1.7. Порядок ведения учета


Методологическое руководство ведением бухгалтерского учета в Украине [1] осуществляет Министерство финансов Украины.
Порядок ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности в банках устанавливается Национальным банком Украины , в бюджетных учреждениях - Государственным казначейством Украины.
Ответственность за организацию бухгалтерского учета на предприятии несет владелец или руководство предприятия.
Ведение бухгалтерского учета на предприятии может осуществляться:
- Бухгалтерской службой;
- Предпринимателем без образования юридического лица;
- Централизованной бухгалтерией или аудиторской службой на договорных началах;
- Самостоятельно владельцем или руководителем предприятия ( кроме предприятий , отчетность которых должна обнародоваться ).
Бухгалтерский учет должен вестись методом двойной записи с использованием общепринятых элементов метода бухгалтерского учета. Отчетность предприятие подает согласно законодательству.
Предприятие самостоятельно:
- Определяет свою учетную политику;
- Избирает форму бухгалтерского учета;
- Разрабатывает систему и формы внутрихозяйственного (управленческого ) учета;
- Утверждает правила документооборота , определяет права работников на подписание бухгалтерских документов и т.п. .
Методология учета должна быть неизменной в течение года. Если на следующий год предприятие намерено изменить учетную политику , в начале года издается приказ об учетной политике.
Учетная политика - совокупность принципов , методов и процедур , используемых предприятием для составления и представления финансовой отчетности.
При определении учетной политики предприятие самостоятельно выбирает:
- Методы начисления амортизации необоротных активов;
- Методы оценки запасов при их выбытии ;
- Предел стоимости основных средств;
- Начисления тех или иных обеспечений и др. .
Все эти вопросы в конце отчетного года должны быть раскрыты в примечаниях к финансовым отчетам.
Обязанности руководителя и главного бухгалтера по организации и ведению бухгалтерского учета
Руководитель должен создать необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета и организовать контроль деятельности всех бухгалтерских служб.
Главный бухгалтер:
- Обеспечивает соблюдение установленных единых методологических основ бухгалтерского учета , составление и представление в установленные сроки финансовой отчетности;
- Организует контроль за полнотой и достоверностью отражения всех хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета;
- Организует документооборот;
- Участвует в оформлении материалов , связанных с недостачей и ее возмещением ;
- Распределяет обязанности между работниками бухгалтерии и контроль за их выполнением;
- Обеспечивает проверку состояния бухгалтерского учета в обособленных подразделениях предприятия;
- Своевременно готовит проекты приказов об учетной политике , о проведении инвентаризации и тому подобное.
1.6. Формы бухгалтерского учета 1.8. Практические задания по теории бухгалтерского учета