Согласно определению стратегического набора, необходима координация стратегий различного
Согласно определению стратегического набора, необходима координация стратегий различного типа. Предприятие может достичь общих целей при условии сбалансированности стратегий, обоснованности взаимодействия отдельных видов в «стратегическом наборе», что способствует их взаемопидсиленню, т.е. достижению эффекта синергии. «Сила» общих стратегий предприятия увеличивается с помощью сбалансированности «портфеля», где отражены направления его деятельности. Отдельные направления деятельности реализуются эффективно, когда функциональные и ресурсные стратегии согласованы и приспособлены друг к другу и к стратегиям высшего уровня. Координация между отдельными видами стратегий - это «концептуальный клей», который объединяет отдельные виды деятельности - как производственные (бизнес), так и управлинськи.Одна из главных целей стратегического управления на предприятии - обеспечение рационального распределения ресурсов между направлениями деятельности (ССО) и их эффективного использования для наилучшего достижения поставленных стратегических цилей.
Ресурсное обеспечение стратегической деятельности предприятия может осуществляться в соответствующей форме на основе разработки ресурсных стратегий, способствующих решению таких задач:
определение перспективных потребностей предприятия в ресурсах всех необходимых видов;
расчет допустимых ресурсных ограничений и формирование прогрессивных норм расходов ресурсов различных типов;
определения «зон стратегических ресурсов», возможностей их использования путем балансирования объемов и состава, сроков поставки с динамикой использования;
разработка мероприятий по рациональной транспортировки, хранения и использования;
использование подходов с позиции логистики в системы реализации ресурсных стратегий.
Стратегические цели для того, чтобы быть достигнутыми в будущем, уже сегодня нуждаются решений по затратам ресурсов. Будущее всегда неопределенно, поэтому затраты ресурсов всегда сопровождаться тем или иным уровнем риска. Совсем избавиться риска невозможно возведение риска к минимуму, как правило, требует дополнительных затрат и может быть неэкономичным. Разрабатывая ресурсные стратегии, нужно обосновывать возможен и допустим уровне риска, который берет на себя руководство при использовании ресурсов с максимально возможной виддачею.
В условиях рыночной экономики процесс ресурсного обеспечения деятельности предприятия имеет форму процесса закупки. Для поставщика - это этап завершения процесса воспроизводства, для потребителя - этап, на котором финансовые ресурсы, денежный капитал, превращаются в один из элементов производственного процесса. Деятельность предприятия направлена на изучение рынка с целью обеспечения своего производственного процесса с наименьшими потерями. Руководители предприятия на основе сформированного «портфеля» определяют количество, качество, структуру, цены, сроки поставки и поставщиков по отдельным видам ресурсов, исходя из возможностей рынка, потребностей потребителей и требований производственных процессов, имеющихся на предприятии и планируемых к введению с целью изготовления необходимой продукции .
Ресурсные стратегии существенно зависят от ситуации на рынках, которые поставляют. Сейчас наблюдается интенсивная предложение различных ресурсов и, как следствие, основное внимание в ресурсных стратегиях уделяется выбору наиболее привлекательных рынков характеризовались широким набором вариантов «цена - качество», сообщений взаимодополняющих ресурсов, географической разнообразием тощо.
В последние годы человечество поняло ограниченность природно-сырьевых ресурсов (по оценкам представителей Римского клуба, пик производства сырья на душу населения Земли пришелся на конец 60-х годов ХХ века) характерной особенностью стал бурный рост цен на ресурсы. Не только украинские, но и предприятия развитых стран столкнулись с ситуацией, когда ресурсы становятся одним из главных ограничений (вместе с временными характеристиками), которые могут сделать невозможным осуществление какой-либо продуктивной стратегии. Дефицит отдельных ресурсов стараются преодолеть разными путями, в том числе за счет развития ресурсосберегающих технологий, использование искусственных материалов и т.д., но не всегда эти меры помогают достичь желаемых результатов. Физическая нехватка ресурсов дополняется политическими ограничениями в поставках тех или иных компонентов в различные краини.
Учитывая сказанное, надо отслеживать двустороннюю связь продуктово-товарных и ресурсных стратегий: не только потребности конечных потребителей «задают» содержание продуктово-товарных стратегий и соответствующие ресурсы для их осуществления, но и определение доступности и качества ресурсов влияют на содержание и количественные характеристики продуктовых стратегий. Это, конечно, усложняет работу по разработке обоснованного «стратегического набора», но не выходит за пределы привычных оценок: 1) что нужно сделать, т.е. какую продукцию изготовить, 2) что можно сделать, исходя из имеющихся ресурсив.
И. Ансофа предлагает для разработки ресурсных стратегий использовать подход, аналогичный определению ССО при разработке продуктово-товарных стратегий: ресурсные потребности фирмы определять через «зоны стратегических ресурсов» (ОСР), которые характеризуют ситуацию с обеспечением отдельными видами ресурсов потребностей пидприемства.
