Доклад: Классификация водных препятствий

Чтобы иметь возможность, еще планируя свой сплав, оценивать сложность водных препятствий и свои силы, нужно уметь понимать принятую классификацию горных рек. Российскому воднику полезно ориентироваться в двух основных стандартах - международном и отечественном.

 Международная система оценки рек

Согласно этой классификации, все бурные сплавные реки подразделяются на шесть категорий:

Категория I: несложные. На этих реках есть небольшое течение, однако единственную опасность представляют небольшие мели, на которых могут встречаться одиночные выступающие камни.

Категория II: умеренно сложные. На таких реках встречаются сравнительно простые препятствия, небольшие 'сливы' и 'бочки'. В некоторых местах поток ускоряется.

Категория III: сложные. Валы рек этого класса могут быть высокими и беспорядочными. Многочисленны камни и другие препятствия такие, как бочки и небольшие улова.

Категория IV: очень сложные. Если сплав по рекам предыдущих уровней не требовал предварительного просмотра, то линия движения при прохождении препятствий IV категории не очевидна 'с наплыва'. Пороги на отрезке реки такой сложности непрерывны, поток отличается мощностью. 'Бочки' и 'сифоны' опасны и непредсказуемы. Необходимо постоянное маневрирование.

Категория V: чрезвычайно сложные. Здесь еще более необходима предварительная разведка препятствий, поскольку отдельный участки реки данной категории могут представлять серьезную опасность для жизни. Пороги могут включать высокие водопадные сливы, узкие проходы, очень сложные шиверы и бочки.

Категория VI: верхний предел проходимости. Препятствия данной категории сложности не прощают ошибок. Их либо рискнули пройти лишь немногие, либо они так и остались непокоренными.

Как правило, помимо присваивания реке определенной категории, ее отдельные участки и пороги могут также получать описание. Так, сложность отдельного порога указывается в виде индекса. Например, II3 означает, что участок в целом - второй категории сложности, но содержит порог или водопад третьей категории. Для более точной характеристики иногда используется "половина" категории: III-, III, III , IV- и т.д., или двойное обозначение: III-IV.

Таким образом, несмотря на всю приблизительность подобных обобщений сплавных рек, в международной шкале соблюдены три простых и объективных критерия - наличие препятствий, возможность определить линию движения и последствия ее несоблюдения.

Российская система оценки рек

В отечественной же практике принята другая классификация препятствий, существенно отличающаяся от международной. Объединяет их, пожалуй, только количество градаций. Дело в том, что, по сути, они просто относятся к разным видам деятельности. Международная классификация описывает реки для спортивного сплава. Отечественная же классификация водных путешествий формально основана всего на двух критериях - километраже и продолжительности - и, с формальной точки зрения, никак не отражает техническую сложность препятствий.

Согласно "Единой всероссийской квалификации маршрутов", шесть отечественных категорий сложности обозначают:

1 к.с. (Л) - "Легкое" препятствие типа перекат, быстрина, невысокие валы доступно для прохождения туристам, не имеющим опыта водных походов. Не обязателен выбор линии движения и разведки.

2 к.с. (П) - "Простые" препятствия типа вал, несложная шивера, порог, 'прижим'. Скорость воды и уклон невелики. Линия движения видна с воды, или с наплыва.

3 к.с. (СР) - Препятствие "средней" трудности представляет собой порог со спокойным участком на выходе.. В русле видны отдельные камни, завалы. Линия движения определяется с наплыва.

4 к.с. (С) - "Сложное" препятствие - это протяженная шивера или порог с большим количеством камней, бочками и валами. Также к нему относится каньон и щеки с прижимами, отдельными камнями и сливами. Желательна разведка, элементы страховки, линия движения с воды не просматривается или неявно выражена.

5 к.с. (Т) - "Трудное" препятствие требует обязательной страховки и разведки, так как линия движения неочевидна и пройти протяженные пороги данного уровня технически непросто и может быть опасно.

6 к.с. (ТТ) - "Очень трудное", опасное препятствие. На таком участке водника ждут опасный сложный каскад препятствий или каньон с набором наиболее трудных препятствий. Отдельные препятствия переходят из одного в другое, швартовка и страховка затруднены или даже невозможны. Проходится после тщательной разведки, со страховкой и преодолевается на пределе возможностей плавсредств.

