Каждому руководителю надо решать проблемы построения и совершенствования системы
Каждому руководителю надо решать проблемы построения и совершенствования системы управления предприятием. Разнообразие характеристик предприятий, обусловленное особенностями внешней и внутренней среды, типами продукции, выпускаемой требует исследования сущности деятельности и вариантов управления ею, анализа теорий построения систем управления (см. подразделе. 1.2).Экономическая теория гласит, что сущность производства и управления им не меняется в процессе создания любых материальных благ, но содержание производства и управления в каждом конкретном случае будет разный. Сущность процесса управления еще со времен классической теории управления начала ХХ в. раскрывается через функции.
Функции управления, возникающие на основе разделения и специализации труда, характеризуют любой процесс управления и определяют виды деятельности, отражающие направления или стадии целенаправленного воздействия на отношения людей в процессе производства и управления ним.
Учитывая многоцелевой характер деятельности предприятия, можно утверждать о наличии системы функций.
Система функций управления - это комплекс взаимосвязанных во времени и пространстве видов деятельности субъекта управления при его целенаправленном воздействии на объект.
А. Файоль в 1916 г. ввел понятие функции управления как результата разделения операций, которые выполняет предприятие в ходе управления собственной деятельностью. Он выделял шесть групп функций, состоящие из технических операций (производство, переработка); торговых операций (купля, продажа, обмен) финансовых операций (привлечение капиталов и управление ими); операций безопасности (собственности и лиц), операции учета (инвентаризация, баланс, себестоимость, статистика); административных операций (планирование, организация, руководство, координация и контроль) (рис. 3.34).
Сейчас некоторые авторы [22] ограничиваются пятью общими и девятью конкретными функциями, а ГОСТ 24525.0-80 приводил 16 функций управления промышленным предприятием. Теперь зачастую выделяют следующие функции: общее управление, маркетинг, производство, учет и аудит, контроль, управление финансами и кадрами, а в зависимости от потребностей достижения управляемости предприятием они могут организационно объединяться или разделяться на отдельные подфункции. Так, логистический подход к управлению предприятием, отражает физический аспект цепи «обеспечение - производство - распределение - сбыт», приводит выделения функции подготовки производства, которая состоит из научно-технической, экономической и социальной подготовки, организационно оформлено в виде управленческих подсистем разного типа , развитием которых также надо управлять стратегично.
Независимо от классификационных признаков, объединение в комплексы или деления на подфункции, каждая функция имеет такие характеристики, которые позволяют их идентифицировать: цель, информационная база, методы принятия и оформления решений, кадры определенной квалификации, специальная техническая база и оборудование. Кроме того, внутри каждой из функции (подфункций) надо уделять внимание планированию, организации: руководству, мотивации, контролю.
Функциональная стратегия - тип обеспечивающей стратегии в стратегическом наборе, который определяет стратегическую ориентацию определенной функциональной подсистемы управления предприятием, которая обеспечивает ей достижение целей, а также (при наличии взаимосвязанных обоснованных функциональных стратегий) управляемость процессами выполнения общих стратегий и миссии фирми.
Любая функциональная стратегия (т.е. стратегия развития отдельной функциональной подсистемы) должна разрабатываться с учетом следующих факторов:
роли и содержания деятельности по конкретной функции;
взаимосвязи содержательной направленности и вектора влияния конкретной функции на достижение конкретных целей и миссии предприятия в целом;
характер воздействия (отрицательный или положительный) выполнения работ по каждой функции на развитие (упадок) предприятия;
пределы функций и сферы «перекрестных интересов»;
преимуществ и недостатков в развитии отдельных функций, сильных и слабых мест в их взаимодействии;
наличия или отсутствия «вузькофункционального» подхода, конфликтов в решении общих проблем предприятия;
сбалансированности между тенденциями развития предприятия и компетенции специалистов, являются исполнителями работ по отдельным функций, их профессионализма, этических норм и предпринимательского духу.
Учет таких факторов и требований позволяет в ходе разработки всех стратегий функционального типа сформировать высокоэффективный функциональный потенциал пидприемства.
Маркетинговая стратегия
Для многих предприятий маркетинговая стратегия является важнейшей функциональной стратегией, поскольку она обеспечивает (или нет) обоснование рыночной направленности пидприемства.
Маркетинговая стратегия - это стратегия промышленных предприятий, ориентированных на рыночные цинности.
В общем виде установления стратегии маркетинга состоит из четырех основных этапов (рис. 3.35):
анализ соотношений «потребитель - товар»;
определение общей маркетинговой стратегии на отдельных сегментах рынка;
создание стратегий «marketing-mix» (своеобразного маркетингового «стратегического набора»)
выполнения и контроль.
Стоит отметить, что маркетинговая стратегия имеет два основных ориентиры - рынок и продукт. Соотношение этих составляющих позволяет предприятиям заполнять «стратегическую пробел», как «старыми» продуктами, которые будут продаваться на новых рынках, так и новыми, запланированными к реализации на «старых», т.е. освоенных, рынках. Для этого используются различные варианты рекламных компаний продвижения товаров как инструментов выполнения стратегий «насыщения» рынка или «проникновения» на рынок. Система ФОССТИС помогает создавать (стратегия диверсифицированного роста) и развивать рынки (стратегия центрированного роста) определенных товаров. Выбор той или иной стратегии обусловлена определенным перечнем факторов, которые надо учитывать. Пример определенного перечня условий (строки 1
Согласно определению стратегического набора, необходима координация стратегий различного | 4. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ |