Учет исполнения бюджета в финансовых органах возложен на соответствующие службы

Учет исполнения бюджета в финансовых органах возложен на соответствующие службы в зависимости от уровня финансового органа. Так, учет выполнения Государственного бюджета осуществляет Управление бухгалтерского учета и отчетности в составе Главного управления Государственного казначейства и отдела бухгалтерского учета и отчетности территориальных органов Государственного казначейства. Учет выполнения местных бюджетов ведут главные бухгалтерии в составе областных, городских (г.г. Киев и Севастополь) финансовых управлений государственных администраций, а также бухгалтерии районных, городских и районных в городах финансовых виддилив.
Финансовые органы относятся к бюджетным учреждениям. Кроме учета исполнения бюджета они осуществляют учет исполнения своих смет расходов. Учет выполнения бюджета и учет использования сметы в финансовых органах четко розмежовани.
Задачами учета исполнения бюджета является полное, своевременное и достоверное отражение процесса выполнения государственного и местных бюджетив.
Изучение бюджетного учета, как и бухгалтерского учета в целом, базируется на изучении первичных документов, которыми оформляются операции по исполнению бюджета, и схемы их документооборота, учетных регистров, в которых отражаются те или иные операции, а также порядка ведения записей в них.
Все операции по исполнению бюджета оформляются документально. Документы, в которых отражаются все операции, называются первичными так как они являются исходными для ведения учета. Основным первичным документом в процессе выполнения являются платежные доручення.
В ходе проведения одной операции по исполнению бюджета выписывается один или несколько документов, находящихся в обращении между различными организациями. Схемы документооборота характеризуют, кто и на каком основании выписывает этот документ, кому он направляется, где и как використовуеться.
Тщательное изучение первичных документов и схем документооборота будет проведен в разрезе отдельных разделов облику.
Бюджетный учет может вестись по различным системами и формами, различными способами, в зависимости от чего устанавливаются формы учетных реестрив.
Система и форма учета. Различают две системы бухгалтерского учета - простая и двойная. При простой системе каждая операция оформляется одной записью в учетном регистре, а при двойной - регистрируется на двух рахунках.
Двойная система является более современной и прогрессивной, поскольку создает предпосылки внутреннего контроля путем составления баланса. Она является основной в бюджетном учете. Простая система ведения учета допускается в небольших бюджетных учреждениях, которые не охвачены централизованным обликом.
При двойной системе различают разные формы ведения учета. В бюджетном учете используются три формы: журнал-главная, мемориально-ордерная и журнально-ордерная. Отличие одной формы от других заключается в использовании для ведения учета тех или иных учетных реестрив.
Учет исполнения бюджета в финансовых органах ведется по форме «журнал-главная». При этой форме синтетический учет ведется в книге "Журнал-главная", где отражаются обороты по счетам синтетического учета. Аналитический учет ведется в специальных книгах, ведомостях и на карточках. Данная форма является компактной, однако допустимая в случае, если план счетов небольшой и осуществляемые операции сравнительно одноридни.
Известно несколько способов ведения бюджетного учета: ручной, механизированный и автоматизований.
При ручном способе учетные регистры (книги, ведомости, карточки) заполняет вручную бухгалтер, обрабатывает информацию. Это традиционный способ ведения учета, который характеризуется большой трудоемкостью и необходимостью в привлечении значительного количества квалифицированных специалистив.
При механизированной учета учет ведется на специальных учетных регистрах, приспособленных для их составления на бухгалтерских машинах. Такими реестрами являются сведения и карты. Содержание форм этих учетных регистров целом соответствует учетной реестрам, которые используются при ручном ведении учета. Бухгалтерские машины позволяют совместить операции заполнения учетных регистров с выполнением простейшей арифметической обработки их (например, суммирование в строках и графах данного документа). Такой способ ведения учета удобен в том случае, если документ полностью заполняется за одну обработку. Однако в практике бюджетного учета такие операции имеют незначительный удельный вес, и поэтому этот способ учета большого распространения не получил. Кроме того, развитие компьютерной техники вытеснил этот спосиб.
