Доклад: Спасский собор Андроникова монастыря

Дата создания: 1425 г. - 1427 г.

Материал, техника: белый камень

Спасский собор Андроникова монастыря - наиболее древний белокаменный хрнный храм, сохранившийся без существенных изменений до наших дней.

Стены собора сложены из правильных прямоугольных блоков желтовато-белого известняка, гладко отшлифованных с лицевой стороны. В монастыре жил и работал величайший художник древней Руси - Андрей Рублев, который не только расписывал собор, но и участвовал в его строительстве.

Собор - самое яркое и значительное произведение раннемосковской школы зодчества.

Художественный образ этого сооружения полон необычайного напряжения. Зодчие преднамеренно понизили угловые части и энергично приподняли средние деления его основного объема. Выше, на постаменте из четырех трехлопастных арок, разместился легкий барабан главы, поставленный как бы на пружинящие кокошники. В целом эта устремленная вверх композиция очень напоминает композицию Пятницкой церкви в Чернигове. Можно подумать даже, что создавшие ее мастера вообще были знакомы с творением Петра Милонега. Подхватив и развив далее примененные им архитектурные формы, они не только создали храм, в котором традиционная крестово-купольная схема претерпела еще большее изменение; одновременно была подготовлена почва для новых творческих поисков и смелых дерзаний русских зодчих XVI века.

В настоящее время в монастыре располагается Музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева.

Спасский собор Андроникова монастыря в Москве - наиболее совершенное произведение раннемосковского зодчества. Ступенчатая "корона" закомвр и кокошников также получила в последующем широкое развитие в зодчестве XVI-XVII вв.; четкое отделение пилястр с базой и капителью от профиля вышележащей закомары можно считать зарождением "ордерного" строя.

Собор Андроникова монастыря, как и другие примеры раннемосковского зодчества, свидетельствует о глубоком своеобразии зодчества Москвы и вместе с тем - о широких связях с архитектурой сопредельных земель. В нем получили развитие традиции не только владимирских храмов, но и произведений западной и юго-западной Руси (Пятницкая церковь в Чернигове, конец XII-начало XIII в.). Можно отметить известную близость и к храмам южных славян - Сербии и Македонии, с которыми Москва поддерживала оживленные связи. Наконец, отдельные архитектурные элементы раннемосковских храмов (приподнятые подпружные арки, половинки арок и закомар, трехлопастные завершения и др ) говорят о связях Москвы с Новгородом и Псковом.

Список литературы

Москва
ПЛАН "ГРАДА НЕБЕСНОГО". ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО В РУССКОЙ СТОЛИЦЕ "Срединный град России", как назвал Москву русский поэт XIX в. Федор Глинка, удивлял ...
В 1420-1427 гг. здесь при участии иконописцев Андрея Рублёва и Даниила Чёрного был возведён каменный Спасский собор.
Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря ( 1410- 1427 гг.) наделён чертами белокаменного владимирского зодчества.
Раздел: Рефераты по москвоведению
Тип: реферат
Анализ состояния туризма в г. Серпухов
РОССИЙСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет ресторанно-гостиничного бизнеса и управления Работа по дисциплине "Организация туризма на ...
На этом месте в крепости стоял деревянный собор ещё во времена Серпуховского князя Владимира Андреевича (XIV в.). В XVI в. его сменил каменный, в 1696 г. он был перестроен на ...
По мнению исследователей в Высоцкой обители проходил иноческий искус и обучался иконописи преподобный Андрей Рублев, а учеником преподобного Никиты в течение многих лет был ...
Раздел: Рефераты по физкультуре и спорту
Тип: дипломная работа
Свидетельство о вере и Церкви росписей собора святого ...
Свидетельство о вере и Церкви росписей собора святого равноапостольного князя Владимира в Киеве ПЛАН Введение ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РОСПИСЕЙ ...
Та пора русского искусства, когда на леса церквей восходили такие великие художники, как Андрей Рублёв, Феофан Грек или Дионисий, автор знаменитой росписи в Ферапонтовом монастыре ...
Зодчество Ярославских храмов может быть названо гениальным.
Раздел: Рефераты по культуре и искусству
Тип: дипломная работа
История Троице-Стефано-Ульяновского монастыря
Оглавление Введение 2 Обзор источников по истории монастыря 2 Создание обители в 14 веке, её судьба в 14-16 вв. 3 Возрождение монастыря Тюрниными в 17 ...
Обе церкви - Спасская и Похвалы Богородицы - сохранились, однако сам монастырь превратился в бесприходской погост.
Церковь Похвалы Богородицы была похожа на Спасскую, но меньше - 3х2х4,5 саж., только "с запада трапезы нет, а небольшое с навесом крыльцо служит преддверием храму"1.
Раздел: Рефераты по религии и мифологии
Тип: реферат
Схема автобусного маршрута и контрольного текста светской экскурсии ...
ВВЕДЕНИЕ Роль туризма в современном мире огромна. Он затрагивает все сферы деятельности современного общества, но в большей мере экономику, культуру и ...
В Екатеринбурге был открыт мужской монастырь в усадьбе Спасской церкви в поселке Елизавет и восстановлен женский Ново-Тихвинский монастырь, которому до возвращения основных ...
Входы в храм (их обычно три) могут быть оформлены в виде порталов - архитектурных конструкций из перспективно уменьшающихся колонн и арок.
Раздел: Рефераты по физкультуре и спорту
Тип: дипломная работа