Доклад: Дания - страна королевского фарфора

 

"Очень дорого", — почти всегда говорят знатоки, если заходит речь о копенгагенском фарфоре, и тут же добавляют: "Hо он стоит того..."

B самой середине Фредериксбергского парка, что на окраине Копенгагена, можно набрести на китайскую беседку. Этот чайный домик, сооруженный в конце XVIII века, отражает бытовавшую тогда в Европе моду на "китайщину". Но — случайно или нет — китайская беседка стала как бы "рекламой" Королевской Копенгагенской фарфоровой фабрики (Royal Copenhagen), занимающей целый квартал рядом с парком. За два с небольшим века ее существования знак фабрики — три голубых волнистых линии — стал синонимом качества, высокого мастерства и элегантности.

Датой создания фабрики считается 1775 год, когда идея аптекаря Франца Хенрика Мюллера — наладить производство датского фарфора — нашла финансовую поддержку со стороны королевы Юлианы-Марии. Поэтому фабрика и получила название "Королевской". Королеве принадлежало и авторство знака фабрики: три волны, символизирующие три важнейших водных пути Дании — проливы Зунд, Малый и Большой Бельт. Уже поэтому Royal Copenhagen уникальна — это единственная королевская фабрика, которая сохранилась со времен абсолютной монархии. Поэтому до сих пор на знаке три волны венчает корона.

Конечно же, первые успехи датского фарфора связаны с интригой и тайной... Лучшим фарфоровым производством в Европе считалось саксонское, но тамошний монарх не выпускал мастеров из страны. Неведомо как, но датчанам удалось переманить пятерых искусников: так начиналась история знаменитой датской школы "фарфоровых дел мастеров".

В 1790 году по заказу датского кронпринца, будущего короля Фредерика VI, началось изготовление сервиза, названного затем "Flora Danica". На чашки, блюдца и т. п. были перенесены иллюстрации из книги с таким названием —точные изображения всех 2600 растений, встречающихся в королевстве. Работа над сервизом растянулась почти на тринадцать лет - до 1803 года. Самое интересное в истории "Флоры Даники" - это то, что этот самый сервиз выпускается на фабрике и по сей день! Стоит только заказать... Правда, сегодня он состоит только из 700 предметов.

Другой знаменитый сервиз, выпускаемый на фабрике и поныне, известен как "Blue fluted" (то есть, рифленый фарфор с синей подглазурной росписью). Этот обеденный и кофейный набор был впервые изготовлен еще в 1775 году. Большие королевские дворы требовали огромного количества посуды. Сегодня "Blue fluted", в работе над которым занято 150 художников, — один из главных предметов гордости фабрики.

В середине XIX века законодателями фарфоровой моды были Севр во Франции, с принятой там золотой росписью по глазури, и английские фарфоровые фабрики, повторявшие подглазурную "восточную" синюю роспись. Однако, руководивший в то время Royal Copenhagen Арнольд Крог, архитектор по образованию, смело взялся за разработку собственного дизайна. По решению Крога, на фабрике стали использовать не только подглазурный синий кобальт, но и зеленый хром, и золотисто-красную краску. Именно в Копенгагене появилась роспись блеклыми матовыми красками, с мягкими, нежными переходами тонов. После первой Скандинавской выставки промышленности, сельского хозяйства и искусства в Копенгагене в 1888 году и Всемирной выставки в Париже в 1889-ом, на которой продукция "Королевской" получила Гран-при, и датский фарфор завоевал мировую славу. Туманный тон изделий на этих двух выставках был расценен, как новый скачок в истории фарфора.

В конце XIX века, наряду с сервизами и вазами, на Royal Copenhagen стали выпускать скульптурки животных. Процесс изготовления даже серийных изделий кропотлив и сложен. Одной формой можно пользоваться лишь до 30 раз — затем она перестает впитывать влагу и сама размокает. Фигурку делают из нескольких частей; их отливают по отдельности, а затем склеивают. После этого изделие обжигается, а потом, в зависимости от технологии, либо расписывается, а затем покрывается глазурью, либо наоборот. В музее фабрики хранится статуэтка "Принцесса на горошине", сделанная в 1911 году Герхардом Хеллингом. На ее изготовление художник затратил полгода работы - чтобы добиться желаемого качества, только обжигал "Принцессу" 14 раз!..

Конечно, не все изделия фабрики — плод такого кропотливого труда. Но даже на изготовление типовой фигурки типа "Кошечка", "Собачка", "Снеговик" или "Русалочка" уходит до 30 дней. Отсюда и соответствующие цены. Наиболее удачные скульптуры до сих пор производятся по первоначальному дизайну, созданному порой известными художниками в самом начале XX века. К примеру, "Русалочка" — это почти точная (только, конечно, во много раз уменьшенная) копия копенгагенской "Русалочки", и делается она по модели скульптора Эдварда Эриксена, сына автора самого знаменитого изваяния Дании...

