а также для безошибочного их использования при отражении хозяйственных операций необходимо учитывать их особенности. Для этого используют классификацию счетов. Классификация счетов бухгалтерского учета - это способ изучения счетов путем их группировки по наиболее существенным признакам и выяснения общих свойств различных типов счетов. Она дает возможность вместо изучения счетов по отдельности ограничиться изучением сравнительно небольшого количества групп счетов. Установленные при этом характерные особенности групп счетов должны быть общими для всех счетов, составляющих группу. Классификация счетов позволяет установить, какие показатели могут быть получены на тех или иных счетах и какие счета необходимы для полного отражения хозяйственной деятельности организации. Она имеет не только территориальное, но и практическое значение: зная общие свойства различных типов счетов, легче понять, для чего нужен и как используется отдельный счет.

При группировке счетов по их содержанию на них учитывается, что строение или структура счета отражает характер оборотов по дебету и кредиту счета и его остатка. Строение счета зависит не только от его экономического содержания, но и от его учетного назначения, т.е. той роли, которую должен играть счет в самом учете: один счет служит, например, для того, чтобы отразить состояние и движение готовой продукции, другой - для исчисления себестоимости продукции, третий - для выявления прибыли от ее реализации и т.д. При группировке счетов по строению, устанавливается, как отражаются в них объекты бухгалтерского учета. Для отражения одних и тех же операций можно прибегать к большему или меньшему количеству счетов, т.е. многовариантному отражению операций на счетах.

Основой методологической структуры в бухгалтерском учете служит План счетов бухгалтерского учета. Все многообразие фактов хозяйственной деятельности он сводит к строго ограниченному числу типов. При этом число введенных счетов ограничивает возможное число типов хозяйственных операций. И поскольку ни один счет со всеми другими счетами не корреспондирует, фактически встречающихся типов значительно меньше максимально возможного их числа. Так как в бухгалтерском учете применяется много счетов, для правильного их использования необходимо знать, какие объекты должны учитываться на конкретных счетах и какие данные должны быть получены при этом.

С помощью классификации счетов возможно:

- понять смысл, функцию и назначение того или иного счета, чем он принципиально отличается от других счетов или, наоборот, что общего между тем или другим счетом;

- облегчить учащимся изучение природы счетов, а бухгалтерам-практикам их использование;

- помочь в составлении рабочих планов счетов.

Кроме того, классификация - это одновременно и конструирование счетов.

Классификация бухгалтерских счетов направлена на установление минимума счетов, необходимого и достаточного для описания объектов бухгалтерского наблюдения, распределения (приписки) этих объектов по конкретным счетам, разбивку образованной системы на классы, сгруппированные по определенному общему признаку таким образом, что полученные в результате декомпозиции подмножества сохраняют свойства системы как единого целого.

Особенность классификации синтетических счетов состоит в том, что каждый из них, с одной стороны, выступает элементом бухгалтерской информационной системы, с другой, синтетический счет сам представляет некую информационную подсистему, включающую конкретизирующие его счета второго (субсчета) и третьего (аналитические счета) порядка. От объективности классификации синтетических счетов зависит не только достоверность отражения в учете связей между объектами, изменяющимися в результате свершившегося хозяйственного факта, но и организация аналитического учета.

Классификация счетов должна быть:

- всеобъемлющей и полной, т. е. все хозяйственные процессы, средства и источники должны получить отражения на счетах;

- приспособлена к особенностям организации;

- правильно и в соответствии с законами отражать юридическую структуру средств;

- предусматривать расположение учётных объектов по материальным категориям, хозяйственным процессам и ликвидности имущества;

- приспособлена к дальнейшему расчленению счетов и их последовательному укреплению.

Кроме того, чаще всего классификация счетов выполняется ради трёх важнейших целей:

1. Понять смысл, функцию и назначение того или иного счёта, чем он принципиально отличается от других счетов или, наоборот, что общего между тем или другим счётом.

2. Облегчить тем самым учащимся изучение природы счетов, а бухгалтеру-практику их использование.

3. Помочь в составлении планов счетов.

Таким образом, задавая номенклатуру счетов, бухгалтер тем самым предопределяет и корреспонденцию между ними.

Можно выделить классификацию счетов по следующим признакам:

1. По экономическому содержанию —счета делятся на счета учета хозяйственных средств, учета хозяйственных процессов, учета источников образования средств.

2. По принадлежности имущества и обязательств (по отношению к бухгалтерскому балансу) — выделяют балансовые и забалансовые счета.

3. По отношению к сторонам баланса — выделяют активные, пассивные и активно-пассивные.

4. По степени детализации данных — счета подразделяются на синтетические счета, субсчета, аналитические счета.

5. По структуре и назначению.

Следует учесть, что помимо счетов для учета имущества организации (активных) и источников его формирования (пассивных) в бухгалтерском учете существуют счета, на которых отражаются одновременно и имущество организации, и источники его формирования, - активно – пассивные.

Активно – пассивные счета бывают двух видов: с односторонним сальдо (дебетовое либо кредитовое) и с двусторонним сальдо (дебетовое и кредитовое одновременно).

Так, к примеру, счетом с односторонним сальдо является счет 99 «Прибыли и убытки». Если у предприятия суммы доходов превысили суммы расходов, то разница между ними дает прибыль, следовательно, и сальдо счета будет кредитовым (прибыль является источником формирования имущества и отражается в пассиве баланса). Если же суммы доходов меньше сумм расходов, то разница между ними показывает убыток, и сальдо по счету будет дебетовым.

