Каждое предприятие, чтобы обеспечить обоснование своего развития, должен оценить

Каждое предприятие, чтобы обеспечить обоснование своего развития, должен оценить перспективы. Долгосрочное планирование, которое использует довольно жесткие модели и методы, базируется на гипотезе о возможности человека предвидеть и контролировать майбутне.
Объективные причины необходимости и возможности расширения планового горизонта за пределы года таковы:
для социалистических стран с централизованно-плановой экономикой - необходимость формирования планового «стержня», который обеспечивал управляемость любого объекта в экономике, вместе с административными рычагами;
для предприятий, которые функционировали в рыночной экономике, - наличие незаполненных рынков и низкая конкуренция, создавали возможности развития пидприемств.
В 50-60-е годы, кроме того, уже было создано основной научно-методологический аппарат (с использованием экономико-математических методов и ЭВМ), который давал возможность обрабатывать большие массивы информации, разрабатывать долгосрочные прогнозы развития внешней экономической среды функционирования фирмы и формулировать на этой основе перспективные цели развития пидприемств.
Основой долгосрочного планирования в те годы были экстраполяционные прогнозы (построенные на различных математических моделях), учитывающих факторы, способствовавшие росту предприятия или ограничивали его возможности. Чаще всего такими лимитирующими факторами считали финансовые ресурсы, которыми распоряжалось предприятие, и источники, из которых можно было привлечь дополнительные инвестиции и займы. Такое планирование почти не отличалось от традиционного бюджетирования, только расчеты велись на более длительный час.
Формальные процедуры долгосрочного планирования были развитием процесса бюджетирования, который применяется и совершенствуется на предприятиях всего мира на протяжении десятилетий. Долгосрочное планирование, показывая перспективы развития, использовали различные варианты экстраполяции, а затем и более сложные модели ожидаемого экономического роста возможностей развития рынков и т.д.. С другой стороны, предприятие как объект планового развития состоит из подсистем разного типа: снабжение, производство, сбыт, финансы, информация и т.п., для более эффективного взаимодействия, с целью получения высоких результатов деятельности предприятия в целом нужно заранее проанализировать, спроектировать на более обоснованных основе и включить в планы развития. В разных вариантах любая процветающая западная или восточная фирма похожий процесс планування.
В СССР с 20-х, а в странах с рыночной экономикой - с 60-х годов планирование стало применяться и на правительственном уровне. В таких развитых, рыночно ориентированных странах, как, например, Франция, Великобритания - на западе, Индонезия, Тайвань - на востоке, само планирование сыграло немаловажную роль в обеспечении ощутимых результатив.
Опыт применения долгосрочного планирования, ориентированного на экстраполяционные методы, способствовал тому, что на определенном этапе у руководителей разных уровней складывалось представление о предсказуемости будущего (подробнее материал относительно прогнозов содержится в пидрозд.2.7). Предприятия тратили много времени и денег на разработку сложных моделей, расчеты, на формирование детальных планов, которые в итоге находили место на полках шкафов, а решение о деятельности предприятия принимались таким образом, будто планов вовсе не существовало. Это была естественная реакция менеджеров-практиков на различия в содержании планов и действительности: в долгосрочном планировании не ориентировались на варианты негативного развития событий; считалось, что все неурядицы можно подолати.
Ярким примером ожиданий относительно роли долгосрочного планирования стала одна из ранних работ Г.Минцберга [43], где он рассматривал различные подходы к планированию: предпринимательский, адаптивный и плановый (рис.1.4).
Предпринимательский подход определяет общее представление о будущем состоянии предприятия и посредством последовательных решений и действий для их воплощения направляет его (предприятие) развитие одним из возможных вариантов; адаптивный - ориентируется на постоянное реагирования на возникающие поэтому путь предприятия - это короткие шаги при неопределенной перспективе; плановый (в смысле довгоcтрокового подхода) позволяет «попасть в цель», заранее определено. Последующие годы показали тщетность таких надежд и неприемлемости «классического» долгосрочного планирования для реальной жизни.
На первых этапах создания и функционирования предприятий можно распознать характеристики В 60-е годы в США и большинстве стран Западной Европы начался «бум стратегического