Курсовая работа: Рынок: сущность, структура, механизмы функционирования, типы
Содержание
Введение
1. Понятие рынка
1.1 Экономическая сущность рынка
1.2 Функции рынка
1.3 Спрос. Факторы спроса. Закон спроса. Эластичность спроса.
1.4 Факторы предложения. Закон предложения. Эластичность предложения
1.5 Рыночная цена и ее виды
2. Структура рынка
2.1 Рынок предметов потребления
2.2 Рынок труда
2.3 Рынок инвестиционных товаров
2.4 Информационный рынок
2.5 Рынок земли
2.6 Система финансов
2.7 Рынок ценных бумаг
2.8 Денежный рынок
3. Инфраструктура рынка
3.1 Основные элементы инфраструктуры рынка.
3.2 Анализ структуры рынка
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность темы заключается в том, сто рынок представляет собой не только общеэкономическую категорию, присущую в той или иной степени всем этапам развития цивилизации, но это одновременно сложное социально-философское понятие. Оно вовсе не ограничивается экономической сферой. Как результат естественноисторического развития человеческого общества рынок включает исторические, национальные, культурные, религиозные, психологические особенности развития народов, вобравших в себя все богатства многовековых традиций совместного устройства культурной и экономической жизни. Это определяет особенности современного рынка и рыночной системы в различных странах. Рынок имел место во всех цивилизациях, но его роль в них значительно различается. Тот факт, что рыночные отношения и сегодня далеки от совершенства, возможно, объясняется тем, что в природе совершенство вообще недостижимо.
Целью данной работы является анализ сущности рынка и его основных понятий.
В связи с поставленной целью выделяются следующие задачи:
- дать определение рынку,
- изучить его функций, инфраструктуру;
- подготовить графики понятий спрос и предложение
- проанализировать факторы необходимые при анализе структуры рынка.
1. Понятие рынка
Нам известно, что под воздействием объективных закономерностей развития общественного разделения труда в экономике постоянно происходит в тех или иных формах обособление отдельных видов хозяйственной деятельности. Одновременно этот процесс закрепляется отношениями, порождаемыми институтом собственности. Поиск наиболее эффективного использования имеющихся ресурсов на путях становления разнообразных форм сотрудничества — специализации и кооперации, концентрации и комбинирования, диверсификации производства — всегда требовал установления между обособившимися производственными единицами, как равноправными партнерами, хозяйственных связей на основе обмена.
1.1 Экономическая сущность рынка
Рынок — место, где продают и покупают товары (услуги). Это самое простое понятие рынка. В настоящее время существует множество определений рынка. По мере развития общественного производства понятие «рынок» становилось все более емким и воспринималось, по существу, синонимом сферы обращения.[1] В словаре В. Даля рынок трактуется как сфера товарного обращения.
Рынок - это место где встречаются покупатели и продавцы определенного товара или услуги. В науке понятие рынок определяется как совокупность условий, благодаря которым продавцы и покупатели товара (услуг) по оговоренной цене совершают сделку с целью покупки или продажи этого товара (услуги).
В широком значении рынок—это такая организация общественного производства, при которой производители товаров ориентируются на спрос покупателей, сами решают:
- в какое время, в каком количестве и какие виды товаров (услуг) производить;
- каким образом производить эти товары производить и с помощью каких ресурсов и технологий);
- для какого необходим тот или иной товар или услуга.
Существует ряд условий, которые необходимы для нормального функционирования рынка:
- свобода предпринимательской деятельности;
- конкуренция (совершенная и несовершенная);
- наличие различных форм собственности;
- свободное ценообразование;
- наличие необходимых структурных элементов рынка, таких
- как спрос, предложение, цена;
- развитие инфраструктуры рынка;
- стабильные финансовая и кредитно-денежная системы.
Таким образом, можно сделать вывод: рынок представляет собой систему экономических отношений между хозяйствующими субъектами, которая основана на обменных отношениях и платности всех благ и услуг.
1.2 Функции рынка
Утвердившиеся в обществе рыночные отношения оказывают существенное воздействие на все стороны организации жизни, и таким образом выполняют следующие функции, показанные на рис 1.[2]
Рис 1 Функции рынка
Посредническая функция рынка предоставляет возможность продавцу выбрать наиболее подходящего покупателя, а потребитель имеет возможность выбрать подходящего поставщика.
Информационная функция проявляется в том, что через регулярно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок предоставляет участникам производства объективную и актуальную информацию о необходимом качестве, количестве и ассортименте тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок.
Ценообразующая функция оказывает содействие установлению подвижной связи между стоимостью и ценой, отчетливо реагирующей на изменения в производстве, в потребностях покупателей, в конъюнктуре.
Регулирующая функция связана с влиянием рынка на все сферы экономики и прежде всего производство. Конкуренция способствует снижению затрат на продукции, мотивирует повышение производительности труда, повышение качества продукции. Она создает наиболее оптимальную структуру экономики.
Санирующая функция. С помощью конкуренции рынок освобождает общественное производство от экономически неустойчивых, неконкурентоспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным участникам рынка. Таким образом повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом.
1.3 Спрос. Факторы спроса. Закон спроса. Эластичность спроса
Спрос — это количество товаров и услуг, которые покупатели готовы приобрести по данной цепе в данное время. Необходимо четко разграничить два экономических понятия «спрос» и «потребности».