К активно-пассивным счетам с двусторонним развернутым сальдо можно отнести счет «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Сальдо по дебету этого счета означает дебиторскую задолженность, а сальдо по кредиту – кредиторскую.

Синтетические и аналитические счета. Субсчета.

В бухгалтерском учете для получения различной информации используется три вида счетов. (Рис. 1)

Виды счетов по степени детализации

  Синтетические

 

  Аналитические

 

       Субсчета

 


Рис. 1

Синтетические счета – счета, которые содержат обобщенные показатели об имуществе, обязательствах и операциях организации по экономически однородным группам, выраженные в денежном измерители.

Не все синтетические счета требуют ведения аналитического учета. Счета, не требующие такого ведения, называются простыми. Счета же, которые требуют ведения аналитического учета, называются сложными, например, счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 01 «Основные средства» и др.

Часто сложные синтетические счета непосредственно связанны с аналитическими счетами, без каких – либо промежуточных групп. Например, в дополнение синтетического счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами» открываются аналитические счета на каждое подотчетное лицо.

Аналитические счета всегда детализируют содержание синтетических, отражая данные по отдельным видам имущества, обязательств и операций, выраженных в натуральных, денежных и трудовых измерителях.

Счета бухгалтерского учета классифицируются также по однородности экономического содержания отражаемых в них показателей имущества, обязательств и хозяйственных операций.

Классификация счетов по назначению и структуре не увязывает признаков идентификации с отражаемыми на них экономическими показателями, а исследует и группирует номенклатуру счетов по их назначению в системе бухгалтерских счетов, строению, способам расчета показателей оборотов и конечного сальдо, организации аналитического учета. Таким образом, можно обобщить цели и задачи классификации счетов по назначению и структуре: выяснить, как организован и ведется учет на определенных группах счетов.

Бухгалтерские счета группируются в пять групп:

1 группа – основные счета;

2 группа – регулирующие счета;

3 группа – операционные счета;

4 группа – финансово – результативные счета;

5 группа – забалансовые счета.

Основные счета получили такое название потому, что в нормально работающей организации всегда будут иметь место остатки по этим счетам. Кроме того, большая часть таких счетов применятся почти во всех организациях, которые в настоящее время заняты предпринимательской деятельностью.

На инвентарных счетах учитывается имущество организации — внеоборотные и оборотные активы независимо оттого, представлены они в материально-вещественной форме или нет (нематериальные активы). Все счета этой группы активные и могут иметь только дебетовое сальдо. В данную группу входят такие счета бухгалтерского учета как:

01 Основные средства;

04 Нематериальные активы;

41 Товары (применяется в основном в организациях торговли и общественного питания; в организациях сферы материального производства используется только, когда организация приобретает комплектующие изделия, стоимость которых не включается в себестоимость готовой продукции, выполненных работ или оказанных услуг, а также когда подобные организации помимо производственной деятельности занимаются и торговой);

50 Касса и др.

Во вторую подгруппу включены счета учета собственных источников приобретения активов организации. Ранее использовалось название фондовые счета, которое в настоящее время представляется неточным: само понятие «фонды» в условиях рыночной экономики практически не применяется. Впрочем, и предложенное наименование группы абсолютно правильным назвать нельзя, так как понятие собственные средства организации несколько шире, нежели состав источников, учитываемых на этих счетах.

Счета источников являются пассивными (за исключением счетов 84 Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) и 99 Прибыли и убытки, которые при наличии дебетового сальдо не могут рассматриваться как счета учета источников поступления имущества). Следовательно, сальдо на таких счетах может быть только пассивным.

Подгруппа Счета расчетов — самая обширная по количеству включаемых в нее счетов бухгалтерского учета. При этом результатом расчетов может быть как возникновение источников поступления имущества или обязательств организации, так и образование дебиторской задолженности, которая по своему экономическому содержанию приравнивается к активам организации. Таким образом, в этой группе представлены и активные, и пассивные, и активно-пассивные счета. Например:

60 Расчеты с поставщиками и подрядчиками;

62 Расчеты с покупателями и заказчиками.

Основные счета подразделяются на ресурсные, операционные и финансово-результатные.

Ресурсные счета предназначены для учета на них производственных и финансовых ресурсов и состоят из имущественных, расчетных и фондовых (капитальных).

Счета данной группы ориентированы на формирование финансового результата и предоставление информации о процессах, которые можно классифицировать по трем направлениям:

1) накопление;

2) распределение;

3) сопоставление.

Для счетов накопления характерно формирование в течение нескольких отчетных периодов дебетового сальдо. В действующем Плане счетов к ним следует относить счет 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам», который используется в случае выполнения работ долгосрочного характера, когда начальные и конечные сроки относятся к разным отчетным периодам.

Для отражения процесса распределения используются две группы счетов: распределительные по периодам и контрольно-распределительные.

Распределительные по периодам счета используются для обеспечения принципа увязки доходов и расходов, который предполагает, что расходы должны быть отражены в том отчетном периоде, в котором возникли доходы, ставшие возможными благодаря этим расходам. К данной группе относятся счета 96 «Резервы предстоящих расходов», 97 «Расходы будущих периодов», 98 «Доходы будущих периодов», 09 «Отложенные налоговые активы», 77 «Отложенные налоговые обязательства».

