В 60-е годы в США и большинстве стран Западной Европы начался «бум стратегического

В 60-е годы в США и большинстве стран Западной Европы начался «бум стратегического планирования», который базировался на доминировании концепции предприятия как «открытой системы» на микроуровне и на развитии прогнозирования и индикативного планирования на государственном ривни.
Возникла необходимость разрабатывать реальные и надежные планы будущего развития предприятий с учетом сложившейся ситуации, определять перспективы на основе альтернатив развития, ориентироваться прежде всего на рыночные и финансово-экономические перспективы, например, на объемы реализации и дохода (предприятия и индивидуума), прибыли, рентабельности капиталовложений, эффективности и т.д.. Предприятие становилось более зависимым от спроса потребителей в определении перспектив своего расширения и дальнейшего иснування.
Дж.А.Стайнер определил факторы, способствовавшие развитию стратегического планирования в 60-80-х годах [50]:
рост размеров предприятий благодаря повышению комплексности и многопрофильности деятельности;
научно-технический прогресс;
использование связей с другими организациями;
рост конкуренции на внутренних и внешних рынках в результате заполнения рынков;
развитие методологии и инструментария планирования;
наличие необходимой ЭВТ и квалифицированных кадров;
лидирования предприятий, больше внимания уделяли стратегическому плануванню.
Многие авторы публикаций по проблемам менеджмента говорили изменениях, которые происходили в восприятии действительности владельцами и руководителями предприятий: от оптимистического взгляда в будущее, которое обещало широкие возможности развития, к реалистическому пониманию того, что будущее - не по всем параметрам лучше минуле.
Стратегическое планирование как явление и процесс предсказания будущего и подготовки к будущему трактуется достаточно широко: как интегральный процесс подготовки и принятия решений типа, как формулировка целей и определение путей их достижения, как обеспечение подготовленности предприятия для конкурентной борьбы на рынках и т.п.. В контексте этого раздела необходимо сделать акцент на том, что стратегическое планирование - это адаптивный процесс, с помощью которого осуществляются регулярная разработка и коррекция системы достаточно формализованных планов, пересмотр содержания мероприятий по их выполнению на основе непрерывного контроля и оценки происходящих снаружи и внутри предприятия. Стратегическое планирование охватывает систему долго-, средне-и краткосрочных планов, проектов и программ, однако главный содержательный акцент при этом делается на долгосрочные цели и стратегии их досягнення.
Сначала стратегическое планирование ограничивалось определением целей и стратегий их достижения, то есть определением стратегической политики предприятия в системе «продукт - рынок».
В рамках стратегического планирования широко применяются следующие категории: «жизненный цикл продукта», цикл спроса на изготавливаемую, период, необходимый для достижения целей и т.д.. Все это сформировало потребность в более гибких подходах к определению горизонтов планирования, необходимость балансирования различных по продолжительности действий для достижения целей, а также обусловило необходимость повышения роли стратегического анализа в деятельности предприятий: надо четко определить, какие именно сферы и направления деятельности требуют долго-, а какие - среднесрочных сроков их осуществления в конкретных условиях, сложившихся и будут состоять во внешней среде. При этом растет и количество доступных предприятию альтернативных вариантов развития, в результате чего открывается более широкий выбор действий на перспективу.
Стратегический анализ среды предприятия создает основу для прогнозирования возможностей развития ситуации. В стратегическом планировании широко применяются сценарии, планирование «портфеля предприятия», широкий арсенал методов маркетинга и планирования. Венцом развития стратегического планирования стала система «планирование, программирование, бюджетирование», широко использовалась в наиболее совершенном виде в Пентагоне. Очень близка к ней система «прогноз - программа - план», начала внедряться в СССР после 1979 г. согласно Постановлению ЦК КПСС и СМ СССР № 695.
Планирование приобретало все более органической формы с ориентацией на определение целей (с рыночными и «производственными» характеристиками) и альтернативные меры по их достижению, переход на «запасные», подготовлены варианты уже не воспринимается как нарушение «нормального хода событий»; успех определяет достижение комплекса социально-экономических факторов, установленных как критерии на долгосрочный период.
Применение стратегического планирования обусловило необходимость интеграции различных видов плановой деятельности, которые осуществлялись всеми подсистемами предприятия, а также необходимость дальнейшего развития стратегической деятельности на предприятии, оформленной в виде системы стратегического управления.
Каждое предприятие, чтобы обеспечить обоснование своего развития, должен оценить В мае 1971 г. в Питтсбурге (США) было проведено расширенное конференцию по вопросам стратегического