Спросом является не всякая потребность в данном товаре, а только платежеспособная. Кроме того, спрос количественно не совпадает с потребностью, ибо цена и доход всегда ограничивают объем покупок.
Спрос — это объем возможной покупки товара в зависимости от установившейся цены на него. Объем спроса — это количество товара, которое покупатели желают приобрести за некоторый период (например, день или год). Объем спроса зависит от цены данного товара, цены других товаров (товаров-заменителей), доходов покупателей и их вкусов.
Зависимость между ценой (Р) и количеством товаров (Q), на которые будет предъявляться спрос при каждом уровне цен, может быть представлена в виде графика (рис.2).
Рис.2 График кривой спроса
Графическое выражение между ценой товара и величиной спроса, предъявляемого покупателями на этот товар, называется кривой спроса. Кривая спроса обычно является убывающей.
Под воздействием прочих (неценовых) факторов кривая может смещаться вправо или влево. Если спрос увеличится, кривая спроса сдвинется вправо, если спрос уменьшится, кривая спроса сдвинется влево.
Итак, между ценой товара и объемом спроса на него существует обратная зависимость (между величиной покупки и уровнем цены — зависимость обратная). Такая зависимость в экономической теории получила название закона спроса: чем выше цена, тем меньше величина спроса.
Закон спроса гласит: при прочих равных условиях спрос на товары в количественном выражении изменяется в обратной зависимости от цены.
Закон спроса не действует:
1. при ажиотажном спросе, вызванном ожидаемым повышением цен;
2. для некоторых редких и дорогостоящих товаров (золота, драгоценностей, антиквариата и др.), являющихся предметом роскоши;
3. при переключении спроса на более качественные и дорогостоящие товары.
В экономической литературе выделяют три эффекта, объясняющих обратную зависимость между изменением цены товара и спросом на него.
1. Эффект роста выгоды. Любой товар обладает полезностью для покупателя. Покупатель всегда сопоставляет объем затрат (в виде цены на покупку) и объем полезности приобретаемого товара. При изменении цены изменяется состояние расходов на товар и его полезность к большей выгоде покупателя.
2. Эффект дохода. При постоянном объеме располагаемого дохода снижение цены на данный товар означает для покупателя относительное расширение его дохода по отношению к данному товару, т.е. при снижении цены на товар потребитель хочет приобрести больше товара.
3. Эффект замещения. Если упала цена на определенный товар, это вызывает подорожание других товаров при неизменности их цен, т.е. товар при снижении цены на него дешевле относительно других товаров, поэтому его приобретение становится относительно более выгодным.
Это происходит по двум причинам: при снижении цены потребитель хочет приобрести больше товара (действует эффект дохода); товар при снижении цены на него дешевеет относительно других товаров, поэтому его приобретение становится относительно более выгодным (действует эффект замещения).
На изменение спроса влияют неценовые факторы:
1. число покупателей;
2. изменение в денежных доходах населения. Например, рост доходов увеличивает спрос на дорогие виды товаров: мебель, бытовую технику, высококачественные продукты питания;
3. изменение цен на другие товары, особенно на товары заменители. Так, рост цен на сливочное масло повысит спрос на маргарин;
4. изменение структуры населения, например старение населения. Увеличение количества пенсионеров увеличивает спрос на лекарства, медицинское обслуживание.
Итак, величина спроса зависит от цены товара, доходов потенциальных потребителей, от цены на товары, которые являются либо взаимо дополняемыми (например, автомобиль и бензин), либо взаимозаменяемыми (масло и маргарин, отдельные сорта мяса и т.п.), на спрос влияют и другие факторы.
Степень реакции одной экономической величины на изменение другой называется эластичностью. Эластичность показывает, на сколько процентов изменяется одна переменная экономическая величина при изменении другой на 1%. Примером может служить эластичность спроса по цене, или ценовая эластичность спроса, которая показывает, насколько изменилась в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на 1%.
Эластичность спроса — степень чувствительности спроса к изменению цены товара. Мерой такого изменения служит коэффициент эластичности спроса. Он определяется как изменение объема спроса к изменению его цены. Коэффициент эластичности спроса определяется как отношение процента изменения спроса к проценту изменения цены.
Если обозначить цену Р, а величину спроса Q, то показатель
(коэффициент) ценовой эластичности спроса Кэс равен:
Эластичность спроса характеризует степень зависимости объема покупаемого товара от колебания рыночных цен.
1. Спрос эластичен тогда, когда при изменении цены на 1% спрос увеличивается больше чем на 1%. Цена растет (падает) меньше, чем спрос: Кэс >1
2. Спрос имеет единичную эластичность, когда при изменении цены на 1% спрос меняется на 1%. Спрос и цена изменяются в равной степени: Кэс =1
3. Спрос неэластичен (имеет низкую эластичность), когда при изменении цены на 1% спрос меняется меньше, чем на 1%. Цена растет (падает) больше, чем спрос. Кэс <1
4. Спрос совершенно неэластичен, когда потребители приобретают фиксированное количество товаров независимо от цены. Цена растет (падает), спрос постоянен Кэс =0
5. Спрос совершенно эластичен — при усилении совершенной конкуренции. Абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса может изменяться от нуля до бесконечности. Спрос растет (падает), цена постоянна: Кэс =µ
Факторы, влияющие на эластичность спроса:
1. наличие товаров-заменителей. Чем больше на рынке продуктов-субститутов, призванных удовлетворить одну и ту же потребность, тем больше возможностей у покупателя отказаться от приобретения данного конкретного продукта в случае повышения его цены, тем выше эластичность спроса на данный товар;
2. размер дохода;
3. значимость товара. Спрос на предметы первой необходимости неэластичен, спрос на товары, не играющие важной роли в жизни потребителя, обычно эластичен.