К контрольно-распределительным (счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» и 28 «Брак в производстве») относят те счета, на которых накапливаются суммы порч и недостач, виновники которых не выявлены. Данная группа счетов может иметь на конец отчетного периода дебетовое сальдо, если процедура выявления виновного лица не доведена до логического конца, но желательно его не иметь.

Для процессов сопоставления используются сопоставительные счета. Их специфика заключается в отражении хозяйственной операции в различных оценках. Они, в свою очередь, подразделяются на контрольно-сопоставительные и операционно-результатные.

Примером группы контрольно-сопоставительных счетов выступает счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)», где контролируются затраты предприятия путем сопоставления фактической и нормативной себестоимости. Выявленные отклонения (экономия или перерасход) переносятся непосредственно на операционно-результатные или финансово-результатные счета.

На операционно-результатных счетах (например, счет 90 «Продажи») сопоставляется фактическая себестоимость с ценами реализации. Классификация доходов и расходов на симметричные и асимметричные позволяет утверждать, что операционно-результатные счета предназначены для учета симметричных доходов и расходов, соответствующих концепции определения дохода - концепции продукта: доход может быть признан только в том случае, если он заработан, или не может быть дохода от продаж, если объект хозяйственной сделки не приобретен или не создан (на него не понесены затраты).

Регулирующие счета открываются только в дополнение к основным. Они предназначены для уточнения (регулирования) оценки объектов, учитываемых на основных счетах; на сумму своего остатка они уменьшают или увеличивают остатки имущества основных счетов. Регулирующие счета в бухгалтерском балансе не показываются. Классификация регулирующих счетов представлена на рис. 3.

Так как корректироваться могут оценка имущества организации (активные счета) и обязательства и источники собственных средств (пассивные счета), все контрарные счета разделяют на две основные группы: контрактивные (корректирующие оценку активных счетов) и контрпассивные (корректирующие источники и обязательства).

К контрактивным счетам относятся,например:

02 Износ основных средств;

05 Амортизация нематериальных активов;

14 Резервы под снижение стоимости материальных ценностей;


Классификация регулирующих счетов

   Контрпассивные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис. 3

Кроме того, в отдельную группу — контрарно-дополнительных — принято выделять счет 16 ≪Отклонение в стоимости материалов≫. Это обусловлено особым порядком образования и списания остатков на этом счете: в зависимости от реальных условий сальдо по счету 16 может быть и дебетовым, и кредитовым.

Корректировка оценки может производиться также посредством сопоставления фактических и плановых данных (учетных цен). В этом случае отражающие счета принято называть дополнительными. В эту группу включаются счета:

15 Заготовление и приобретение материалов (в том случае, когда учет поступивших материально-производственных запасов ведется по учетным ценам);

40 Выпуск продукции (работ, услуг).

Операционные счета, как можно заключить из названия, предназначены для отражения хозяйственных операций. На этих счетах производится предварительное обобщение бухгалтерской информации перед ее списанием на основные счета бухгалтерского учета, а также формируется информация о результатах операций, итог которых может быть как положительным (прибыль), так и отрицательным (убыток).

Распределительные счета предназначены для аккумулирования данных, списание которых на другие счета непосредственно в момент осуществления соответствующей операции или сразу после нее нормативными актами и схемой документооборота не предусмотрены. При этом под собирательно-распределительными понимают счета, на которых обобщается информация о производственных затратах, изменениях в структуре активов и т.п., которые списываются по окончании отчетного периода или в течение нескольких отчетных периодов.

К таким счетам относятся:

25 Общепроизводственные расходы;

26 Общехозяйственные расходы;

44 Расходы на продажу.

По окончании отчетного периода (или в конце периода) расходы, аккумулированные на этих счетах, распределяются между видами продукции, между видами производств, между остатками готовой продукции и объемами незавершенного производства и т.п. — в соответствии с учетной политикой организации. Следует иметь в виду, что в настоящее время документами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности допускается не распределять перечисленные расходы, а списывать непосредственно на счет учета продаж (в полной сумме). Тем не менее экономический характер собирательно-распределительных счетов в принципе не меняется.

К контрольно-распределительным (бюджетно-распределительным) относят счета, на которых также отражаются результаты операций, не относящихся к данному отчетному периоду, но которые, в отличие от собирательно-распределительных, подлежат распределению в течение нескольких отчетных периодов. К таким счетам относятся, например:

19 Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям;

73 Расчеты с персоналом по прочим операциям;

94 Недостачи и потери от порчи ценностей;

На калькуляционных счетах аккумулируются различные затраты, связанные с приобретением или созданием отдельных видов активов. Такое аккумулирование расходов и формирование стоимости (себестоимости) активов может быть обусловлено: необходимостью формирования инвентарной стоимости внеоборотных активов для последующего определения нормы амортизации; необходимостью формирования фактической себестоимости материально-производственных запасов для правильного списания их стоимости на себестоимость продукции (работ, услуг); особенностями технологии производства, принятой схемой (периодичностью и порядком) приемки этапов выполненных работ или оказанных услуг.

