В менеджменте функцией цилевстановлення является функция планирования, в процессе
В менеджменте функцией цилевстановлення является функция планирования, в процессе реализации которой определяются цели и способы их достижения. Однако цель нельзя отождествлять с планом или прогнозом (рис. 3.1). Прогноз, как уже отмечалось, определяет направление развития, цель - наиболее приемлемый состояние системы в рамках этого направления, а план - путь достижения цели, этапы и отдельные «ступеньки» движения к ним. Цель требует всесторонней качественной оценки будущего состояния системы, для которой она разрабатывается и должна давать законченное и комплексное представление о будущем состоянии системи.Роль цели в управлинни
Установление цели это:
начало любого управленческого воздействия или действия, основное содержание планов;
основа построения критериев, стандартов, нормативов, используемых для оценки деятельности организации в целом, отдельных ее подсистем, работ и исполнителей;
одна из основных составляющих, применяемых для выявления проблем (сравниваются цель и достигнутые параметры системы, для которой установлен цель; разрыв между ними является полем «проблем», которые необходимо решить)
общий, предыдущий вариант решения, задает источники и «поле решений», а также их содержание в обобщенном виде;
стержень организационно-практической деятельности, поскольку осознание цели помогает сплотить персонал и мотивировать его на достижение результату.
Функции целей, вытекающих из роли, можно сформулировать так:
оправдывают существование, законность организации;
регулирующих поведение организации и ее членов;
способствуют распределению ответственности между структурными подразделениями;
уменьшают неопределенность, способствуют приспособлению к среде;
обеспечивают основу для конструирования организации и взаимодействие между отдельными ее пидсистемами.
Цель в управлении - это идеальный образ желаемого, возможного и необходимого состояния объекта, относительно которого формулируется мета.
Содержание цели в управлении можно проиллюстрировать с помощью нескольких характеристик (рис. 3.2).
Определение цели в управлении - это логико-аналитический и эмоциональный процесс, который должен опираться на научные основы, помогающие выбрать характеристики общей цели. Этот процесс состоит из последовательности четырех взаимосвязанных работ:
1) определение закономерных и необходимых характеристик объекта управления, отражения их в цели;
2) определение возможных, но нежелательных характеристик и состояния объекта, обеспечению выполнения мер, позволяющих отделить влияние этих обстоятельств на цель;
3) определение возможных и желаемых обстоятельств и характеристик и включение их в цель;
4) разработка мер по ограничению цели от желаемых, но объективно невозможных обстоятельств и состояния объекта управлиння.
Установление целей - сложный и трудоемкий процесс, в котором сочетаются знания и опыт лиц, ответственных за формулирование целей, а также учета объективных факторов, отражающих ситуацию в среде, состояние производственного потенциала предприятия и влияние других объективных факторов. В. А. Винокуров предлагает так отобразить функцию цели [4]
Это означает, что кроме объективных оснований в определении целей важное значение имеет вопрос: кто именно формулирует цель? В этом отношении очень удачным высказывание Л. И. Евенко: «Цель - это объективно-субъективная категория, отражающая как требования к фирме со стороны конкретного состояния экономической системы и ее отдельных« суботочень », так и субъективные представления руководителей о целях развития фирмы (рис.3.3) [2]. Субъективное восприятие зависит от ряда факторов (о чем будет сказано далее), а именно от опыта работы, квалификации, личных качеств, конкретной ситуации и ин.
Правильно сформулированные цели должны отвечать следующим требованиям:
реальность, конкретность, достижимость - это значит, что целью не может быть только достижение желаемого состояния объекта, абстракция или благозвучное банальность. Цель - это результат исследований и предсказаний, первоначальный вариант решений, в котором нужно учитывать возможности системы;
требовательность, ориентация на высокий результат, успех (а не на процесс) - это означает, что в целях должно существовать стимулирующий фактор, который побуждает исполнителей, которые хотят достичь высоких результатов и успеха, прилагать дополнительные усилия и использовать весь производственный потенциал предприятия;
научная обоснованность, согласованность - это значит, что в целях должны быть учтены объективные законы развития среды и объекта управления, сбалансированные объективные и субъективные элементы целеобразования, а все цели, лежащие в основе развития организации, следует рассматривать во взаимосвязи и взаимодействии;
измеримость - это значит, что цель должна быть представлена количественно или другим способом для оценки степени ее достижения, что очень важно при формировании плановых документов, стандартов действий или работ, нормативов и т.д.. Особенно важно установить временные характеристики целей;
однозначность для восприятия, ясность - это означает, что, рассматривая цель как самый общий вариант решения, исполнители должны понимать необходимость и целесообразность своей работы, тогда они смогут обесценивать более совершенные варианты достижения целей;
гибкость - возможность и необходимость внесения корректив в содержание цели и структуру целей организации под влиянием изменений в среде;
приемлемость - необходимость учета обычаев, потребностей, желаний, традиций и ценностей, сложившихся в обществе;
отражения содержания деятельности - это означает, что процесс цилевстановлення задает организации в целом, а также отдельным ее составляющим (подразделениям и должностным лицам) определенное содержание и порядок действий, который должен способствовать достижению цилей.
Примером плохо сформулированных целей могут быть: «Мы стараемся быть лидером в отрасли» или «Наша цель - вести жесткую конкурентную борьбу».
Обеспечение требований относительно целей управления связано с технологией их формування.
Установление целей в общем виде предусматривает прохождение четырех обязательных этапов:
1) выявление и анализ тенденций, что можно наблюдать в окружении;
2) установление общей цели организации;
3) построение иерархии целей («дерева целей»)
4) установление индивидуальных целей и задач как инструмента обеспечения их виконання.
Анализ среды хозяйственной организации достаточно подробно было рассмотрено в разд. 2. Учитывая место и роль цели в управлении, рассмотрим содержание других этапов процесса цилевстановлення.
Не бывает бесцельной деятельности, но степень осознания целей может быть разный: | В зарубежном менеджменте конце 80-х годов цели для предприятия устанавливали в рамках |