Доклад: Родина, как семья народов: построение тематических циклов занятий для старших дошкольников и младших школьников
Крячко А. А.
Введение в традицию
В московском центре поддержки семьи "Рождество" на протяжении ряда лет создавалась программа студийных занятий с родителями и детьми от 1,5 до 8-ми лет, которую авторы назвали "Введение в традицию".
Одним из основополагающих ее разделов является тематический блок "Наше Отечество". Через систему тематических впечатлений дети, год от года, знакомятся с русской семейно-бытовой, трудовой, детской игровой, художественной культурой, с важнейшими вехами отечественной истории, великими битвами и полководцами, русскими святыми, напутственным смыслом годового круга праздников.
Нет сомнения в том, что культурные национальные архетипы оказывают значительное влияние на формирование личности и гражданского, патриотического сознания. Многие педагоги и психологи сегодня с тревогой отмечают, что подмена и ломка культурных архетипов являются одним из факторов повышенной невротизации современного поколения детей и подростков, не говоря уже о потере нравственных ориентиров.
Однако невозможно не увидеть, что решение воспитательных задач исключительно на этнокультурном материале и применительно к различным возрастным группам детей возлагает на педагогов особую ответственность в нынешней ситуации обострения национальных и религиозных настроений. К тому же такой подход, как правило, исключает из системы отечественных культурно-исторических ценностей такие важнейшие, вполне традиционные понятия, как добрососедство и гостеприимство. В самом деле, русские люди веками жили и строили добрососедские отношения со множеством малых народов, населяющих нашу Родину. Без этого опыта представление о подлинной традиционной культуре может стать неполным и однобоким.
Род – народ - Родина как семья народов
Для того чтобы чувство причастности к прошлому, настоящему и будущему своего Отечества не приняло со временем черты национальной нетерпимости и превосходства, представляется немаловажным выстроить содержание занятий так, чтобы поэтапно, не торопясь, провести ребенка по своеобразной "лесенке". Ступени ее могут быть такими:
- моя семья
- мой род
- наш народ и Родина
- наша Родина, как семья народов
- народ Божий, Церковь Христова, для которой нет формальных границ.
В программе "Введение в традицию", созданной педагогами Центра "Рождество", за многие годы работы сложился определенный опыт "сопровождения" детей разного возраста по этим ступенечкам, которым сегодня предоставлена возможность поделиться.
Первые ступени - культура родного народа; понятия род - народ – Родина
(от 1,5 до 5-ти летнего возраста)
Первые ступени предложенной "лесенки" - опора, база, фундамент, который может закладываться в течение ряда лет, питая душу ребенка самобытными образами культуры родного народа, его идеалами.
Младший возраст - это благодатное время введения ребенка в народную семейно-бытовую культуру. Здесь в помощь педагогу и родителям из воспитательного потенциала народной культуры пригодятся традиция пестования и потешения (нынче представляемая в так называемых "пальчиковых играх"), и колыбельные песни, и кукольные образы - зверушки, пупсы и игры с ними, и сказки, и строй календарных песен и праздников, и отражение природных изменений в творческих заданиях для малышей.
В среднем дошкольном возрасте происходит более углубленное знакомство с культурной и духовно-нравственной традицией, напутственным смыслом годового круга праздников, представлениями о национальном герое и родной земле. Активно используются педагогические возможности сказок, подвижных и познавательных игр, рукоделия, тематических бесед, творческой деятельности.
Обращение в ходе бесед и творческих заданий к физической карте нашей страны помогает оценить многообразие природных богатств России (темы "Лесная кладовая", "Сокровища недр", "Богатства водоемов" и пр.) На следующей возрастной ступени вниманию детей предлагается другой тип карты.
Вторая ступень - Родина, как семья народов
(для детей 6 - 7-летнего возраста)
Целый тематический цикл занятий посвящен этой теме. Впервые вместо физической карты России появляется карта ее федеративного устройства. Она дает наглядное представление о многообразии этносов, населяющих нашу Родину, и помогает совершить своеобразное "путешествие" к ним в гости.
Такое путешествие становится возможным при помощи родителей. Программа "Введение в традицию" вообще предполагает деятельное участие семей в ходе занятий, но в этот тематический цикл мамы и папы включаются особенно активно. Их задача - представить по выбору один из малых народов России, сыграть роль гостеприимных хозяев.
Педагог объявляет детям о том, кто из народов нашей страны "зовет" нас сегодня в гости, вместе мы намечаем по карте маршрут, выбираем удобное "средство передвижения" и с соответствующей песенкой (про самолет или поезд, кораблик и т.п.) отправляемся в путь.
