Расходная часть бюджета представляет собой, как уже отмечалось, сведения бюджетных
Расходная часть бюджета представляет собой, как уже отмечалось, сведения бюджетных ассигнований конкретным министерствам и ведомствам, объединениям и учреждениям, управлениям и отделам исполнительных органов местного самоуправления. Главная задача выполнения расходной части бюджета - обеспечение рационального использования государственных средств на всех участках бюджетного финансування.Порядок финансирования из соответствующего звена бюджетной системы устанавливается центральным органом государственной исполнительной власти в сфере финансовой деятельности - Министерством финансив.
Финансирование из бюджета - это перечисление бюджетных средств распорядителям ассигнований через учреждения банковской системы на расходы, определенные финансовыми планами и сметами предприятий, организаций и учреждений и утвержденные по бюджету.
Учреждения, предприятия и организации финансируются за счет того бюджета, в котором были предусмотрены для них необходимые ассигнования. Бюджетные ассигнования - это плановые суммы, в пределах которых могут проводиться расходы по бюджету.
Финансирование из бюджета осуществляется на основе двух основных принципов: плановости и целевого характера использования бюджетных средств. Принцип плановости означает обязательное условие законодательного утверждения данных расходов. Целевой характер использования бюджетных средств означает требование к распорядителей средств использовать выделенные средства по их целевому призначенню.
Организация финансирования возложена на финансовый орган, который осуществляет выполнение данного бюджета. Учреждения банков осуществляют перечисление средств с единого казначейского счета и счетов местных бюджетов только на основе их распоряжений. В процессе финансирования финорганы осуществляют контроль за экономным и целевым использованием бюджетных коштив.
Руководители учреждений и организаций, которые получают в свое распоряжение бюджетные ассигнования, называются распорядителями коштив.
Различают три степени распорядителей средств: главные, второй и третьей степени. По объему предоставленных им прав, обязанностей и ответственности распорядители средств подразделяются: по государственному бюджету на три ступени (главных, второго, третьего степеней), а по местным бюджетам - на две ступени (главных и третьей степеней).
Разделение распорядителей ассигнований на степени по тому или иному бюджета зависит от структуры управления отраслью народного хозяйства или социально-культурных установ.
Главными распорядителями бюджетных средств по государственному бюджету являются министры и руководители других центральных ведомств (учреждений), по местным бюджетам - руководители управлений (отделов) областных, городских и районных Советов народных депутатов, а по городским (городов районного подчинения), сельским и поселковым бюджетам - председатели этих Рад.
К распорядителям средств второй степени относятся руководители подведомственных министерствам и ведомствам органов управления, которым в свою очередь подчинены отдельные предприятия, организации и установи.
Распорядителями средств третьей степени являются руководители учреждений, организаций, предприятий, подведомственных главным или второй степени распорядителей бюджетных средств (назначений).
Например, все органы финансовой системы финансируются за счет Государственного бюджета, а их руководители являются распорядителями ассигнований: Министр финансов Украины - главным распорядителем средств, начальники областных, городских, городов Киева и Севастополя, финансовых управлений - распорядителями средств второй степени, а заведующие районными и городскими , городов областного подчинения, финансовыми отделами - распорядителями средств третьего ступеня.
Распределение распорядителей средств по местным бюджетам на две ступени обусловлено тем, что местные органы управления отраслью делятся на два звена. Так, например, районный отдел образования возглавляет руководитель отдела, который является главным распорядителем бюджетных средств, он имеет в своем подчинении школы, директора которых считаются распорядителями средств третьей степени, им предоставлено право самостоятельно распоряжаться бюджетными коштами.
Главные распорядители средств имеют гораздо больше прав, обязанностей и ответственности по сравнению с нижестоящими распорядителями бюджетных средств. Они (главные распорядители) рассматривают и утверждают сметы подведомственных учреждений, составляют годовые сметы расходов в целом по министерству, ведомству, управлению (отделу), осуществляют в установленном порядке перераспределение бюджетных ассигнований из одних сметных подразделений в другие. Они имеют право использовать бюджетные средства на содержание аппарата того учреждения, которое они возглавляют, на централизованные мероприятия, а также распределять предоставленные им бюджетные средства между нижестоящими распорядителями ассигнований. Полученные из бюджета средства переводят в распоряжение подчиненным им органам управлений, организаций и учреждений, а в необходимых случаях отзывают и передают бюджетные ассигнования от одного учреждения другому. Главные распорядители средств имеют право увеличивать ассигнования по смете одних учреждений при условии сокращения на ту же сумму и по тем же статьям сметы другим аналогичным учреждениям. Осуществляют постоянную проверку законности и эффективности использования бюджетных средств подведомственными им учреждениями, несут полную ответственность за выполнение сметы расходов по бюджетным назначениям не только ведомства в целом, но и всех подведомственных им учреждений и организаций, а также контролируют состояние учета и отчетности в этих учреждениях.