В современной экономической науке используются также показатели эластичного спроса по доходу;
1. размеры дохода покупателей. При этом цена может не меняться, изменяется платежеспособность. Чем дороже товар, тем эластичней спрос на него;
2. качество товара. Чем выше качество, тем менее эластичен спрос.
1.4 Факторы предложения. Закон предложения. Эластичность предложения
Предложением называется количество товаров и услуг, которое производители готовы продать по определенной цене, в определенном объеме, за определенный период времени.
Объем предложения товара — это количество товара, которое продавцы желают продать за некоторый период (например, день или год). Объем предложения зависит от цены товаров, от цены используемых в производстве ресурсов, имеющихся в распоряжении товаропроизводителей, и других факторов.
Важно отличать объем предложения от объема производства: не все, что создано производителем, предлагается к продаже, и не все, что продается, обязательно покупается. Объем предложения определяется только поведением продавцов, тогда как объем продаж определяется и продавцами, и покупателями.
Кривая предложения показывает в графическом виде количество предлагаемого товара при каждом значении цены, другие факторы предполагаются неизменными (рис.3). Кривая предложения может перемещаться влево и вправо под воздействием определенных факторов.
Рис. 3 График кривой предложения
Реакция предложения на цену объясняется тем, что фирмы при повышении цены задействуют резервные или быстро вводимые мощности, что приведет к повышению предложения; в случае продолжительного или устойчивого повышения цен в эту отрасль устремятся другие производители, что еще больше увеличит производство и предложение.
Неценовые факторы, оказывающие влияние на предложение:
1. изменение издержек производства в результате технических нововведений, изменения источников ресурсов, налоговой политики, стоимости факторов производства;
2. увеличение предложения вне зависимости от цен при выходе на рынок новых фирм;
3. изменение цен на другие товары, приводящее к переливу ресурсов (уход фирм из отрасли). Уход фирм из отрасли уменьшит предложение;
4. технологические возможности производства;
5. уровень налогов и дотации;
6. перспективы развития отрасли;
7. влияние природных катастроф, политических действий, войн на сокращение предложения.
Закон предложения гласит: при прочих равных условиях предложение на товары и услуги в количественных выражениях изменяется в прямой зависимости от их цены.
По мере роста цен производители предлагают к продаже большие количества товаров, а по мере их падения — меньшие.
Эластичность предложения — это степень изменения объема предложения товаров в зависимости от изменения цены.
Коэффициент эластичности предложения определяется как отношение процента изменения объема предложения к росту или снижению цен (в процентах) по формуле:
Довольно часто экономистов интересует эластичность предложения по цене. Главный фактор, влияющий на ценовую эластичность предложения какого-либо блага, — мобильность экономических ресурсов: чем быстрее может производитель организовать дополнительные поставки товара на рынок, тем эластичнее его предложение. Отсюда следует: эластичность предложения по цене увеличивается на долгосрочных временных интервалах. Поэтому важным фактором, влияющим на эластичность предложения, является время.
Обычно при оценке эластичности предложения рассматриваются три временных периода: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный.
1. Под краткосрочным периодом понимается период, слишком короткий для осуществления фирмой каких-либо изменений в объеме выпускаемой продукции. Предложение в том случае является неэластичным. Мгновенное изменение спроса — предложение неэластично.
2. Среднесрочный период достаточен для расширения или сокращения производства на уже существующих производственных мощностях, но недостаточен для введения новых мощностей. Эластичность предложения в этом случае повышается. Относительно меньшее изменение цены, чем в краткосрочном периоде. Производственные мощности производителей и всей отрасли остаются неизменными.
3. Долгосрочный период предполагает расширение или сокращение фирмой своих производственных мощностей, а так же приток новых фирм в отрасль в случае расширения спроса или уход при условии сокращения спроса на данную продукцию. Эластичность предложения будет выше, чем в двух предыдущих случаях.
Кроме этого, эластичность предложения товара зависит от структуры издержек на разных предприятиях, степени загрузки производственных мощностей, наличия свободной рабочей силы, быстроты перелива капитала из одной отрасли в другую.
Ценовая эластичность предложения имеет важное значение при определении налоговой политики правительства. С помощью этого показателя можно определить, какую часть налога от продажи реально выплачивает предприниматель (из своей прибыли), а какую — потребитель (соглашается на более высокую цену товара). Если предложение эластичное, большая часть налога падает на потребителей, а если неэластичное — на производителей.
спрос предложение инфраструктура рынок
1.5 Рыночная цена и ее виды
В условиях свободного рынка взаимоотношение цена и ее виды собственников товаров и денег складываются естественным порядком и никем не регулируются. Рынок превращается в арену своеобразной экономической демократии, чем он решительно отличается от всякого нормированного распределения продуктов (по талонам и карточкам). В свободной оценке товаров, учитывая их стоимость и полезность, участвуют все продавцы и покупатели. Они проводят своего рода "голосование", но вместо бюллетеней в ход идут рубли, доллары и иные деньги. Таким способом открывается или закрывается путь всякому продукту в сферу потребления. Итоги этого голосования отражаются в рыночных ценах.[3]
Рыночная цена - это фактическая цена, которая определяется в соответствии со спросом и предложением товаров. В зависимости от разных условий купли-продажи благ и услуг устанавливаются неодинаковые виды цен. Их можно классифицировать на определенные основные группы.