К счетам этой группы можно отнести следующие:

08 Вложения во внеоборотные активы;

10 Материалы;

21 Полуфабрикаты собственного производства;

28 Брак в производстве.

При этом счет 10 может быть либо основным, либо калькуляционным, либо относиться одновременно к обеим группам. Это объясняется тем, что в фактическую себестоимость для оценки материально-производственных запасов включают самые разнообразные затраты, производимые в разное время и отличающиеся экономическим содержанием (покупная цена, транспортные, консультационные и иные услуги сторонних организаций, работы и услуги собственных производств и хозяйств).

Для окончательного вывода о том, к какой классификационной группе принадлежат перечисленные счета, необходимо исходить из положения учетной политики конкретной организации.

Сопоставляющие счета применяют в тех случаях, когда перед списанием сальдо, образовавшегося в результате операции или группы однородных операций, необходимо выявить результат — т.е. сопоставить дебетовые и кредитовые обороты. Ранее такое списание производилось после каждой операции. Инструкция по применению нового Плана счетов обязывает организацию делать это по операционно-результатным счетам один раз месяц, по финансово-результатным — один раз в год.

В новом Плане счетов предусмотрено только два операционно-результатных счета:

90 Продажи;

91 Прочие доходы и расходы.

Забалансовые счета предназначены для обобщения информации о наличии и движении ценностей, не принадлежащих организации, но временно находящихся в ее пользовании или распоряжении, например арендованного имущества, материальных ценностей на ответственном хранении.

Бухгалтерский учет на забалансовых счетах ведется без использования метода двойной записи по простой системе: поступление ценностей и выдача обязательств учитываются только по дебету забалансового счета, а выбытие – по кредиту.

Забалансовые счета имеют трехзначный код, например:

001 «Арендованные основные средства»;

005 «Оборудование, принятое для монтажа».

Сальдо забалансовых счетов на конец отчетного периода в валюту баланса не включается.

В бухгалтерском балансе (форма № 1) наличие ценностей, учитываемых за балансом, отражается исключительно в виде справочной информации.

Таким образом, каждый счет бухгалтерского учета обладает целым рядом признаков, характеризующих его экономические, методологические и практические особенности. Эти признаки наиболее рельефно проявляются при классификации счетов

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что совершенствование классификации счетов по назначению и структуре позволяет логически обосновать структуру того или иного счета в связи с назначением его использования, что дает возможность более правильно определять смысл хозяйственных операций и более точно составить рабочий план счетов.


3. Рабочий план счетов

 

Нормативное регулирование плана счетов бухгалтерского учета представляет собой установление государственными органами общеобязательных правил и норм.

В Российской Федерации создана четырехуровневая система нормативного регулирования плана счетов бухгалтерского учета (таблица 1).

Таблица 1. Уровни нормативного регулирования плана счетов бухгалтерского учета в России

Уровень регулирования Источники регулирования Документы, регулирующие учет
Первый уровень

Государственная дума РФ;

Президент РФ;

Правительство РФ

ФЗ «О бухгалтерском учете»;

указы Президента и постановления Правительства РФ

Второй уровень Министерство финансов РФ и другие органы исполнительной власти

Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности;

Положения по бухгалтерскому учету отдельных объектов учета

Третий уровень Министерство финансов РФ и другие органы исполнительной власти

План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению;

прочие методические указания и рекомендации

Четвертый уровень Управленческий персонал организации Учетная политика организации

Документом первого, наивысшего, уровня является Федеральный Закон «О бухгалтерском учете». К нормативным документам второго уровня регулирования относятся Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности и Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету отдельных объектов учета. Главное назначение таких положений — раскрыть правовые и методологические нормы, закрепленные в Законе «О бухгалтерском учете» в части применения плана счетов бухгалтерского учета. Третий уровень регулирования включает нормативные акты Правительства Российской Федерации, иных правительственных органов, устанавливающие принципиальные нормы, которые необходимо использовать при разработке положения четвертого уровня.

К четвертому уровню нормативного регулирования плана счетов бухгалтерского учета относится учетная политика организации.

В системе нормативного регулирования План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации, утвержденный Приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, занимает промежуточное место между нормативными документами второго и третьего уровней, т.е. не имеющими нормативно-правового характера. Однако в практической деятельности Плану счетов придается первостепенное значение.

План счетов является общим нормативным документом, предназначенным для всех организаций. Каждая организация создана для выполнения конкретных функций, а, следовательно, по роду своей деятельности она может использовать не все счета, поэтому и нет необходимости указывать их в учетной политике. Таким образом, действующее законодательство разрешает указывать в рабочем плане счетов те счета, которые непосредственно используются организацией.

На каждом предприятии издается приказ об утверждении учетной политики, подписанный руководителем. Подготовка и формирование учетной политики осуществляется главным бухгалтером предприятия, на которого также возлагаются обязанности по подготовке и принятию рабочего плана счетов.

При разработке плана счетов главный бухгалтер предприятия руководствуется следующими принципами:

1. Счета располагаются в разделах по ходу движения стоимости: со счета на счет, из раздела в раздел, начиная со счетов капиталов, на которых отражается формирование собственных средств, заканчивая счетами по учету финансовых результатов и использования прибыли. Это соответствует объективному процессу авансирования средств в их кругообороте, дает возможность без затруднения составлять счетные формулы и объяснять двойную запись на бухгалтерских счетах.