Стоит сказать несколько слов о настоящих визитных карточках фабрики, любимых всеми датчанами подарочных рождестственских тарелках. Первую из них - "Мадонна с младенцем" - Royal Copenhagen выпустила в 1908 году. Тарелки расписываются вручную. Сюжет для рисунка каждый год выбирается новый. При этом тарелки выпускаются в ограниченном количестве - их производство в конце каждого года прекращают, а формы разбивают. Поэтому на аукционе в 1995 году "Мадонна с младенцем" - первая из рождественских тарелок Royal Copenhagen - была продана за 6090 долларов. И никто не сомневается, что цены на подобные изделия могут двигаться только в одну сторону - а именно, вверх.

Во всем мире насчитывается два миллиона коллекционеров, собирающих датские рождественские тарелки. Больше всего их в США, на втором месте - Япония. Но, так как в Стране Восходящего солнца нет столь прочных рождественских традиций, как на Западе, Королевская фабрика предлагает их на японском рынке, как "тарелки года". В предрождественские дни этот магазин особенно переполнен покупателями. Говорят, туда собственной персоной заходит и Маргрете II. И выбрав даже самую простенькую безделицу, вы выходите из магазина с таким ощущением и с таким роскошным пакетом словно вы сами - коронованная особа. Потому что на Royal Copenhagen не только название, но все- от фабричного цеха до прилавка -поистине королевское!

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.europa.km.ru/

Искусство росписи пасхальных яиц
Министерство образования Российской Федерации Уральский государственный профессионально-педагогический университет Кафедра декоративно-прикладного ...
С 1820-х годов частные фарфоровые фабрики России также стали выпускать пасхальные яйца.
Вместе с росписью фарфоровых изделий кобальтом здесь было налажено производство бисквита - фарфора, не покрытого глазурью, декорированного лепниной и росписью (см. приложение13.)
Раздел: Рефераты по культуре и искусству
Тип: реферат
Дания
Министерство образования Российской Федерации Красноярский государственный педагогический университет Кафедра экономической географии Курсовая работа ...
При Кристиане VI (1730-1746) идеи Просвещения начали распространяться в датском высшем обществе, король поощрял занятия наукой, контролировал деятельность духовенства и построил ...
... прикладного искусства и ремесел, и т. д. В ведении Национального музея находятся также занимательный Детский музей, музей истории датской индустрии Бреде в здании бывшей ткацкой ...
Раздел: Рефераты по экономической географии
Тип: реферат
Специализированная посуда и предметы сервировки
Введение Сервировка стола это не просто подготовка его к завтраку, обеду, ужину или чаю. Это своего рода искусство, которое в большей степени зависит ...
В Европе XVIII век принес решающее изобретение: "новое" открытие фарфора, На мануфактурах, возникших вслед за ней, начиная с 30-х годов XVIII века стали производить большие ...
ЗАО "Фарфор Вербилок" и АООТ "Пролетарий", а также знаменитый "Ломоносовский фарфоровый завод", выпускающий посуду и предметы сервировки заняли нижние строчки рейтинга.
Раздел: Рефераты по кулинарии
Тип: курсовая работа
Ломоносовский фарфоровый завод
... Русский ампир. Александр I Исторический период при Николае I, Александре II, Александре III Эпоха Николая II и русский модерн Агитационный фарфор. ЛФЗ ...
В подмосковном селе Вербилки в 1766 году английский купец Ф. Гарднер основывает фарфоровое производство, которое выпускает дорогие сервизы, отличающиеся высоким качеством ...
В настоящее время завод выпускает более 500 наименований изделий, включая чайные, кофейные и столовые сервизы, отдельные предметы посудного назначения, сувенирно-подарочные изделия ...
Раздел: Рефераты по товароведению
Тип: реферат
История хохломской росписи
Содержание Введение 2 Зарождение хохломской росписи 3 Периоды развития хохломского искусства 7 Хохломская роспись во второй половине ХХ столетия 18 ...
В 1960-х гг. созданы фабрика "Хохломской художник" на родине промысла и производственное объединение "Хохломская роспись" в г. Семенове, ставшие центрами этого художественного ...
Здесь можно познакомиться с его опытами холодной окраски, увидеть белый фарфоровый сервиз с орнаментом травки, выполненный в 30-е годы во время поездки на Дулевский фарфоровый ...
Раздел: Рефераты по культуре и искусству
Тип: реферат