Реферат: Занимательные опыты по химии
Элементы занимательности во внеклассной работе.
Большое преимущество химии перед другими предметами состоит в том,
что ее преподавание может включать красивые эксперименты.
Доклад посвящен элементам занимательности во внеклассной работе.
Приводим описание экспериментальных опытов по химии,
которые можно проводить на уроках, факультативных и внеклассных занятиях и
на химических вечерах.
Эти эксперименты, согласно учебному плану, желательно проводить в конце
III четверти 8 класса. После того как учащиеся пройдут такие темы как
Тема4 "Вода.Растворы.Основания ",
Тема5 "Обобщение сведений об основных классах неорганических соединений";
Тема7 "Химическая связь".
Неплохо провести эксперименты также в конце изучения курса химии, т.е. в конце 11 класса, когда учащиеся занимаются обобщением и повторением материала. Таким образом, они смогут объяснить неизвестные на уровень 8-го класса факты.
Опыт I. Химическая радуга.
Описание.
В семь больших пробирок, помещенных в демонстрационный штатив с белым фоном, сливаем попарно растворы:
1- хлорид железа (III) и роданид калия (красный цвет);<
2- раствор хромата калия подкисляем H2SO4 (оранжевый цвет); <
3- нитрат свинца и иодид калия (желтый цвет); <
4- сульфат никеля (II) и гидроксид натрия (зеленый цвет);<
5- сульфат меди (II) и гидроксид натрия (голубой цвет); <
6- сульфат меди (II) и раствор аммиака (синий цвет); <
7- хлорид кобальта (II) и роданида калия (фиолетовый цвет).<
1. FeCl3 + 3KCNS ® Fe(CNS)3 + 3KCl
2. 2K2CrO4 + H2SO4 ® K2Cr2O7 + K2SO4 + H2O
3. Pb(NO3)2 + 2KJ ® PbJ2 + 2KNO3
4. NiSO4 + 2NaOH ® Ni(OH)2 + Na2SO4
5. CuSO4 + 2NaOH ® Cu(OH)2 + 2Na2SO4
6. CuSO4 + 4NH3 ® [Cu(NH3)4]SO4
7. CoCl2 + 2KCNS ® Co(CNS)2 + 2KCl
Примечание.
Опыт очень простой, но эффективный, благодаря яркости веществ, получаемых в ходе реакции. Учащиеся могут вспомнить как составляются уравнения химических реакций. Для опыта можно привлечь учащихся.
Опыт II. Фейерверк в жидкости.
Описание.
В мерный цилиндр наливаем 50 мл этилового спирта. Через пипетку, которая опущена до дна цилиндра, вводим 40 мл концентрированной серной кислоты. Таким образом, в цилиндре образуется два слоя жидкости с хорошо заметной границей : верхний слой - спирт, нижний – серная кислота В цилиндр бросаем немного мелких кристалликов перманганата калия. Дойдя до границы раздела, кристаллики начинают вспыхивать – вот нам и фейерверк. Появление вспышек связано с тем, что при соприкосновении с серной кислотой на поверхности кристалликов соли образуется марганцевый ангидрид Mn2O7 – сильнейший окислитель, который поджигает небольшое количество спирта:
2KMnO4 + H2SO4 ® Mn2O7 + K2SO4 + H2O.
Mn2O7 – зеленовато-бурая жидкость, неустойчива и при соприкосновении с горючими веществами поджигает их.
Примечание.
Также весьма красивый опыт. Здесь учащиеся могут повторить окислительно-восстановительные реакции.
Опыт III. Красные призмы.
Описание.
10 г двухромовокислого калия смешиваем с 40 мл концентрированной соляной кислоты и добавляем 15-20 мл воды. Смесь немного нагреваем, и кристаллы соли перейдут в раствор. После растворения двухромовокислого калия раствор охлаждаем водой. Выпадают очень красивые красные кристаллы в виде призм, представляющие собой калиевую соль хлорхромовокислой кислоты KCrO3Cl, согласно уравнению реакции:
K2Cr2O7 + 2HCl ® 2KCrO3Cl + H2O.
Примечание.
После изучения темы7 «Химическая связь» (в частности подтемы «Кристаллические решетки»), этот опыт будет очень полезен.
Описание.