2. Отражение операций на бухгалтерских счетах осуществляется посредством двойной записи, которая объясняется не общепринятой балансовой теорией, не раскрывающей причин двойной записи (балансовые изменения сами являются следствием двойной записи), а исходя из экономического содержания хозяйственных операций (движения стоимости).

РАБОЧИЙ ПЛАН СЧЕТОВ - систематизированный план счетов бухгалтерского учета, применяемых в конкретной организации. В нем содержатся синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности, а также перечень забалансовых счетов. Рабочий план счетов в РФ разрабатывается организацией на основе соответствующего обязательного для нее общего или специального Плана счетов бухгалтерского учета, утвержденного органом, которому федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета. В соответствии со ст. 6 ФЗ «О бухгалтерском учете» Рабочий план счетов утверждается при утверждении учетной политики организации приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета, как уже было сказано выше, таким лицом является руководитель организации.

При подготовке рабочего плана счетов. из всей совокупности синтетических счетов выбираются те, которые реально необходимы для адекватного отражения финансово-хозяйственной деятельности конкретной организации и для формирования достоверной и полной картины ее имущественного и финансового положения. При составлении рабочего плана счетов с сокращенной системой счетов бухгалтерского учета целесообразно учитывать конкретные виды имущества, направления и виды деятельности организации, а также специфику обязательств, возникающих из совершаемых ею сделок и иных оснований. И наоборот, для учета специфических операций организации могут по согласованию с Минфином РФ или др. соответствующим органом при необходимости вводить в Р.п.с. дополнительные синтетические счета, используя свободные коды счетов. Основанием для введения новых синтетических счетов может служить, например, появление нового вида объектов учета, для которых ранее счета не предусматривались. Субсчета, предусмотренные в соответствующем плане счетов, используются исходя из требований анализа, контроля и отчетности. Организации вправе уточнять содержание отдельных из них, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета.

При разработке рабочего плана счетов определяется конкретная номенклатура счетов, используемых данной организацией в процессе бухгалтерского учета. В случае, если в дальнейшем возникает необходимость учета средств, не указанных в рабочем плане счетов, можно использовать имеющийся счет из соответствующего раздела.

При этом рабочий план счетов всегда должен включать следующие разделы в определенной последовательности:

1. Капитал.

2. Кредиты и займы.

3. Денежные средства, их эквиваленты и прочие расчеты.

4. Капитальные вложения и долгосрочные активы.

5. Процесс снабжения и производственные затраты.

6. Производство и социальная сфера.

7. Готовая продукция и товары.

8. Процесс продажи и финансовые результаты.

9. Забалансовые счета.

Небольшие и средние организации с незначительными объемами учетной работы (и, соответственно, количеством счетов и бухгалтерских проводок) могут воспользоваться типовым Планом счетов, не внося в него существенных изменений в части применения субсчетов и нетиповых проводок.

Иные предприятия (как правило, имеющие многопрофильный характер деятельности, значительный объем учетных данных, разветвленную структурную сеть и т.п.) должны разрабатывать рабочий план счетов с учетом специфики своей финансово-хозяйственной деятельности.

Все рабочие планы счетов должны быть основаны на типовом Плане счетов бухгалтерского учета и Инструкции по его применению. Однако в части субсчетов и аналитического учета предприятия могут самостоятельно устанавливать порядок своей учетной работы. В этих целях и разрабатывается рабочий план счетов предприятия, являющийся составной частью его учетной политики и утверждаемый, как правило, в качестве ее приложения.

Построение рабочего плана счетов означает выделение, систематизацию и расположение счетов (и субсчетов) в определенной системе, что позволяет установить необходимую основу для отражения производимых предприятием финансово-хозяйственных операций.

Основная цель разработки рабочего плана счетов - построить такую схему бухгалтерского учета, чтобы она могла учесть потребности в аналитике для всех целей ведения учета. Это и формирование бухгалтерской отчетности, и подготовка информации для управления, исчисления налогов и сборов, и ведение статистического учета.

Торгующие организации, занимающиеся розничной торговлей, не используют в своей деятельности затратные счета на производство (20, 21, 23, 25, 26 и т.д.), то есть рабочий план счетов данной организации не будет их содержат, так как им рекомендован счет 44 «Расходы на продажу».

В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций на основе Плана счетов организация утверждает рабочий план счетов, содержащий полный перечень синтетических и аналитических (включая субсчета) счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета. Субсчета, предусмотренные в Плане счетов, используются организацией исходя из требований управления организацией, включая нужды анализа, контроля и отчетности. Как уже говорилось выше, организация может уточнять содержание приведенных в Плане счетов субсчетов, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета.

Как правило, структура каждого счета рабочего плана счетов предполагает следующую иерархию информационных данных по возрастанию степени детализации аналитического учета:

- счет;

- субсчет;

- аналитические признаки (субконто) первого уровня;

- аналитические признаки (субконто) второго уровня и т.д.

Рассмотрим формирование структуры счетов на примере счета 01 «Основные средства»:

- счет 01 «Основные средства»;

- субсчета (по использованию основных средств в производственном процессе):

01-1 «Основные средства производственного назначения»;

01-2 «Основные средства непроизводственного назначения»;

01-3 «Основные средства, переданные в аренду»;

- аналитические признаки первого уровня (по группам основных средств, в примере - для основных средств производственного назначения):

01-1-1 «Земельные участки и объекты природопользования»;

01-1-2 «Здания»;

01-1-3 «Сооружения»;

01-1-4 «Машины и оборудование»;

01-1-5 «Транспортные средства»;

01-1-6 «Производственный и хозяйственный инвентарь»;

01-1-7 «Объекты благоустройства»;

- аналитические признаки второго уровня (по месту нахождения объектов основных средств, в примере - зданий производственного назначения):

01-1-2-1 «Заводоуправление»;

01-1-2-2 «Цех № 1»;

01-1-2-3 «Цех № 2»;

01-1-2-4 «Гараж» и т.д.;

- аналитические признаки третьего уровня (по лицам, ответственным за содержание и эксплуатацию основного средства), например, отдельные позиции структуры счета 01-1-5-4-010 будут обозначать:

01 - основное средство;

1 - объект производственного назначения;

5 - транспортное средство;

4 - гараж;

010 - ответственное лицо (к примеру, водитель Сидоров В.П.).

Как видно из приведенного примера, большое количество аналитических признаков предполагает использование специально разработанных справочников (классификаторов) шифров аналитического учета, которые, как правило, разрабатываются под конкретные компьютерные программы учета. В этом случае необходимо понимать, что рабочий план счетов не может содержать такое огромное количество цифровой информации. Поэтому обычно рабочие планы счетов содержат только синтетические счета и субсчета (реже - аналитические признаки первого уровня), а все остальные аналитические признаки содержатся в справочниках (классификаторах) шифров аналитического учета, на которые в плане счетов приводится ссылка. Например:

- счет 01 «Основные средства»;

- субсчета (по использованию основных средств в производственном процессе):

01-1 «Основные средства производственного назначения»;

01-2 «Основные средства непроизводственного назначения»;

01-3 «Основные средства, переданные в аренду»;

- аналитические признаки первого уровня (по группам основных средств) - согласно Справочнику шифров аналитического учета «Группы основных средств, применяемых на предприятии»:

01-1-1 «Земельные участки и объекты природопользования»;

01-1-2 «Здания» и т.д.;

- аналитические признаки второго уровня (по месту нахождения объектов основных средств) - согласно Справочнику шифров аналитического учета структурных подразделений предприятия;

- аналитические признаки третьего уровня (по лицам, ответственным за содержание и эксплуатацию основного средства) - согласно Справочнику шифров аналитического учета материально ответственных лиц (в данном случае вместо подобного справочника в качестве шифров аналитического учета могут применяться номера лицевых счетов сотрудников).

Следует обратить внимание, что организация имеет право не использовать (изменять или дополнять) субсчета, указанные в типовом Плане счетов. Например, предприятие может самостоятельно сформировать субсчета к счету 90 «Продажи» под структуру формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках» для упрощения составления бухгалтерской отчетности. Аналогичное построение возможно и к счету 91 «Прочие доходы и расходы» 68 и 69.

Достоверность показателей, формируемых в бухгалтерском учете предприятия в целях решения стоящих перед ним задач, напрямую зависит от совокупности счетов синтетического учета, используемых организацией, и правильности их применения.

Многочисленность и разнообразие учетных объектов, необходимость выполнения задач бухгалтерского учета и требований к нему предопределяют широкую совокупность счетов бухгалтерского учета предприятия, различающихся между собой по назначению, структуре, экономическому содержанию и другим признакам.

Структура или строение счета предприятия определяется его учетным назначением, т.е. ролью в процессе отражения объектов бухгалтерского учета. Так, счет 20 «Основное производство» используется для учета фактической себестоимости произведенной продукции, а счет 90 «Продажи» - для расчета финансового результата (прибыли или убытка) от продажи этой продукции. Структура счета позволяет понять, как отражается на счете объект бухгалтерского учета.


4. Контрольная работа

 

Условия задачи:

Предприятием приобретено основное средство первоначальной стоимостью 300000 рублей. Срок полезного использования 4 года. Коэффициент ускорения 2. По техническим характеристикам предусмотрено, что после выпуска 500000 единиц деталей основное средство не пригодно к дальнейшей эксплуатации.

В первый месяц работы станка было выпущено 2400 единиц деталей.

Во второй месяц - 2000 единиц деталей.

В третий месяц – 2160 единиц деталей.

Задание:

1.  Рассчитайте амортизацию линейным способом.

1.1  Сумма амортизационных отчислений в год составит: первоначальная стоимость основного средства деленная на срок использования, т. е. 300000 рублей/ 4 года = 75000 рублей.

1.2  Сумма амортизационных отчислений в месяц составит: сумма амортизационных отчислений в год, деленная на 12 месяцев, а именно 75000р/12месяцев= 6250 рублей.

1.3  Сумма накопленной амортизации за 7 месяцев составит: сумма амортизационных отчислений в месяц, умноженная на количество месяцев, т. е. 6250рублей*7месяцев= 43750 рублей.

1.4  Остаточная стоимость основного средства на конец третьего года эксплуатации составит: первоначальная стоимость основного средства отнять сумму амортизационных отчислений за три года, а именно 300000 рублей-(75000рублей*3года)= 75000 рублей

2.  Применять метод начисления амортизации «способ уменьшаемого остатка».

