Процесс стратегического планирования занимает центральное место в системе стратегического

Процесс стратегического планирования занимает центральное место в системе стратегического управления. Большинство западных и восточных фирм используют стратегическое планирование для того, чтобы изменить себя, выйти из безнадежных ситуаций, которые сформировались снаружи и внутри предприятия. Основные предпосылки перехода к стратегическому планированию следующие:
необходимость реакции на изменения условий функционирования предприятий;
потребность в объединении различных направлений деятельности предприятия в условиях развития процессов децентрализации и диверсификации (прежде конгломератной)
наличие ярко выраженных конкурентных преимуществ и необходимости их поддержки (у предприятий, которые имеют) или создание их (в аутсайдеров), усиление конкуренции;
интернационализация бизнеса, развитие связей с предприятиями, которые используют систему стратегического планирования;
наличие высококвалифицированных менеджеров, способных решать сложные вопросы, применяя систему стратегического управления;
развитие теории и практики стратегического планирования, которые помогают перейти от метода «проб и ошибок» к научным методам предвидения и подготовки будущего и к будущему;
наличие доступной информации (глобальных информационных сетей) для изучения сильных и слабых сторон предприятия, внешней среды и условий конкуренции;
усиление инновационных процессов, генерация и быстрое освоение предприятиями новых идей;
необходимость внедрения высокой культуры управления, ориентированной на предотвращение сопротивления изменениям и стимулирования развития пидприемства.
Кроме того, существуют макропроцессы, которые стимулируют развитие стратегического планирования. Более 40 стран развивают свою экономику с помощью системы пятилетних планов. Например, в Японии планировалось 10 пятилеток, во Франции пятилетние планы применяются с 1947 года. Наличие таких планов ориентирует предприятия на определенные направления и побуждает их планировать свою дияльнисть.
Стратегическое планирование - это систематизированные и более-менее формализованные усилия всего предприятия, направленные на разработку и организацию выполнения стратегических планов, проектов и программ. В свою очередь, разработка планов как специфический вид деятельности - это последовательный итерационный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных этапов:
установление целей;
определение стратегий («стратегического набора») и мероприятий по их реализации;
предсказания последовательности действий в рамках достаточно длительного времени и закрепления ее в планах, проектах и программах различного типа, являются инструментами достижения целей и реализации стратегий;
организация выполнения плановых заданий;
учет, контроль и анализ их виконання.
Последние два этапа является переходом к внедрению целостной системы стратегического управления, поскольку обусловливают необходимость организационно-аналитической и контрольно-координационной деятельности не только в органах стратегического планирования, но и в звеньях, где выполняются действия, определенные стратегическими планами и программами (див.розд.5 ).
Цель стратегического планирования - установить определенный порядок действий для подготовки эффективного функционирования конкурентоспособного пидприемства.
Реализация цели стратегического планирования возможна, если оно соответствует следующим основным принципам:
цилевстановлення и цилереализация - все мероприятия и пути их осуществления, предусмотренные в системе стратегического планирования, направлено на установление и достижение целей (стратегических ориентиров): система планирования ответственна за это. Соответствие этому принципу свидетельствует о действенности планов, ценны тем, что позволяют достичь результатов;
многовариантность, альтернативность и селективность - реакция на изменяющаяся среда, путем перехода на заранее обоснованы и определены альтернативы
глобальность, системность, комплексность и забалансованисть - орентация на охват отдельными стратегиями всех аспектов деятельности объекта и взаимосвязь между ними; в рамках стратегического планирования готовят систему решений, а не отдельные решения; направленность на изменение ситуации снаружи и внутри предприятия;
наследственность и последовательность - стратегические изменения должны внедряться в определенном порядке (об этом шла речь во время рассмотрения «стратегического набора») с учетом достигнутых результатов и специфических особенностей процессов и явлений;
непрерывность - стратегическая деятельность является сложным процессом, остановка которого возвращает предприятия в исходную позицию;
научная и методическая обоснованность - использование распространенных научно-методических подходов помогает разрабатывать реальные планы, согласованные с параметрами внешней и внутренней среды;
реалистичность, достижимость - учет особенностей функционирования объекта, относительно которого разрабатываются стратегические планы, и возможности достижения определенных параметров;
гибкость, динамичность, реакция на ситуацию - учета временных характеристик и характера изменений, происходящих на предприятии согласно этапам «жизненных циклов» (предприятия и связанных с ним отдельных подсистем); этому способствует наличие надежной обратной связи;
эффективность и социальная ориентированность - обеспечение, с одной стороны, превышение результатов, передбачениих планированием над расходами, необходимыми для его осуществления, с другой - решение не только чисто производственных проблем, но и участие в смягчении общественных проблем;
количественная и качественная определенность - планирование должно дать определенные ориентиры, которые будут играть роль точек, но нельзя процесс планирования свести только к расчетам показателей, забывая о сущности процессов, которые необходимо осуществить;
долгосрочность мероприятий - ориентация на решение сложных проблем, которые будут существовать в долгосрочной перспективе; невозможность устранения их одномоментным мероприятием побуждает к обоснованным, последовательных, сложных заходив.