С учетом способов регулирования выделяются такие виды цен.
Свободные цены. Они формируются в зависимости от состояния рынка и устанавливаются без государственного вмешательства, на основе свободной договоренности продавца и покупателя.
Договорные или контрактные цены. Контрагенты устанавливают их по взаимному согласию до момента купли-продажи товара. В контракте могут оговариваться не абсолютные величины цен, а лишь верхний и нижний уровень их изменений. Допускается пересмотр цен вследствие инфляции и других оговоренных обстоятельств.
Регулируемые цены. Для отдельных групп товаров государство устанавливает верхний предел цен, превышать который запрещено. В условиях рыночной экономики такое управление ценами касается жизненно важных товаров и услуг (стратегического сырья, энергоносителей, общественного транспорта, потребительских продуктов первой необходимости).
Государственные твердо установленные цены. Государственные органы фиксируют такие цены в плановых и иных документах. Ни производители, ни продавцы не имеют права их изменять.
В зависимости от форм и сфер торговли подразделяются следующие виды цен.
Оптовые, по которым товары реализуются в оптовой торговле. В нашей стране по таким ценам предприятия-производители сбывают свою продукцию иным предприятиям или торговым посредникам.
Розничные, по которым в розничной торговле продукты продаются потребителям.
Тарифы на услуги - цены (расценки), определяют уровень оплаты коммунальных и бытовых услуг, за пользование телефоном, радио и др.
Биржевые и аукционные цены образуются на разных конкретных формах рынков, относящихся к типу свободного рынка.
Об их характере и способах образования подробно поговорим в дальнейшем.
Цены мирового рынка - цены, которые: а) фактически установились на товары данной группы на всемирном рынке и б) признаны организациями, ведающими международной торговлей, на определенный период.
Мы рассмотрели основные виды реально действующих цен. Кроме государственной, твердо фиксированной цены, все другие их виды в той или иной мере имеют общее свойство - они изменяются под воздействием конъюнктуры (стечения разных обстоятельств) рынка. В свою очередь, цены закономерно влияют на экономическое положение продавцов и покупателей, их заинтересованность в купле-продаже товаров.
2. Структура рынка
Приступая к анализу структуры рынка, следует заметить, что принципы ценообразования имеют универсальный характер, ибо на каждом рынке действуют законы спроса и предложения, под влиянием которых складывается цена. В свою очередь цена влияет на спрос и предложение. Однако цена на различных рынках приобретает самые разнообразные модифицированные формы. Если на любых товарных рынках действует цена, то на рынке труда она приобретает форму заработной платы, на рынке капиталов и денежном рынке — форму процента, на рынке земли — форму ренты.
Рынок в целом характеризуется весьма сложной структурой. Описание его структуры зависит от выбранных критериев классификации. Наиболее важным критерием является экономическое назначение объектов рыночных отношений. В соответствии с данным критерием в национальном рынке можно выделить три основных вида рынков: потребительских товаров и услуг, факторов производства и финансовый.
2.1 Рынок предметов потребления
Рынок потребительских товаров и услуг представляет собой сферу обращения, посредством которой реализуются товары народного потребления и услуги. Эта сфера обеспечивает удовлетворение потребностей различных социальных групп, каждой семьи, каждого человека. Данный рынок наиболее подвержен колебаниям спроса и предложения, денежного обращения, инфляции. Здесь в наибольшей степени находят свое проявление вышеприведенные формы денежного обращения. Этот рынок оказывает непосредственное воздействие на благосостояние различных слоев населения. Для функционирования рынка товаров и услуг требуется развитие оптовой и розничной торговли, маркетинговых служб. В рамках рынка потребительских товаров и услуг необходимо выделить рынок продовольственных товаров и рынок промышленных, или непродовольственных товаров. Каждый из них обладает собствен-. ной спецификой в силу различий как сфер, их выпускающих, так и способов и форм их продвижения от производства до потребителей.
2.2 Рынок труда
Самое яркое, хотя, возможно, и не самое заметное проявление рыночной экономики - это рынок рабочей силы. Его можно было бы назвать и рынком труда, но, согласно классикам, живой труд сам по себе еще не обладает стоимостью.
Ею обладает рабочая сила, т.е. способность работника к труду. Однако, если не вдаваться в политэкономические нюансы, термин "рынок труда" вполне приемлем.
Основой трудовых отношений в условиях рынка рабочей силы является свободный, добровольно заключаемый контракт между работником и его нанимателем на условиях взаимного соглашения и в соответствии с действующим законодательством о труде. Наниматель вправе после окончания контракта или при его нарушении работником принимать решение о продолжении или прекращении трудовых отношений. С социальных, морально-этических в этом есть нездоровое начало, но с экономических позиций это целесообразно. Эффективной экономике более импонирует наличие избыточной рабочей силы, побуждающей ценить труд, чем наличие избыточных рабочих мест, подавляющее заинтересованность в продуктивном труде в связи с легкой возможностью сменить рабочее место. Так что правомерно говорить и о рынке рабочих мест.