В железную консервную банку насыпаем снега и слегка уплотняем. Затем делаем в нем углубление (примерно на ¼ высоты банки), помещаем туда небольшой кусочек карбида кальция и засыпаем сверху снегом. К снегу подносим зажженную спичку – появится пламя, «снег горит».
Карбид кальция медленно вступает в реакцию со снегом, в результате чего образуется ацетилен, который при поджигании горит.
CaC2 + 2H2O ® Ca(OH)2 + C2H2.
2C2H2 + 5O2 ® 4CO2 + 2H2O + Q.
Примечание.
Опыт позволяет показать факты, которые будут изучаться в последующих разделах химии (орг.химия).
Описание.
В химический стакан емкостью 500 мл насыпаем 5 г бензойной кислоты и уложим веточку сосны. Стакан закрываем фарфоровой чашкой с холодной водой и нагреваем над спиртовкой. Кислота сначала плавится, потом превращается в пар (испаряется), и стакан заполняется «снегом», который покрывает веточку белыми хлопьями.
Примечание.
Эксперимент можно связать с полученными знаниями учащихся о химической связи.
Литература:
1. Журнал «Химия и жизнь XXI век» №9 1999г. (раздел «Школьный клуб»);
2. Журнал «Химия в школе» №6 ноябрь-декабрь 1976г.
Неотложная помощь в невропатологии | |
Неотложная помощь в невропатологии Часть первая НЕВРОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ ГОЛОВНАЯ БОЛЬ Механизмы возникновения. Многие внутричерепные образования ... Целесообразно с каждыми 500 мл крови вводить 10 мл кальция глюконата с 200 мл 5% раствора глюкозы, до 2,5 г калия хлорида с 2 г сухой глюкозы, 1 ЕД инсулина, 90-180 мг преднизолона ... Если радиоактивные вещества попали внутрь, следует вызвать рвоту, ввести подкожно (можно дважды) раствор апоморфина 0,25-0,5% - 1 мл, сделать кровопускание и обменное переливание ... |
Раздел: Рефераты по медицине Тип: книга |
Исследование возможности извлечения редких металлов из золы-уноса ТЭЦ ... | |
Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации ДИПЛОМНАЯ РАБОТА Исследование возможности извлечения редких металлов из золы ... В лаборатории для оказания первой помощи должна быть аптечка, а также растворы борной кислоты, бикарбоната натрия и перманганата калия. В стакан вместимостью 100 мл помещают аликвоту раствора в зависимости от ожидаемого содержания ванадия, 2 мл разбавленной серной кислоты (1:1), 5 мл разбавленной ортофосфорной ... |
Раздел: Рефераты по технологии Тип: реферат |
Химический анализ катионов | |
ГОУ СПО "Спасский АПТ" АНАЛИТИЧЕСКАЯ ХИМИЯ (Контрольные, лабораторные и практические работы. Примерные вопросы и задания к итоговой аттестации) С ... Прибавьте 1 мл дистиллированной воды, 3 капли раствора иодида калия и несколько капель разбавленного раствора уксусной кислоты. Для его приготовления в коническую колбу для титрования вносят с помощью мерного цилиндра 40 мл дистиллированной воды, 1 каплю метилового оранжевого и 1-2 капли 0,1М раствора ... |
Раздел: Рефераты по химии Тип: учебное пособие |
Химия отрасли | |
Министерство образования И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Иркутский государственный технический университет ХИМИЯ ОТРАСЛИ Лабораторный ... 0,25 %-ный в этиловом спирте (50 %-ом); 0,1н раствор Na2S2O3-5H2O (из этого раствора разбавлением готовится 0,01 н раствор, титр которого устанавливают по точному раствору 0,01 н ... 4 Н2О): в цилиндрический стакан на 400 см3 вводят 20 см3 раствора L(+) винной кислоты (5 г/л), 20 см3 раствора D (-) виннокислого аммония (6,126 г/ дм3) и 6 см3 раствора ацетата ... |
Раздел: Рефераты по химии Тип: учебное пособие |
Регенерация азотной и серной кислоты | |
Перечень условных сокращений, обозначений, применяемых в проекте. 3 1. Аналитическая часть 5 1.1. Технико-экономическое обоснование выбранного метода ... 54)(57) Способ снижения содержания оксидов азота в хвостовых газах производства слабой азотной кислоты, включающий абсорбцию нитрозных газов водным раствором азотной кислоты с ... Цвет в мл. раствора, сравнение |
Раздел: Рефераты по химии Тип: реферат |