Автоматизированный способ ведения учета предполагает использование компьютеров. В современных условиях этот способ основан на использовании персональных компьютеров. Информация заносится в компьютер бухгалтером и сохраняется на машинных носителях. В основе компьютерного учета находятся установленные формы учетных регистров, то есть нет необходимости, как при механизированной учета, в разработке специальных форм. При компьютерном учете отпадает необходимость в заполнении бухгалтерских книг, карт, сведений. Однако есть проблема хранения информации, которая может быть потеряна или повреждена вследствие различных причин, в том числе и компьютерных вирусов. Итоговые данные с компьютера всегда могут быть распечатаны, т.е. обеспечен переход от машинных до обычных носителей информации.
Автоматизированный способ ведения учета получил широкое использование с начала 90-х годов. В настоящее время учет выполнения Государственного бюджета Украины ведется на персональных компьютерах. Учет выполнения местных бюджетов ведется как вручную, так и автоматизировано на персональных компьютерах.
При форме учета "журнал-главная", по которой ведется учет выполнения бюджета в финансовых органах, используются следующие учетные регистры:
Основной учетный регистр - журнал-главная заполняется в разрезе счетов второго и третьего порядка по форме № 1.
Учетные регистры по формам № 3-ф, 4-ф, 5-ф выступают основными регистрами аналитического учета выполнения государственного и местных бюджетов в финансовых органах.
Записи в учетных регистрах ведутся, в основном, из мемориальных ордеров. Они имеют форму документов, предназначенных для сокращения записей в учетные регистры первичных документов. Например, в течение дня поступили несколько первичных документов, которыми оформляется прием доходов. Все они находят свое отражение в одном мемориальном ордере. Мемориальный ордер составляется по следующей форме (Мемориальный ордер № 25).
Общую схему документооборота можно изобразить в таком виде:
К первичным документам, на основе которых проводятся записи в мемориальные ордера и в учетные регистры, относятся платежные поручения банку на перечисление средств из государственного и местного бюджетов, сообщение по взаимным расчетам, отчеты банков о кассовое исполнение бюджета и др.. Формы первичных документов будут представлены при изучении конкретных разделов облику.
По окончании месяца для составления баланса в учетных регистрах (книгах, карточках, ведомостях) подсчитываются обороты по счетам и выводятся остатки. Обороты и остатки по счетам в книге 1-ф, где ведется синтетический учет, сравниваются с оборотами по книгам и карточкам аналитического учета. Они должны быть одинаковыми. Для определения оборотов и остатков в книгах и карточках аналитического учета (за исключением форм № 5-ф) в конце месяца составляется оборотная видомисть.
План счетов. Важной составляющей организации бухгалтерского учета является установление плана рахункив.
Планы счетов отражают специфику работы предприятий, организаций и учреждений. В бюджетном учете отдельно выделены планы счетов по учету исполнения бюджета в финансовых органах, в бюджетных учреждениях, в сельских и поселковых Советах народных депутатив.
План счетов - это систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета операций по выполнению государственного и местных бюджетив.
Учет выполнения бюджета в финансовых органах ведется по единому плану счетов, который включает в себя классы, счета второго порядка и счета третьего порядку.
План счетов по учету исполнения бюджета состоит из 7 классов, каждый из которых имеет как счета второго порядка, так и третьего:
Классы 1-4 описывают операции, обобщены в балансе, то есть содержат конечные результаты исполнения бюджетов на определенную дату. Счета этих классов называют балансовими.
Классы 5-6 характеризующих выполнение бюджетов и применяются для определения результатов (разница между доходами и расходами). Счета этих классов называют бюджетними.
Класс 7 предназначен для ведения бюджетного учета по простой системе по установленным формами.
Различают два вида счетов: активные и пассивные. Активные счета предназначены для учета ресурсов бюджета за их составом и размещением, а пассивные - для учета источников бюджетных средств по их целевому назначению. Приведем схемы активного и пассивного рахункив.
Зависимости от содержания операции ее сумма записывается дважды: по дебету одного счета и по кредиту иншого.
Счета классов:
1 «Ресурсы бюджета» и 6 «Расходы» - активные, а 5 класса «Доходы» - пасивни.
