Доклад: Отношения между понятиями

Связь между двумя понятиями по содержанию может быть весьма далекой. Эта связь может выражаться только в том, что оба понятия отражают какие-то предметы или свойства предметов (например, “безответственность” и “нитка”; “романс” и “кирпич”). Такого рода далекие друг от друга по своему содержанию понятия, не имеющие общих признаков, называются несравнимыми, остальные понятия называются сравнимыми.

Сравнимые понятия делятся по объему на совместимые (объемы этих понятий совпадают полностью или частично) и несовместимые (объемы которых не имеют общих элементов).

Типы совместимости: равнозначность (тождество), перекрещивание, подчинение (отношение рода и вида)

Отношения между понятиями изображают с помощью круговых схем (кругов Эйлера), где каждый круг обозначает объем понятия. Если понятие единичное, то оно также изображается кругом (см. таблицу “Сравнимые понятия”).

Равнозначными, или тождественными, называются понятия, которые различаются по своему содержанию, во объемы которых совпадают, т.е. в них мыслится или один и тот же класс, состоящий из одного элемента, или один и тот же класс предметов, состоящий более чем из одного элемента.

Примеры равнозначных понятий:

1) “Волга” и “самая длинная река в Европе”;

2) “русский писатель Иван Бунин” и “автор повести “Деревня””;

3) “равносторонний прямоугольник” и “квадрат”, “равноугольный ромб”.

Объемы тождественных понятий изображаются кругами, полностью совпадающими.

Понятия А и В называются перекрещивающимися, если их объемы не только частично совпадают, т.е. содержат общие элементы, но и вытачают элементы, принадлежащие одному, и только одному, из них. Примерами таких понятий являются следующие пары: “сельский житель” и “человек, работающий на арендном подряде”; “школьник” и “филателист”; “спортсмен” и “старшеклассник”. Они изображаются пересекающимися кругами. В последнем случае в заштрихованной части двух кругов мыслятся старшеклассники, являющиеся спортсменами, или (что одно и то же) спортсмены, являющиеся старшеклассниками; в левой части круга А мыслятся старшеклассники, не являющиеся спортсменами. В правой части круга В мыслятся спортсмены, которые не являются старшеклассниками.

Отношение подчинения (субординации) характеризуется тем, что объем одного понятия целиком включается (входит) в объем другого понятия, но не исчерпывает его. Это отношение вида и рода: А - родовое, подчиняющее понятие (“животное”), В - видовое, подчиненное понятие (“слон”).

Типы несовместимости; соподчинение, противоположность, противоречие

Соподчинение (координация) - это отношение между объемами двух или нескольких понятий, исключающих друг друга, но принадлежащих некоторому более общему родовому понятию (например, “ель”, “береза”, “сосна” принадлежат объему понятия “дерево”). Они изображаются отдельными неперекрещивающимися кругами внутри более обширного круга. Это виды одного и того же рода.

В отношении противоположности (контрарности) находятся объемы таких двух понятий, которые являются видами одного и того же рода, и притом одно из них содержит какие-то признаки, а другое эти признаки не только отрицает, но и заменяет их другими, исключающими (т.е. противоположными признаками). Слова, выражающие противоположные понятия, называются антонимами. Антонимы широко используются в школьном обучении. Примеры противоположных понятий: “храбрость” - “трусость”; “белая краска” - “черная краска”. Объемы последних двух понятий разделены объемом некоторого третьего понятия, куда, например, входит “зеленая краска”.

В отношении противоречия (контрадикторности) находятся такие два понятия, которые являются видами одного и того же рода, и при этом одно понятие указывает на некоторые признаки, а другое эти признаки отрицает, исключает, не заменяя их никакими другими признаками. Если одно понятие обозначить А (например, “высокий дом”), то другое понятие, находящееся с ним в отношении противоречия, следует обозначить не-А (т.е. “невысокий дом”). Круг Эйлера, выражающий объем таких понятий, делится на две части (А и не-А), и между ними не существует третьего понятия. Например, бумага может быть либо белой, либо небелой; человек бывает честным или нечестным; животное - млекопитающим или немлекопитающим и т.д. Понятие А является положительным, а понятие не-А - отрицательным.

Понятия А и не-А также являются антонимами. Примеры: определить отношения между данными понятиями; изобразить эти отношения кругами Эйлера.

При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru

КАТЕГОРИЯ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
Введение. Английский язык имеет богатый словарный запас, который мы используем, когда описываем свои чувства, предметы и явления окружающего нас мира ...
... rico ( бедный - богатый ) и так далее), а единицы обнаруживают принципиально общую структуру противоположных значений и большое сходство в структурной и семантической классификации ...
Если валентности конверсивов и антонимов часто совпадают, то правые валентности агенса и пациенса имеют мало общего.
Раздел: Топики по английскому языку
Тип: топик
Философия Востока и Европы
ПУТИ ФИЛОСОФИИ ВОСТОКА И ЗАПАДА: ПОЗНАНИЕ ЗАПРЕДЕЛЬНОГО Введение Несмотря на то, что настоящая книга содержит значительный востоковедный материал ...
Вряд ли можно говорить и о рационализме в смысле типа мышления, противоположного интуитивизму (последнего в китайской мысли достаточно много, тем более что седалищем разума в ...
Это состояние двуединого ци называется Великим Пределом (тай-цзи) и графически изображается в виде знаменитой "Монады" - круга с черной и белой каплевидными половинами, в широких ...
Раздел: Рефераты по философии
Тип: книга
Логика - популярное пособие с задачами
СОДЕРЖАНИЕ Введение. Предмет логики и ее значение.. 3 Глава I. Понятие ,.,.. .- 6 § 1. Общая характеристика понятия 6 § 2. Виды понятии , 9 § 3 ...
Для наглядности и лучшего понимания отношения между понятиями в логике изображаются с помощью круговых схем /кругов Эйлера/, где каждый круг обозначает объем понятия.
Объемы равнозначных, тождественных понятий изображаются кругами, полностью совпадающими.
Раздел: Рефераты по логике
Тип: реферат
Особенности ценностных ориентаций у старшеклассников из полных и ...
Министерство образования РФ Московский гуманитарно-экономический институт Кировский филиал Факультет гуманитарный Кафедра практической психологии ...
... пути достижения цели, но и расцвечивать ситуации, условия, результаты деятельности в эмоционально привлекательные краски, что особенно ярко проявляется в мечтах и грезах.
Согласно теории К.Левина, важнейшими процессами юношеского возраста являются расширение жизненного мира личности, круга ее общения, групповой принадлежности и типа людей, на ...
Раздел: Рефераты по психологии
Тип: дипломная работа
Культура речи
"Федеральная программа книгоиздания России" Рецензенты: доктор филологических наук, профессор В.П. Малащенко доктор филологических наук, профессор Н.П ...
Так, в предложении Я зацепилась, и чулок тррр и поехал звукосочетание тррр совпадает по своему значению с жестом, обозначающим "плавное движение руки слева направо", который ...
Для сравнения двух явлении в пословицах используют антонимы - слова с противоположным значением: мужественный - малодушный, велик - мал, труд - лень, густо - пусто.
Раздел: Топики по английскому языку
Тип: учебное пособие