Период (временные характеристики) стратегического планирования зависит от специфики предприятия, его отраслевой принадлежности, уровня неопределенности и динамичности среды. Так, на предприятиях различных отраслей замена технологических процессов и обновления продукции осуществляются через разные промежутки времени, их, как правило, и учитывают, определяя периоды, на которые разрабатываются стратегические планы:
лесотехнического хозяйство - 10 - 20 лет
транспортное машиностроение и автомобилестроение - 10-20 лет;
химическая и фармацевтическая промышленность-до 10 лет
электротехническая промышленность - 5-10 лет;
легкая промышленность - до 5 лет;
производство ЭВМ - 2-3 года и т. д.
Увеличение «временного горизонта» не повышает эффективность планов. Одним из факторов (особенно для малых предприятий) повышение качества планов является увеличение частоты планирования (за счет коррекции), совершенствование содержания, влияет существеннее, чем удлиненный период.
Необходимость определения периода стратегического планирования, корректировки или пересмотра стратегий зависит от конкретных условий, они определяют также степень детализации стратегических планив.
Главными преимуществами стратегического планирования являются:
связь текущих решений с будущими результатами, организованное осмысление решений (вопреки спонтанном принятию) с прогнозированием их последствий;
ориентация на поиск альтернативных вариантов достижения целей, т.е. допустимых целей в рамках определенных целей и имеющихся ограничений;
определение возможностей и угроз, сильных и слабых сторон деятельности предприятия, учета их при определении целей и формулировании стратегий для обеспечения влияния на эти аспекты уже сегодня;
сознательная подготовка будущего и к будущему;
распределение ответственности не только между направлениями деятельности, но и между текущей и будущей дияльнистю.
Преимущества стратегического планирования не реализуются сами по себе. Как каждое явление, стратегическое планирование имеет характеристики, которые в случае их неудачного использования могут повредить разработке и внедрению стратегических планив.
«Ловушка» стратегического планирования являются:
подмена содержания стратегической деятельности формой, забюрократизированность процедур разработки стратегий и планов;
над расходами времени для разработки стратегических планов, проявляется в опоздании реакций на изменения в среде;
разрыв между стратегической и текущей деятельностью, надежду, что наличие стратегии уже обеспечивает ее осуществления;
завышение ожиданий, разработка нереалистичных планов, которые не учитывают специфики объекта планирования и возможностей (в том числе - скорости) осуществления изменений;
надежду на нахождение «панацеи» от бед и направления на нее всех сил и ресурсов, а не применения системного подхода для реализации стратегической дияльности.
Даже если предприятие обошло все «ловушки», оно может не достичь ожидаемых результатов, что объясняется ошибками в организации плановой дияльности.
Главные недостатки практического применения системы стратегического планирования:
отсутствие необходимой информации для принятия стратегических решений и разработки стратегических планов, и как следствие, наблюдается низкий уровень обоснованности плановых документов;
отсутствие альтернативных планов;
недостаточное использование научно-методического арсенала планирования: сценариев и методов ситуационного планирования (применение модели типа «Что будет, если ...») и т.д.;
слабо развитая система текущего анализа, контроля и корректировки стратегических планов;
догматическая гиперболизация значение цифровых показателей;
несовершенная система стимулирования работников, участвующих в разработке и выполнении стратегических мероприятий;
недостаточный уровень организационного, социально-психологического и финансового обеспечения стратегического планування.
Исследование преимуществ и недостатков стратегического планирования является основой для дальнейшего его совершенствования. В последние годы этот процесс был направлен на выявление так называемых «барьеров» стратегического планирования и формулировки распространенных мер по их устранению.
Формулирования стратегий рассматривается как один из существенных компонентов системы Существует много объективных и субъективных факторов, которые не позволяют широко