Доклад: Возникновение естествознания
Для понимания того, что представляет собой современное естествознание, важно выяснить, когда оно возникло. В этом отношении развиваются различные представления.
Иногда отстаивается позиция, что естествознание возникло в каменном веке, когда человек стал накапливать и передавать другим знания о мире. Так, Джон Бернал в книге "Наука в истории общества" пишет: "Так как основное свойство естествознания заключается в том, что оно имеет дело с действенными манипуляциями и преобразованиями материи, главный поток науки вытекает из практических технических приемов первобытного человека..."
Некоторые историки науки считают, что естествознание возникло примерно в V веке до н.э. в Древней Греции, где на фоне разложения мифологического мышления возникают первые программы исследования природы. Уже в Древнем Египте и Вавилоне были накоплены значительные математические знания, но только греки начали доказывать теоремы. Если науку трактовать как знания с его обоснованием, то вполне справедливо считать, что она возникла примерно в V веке до н.э. в городах-полисах Греции - очаге будущей европейской культуры.
Некоторые историки связывают возникновение естествознания с постепенным освобождением мышления от догм аристотелианских воззрений, которое связано с деятельностью оксфордских ученых XII-XIV вв. - Роберта Гроссета, Роджера Бэкона и др. Эти исследователи призывали опираться на опыт, наблюдения и эксперимент, а не на авторитет предания или философской традиции.
Большинство историков науки считают, что о естествознании в современном смысле слова можно говорить только начиная с XVI-XVII вв. Это эпоха, когда появляются работы И.Кеплера, Х.Гюйгенса, Г.Галилея. Апогеем духовной революции, связанной с возникновением науки, являются работы И.Ньютона. Рождение науки, естествознания здесь отождествляется с рождением современной физики и необходимого для нее математического аппарата. В это же время происходит рождение науки в качестве особого социального института. В 1662 г. возникает Лондонское Королевское общество, в 1666 г. - Парижская Академия Наук.
Существует точка зрения, что современное естествознание возникло в конце XIX века. В это время наука оформляется в особую профессию благодаря в первую очередь реформам Берлинского университета, проходивших под руководством знаменитого естествоиспытателя Вильгельма Гумбольта. В результате этих реформ появилась новая модель университетского образования, в которой обучение совмещено с исследовательской деятельностью. Эта модель была лучше всего реализована в лаборатории известного химика Ю.Либиха в Гисене. В результате утверждения новой модели образования на мировом рынке появились такие товары, разработка и производство которых предполагает доступ к научному знанию (удобрения, ядохимикаты, взрывчатые вещества, электротехнические товары и др.). Процесс превращения науки в профессию завершает ее становление как современной науки.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://nrc.edu.ru/
Культурология | |
1.2 Культура и цивилизация Понятия "культура" и "цивилизация" относятся к одним из самых многозначных, имеющих разнообразные толкования. Впервые слово ... Возникновение европейской ментальности, особенности европейского пути развития невозможно понять, не обратившись к самому началу европейской цивилизации - античной культуре ... Античная цивилизация, если исчислять ее от гомеровской Греции (XI-IX вв. до н.э.) до позднего Рима (III-V вв. н.э.), многими достижениями обязана еще более древней крито-микенской ... |
Раздел: Рефераты по культуре и искусству Тип: учебное пособие |
Курс лекций по культурологии | |
проект КУЛЬТУРОЛОГИЯ Методические рекомендации для самостоятельной работы ПРЕДИСЛОВИЕ Настоящие методические рекомендации адресованы студентам ... а) X - XV вв.; б) V - XVII вв.; в) V - XV вв.; г) VI - XVI вв. XII век - начало пути развития Греции "гомеровской эпохи", формирование нового типа как культуры в целом, так и художественной культуры в частности. |
Раздел: Рефераты по культурологии Тип: реферат |
Многообразие знаний о культуре | |
Содержание Введение Лекция 1. Культурология как область гуманитарного знания 1. Сущность и предназначение культуры 2. Многообразие знаний о культуре 3 ... Именно с приходом дорийцев в XII-XI вв. до н.э. начинается в Греции железный век, и именно в это время прекращает свое существование Крито-Микенская цивилизация. Период Раннего Средневековья занимает период V в. - XI вв., а Классического - XII - XIV вв. |
Раздел: Рефераты по культуре и искусству Тип: учебное пособие |
Шпаргалка по философии (вступительные экзамены в аспирантуру НТУУ КПИ) | |
редмет и функции философии. Предметом ф. явл. всеобщие св-ва и связи (отн-я) действительности - природы, общества, человека, отношения объективной ... В XI-XII вв как следствие выделения из крестьянского хозяйства ремесла, развития на этой почве городов, появление в них светской культуры появляется средневековое свободомыслие (СС ... Главнейшим приобретением естествознания ХVII-ХVIII вв. явился экспериментальный метод и метод анализа. |
Раздел: Рефераты по философии Тип: реферат |
Теоретические основы культурологии | |
1. Понятие культуры Культура от латинского cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. "cultura" известно со времени ... Романскими (от латинского слова "Рома" - "Рим") археологи XIX в. назвали постройки X-XII вв., в которых они нашли черты сходства с римской архитектурой, впоследствии так стали ... Постепенно отыскивая и применяя все более светлые глины, смешивая их с различными добавками, китайцы примерно в IV-V вв. получили материал, очень близкий по составу к фарфору, из ... |
Раздел: Рефераты по культуре и искусству Тип: шпаргалка |