2.1.1 Сумма амортизационных отчислений за первый год составит:

Чтобы рассчитать процентное отношение амортизации в год, принимаем срок полезного использования основного средства за 100%, тогда 100% разделить на 4 года, составит 25% в год. Так как в условиях задачи известен коэффициент ускорения 2, то необходимо эти 25% умножить на два, что составит 50% амортизационных отчислений в год или 300000 рублей умножить на 50%= 150000 рублей.

2.1.2 Сумма амортизационных отчислений за второй год составит:

Сначала необходимо посчитать остаточную стоимость основного средства на конец первого года, что составит начальная стоимость основного средства минус сумма амортизационных отчислений за первый год, а именно 300000 рублей -150000 рублей =150000. Теперь эту сумму умножаем на процент амортизационных отчислений, получаем 150000 рублей*50%= 75000 рублей.

2.1.3 Сумма амортизационных отчислений за третий год составит:

По аналогии с пунктом 2.1.2 сначала находим остаточную стоимость основного средства на конец второго года, которая составит остаточная стоимость основного средства на конец первого года минус сумма амортизационных отчислений за второй год, а именно150000 рублей минус (150000 рублей*50%)=75000рублей. Тогда сумма амортизационных отчислений за третий год составит 75000рублей *50% = 37500 рублей.

2.2 Сумма наколенной амортизации к концу второго года составит: сумма амортизационных отчислений за первый год плюс сумма амортизационных отчислений за второй год, а именно 150000 рублей + 75000рублей = 225000 рублей

2.4 Остаточная стоимость основного средства на конец второго года составит:

Эту сумму мы уже подсчитали в пункте 2.1.3, и равна она была остаточная стоимость основного средства на конец первого года минус сумма амортизационных отчислений за второй год, а именно150000 рублей минус (150000 рублей*50%)=75000рублей.

3.  Применить метод начисления амортизации списания стоимости пропорционально объему продукции.

3.1  Сумма амортизационных отчислений за единицу продукции составит первоначальную стоимость разделить на количество единиц деталей , после которого основное средство становится непригодным к эксплуатации, т. е. 300000рублей /500000 единиц деталей = 0,6 рубля.

3.2.1 Сумма амортизационных отчислений в первом месяце составит количество произведенных деталей в первом месяце умножить на сумму амортизационных отчислений за единицу продукции, а именно 2400деталей * 0,6 руб. = 1440 рублей.

3.2.2  Сумма амортизационных отчислений во втором месяце равна количеству произведенных деталей во втором месяце, умноженному на сумму амортизационных отчислений за единицу продукции, а именно 2000 деталей * 0,6 руб. = 1200 рублей.

3.2.3  Сумма амортизационных отчислений в третьем месяце равна количеству произведенных деталей в третьем месяце, умноженному на сумму амортизационных отчислений за единицу продукции, т. е. 2160 деталей* 0,6 руб. =1296 рублей.

3.3  Сумма накопленной амортизации за два месяца составит сумму амортизационных отчислений первого и второго месяца, а именно: 1440 рублей +1200 рублей = 2640 рублей.

3.4  Остаточная стоимость основного средства на конец второго месяца составит: первоначальная стоимость основного средства минус сумма накопленной амортизации за два месяца (уже подсчитанная в предыдущем пункте), а именно 300000 рублей минус 2640 рублей = 297360 рублей.

4  Используйте при решении метод начисления амортизации по сумме числа лет.

Для того чтобы вывести коэффициент амортизации складываем года полезного использования: 1+2+3+4=10. Тогда коэффициент амортизации за первый год составит 4/10=0,400, за второй год – 3/10=0,300, за третий год- 2/10=0,200 и за 4 год использования - 1/10=0,100.

4.2  Сумма амортизационных отчислений за первый год составит: стоимость основного средства умножить на коэффициент амортизации первого года, а именно: 30000 рублей*0,4 = 120000 рублей.

За второй год составит: 300000 рублей*0,3=90000 рублей.

За третий год составит: 300000 рублей*0,2= 60000 рублей.

4.3  Сумма накопленной амортизации за два года составит: сумму амортизационных отчислений за два года, т.е. 120000 рублей+90000 рублей = 210000 рублей.

4.4  Остаточная стоимость основного средства на конец второго года составит: начальная стоимость основного средства минус сумма накопленной амортизации за дв года, рассчитанная ранее: 300000 рублей-210000 рублей = 90000 рублей.

5  При каком способе начисления амортизации применяется коэффициент ускорения? Ответ: при способе уменьшаемого остатка.

6  При каком способе начисления амортизации сумма амортизационных отчислений в течение срока полезного использования одинаковая? Ответ: при линейном методе.

7  При каком способе начисления амортизации остаточная стоимость объекта основных средств уменьшается пропорционально объему продукции? Ответ: при методе списания стоимости пропорционально объему продукции.

8  При каком способе начисления амортизации твердая норма амортизации всегда применяется к остаточной стоимости предыдущего года? Ответ: при способе уменьшаемого остатка.

9  Какой способ начисления амортизации не применяется при списании стоимости нематериальных активов? Ответ: способ начисления амортизации по сумме чисел лет.

10  При каком способе начисления амортизации остается несписанной стоимость основного средства и почему? Ответ: При способе уменьшаемого остатка остается несписанной стоимость основного средства, потому что в методических указаниях при разработке данного способа была допущена математическая ошибка.


5.Список используемой литературы

1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете».-М.:Омега-Л,2006

2. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению: Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 №94н (ред. от 18.09.2006). http://base.consultant.ru

3. План счетов бухгалтерского учета: комментарий к последним изменениям.- М.:ИД «Аргумент», 2007.-104с.

4. Бабаев Ю.А. Теория бухгалтерского учета: Учебник. - М.:Юнити,2007

5. Булатов М.А. Теория бухгалтерского учета: Учебное пособие / М.А. Булатов. —3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательств ≪Экзамен≫, 2005. — 256 с.

6. Бухгалтерский учет: учебник для вузов. Под ред. проф. Ю.А.Бабаева. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2002,2007 – 476 с.

7. Гусева Г.М. Основы бухгалтерского учета:Уч.пособие.-М.:Финансы и статистика,2003

8. Захарьин В.Р. Теория бухгалтерского учета: Учебник. — М.: ИНФРА-М: 338 ФОРУМ, 2003. - 304 с.

9. Комментарии к новому плану счетов бухгалтерского учета. Под редакцией руководителя Департамента методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России А.С. Бакаева.- М.: Информационное агентство «ИЛБ-БИНФА», 2001; 10.

10. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учеб.пособие. – М.: ИНФРА-М, 2001,2002

11. Кутер М.И. Теория бухгалтерского учета: Учебник –2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 640с.

12. Пятов М.Л. Учетная политика для бухгалтера и финансита:Уч. Пособие.-М.МЦФЭР,2003

13. Рогуленко Т. М. Бухгалтерский учет Учебник М.: Финансы и статистика, 2005

14. Ряховский Д.И.,Аруцев А.А. Бухгалтерский учет:Метод.указ.-М.:ИЭАУ,2007

15. Суглобов А.Е. Бухгалтерский учет и аудит : учебное пособие / А.Е, Суглобом, Б.Т. Жарылгасова. - 2-е изд., стер. - М. : КНОРУС, 2007. - 496 с.

16. Хохлова О.В. Лекция «Бухгалтерские счета и двойная запись. Синтетический и аналитический учет».- http://www.ieay.ru/

17. Хохлова О.В. Лекция «Классификация счетов».- http://www.ieay.ru/

Сущность и содержание бухгалтерского учёта
применительно к условиям современного этапа экономики. Нормативное регулирование бухгалтерского учёта в России. Общее правовое и методологическое ...
Счета, отражающие состояние расчетов, показываются в балансе в развернутом виде: дебетовое сальдо по субсчетам представлено в активе, а кредитовое - в пассиве.
Оборотные ведомости по счетам аналитического учета представляют собой итоги оборотов и сальдо по всем счетам аналитического учета, объединяемые одним синтетическим, и предназначены ...
Раздел: Рефераты по бухгалтерскому учету и аудиту
Тип: реферат
Шпаргалки по учету, анализу и аудиту в РБ
Вопрос 1. Предмет, метод методика АХД Под анализом понимают метод исследования состояний в разложении явлений, предмета или отложения на составные ...
Амортизация основных средств: сущность, объекты, методы начисления, индексация амортизационных отчислений, учет формирования и движения амортизационного фонда.
Наряду с этим необходимо проверить согласованность записей между синтетическим и аналитическим учетом по балансовым счетам и субсчетам, учитывающим материальные ценности.
Раздел: Рефераты по бухгалтерскому учету и аудиту
Тип: реферат
шпоры
1. Понятие, предмет бухгалтерского учета (БУ). На предприятиях любого вида собственности сущ-ют 3 вида учета: --оперативный (оперативно-технический ...
Этот финансовый результат ежемесячно списывают с субсчета 99 "Прибыли и Убытки" Т.о. синтетический счет 90 "Продажи" сальдо на отчетную дату не имеет.
По отдельным субсчетам счета 68 сальдо может быть и дебетовым, и кредитовым.
Раздел: Рефераты по бухгалтерскому учету и аудиту
Тип: шпаргалка
Цели, функции и сущность бухгалтерского учета в рыночной экономике
1.3.1 Теория бухучёта. Цели, функции и сущность БУ в рыночной экономике. Сущность: БУ-упорядоченная система сбора, регистрации и обощения информации в ...
... 68 отражают суммы, полученные в случае превышения соответствующих расходов над суммой налогов и сборов.По отдельным субсчетам счета 68 сальдо может быть и дебетовым, и кредитовым.
Таким образом, в течение года сальдо на субсчетах, открытых к счету 91, следует считать нарастающим итогом, а сальдо по синтетическому счету 91 будет свернуто, т.е. должно быть ...
Раздел: Рефераты по бухгалтерскому учету и аудиту
Тип: шпаргалка
Составление годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности
Содержание Введение 1. Назначение и состав годовой бухгалтерской отчетности. 1.1. Понятие, состав и назначение годовой отчетности 1.2. Требования ...
Разница между дебетовым сальдо счета 04 и кредитовым сальдо счета 05 (либо сальдо счета 04 - если амортизация по нематериальным активам отражается без использования счета 05)
Сальдо счета 03 за минусом сальдо субсчета "Амортизация по имуществу, предоставляемому другим организациям во временное пользование" счета 02
Раздел: Рефераты по бухгалтерскому учету и аудиту
Тип: курсовая работа