Рынок труда или рабочей силы находится в прямой связи с проблемой занятости. В условиях рыночных отношений уровень трудовой занятости прежде всего соотношением спроса и предложения рабочей силы. Известно, что рыночное равновесие достигается и поддерживается при некотором избытке предложения по отношению к спросу. Отсюда имеет место безработица уровень которых изменяется в широких пределах, примерно от двух до пятнадцати процентов от числа занятых, в зависимости от состояния экономики и характера государственного регулирования процессов занятости.
2.3 Рынок инвестиционных товаров
Другой составной частью рынка факторов производства является рынок реального капитала; к нему следует отнести прежде всего товары и услуги производственного назначения, или тс товары и услуги, которые непосредственно не предназначены для удовлетворения потребностей населения, но используются для решения задач по удовлетворению потребностей общества в необходимых благах. Для данного рынка характерна устойчивость производственных связей, крупномасштабность коммерческих операций и долгосрочный характер отношений между партнерами, ибо, как правило, с этим рынком сопряжено решение проблем инвестиций, капитальных вложений.
К разновидности данного типа рынка, по нашему мнению, следовало бы отнести продукцию научного производства. В условиях НТП она становится определяющим фактором в отношении совершенствования технологий; техники, систем организации и управления хозяйственными и социально-экономическими процессами. Это тот рынок, для которого характерны самый высокоинтеллектуальный и творческий труд, сверхсовременные инвестиционные товары и материалы, а также с которым связана высокая степень риска, особенно в области фундаментальных и прикладных исследований. На этом рынке объектами купли-продажи являются патенты, лицензии, ноу-хау (знание и опыт), инжиниринг, опытные образцы и т.п. Многомерность и многоплановость воздействия продукции данного рынка на состояние и качество инвестиционных товаров, рабочей силы, любых конечных товаров и услуг обусловливает необходимость привлечения внимания к условиям функционирования системы образования, высшей школы и науки, которые в единстве с культурой, духовностью являются отправной точкой истинного социально-экономического прогресса.
2.4 Информационный рынок
Этот рынок выступает в роли предвестника будущего состояния прочих рынков. Информационный рынок объективно связан с обеспечением самых разнообразных и многоплановых сведений о состоянии дел на том или ином рынке, с целью принятия адекватных решений в соответствии со складывающейся ситуацией. Поэтому информационный рынок в прямом его функциональном назначении сводится к обеспечению хозяйственных субъектов самой разнообразной информацией краткосрочного и среднесрочного характера.
При расширительной трактовке информационного рынка в него можно включить как одну из составных частей рынок научно-технической продукции. Однако подобная интеграция вряд ли принесла бы пользу, так как рынок продукции научного производства — предвестник будущего состояния прочих товарных рынков, включая информационный рынок в узком смысле этого слова. В долгосрочном плане не могут приниматься решения без информации о достижениях в области науки и техники, без знания тенденций развития разделения труда, рыночной ситуации.
2.5 Рынок земли
Одним из структурных подразделений рынка ресурсов является рынок земли. Под землей в данном случае понимаются не просто земельные участки для сельскохозяйственного производства, строительства или других нужд, а и недра земли, полезные ископаемые. Поэтому на рынке земли встречаются представители и сельского хозяйства, и строительной индустрии, и промышленности прежде всего добывающих отраслей, и государственных структур. При этом было бы неправильно предполагать, что на данном рынке происходят сделки, связанные исключительно с куплей-продажей земли, т.е. с переходом права собственности на землю из одних рук в другие. Большинство сделок на данном рынке имеет совершенно иной характер: происходит передача земли на определенный срок в аренду. В данном случае исключительное право собственности остается за собственником, который реализует экономическое отношение владения посредством присвоения ренты. Новый хозяин — арендатор получает лишь абсолютное право собственности на срок арендного соглашения, но за это он вынужден ежегодно платить действительному собственнику ренту. Таким образом, присвоение земельной ренты представляет собой экономическую форму реализации собственности на землю. Следовательно, на рынке земли рента выступает своеобразной ценой земли.
Понимая содержание арендных отношений, связанных рентными платежами, можно с полным основанием сказать, что, даже если в той или иной стране законодательно не закреплено право частной собственности на землю и устанавливается единая государственная собственность на нее, то это не значит, что в этой стране не может быть рынка земли. В данном случае единственным арендодателем выступает государство, которое передает землю либо в срочное, либо в бессрочное распоряжение, но всегда в той или иной форме взимает в государственный бюджет рентные платежи. В таком случае в лице государства мы видим единственного «продавца», тогда как «покупателями» могут выступать любые хозяйственные субъекты — физические или юридические лица.
2.6 Система финансов
Важное место в рыночной экономике занимает финансовая система. Под ней понимается система формирования, распределения и использования денежных ресурсов в процессе общественного воспроизводства. Финансовые ресурсы необходимы всем хозяйственным субъектам независимо от сферы деятельности. Финансовые отношения пронизывают все уровни народного хозяйства. На микроуровне, т.е. на уровне непосредственно хозяйственных единиц, формируются и действуют финансовые фонды предприятий, отражающие движение денежных ресурсов предприятия в различных формах (заработная плата, прибыль, налоги, кредиты).
