Доклад: Чеченцы после Кавказской войны

В 19 веке  сам ход Кавказской войны  оказал  влияние на хозяйственную деятельность, семейный и общественный быт чеченцев. Лозунг «все мусульмане -  братья» способствовал переселению в  Чечню представителей дагестанских и других соседних народностей. Таким образом, в дальнейшем этногенезе современных чеченцев участвовали  аварцы, даргинцы, андийцы, кумыки, черкесы, татары, курды и  др.     Чеченцы принимали в свою среду представителей других народов приветливо, оказывали им  помощь, обеспечивали безопасность. Переселившимся выделялись земельные участки для строительства, им разрешалось пользоваться сенокосами, общественными выпасами.

 Период имамата Шамиля (20-50-е годы 19 века)  внес ряд специфических черт в уклад жизни чеченцев. Жизнь стала строго регулироваться сводом мусульманских религиозных законов – «шариатом».  Мероприятия, проводимые  для усиления обороноспособности, вносили в экономику, семейный и общественный быт чеченцев жесткий режим, соблюдение которого было обязательным. К нарушителям применялась система наказаний, вплоть до смертной казни.  В войне должны были участвовать все мужчины. На похороны запрещалось приглашать плакальщиц. После молитвы и выражения соболезнования присутствующие расходились. Малейшее нарушение шариатского запрета на алкогольные напитки и курение каралось очень строго. Ни одна совершеннолетняя девушка не имела права быть незамужней. Ни один мужчина, достигший зрелого возраста, не имел права оставаться холостым. Чтобы увеличить число браков, был уменьшен калым. Но в связи с частыми траурами и  трудностями военного времени на свадьбе редко устраивали танцы, и само торжество было максимально упрощено.

Шариатский режим имамата не коснулся или затронул в слабой степени лишь некоторые высокогорные чеченские общины. Там  и сохранились народные верования, традиции, обычаи.

Потребность восстановления традиционной духовной культуры народа была осознана после крушения имамата. Делались попытки оживить старинные народные обычаи, был поднят авторитет старейшин, шейхов, мулл. Жизнь контролировалась духовенством и старейшинами. Они собирали шариатский налог – закят, тайно разбирали спорные дела, открывали религиозные школы, определяли взаимоотношения с колониальной администрацией.

 Прогрессивным общественным явлением мог бы стать горский словесный суд, введенный  царской администрацией.  Однако народным словесным судам запрещено было разбирать серьезные дела, в том числе связанные с кровной местью. И население многие спорные вопросы решало, минуя царский суд, с помощью местных знатоков адата (родовое право) и шариата.

На развитие производительных сил чеченского общества в этот период благотворное влияние оказали связи с соседними русскими и казачьими поселениями. Новыми и необходимыми в быту и в хозяйственной жизни горцев стали железный плуг,  коса-литовка, черепица, оконные стекла, а также такие продукты, как  сахар, картофель и многое другое. Однако  общая отсталость и отчужденность чеченцев изживались медленно. А такие древние обычаи, как кровная месть,  как «гуй кхейкхар» – объявление позора или проклятия целому селению или несколькими селениями, сопровождаемые стрельбой из огнестрельного оружия,  сохранялись до начала 20 века.

Проблема отношений всей России с Кавказом
Древняя обитель народов и племен. Какое доселе волшебное слово - Кавказ! Как веет от него неизгладимыми для русского народа воспоминаниями; как яркая ...
Обычай куначества армейских рот до такой степени глубоко укоренился среди кавказских войск и до такой степени был прекрасным во всех отношениях обычаем, вполне сродни русской ...
Отступавшего от обычая кровной мести наказывали всеобщим презрением или даже изгоняли из обществ.
Раздел: Рефераты по государству и праву
Тип: реферат
Национальная политика в имперской России
Национальная политика в императорской России Цивилизованные окраины (Финляндия, Польша, Прибалтика, Бессарабия, Украина, Закавказье, Средняя Азия ...
... и договорам всякого рода и на всякую сумму и право решения спорных дел лиц нетуземного происхождения до 100 руб. окончательно; по спорам же свыше этой суммы он отсылает тяжущихся к ...
259 (по Прод.1906 г.). Пользование землями, утвержденными за сельскими обществами или селениями, может быть или общинное или подворно-участковое, сообразно существующему в каждой ...
Раздел: Рефераты по истории
Тип: реферат
Народы Северного Кавказа
... миниатюре. Многочисленное население со своими традициями, верованиями, языками, экономическими неурядицами, с попытками одного народа диктовать другим ...
В 16-18 вв. существовала данническая зависимость части соседних осетин, чеченцев, ингушей, балкарцев, карачаевцев, абазинов от кабард. князей.
Сохранялись патрилипейныс родств. группы (члены к-рых иногда образовывали особые кварталы в селениях), обычаи кровной мести, гостеприимства, куначества.
Раздел: Рефераты по географии
Тип: реферат
Российские войска в Дагестане в контексте Кавказской политики России ...
... ЦЕНТР ИНСТИТУТ ИСТОРИИ, АРХЕОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ Чекулаев Николай Дмитриевич РОССИЙСКИЕ ВОЙСКА В ДАГЕСТАНЕ В КОНТЕКСТЕ КАВКАЗСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ (1722 ...
Из шерсти в горах производили сукна, особенно в селениях Карата, Согратль, Ругельда, Сомода, Тлондода, Тинди, Акуша, Цудахар, Хаджалмахи, Мекеги, Муги, Кая, Вихли, Цовкра, Чукни и ...
Чеченцы и ингуши приезжали в Дагестан для обмена продуктов и предметов своего производства на изделия дагестанцев.
Раздел: Рефераты по истории
Тип: дипломная работа
Погребально-поминальный ритуал
Министерство образования и науки Российской Федерации Новосибирский государственный педагогический университет исторический факультет ДИПЛОМНАЯ РАБОТА ...
Древляне "убиваху друг друга", в чем, очевидно, следует видеть родовую кровную месть.
До сих пор в народной памяти и быту сохраняются некоторые обычаи и поверья, уходящие корнями в глубокую древность.
Раздел: Рефераты по культуре и искусству
Тип: дипломная работа