ОСР - сегмент рынка, где действует определенная совокупность предприятий-поставщиков, которые могут обеспечить вывод на рынок товарного ассортимента фирмы и способствовать ритмическом функционированию ее производственно-управленческой системы.
Каждое предприятие работает с различными ОСР (их основные группы приведены на рис. 3.25), перечень которых обусловлено особенностями внешнего и внутреннего середовища.
Для каждой ОСР разрабатываются стратегии, которые, как отмечалось, является определенной системой ограничений и стратегических мер, разрабатываемых предприятием с целью их преодоления. Однако на каждом конкретном отрезке времени согласования других видов стратегий с ресурсными - безусловная необходимость, что, в частности, определяет и темпы выполнения общих стратегических планов и программ. Через контроль и анализ выполнения планов и программ ресурсного обеспечения других стратегических планов и программ осуществляется контроль и координация системы распределения ресурсов между отдельными подразделениями, т.е. реализация древнейшей, первоначальной функции, которую изначально осуществляло стратегическое управление еще на ранних этапах своего розвитку.
Итак, ресурсная стратегия - это обобщенная модель действий предприятия в ОСР, необходимых для достижения определенных целей с помощью координации и распределения ресурсов компании между отдельными сферами ее дияльности.
На рис. 3.26 показаны основные элементы, которые необходимо учитывать при разработке ресурсных стратегий.
Ресурстни стратегии - тип обеспечивающих стратегий стратегического набора, в которых определяются стратегии поведения предприятия в ОСР, формы и методы поставки, политика создания страховых запасов, систем распределения и пополнения ресурсив.
Реализация ресурсных стратегий означает также формирование нового или преобразование имеющегося производственного потенциала предприятия, поскольку количество, соотношение и целевая направленность использования ресурсов «задают» основные целевые характеристики производственного потенциала предприятия (см. подразделе. 2.4).
Материально-сырьевые ресурси
Структура и содержание стратегий зависят от отраслевой принадлежности предприятия, характера производства, местонахождение данной фирмы, формы собственности и уровня управления предприятием. Если первые три характеристики «задают» перечень и структуру необходимых и доступных ресурсов, то последние две - систему принятия решений по обеспечению разработки и выполнения ресурсных стратегий.
Каждая отрасль характеризуется соответствующей фондо-, материало-, энерго-и трудоемкостью продукции, выпускаемой продукции. Одни отрасли основные расходы несут на приобретение и обслуживание машин и механизмов, другие - сырья и материалов, привлечения трудовых ресурсов. Независимо от особенностей, для обеспечения его функционирования нужны материально-сырьевые ресурсы, которые классифицируют на следующие группы: сырье, основные материалы; комплектующие изделия; вспомогательные материалы; паливо.
Различные отрасли промышленности применяют различные материалы для изготовления соответствующей продукции. В машиностроении к основным материалам относят металл и другие материалы, из которых изготавливаются детали станков, на ткацкой фабрике - пряжа, на швейной фабрике - ткани и т.д.. В каждом производстве используется довольно широкий перечень вспомогательных материалов. Принадлежность сырья или материала к той или иной группе зависит от продукта, из них виготовляеться.
Основная цель любой ресурсной стратегии состоит в том, чтобы, учтя все требования продуктовых и функциональных стратегий, обеспечить предприятие сырьем, материалами, топливом, запчастями, оборудованием, трудовыми, финансовыми и информационными ресурсами.
В условиях повышения своей самостоятельности предприятия сами отвечают за необходимый перечень, количество и качество ресурсов, необходимых для ускоренного перехода на новые виды продукции, снятие с производства устаревшей, а также для соответствующего развития (сокращения) отдельных функциональных подсистем предприятия. Согласно этим предприятие определяет текущую и перспективные потребности в ресурсах, а также предпринимает необходимые меры по их забезпечення.
Базой для расчета потребностей в ресурсах являются:
продуктовые стратегии, где определены необходимые типы и объемы производства продукции для заполнения «стратегической пробелы»;
функциональные стратегии, где определены потребности в ресурсах для создания, поддержки и развития сокращения деятельности отдельных функциональных подсистем предприятия;
необходимый уровень резервов для обеспечения непрерывного функционирования предприятия;
прогнозы и анализ тенденций создания и внедрения исследований, относительно новых материалов, технологий, производственных процессов, а также разведки новых залежей полезных ископаемых;
методы обоснования рационального использования материальных ресурсов с учетом изменений в их структуре, замены дефицитных материалов менее дефицитными, использование внутренних резервов, вторичного сырья и отходов;
методы обоснования рациональных норм использования ресурсов и их економии.
В общем виде потребности в материальных ресурсах можно рассчитать так:
П = О
Обоснованный «стратегический набор» предприятия можно сформировать с помощью концепции | Каждому руководителю надо решать проблемы построения и совершенствования системы |