На макроуровне, т.е. на уровне национальной экономики, важную роль играют централизованные фонды финансовых ресурсов. Это — федеральные, региональные и местные бюджеты. При этом необходимо подчеркнуть, что бюджетные финансовые ресурсы не имеют рыночного характера. Бюджеты всех уровней, а также некоторые внебюджетные финансовые фонды образуются посредством безвозмездного (рынок предполагает непременную возмездность) изъятия части как доходов граждан, так и предпринимательского дохода в виде налогов, отчислений, взносов и используются в соответствии с задачами экономической и социальной политики страны путем бюджетных ассигнований. Эти ассигнования в конечном счете оказываются в руках тех или иных юридических или физических лиц, которые с полученными на безвозмездной основе денежными ресурсами опять-таки отправляются на рынок и предъявляют спрос на необходимые им те или иные материальные или духовные блага.
Благодаря системе государственных финансов происходит решение многих социально-экономических проблем, которые не могут быть решены с помощью рыночного механизма: обеспечения обороноспособности страны, развития образования, здравоохранения, науки, защиты окружающей среды и т.п. Важнейшим составным звеном системы государственных финансов является налоговая система, благодаря которой формируется доходная часть федеральных и местных бюджетов.
2.7 Рынок ценных бумаг
Рынок ценных бумаг тесно взаимосвязан с рынком капитала, ибо он представляет реально существующий капитал в титулах собственности — акциях, облигациях, векселях. Фактически происходит раздвоение капитала на реальный и фиктивный, каждый из которых, несмотря на взаимную предопределенность, получает самостоятельное движение, обращение. Реальный капитал — это фонды предприятий (здания и сооружения, машины и оборудование, сырье и материалы). Фиктивный капитал отражает реальный капитал в ценных бумагах; они получают хождение как самостоятельный товар и обладают, как и любой другой товар, ценой, которая называется курсом ценных бумаг.
На рынке ценных бумаг существуют две организационные формы: торговли этими бумагами: фондовые биржи, где обращаются ценные бумаги (главным образом акции) прежних выпусков, и внебиржевой оборот, где идет первичное размещение новых эмиссий (выпусков) акций и облигаций, а также продаются и покупаются акции и облигации прошлых выпусков не самых крупных корпораций. Движение ценных бумаг вызывает перелив капиталов из одних производств и отраслей в другие на основе более выгодного их вложения и, следовательно, структурные сдвиги в экономике.
2.8 Денежный рынок
Особое место занимает денежный рынок. Если на обычном товарном рынке деньги выполняют посредническую функцию в обмене товарами и выступают мерилом их цены, то на финансовом рынке они сами становятся полноправным товаром; при этом цена за их использование согласно законам рынка устанавливается на основе спроса и предложения. Она принимает форму процента, т.е. дохода, получаемого за предоставленные в ссуду деньги. Предложение денег прежде всего формируется за счет сбережений населения, а также накоплений предприятий и организаций. Причем предложение денег обусловлено стремлением их владельцев к получению процента. Следовательно, можно заключить, что предложение денег связано с наличием временно свободных денежных средств. Спрос на деньги возникает у хозяйственных агентов, а также у государства, когда собственных средств оказывается недостаточно для финансирования тех или иных социальных или хозяйственных проектов и программ.
Таким образом, денежный рынок — это сфера, в которой соединяются два противоположных полюса и уравниваются их интересы. На одном полюсе концентрируются свободные денежные ресурсы, на другом — испытывается их дефицит. Вступая в кредитную сделку, обе стороны находят взаимное удовлетворение интересов: одни получают столь необходимые им денежные ресурсы, другие — доход в форме процента за предоставленную ссуду, которую к тому же через определенный срок им должны будут вернуть заемщики.
Рынки можно классифицировать и по другим критериям. В частности, по отраслевой принадлежности продукта (рынки автомобилей, стали, нефти, компьютеров), по характеру продаж (рынки оптовой и розничной торговли), по пространственному размещению (местный, региональный, национальный, мировой), по характеру конкуренции (совершенной и несовершенной конкуренции). Как ранее рассмотренные типы рынков, так и эти их виды будут анализироваться по мере прохождения курса экономической теории.
3. Инфраструктура рынка
Инфраструктура рынка представляет собой комплекс отраслей, подотраслей и сфер деятельности, главная задача которых заключается в обеспечении бесперебойного функционирования рыночного механизма и непрерывности воспроизводственного процесса при реализации товаров и услуг на основе цен, достигаемых на рынке путем равновесия платежного спроса и предложения. Развитая инфраструктура рынка создает предпосылки для ускорения оборачиваемости средств в экономике, а также процесса реализации вновь созданной стоимости.[4]
3.1 Основные элементы инфраструктуры рынка
1. Рынок. В настоящее время сложилось огромное число различных видов рынка. Главное место среди них отводится рынкам капиталов, валюты рынка ресурсов и труда. Кроме того, различают государственный, монопольный и свободный рынки.
На развитие рынка влияют следующие факторы:
- изменение уровня цен;
- маневрирование товарными запасами;
- регулирование денежных доходов потребителей.
Вместе с этим, в долгосрочном периоде эти факторы зависят:
- динамики производительности общественного труда и эффективности общественного производства;
- уровня пропорциональности экономики в целом;
- изменения в структуре личного потребления.
2. Торговля.
Инфраструктура рынка включает в себя оптовую и розничную торговлю, торговые предприятия, аукционы, товарные биржи, ярмарки, коммерческие посреднические центры.