Счета 3 класса «Средства в расчетах» и 2 класса «Долговые обязательства» активно-пассивные. Счета определенных классов предназначены для учета расчетов, когда бюджет выступает одновременно и дебитором, и кредитором. Счета 4 класса «Результат» - активно-пассивные так, как бюджет может выполняться и с дефицитом, и с профицитом.
План счетов для учета исполнения бюджета в финансовых органах довольно громоздок. Вместе с тем он позволяет отображать все стороны процесса исполнения бюджета на всех уровнях бюджетной системи.
Счета второго порядка имеют двузначную нумерацию. Они, в свою очередь, имеют субсчета с трехзначным шифром: первые две цифры означают шифр счета второго порядка, а третья - порядковый номер данного счета третьего порядка. Осуществляемые в процессе исполнения бюджета операции отражаются с помощью двойной записи на уровне счетов второго и третьего порядков. Каждый счет имеет код, который несет полную информацию о той или иной операции. Структуры кодов классов счетов отличаются по количеству знаков. Чем больше признаков нужно для изучения и отражения той или иной операции бюджетного процесса, тем в большей степени детализируется каждый класс рахункив.
Код содержит следующие составляющие:
класс счета;
номер счета II порядка;
номер счета ИИИ порядке;
детализация кода счета ИИИ порядке;
код бюджетной классификации (экономическая структура)
код бюджетной классификации (функциональная структура);
код бюджетной классификации (ведомственная структура);
код учреждения, которая получает средства из бюджета;
код учреждения, которое собирает налоги на соответствующей территории;
орган, который собирает налоги;
вид бюджета (Государственный, области, областной, района города, районный, городской, сельский)
учреждение банка (Национальный банк, Сберегательный банк Украины, Государственный экспортно-импортный банк Украины, акционерно-коммерческий агропромышленный банк «Украина», акционерно-коммерческий банк социального развития «Укрсоцбанк», украинские акционерный промышленно-инвестиционный банк «Проминвестбанк», почтово-пенсионный банк «Аваль»);
тип операции (денежные операции, взаимозачет, векселя, взаимные расчеты, централизованные проплаты)
вид валюты (национальная и иностранная)
вид иностранной валюты (I группа валюты, II группа валюты);
код територии.
План счетов по учету исполнения бюджета в финансовых органах разработан для государственного и местных бюджетов. При этом, как уже отмечалось, разграничен учет исполнения бюджета и учет исполнения сметы финансового органа как бюджетного учреждения (он ведется по отдельному плану счетов, утвержденному для бюджетных учреждений). Спецификой учета в сельских и поселковых Советах народных депутатов является именно сочетание учета и соответственно планов счетов как сельских и поселковых бюджетов, так и самих Советов народных депутатов. Учет кассового исполнения бюджета в учреждениях банковской системы ведется на специально выделенных счетах в общем плане счетов для учета в банках.
Баланс исполнения бюджета. На основе текущего учета на начало каждого месяца составляют баланс об исполнении бюджета. Он состоит из актива, который показывает финансовые ресурсы бюджета на определенную дату, их состав и размещение, и пассива, где отражаются источники образования ресурсов бюджету.
В активе баланса отражают дебетовые остатки по активным счетам 1 «Ресурсы бюджета» и 6 «Расходы» классов счетов и по активно-пассивных счетах 3 «Средства в расчетах» класса счетов, дебетовые обороты по активно-пассивных счетах 2 «Долговые обязательства» класса счетов. В активе также отражают остаток по дебету счета 411 «По выполнению общего фонда бюджета в текущем году» (4 класс счетов «Результат»).
В пассиве баланса отражают кредитовые остатки по пассивным счетам 5 «Доходы» класса счетов, по активно-пассивных счетах 3 «Средства в расчетах» класса счетов, кредитовые обороты по активно-пассивных счетах 2 «Долговые обязательства» класса счетов. В пассиве также отражают остатки по кредиту счета 41 «Результаты исполнения бюджета» (4 класс счетов «Результат»).
Баланс финансового органа (Главного управления Государственного казначейства, территориальных органов казначейства, финансовых управлений и отделов) о выполнении бюджета дает обобщенную информацию о состоянии активов и пассивов бюджета за отчетный период.

Источники формирования и направления использования средств. В процессе выполнения