Распорядители ассигнований второй степени получают бюджетные средства от главных распорядителей бюджетных средств как на расходы по содержанию аппарата самого распорядителя средств второй степени, так и для перевода средств подведомственным учреждениям и на централизованные мероприятия. Они несут ответственность за использование бюджетных назначений перед главными распорядителями коштив.
Распорядители ассигнований третьей степени получают бюджетные средства от вышестоящих распорядителей на содержание своего учреждения. Они свою смету, бюджетные счета в учреждениях Государственного казначейства, ведущих самостоятельно бухгалтерский учет исполнения сметы расходов, если их учет не централизованный, и составляют установленную отчетность. Они не пользуются правом последующего розасигнування бюджетных средств. Распорядители средств второго и третьего степеней могут получать финансирование из Государственного бюджета не от главного распорядителя средств, а непосредственно со счета казначейства (соответствующего территориального органа казначейства) на оплату счетов за выполненные работы, полученные услуги от предприятий, учреждений, организаций и наличными для выплаты заработной платы своим працивникам.
В процессе финансирования из бюджета по рис. № финансовые органы связаны с главными распорядителями средств, которым в учреждениях банков открывается два бюджетных текущих счета: один на расходы учреждения. второй - для перевода подведомственным учреждениям (распорядители средств второго и третьего степеней) и на централизованные видатки.
В процессе финансирования из бюджета нет необходимости в открытии двух бюджетных текущих счетов главным распорядителям средств и распорядителям средств второй степени. Каждом из трех уровней распорядителей средств открывается только один бюджетный текущий счет - на расходы установи.
Финансирование из бюджета осуществляется через те учреждения банковской системы, на которые возложена функция кассового исполнения данного бюджета. Учреждения банковской системы составляют и предоставляют в соответствующие финансовые органы отчеты о кассовое исполнение бюджета, где находят свое отражение проведенные с его счетов видатки.
Главные распорядители средств несут ответственность за экономное и рациональное использование бюджетных средств, проводят перечисления средств нижестоящим распорядителям средств. Они составляют и предоставляют финансовому органу отчет об использовании бюджетных коштив.
Распорядители средств второго и третьего степеней также несут ответственность за целевое использование бюджетных средств. Они составляют и предоставляют отчеты об использовании бюджетных средств главным распорядителям средств и соответствующем финоргану.
Выполнение бюджета по расходам определяется четким соблюдением своих функций всеми юридическими лицами: финансовыми органами, банками и распорядителями коштив.
Известно 2 методы финансирования из бюджета:
- Открытие кредитов;
- Перечисление средств с текущего счета бюджета на текущие бюджетные счета распорядителей коштив.
Различные методы предоставления бюджетных средств обусловлены особенностями исполнения бюджетов в различных звеньях бюджетной системи.
Метод открытия кредитов состоит в том, что финансовый орган через специальные документы - расходные росписи сообщает соответствующее учреждение банка об установленных суммы и сроки выдачи средств со счетов бюджета главным распорядителям кредитив.
В практической деятельности используются три типа расходных расписаний:
1. Расходный роспись для финансирования учреждений, находящихся на бюджети.
2. Расходный роспись для финансирования субъектов хозяйственной дияльности.
3. План финансирования (для финансирования капитальных вложений или геологоразведочных работ).
При открытии кредитов бюджетным организациям в расходном росписи приводится распределение кредитов в разрезе параграфов (характеризующие типы учреждений), а также по некоторым статьям расходов (заработная плата, стипендии, приобретение медикаментов, приобретение оборудования), в соответствии с бюджетной класификации.
Для предприятий и хозяйственных организаций кредиты открываются отдельно расходным расписанием по каждой статье расходов - целевому назначению коштив.
Открытие кредитов не означает перечисления денежных средств на расходы главным распорядителям кредитов. Это разрешение финансового органа на выдачу средств, затем осуществляется учреждениями банков в пределах установленных расходным росписью ассигнований. Основанием для открытия кредитов является годовая роспись бюджета с квартальным распределением, где указывается сумма утвержденных на данный квартал асигнувань.
Сумма открытых кредитов зачисляется на счета главных распорядителей кредитов, что означает увеличение их денежных средств в банке. При выдаче средств наличными распорядителям кредитов или оплате их расходов безналичным путем уменьшаются и денежные средства на счетах бюджета в банку.
В течение срока, на который открыты кредиты, финансовый орган может вносить соответствующие изменения в установленные суммы финансирования, а при необходимости и закрывать кредити.