3. Рыночные институты — фондовые биржи, коммерческие банки, страховые агентства, аудиторские фирмы, биржи труда, юридические конторы, информационные центры, рекламные агентства, маркетинговые агентства.
Условно рыночную инфраструктуру можно подразделить по видам объединений субъектов инфраструктуры, главная задача которых заключается в обеспечении функционирования рынка. Среди таких объединений выделяют:
- организационные объединения рыночной инфраструктуры - посреднические фирмы, биржи, оптовые, брокерские, дилерские и другие, коммерческие структуры крупных объединений, концернов, предприятия розничной и мелкооптовой и торговли;
- материальную базу рыночной инфраструктуры, это складское и тарное хозяйство, различные транспортные логистические системы;
- информационные базы рыночной инфраструктуры - информационные и справочные системы, классифицирующиеся по видам продукции, производителям и потребителям продукции
- кредитно-расчетную базу – страховые и банковские учреждения, кредитные структуры;
- кадровую базу - специалисты различных квалификаций и специальностей, необходимые для предприятий и организаций;
- организации, осуществляющие обучение подготовку и переподготовку кадров определенных специальностей;
- органы трудоустройства;
- нормативно-правовую базу - нормы и правила регламентации отношений субъектов рыночного хозяйства в процессе реализации товаров и услуг, гарантирующие на рынке правопорядок и учет интересов общества.
Рыночная инфраструктура облегчает проведение товарообменных операций и таким образом повышает результативность работы всех структурных звеньев рыночной экономики.
3.2 Анализ структуры рынка
Нобелевский лауреат по экономике Г.Саймон (США) опроверг считавшиеся ранее классическими в экономической теории представления о фирме, как о рационально действующем предприятии, целью которого является лишь максимизация прибыли. В его работах было установлено, что главным является не максимизация прибыли, а достижение определенного уровня или нормы прибыли, удержание определенной доли на рынке и определенного уровня продаж.[5]
Рыночные исследования являются основой достижения таких целей, как реализация определенного объема продаж, создание и выведение на рынок новых товаров, увеличение рыночной доли. Постановка этих целей предполагает, что речь идет о рынке конкретного товара. В первую очередь необходимо остановиться на изучении товарной структуры рынка. Нужно определить, что и как необходимо исследовать и какие задачи должны быть решены.
Рыночные исследования требуются, если производитель товаров хочет сориентироваться относительно рынков, на которых он м реализовать свою продукцию, и факторов, воздействующих на данные рынки. Производителей и маркетинговые службы многих предприятий интересует рынок сбыта продукции.
Комплексный подход к решению производственно-сбытовых проблем обеспечивает исследовательская и управленческая деятельность маркетинга. Исследовательская деятельность - это всесторонний анализ факторов внешней и внутренней среды.
Комплексное исследование внешних факторов рынка (макросреда):
- маркетинговой среды;
- совокупных характеристик рынка, конъюнктуры, прогнозов;
- спроса (выявление и изучение рыночных сегментов: индивидуальных и коллективных потребителей);
- конкуренции (выявление потенциальны и действующих конкурентов: анализ показателей их деятельности, целей, стратегии, слабых и сильных сторон);
- экономического и технико-технологического состояния отрасли (подотрасли);
- общих условий сбытовой деятельности (развитие рыночной инфраструктуры: транспорт, хранение, переработка, система связи и т.д.).
Комплексное исследование внутренних факторов рынка (микросреда):
- показателей производственно-сбытовой деятельности;
- тактики и стратегии в товарной, ценовой, сбытовой, и коммуникационной политике;
- организационной структуры управления;
- производственных издержек;
- результатов финансовой деятельности;
- направлений производственно-сбытовой деятельности, включая диверсификацию;
- сильных и слабых сторон деятельности предприятия для изыскания вариантов повышения эффективности и прибыльности операций.
Маркетинг пронизывает все сферы деятельности предприятия - управление, планирование, организацию производства, финансы, сбыт, материально-техническое обеспечение, создавая между ними тесную организационно-функциональную связь. При этом ответственность за выполнение функций маркетинга ложится на систему принятия управленческих решений. Стержнем системы является непрерывный, циклический процесс приведения возможностей предприятия в строгое соответствие с требованиями рынка по схеме: анализ - стратегия - реализация - регулирование - анализ.
Предметом исследования рынков отдельных товаров является соотношение спроса и предложения этих товаров при определенных социальных и экономических условиях.
Исследование любого товарного рынка всегда исходит из существования на нем определенной проблемы и направлено на ее решение. От этого зависит достижение намеченного результата и рациональность проведенных затрат.
Рыночные проблемы по масштабу можно разделить на общие и частные. Общие рыночные проблемы характеризуются нарушением соответствия между спросом и предложением в пределах всего рынка, т.е. соответствия между общими размерами товарного предложения и совокупным платеже- способным спросом населения. В настоящее время общие рыночные проблемы являются результатом нарушения народнохозяйственных пропорций, инфляции и миграции населения.
Частные рыночные проблемы характеризуются несоответствием спроса и предложения на рынке отдельных товаров. В их основе лежит несоответствие ассортимента и качества предлагаемых товаров, структуры платежеспособного спроса населения, нарушение соответствия спроса и предложения на различных территориях (республиках, экономических районах, городах).