6* к.с. (ТТТ) - "Сверхтрудное" препятствие труднопроходимо для любого класса судов. Ранее не преодоленное или имеющее единичные случаи прохождения, крайне опасное для жизни (завалы, водопады, водосбросы, ущелья...).

Соотношение между отечественной и международной классификациями достаточно сложно и неоднозначно. Поэтому выполнить такую переоценку можно только индивидуально для каждой реки. Международная категория I в основном соответствует отечественным 1-2 к.с. (например, многие карельские речки без крупных порогов). Категория II примерно соответствует отечественным 2-3 к.с. (река Мста, локальные пороги в Карелии).

К категории III могут относиться препятствия от 3 к.с. на горных реках (Песчаная, Теберда, Уба, Урух) до саянских, то есть относительно простых "пятерок", включая большие 'примитивные' плотовые реки (Катунь, Каа-Хем, Ока).

Категория IV ближе к отечественной 5 к.с.. Категория V охватывает верхнюю часть отечественной 5 к.с. и большинство рек 6 к.с. К международной VI категории можно отнести только несколько сверхсложных рек, например алтайские Башкаус, Чулышман и Аргут.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://pedagogika.by.ru/

Курс лекций и семинаров История России: 1861-1995 гг.
Томский политехнический университет В.Н. Гузаров и Н.И. Гузарова История России: Практикум для семинарских занятий Учебное пособие для студентов ...
Введённый нами закон камня на камне не оставляет от того ошибочного предположения, что какой-то особый расовый признак определённой части человечества послужил тем позитивным ...
Люди лишались вкладов, страховок, акций, имущества, жизни.
Раздел: Рефераты по истории
Тип: реферат
Разработка экстремальных туристских маршрутов на Российском Севере (по ...
Министерство образования Российской Федерации Сочинский государственный университет туризма и курортного дела Институт туристского и гостиничного ...
Здесь могут встретиться отдельные естественные препятствия: буреломы, кочки, камни, ручьи, канавы.
Данные виды туризма характеризуются способом передвижения, видом преодолеваемых препятствий, протяженностью, снаряжением, категорией сложности.
Раздел: Рефераты по туризму
Тип: реферат
Страховка в горах
Введение Если посмотреть, как совершались восхождения в недалеком прошлом, то нетрудно заметить, что происходят значительные изменения. Научно ...
Самым надежным элементом страховки является веревка (за исключением случая, если она обрежется об острый край скалы или получит повреждения от падающих камней или льда).
Чем угол ближе к 180°, тем больше будет сила растяжения веревки.По этой причин при организации перил чрез различные препятствия (реки, трещины) невозможно, чтобы веревка не имела ...
Раздел: Рефераты по туризму
Тип: реферат
Хрестоматия
РОССИЯ В XVII ВЕКЕ Оглавление Раздел 3. Россия в XVII веке: Договор 17 (27) августа 1610 г. о признании королевича Владислава русским царем.........1 ...
Владислав (1595 - 1658) - сын Сигизмунда III, польский король Владислав IV с 1632 г. После воцарения Михаила Романова продолжал считать себя претендентом на русский престол и в ...
С площади люди ринулись на подворье Битяговских, разграбили его и "питье из погреба в бочках выпив, и бочки кололи".
Раздел: Рефераты по истории
Тип: реферат
Вариативность тактики проведения спортивно-оздоровительного тура
Содержание Введение. 2 Глава 1. Форма и содержание спортивно-оздоровительных туров. 5 1.1 Значение подготовительного этапа. 5 1.2 Классификация ...
... наличие объективных опасностей, характерных для района похода; техническую сложность участков маршрута, требующую не только соответствующего уровня подготовки участников, но и ...
При этом участники походов I-III категорий сложности могут иметь опыт походов на любом виде судов (байдарки, плоты, надувные лодки, катамараны), а участникам походов на байдарках ...
Раздел: Рефераты по физкультуре и спорту
Тип: курсовая работа