Увеличение кредитов в каждом случае проводится только по решению соответствующих органов власти или же исходя из бюджетных прав, представленных действующим законодательством Украины финансовым органам и главным распорядителям кредитов (перемещение кредитов в установленных суммах с квартала на квартал или одного параграфа в другой). Уточнение необходимости в кредитах осуществляется с учетом хода выполнения плана по соответствующим показателям при наличии бюджетных резервов и неиспользованных кредитов, а также возможностей для мобилизации внутренних ресурсов. С учетом этих факторов определяется фактическая необходимость в кредитах, которые нужно открыть их главным розпорядникам.
Финансовые органы имеют право уменьшать в соответствии с планом размеры кредитов, которые должны открыть в случаях: недокомплектованости численности рабочих бюджетных учреждений по сравнению с утвержденным штатом; невыполнение плана по сети, по контингентам бюджетных учреждений, перевыполнение плана поступления средств родителей за пребывание детей в детских дошкольных учреждениях , наличия в бюджетных учреждениях сверх нормативных запасов материальных ценностей на начало года и ин.
При осуществлении бюджетного финансирования допускается передвижки кредитов. Она означает изменение целевого назначения бюджетных средств путем увеличения ассигнований по одним видам расходов или распорядителям кредитов за счет уменьшения по другим видам расходов или распорядителям кредитов. Правом передвижки кредитов наделяются распорядители кредитов в пределах, установленных действующим законодательством Украини.
Сущность второго метода финансирования заключается в том, что финансовый орган осуществляет перечисление денежных средств со счета бюджета на счета главных распорядителей средств. Перечисление денежных средств осуществляется только при наличии их на данном счете в данный момент. Основанием для перечисления на счета главных распорядителей средств утверждены в бюджете суммы расходов - ассигнования на данный квартал, предусмотренный в годовом росписи бюджету.
Перечисление денежных средств осуществляется не более трех раз в месяц. В случае необходимости финансовый орган может вносить изменения в квартальный распределение ассигнований: перечислять средства за счет ассигнований следующих кварталов или предоставлять право использовать перечисленные средства в следующем квартале. Допускаются также некоторые изменения в целевом (по статьям) назначении перечисленных коштив.
Финансирование капитальных вложений осуществляется также на основе вышеуказанных методов бюджетного финансирования. Перечисление производится в соответствии с объемами работ, финансируются, как правило, один раз в мисяць.
До 1 июля 1993 года в Украине использовались оба метода бюджетного финансирования:
- Открытие кредитов - при финансировании из Государственного бюджета;
- Перечисление средств с текущего счета бюджета на текущие счета распорядителей средств - по местным бюджетам.
Применение различных методов по государственному и местным бюджетам определялись различиями в организации кассового исполнения бюджету.
Денежные средства государственного бюджета не находились на одном счете в Национальном банке, а были рассредоточены по территории всего государства. При этом объем мобилизованных на данной территории доходов не совпадал с суммой, которая финансируется из государственного бюджета расходов. В одном районе (городе) могло поступить больше доходов в данный бюджет, чем финансировать расходов, в другом - наоборот, суммы финансуемих расходов по государственному бюджету больше доходов, которые поступили. В связи с этим финансирование из государственного бюджета осуществлялось путем открытия кредитов, которое делалось ежеквартально, а на финансирование капитальных вложений - один раз в год с квартальной розбивкою.
Второй метод, а именно - перечисление средств с текущего счета бюджета на текущие счета распорядителей кредитов - применялся при исполнении местных бюджетов. Возможность использования такого метода определялась тем, что денежные средства местных бюджетов были сосредоточены на счетах в одном учреждении банка. Финансирование осуществлялось с текущего счета (основного) местного бюджета и только при наличии их на данном счете в настоящее час.
С 1 июля 1993 года согласно Указу Президента Украины "О порядке выполнения Государственного бюджета Украины" от 18 июня 1993 г. № 219/93 с целью обеспечения эффективного управления доходами и расходами Государственного бюджета Украины, ведение кассового порядка его исполнения, усиление контроля за поступлением , целевым и экономным использованием государственных средств было решено, что Министерство финансов Украины будет осуществлять финансирование расходов в пределах имеющихся финансовых ресурсов в Государственном бюджете Украины. Для концентрации бюджетных средств и проведения расходов Министерству финансов Украины был открыт в Национальном банке Украины счет "Средства Государственного бюджета Украины". Это означало, что с 1 июля 1993 года в Украине начал применяться единый метод бюджетного финансирования - перечисление средств с текущего счета бюджета на текущие счета распорядителей коштив.
В 1995 году во исполнение Указа Президента Украины "О Государственном казначействе Украины" от 27 апреля 1995 года было образовано Государственное казначейство Украины. С 1 апреля 1997 года финансирование осуществляется по обоим схемах.
Основой успешного выполнения бюджетов всех уровней является своевременное и полное | В процессе выполнения бюджета, как государственного, так и местного уровня, в самостоятельную |