Недостаточно констатировать возникновение на том или ином товарном рынке проблемной ситуации - диспропорции между спросом и предложением. Следует поставить конкретные вопросы относительно причин возникшей ситуации с учетом факторов, определяющих развитие спроса и предложения данного товара. От фиксации проблемы в ее общем виде исследователь должен перейти к специфическим, частным проблемам и проанализировать возможность их решения.
Заключение
Рынок возникает в условиях общественного разделения и экономической обособленности товаропроизводителей. При этих условиях единственно возможной формой связи становится товарообмен, т.е. купля-продажа.
Рынок — это совокупность экономических отношений, возникающих по поводу купли-продажи товаров и услуг в денежной форме.
Рынок — это способ координации действий экономических субъектов, обеспечивающих согласование их экономических интересов на основе ценовой системы и конкуренции.
Инфраструктура рынка обеспечивает доведение готового товара до потребителя, снабжение производства ресурсами, распределение ресурсов и конечных товаров.
Рыночная система весьма эффективна, т.к. способствует рациональному распределению экономических ресурсов, разработке и внедрению новых технологий в производство. Однако рыночная система не идеальна, она не может обеспечить полной занятости, решить проблему экологии, социальной защиты населения и многие другие проблемы.
Список литературы
1. Янова В.В. Экономика. Курс лекций: Учебное пособие для вузов, 2005 г.
2. Войтов А. Г. Экономика. Общий курс. 2003 г.
3. Седов В.В. Экономическая теория: В 2 ч. Ч. 1. Введение в экономическую теорию: Учеб. пособие / 2002.
4. Николаева Л.А., Черная И.П. Экономическая теория: Учебно-методическое пособие. - Владивосток: ВГУЭС, 1999
5. Радаев В.В. «Анализ рынков в современной экономической социологии»/2008 г.
6. Бродская Т.Г, Видяпин В.И. Учебное пособие по экономической теории/ 2008 г.
7. Экономическая теория под ред Грязновой А.Г, Чечелевой Т.В / 2005 г.
8. Е. Ф. Борисов, Курс лекций по экономической теории/ 1999 г.
9. Вестник Академии управления № 3 2007 год http://www.tisbi.ru/
10. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов./ 2002 г.
11. Кочетков А.А. Основы экономической теории М. 2004.
[1] Янова В.В. Экономика. Курс лекций: Учебное пособие для вузов, 2005 г.
[2] Николаева Л.А., Черная И.П. Экономическая теория: Учебно-методическое пособие. - Владивосток: ВГУЭС, 1999
[3] Е. Ф. Борисов, Курс лекций по экономической теории/ 1999 г.
[4] Янова В.В. Экономика. Курс лекций: Учебное пособие для вузов, 2005 г.
[5] Вестник Академии управления № 3 2007 год http://www.tisbi.ru/
Маркетинг и его задачи | |
1. Маркетинг и его задачи Исходя из принципов, маркетинг выполняет несколько стратегических и тактических задач. Наиважнейшими стратегическими ... Ценовая эластичность спроса - чувствительность потребителей к изменению цены на товары. Т.е. общее соотношение таково: если для любого пропорционального изменения цены объем сбыта возрастает пропорционально больше, то спрос считается эластичным, а если объем сбыта ... |
Раздел: Рефераты по маркетингу Тип: шпаргалка |
Антимонопольная политика России | |
Федеральное государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования Ставропольский государственный аграрный университет ... Он дает возможность быстро создать ситуацию, когда продавцы (производители) выступают на рынке "единым фронтом", когда сводится на нет конкурентная борьба, прежде всего ценовая ... Более высокие цены устанавливаются для сегментов с неэластичным спросом, менее высокие - для сегментов рынка с эластичным спросом. |
Раздел: Рефераты по экономике Тип: дипломная работа |
Учебное пособие по курсу всего маркетинга | |
Оглавление Введение 4 1. Основной текст 6 1.1. Сущность и цели маркетинга. Организация маркетинга 6 Окружающая среда маркетинга и сегментирование ... 2. Фактор ценовой эластичности спроса (см. раздел 1.5), используемый как инструмент регулирования спроса; однако возможности ценового маневра для неэластичных товаров ограниченны; Владелец товара (производитель или оптовое торгово-сбытовое предприятие) берет на себя обязательство доставить товар в определенном количестве и ассортименте в условленное место и ... |
Раздел: Рефераты по маркетингу Тип: реферат |
Билеты по маркетингу | |
Билет 1. Показатели финансовой устойчивости предприятия. Источники поступлений денежных средств предприятия и основные направления их использования ... Ценовая эластичность спроса - степень чувствительности потребителей к изменению цены продаваемого им товара. 1. оптовые организации производителей - это отдельные подразделения в фирмах производителях (сбытовые конторы, сбытовые отделения, закупочные конторы.) |
Раздел: Рефераты по менеджменту Тип: шпаргалка |
Учебник по микроэкономике | |
Ф.М. Файзрахманов МИКРОЭКОНОМИКА Учебно-методическое пособие для студентов ИПП по специальностям "Финансы и кредит"; "Экономика и управление на ... Иначе говоря, монополист в интересах сохранения прибыльности производства всегда будет избегать неэластичного спроса в пользу некоторой комбинации цена - объем производства в ... В итоге кривая MRP - кривая спроса на фактор производства производителя, действующего в условиях несовершенной конкуренции, имеет тенденцию быть менее эластичной, чем кривая в ... |
Раздел: Рефераты по экономике Тип: учебное пособие |