Нас встречают "хозяева". Они представляют нам элементы народных костюмов, утварь, украшения и другие предметы материальной культуры, разучивают с "гостями" несколько слов на своем языке, угощают любимыми блюдами национальной кухни, показывают сказку своего народа или приглашают поучаствовать в народной игре. Народные игры, сказки, предметы материальной культуры и искусства отражают специфику их жизни: природные условия, основные занятия и пр.
Общей педагогической задачей этого цикла занятий является сравнительное обращение как к специфическим, отличным от русских, проявлениям культуры, так и к тому общему содержанию, которое невозможно не заметить в таком путешествии. Оказывается, что все мамы на свете, на каком бы языке ни пели они свои колыбельные песни, ни рассказывали сказки, стремятся поделиться со своими малышами самым дорогим и ценным из того, что знают они о жизни и месте человека в ней, о путях праведных и нечестивых, смиренных и гордых, ленивых и трудолюбивых. К какой бы культуре мы ни обратились, практически везде мы услышим родительское напутствие, общее для разных народов: будь трудолюбив и усерден, терпелив и честен, умей достойно и проигрывать, и побеждать, храни и созидай свой дом, умей постоять за него, за свой народ, за нашу Родину.
Третья ступень: "Во Христе нет ни эллина, ни иудея…"
(для 7 - 8-летних детей)
Одним из важнейших разделов, составляющих программу "Введение в традицию", является тематический блок "Основы православной культуры". Родители, приходящие со своими детьми на занятия в центр "Рождество", разделяют представление о том, что культурообразующей религией в нашей стране является православие. Поэтапному введению в духовную традицию помогают тематические беседы, слайд-фильмы, песни, праздники года и система приуготовительных занятий к ним на всех возрастных этапах.
Но вот в тематическом цикле занятий для младших школьников, продолжающемся в течение Великого поста, карту России сменяет политическая карта мира. С ее помощью мы совершаем познавательное "путешествие" к разным народам, населяющим землю. Отправной точкой таких путешествий служат беседы о путях апостольских. Словно проходя по разным землям вслед за учениками Христа, мы не только узнаем о жизни, подвижничестве, благовестии каждого из них, но и об особенностях населяющих Европу, Средиземноморье, Африку народов.
Так, поэтапно, за национальными ценностями могут быть открыты перед детьми и наднациональные - в полноте бытия Церкви, для которой нет границ, призванной соединять в братской любви и служении разные народы Земли.
Список литературы
Воспитание в национальных традициях детей старшего дошкольного ... | |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Выпускная квалификационная (дипломная) работа Воспитание в национальных традициях детей старшего ... Для успешного воспитания детей в национальных традициях важна реализации на практике организационных и методических приемов педагогической работы, перспективных планов ... В процессе изучения состояния воспитания детей старшего дошкольного возраста в национальных традициях выявлена степень информированности родителей и педагогов о феноменах родной ... |
Раздел: Рефераты по педагогике Тип: дипломная работа |
Социально-культурная деятельность | |
Социально-культурная деятельность Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. В учебнике рассматриваются история, теоретические основы, сферы реализации ... Особо следует подчеркнуть и просветительно-педагогические функции воспитательных средств: колыбельных песен, поговорок, частушек, сказок, легенд, преданий, плясок, постоянно ... На базе центров и лагерей осуществляются разнопрофильные тематические проекты и программы, предполагающие множество вариантов творческих занятий и творческого сотрудничества ... |
Раздел: Рефераты по социологии Тип: учебное пособие |
Значение регионального компонента в ознакомлении детей с историей ... | |
План Введение 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 1.1 Психолого-педагогические основы нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста 1.2 ... Душа народа едина, только проявляется по-разному в разных видах искусства: в песне, сказках, легендах, танцах, изобразительном искусстве. Большой интерес вызывают у детей игры в "поездки и путешествия" (по реке Днестр, в прошлое города и т.д.). Таким образом, каждая тема должна подкрепляться различными играми ... |
Раздел: Рефераты по педагогике Тип: дипломная работа |
Теория и методика преподавания БЖД | |
... по курсу "ОБЖ". Составьте перечень нормативно-правовой документации по ОБЖ, регламентирующий деятельность педагога-организатора в области безопасности ... О каком опасном занятии говорится в этой песне? 20 - Какой обычный предмет в быту заменял героям русских сказок и карту, и компас. |
Раздел: Рефераты по педагогике Тип: шпаргалка |
Условия приобщения дошкольников к этнической культуре средствами ... | |
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ ПМР Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко Факультет педагогики и психологии Кафедра дошкольной ... 6. Средства воспитания (потешки, считалки, загадки, пословицы, поговорки, песни, сказки и легенды, предания и т.д.) Результат работы: пересказ содержания занятия (при низком уровне приобщенности к этнической культуре) или связный рассказ ребенка на ту же тему, что и занятие, со своими ... |
Раздел: Рефераты по педагогике Тип: курсовая работа |