Источники формирования и направления использования средств. В процессе выполнения

Источники формирования и направления использования средств. В процессе выполнения бюджета финансирование расходов не совпадает во времени с зачислением доходов. Кассовое исполнение бюджета должно быть построено таким образом, чтобы доходы опережали во времени расходы, т.е. имело место превышение текущих поступлений над текущими расходами. Это превышение и образует денежные средства бюджету.
Устойчивое финансовое положение государства во многом объясняется наличием определенного остатка средств на счетах бюджета, поскольку это позволяет бесперебойно осуществлять финансирование предусмотренных расходов. И наоборот, отсутствие такого остатка создает затруднения в финансовом обеспечении потребностей экономического и социального розвитку.
Размеры остатков средств на счетах бюджета должны быть оптимальны. С одной стороны, они должны обеспечивать устойчивое финансовое положение, а с другой - не быть чрезвычайно завышены, поскольку это означает отвлечение средств из оборота, необходимость в привлечении дополнительных доходов. По Государственному и местному бюджетам остаток средств на счетах лимитируется в виде устанавливаемой ежегодно при утверждении бюджета оборотной кассовой наличности. Оптимальных размеров остатка средств на счетах бюджета достигается путем установления соответствующих сроков мобилизации доходов и финансирования расходов. Сроки поступления доходов имеют несколько опережать сроки финансирования видаткив.
В целом в бюджете каждой страны источником формирования средств является поступление доходов, а направлением их использования - финансирование расходов. В разрезе отдельных видов бюджетов процесс формирования и использования средств охватывает и взаимоотношения между самими бюджетами. Поэтому в целом источниками образования средств того или иного конкретного бюджета являются: доходы данного бюджета, средства, полученные от других бюджетов при взаимных расчетов; ссуды, полученные от вышестоящего бюджета для покрытия временного кассового разрыва, суммы, поступившие от нижестоящих бюджетов для погашения задолженности по займам выданным; часть доходов в виде процентных отчислений от общегосударственных налогов, сборов и обязательных платежей получена из Государственного бюджета; дотации и субвенции, которые передают вышестоящим бюджетом нижестоящему. Соответственно средства бюджета направляются: на финансирование расходов, предусмотренных данным бюджетом, путем перечисления и выдачи средств главным распорядителям средств, на погашение задолженности перед другими бюджетами по взаимным расчетам, на издание ссуд нижестоящим бюджетам, на погашение ссуд, полученных от вышестоящего бюджета, на выдачу дотаций и субвенций.
Средства бюджета размещают на счетах в учреждениях банковской системы в зависимости от того, отделения которого из них открыто в том или ином районе или городе. При наличии в районе (городе) отделений нескольких банков счета бюджета ведет один из них согласно заключенным договорам и совершенным распределением клиентуры между банками.
Средства местных бюджетов сосредотачиваются на одном текущем счете в отделении любого банка, который осуществляет кассовое исполнение того или иного бюджета. Перечисление на счета могут осуществляться только в пределах текущего остатка средств и в случае необходимости за счет оборотной кассовой наличности. Это предусматривает осуществление постоянного контроля со стороны финансового органа, который выполняет этот бюджет, за ходом выполнения плана мобилизации доходив.
Средства Государственного бюджета мобилизуются на территории всей Украины и аккумулируются на централизованном счете Государственного казначейства Украины, открывается в Национальном банке на балансовом счете № 3510 "Доходы Государственного бюджета Украины" (в коммерческих банках номер счета 2510).
Счета по учету ресурсов бюджета. Первый класс счетов «Ресурсы бюджета» охватывает счета по учету операций с денежными средствами (наличными), депозитам, ценным бумагам, а также со средствами, привлеченными для выполнения Государственного и местных бюджетив.
Учет ресурсов бюджета ведется на активных счетах: 11 «Финансовые ресурсы», 12 «Депозиты», 13 «Ценные бумаги», 14 «Кредиты и ссуды», 15 «Товарно-материальные ценности».
Счет 11 имеет следующие счета ИИИ порядке:
111 - «Средства на счетах в национальной валюте»;
112 - «Средства на валютных счетах»;
113 - «Средства на счетах распорядителей бюджетных средств»;
«Денежные средства в пути»;
«Средства заблокированы на счетах»;
«Внебюджетные средства»;
«Другие средства».
Счет 12 «Депозиты» имеет следующие субсчета:
121 - «Депозиты до востребования»;
122 - «Краткосрочные депозиты»;
123 - «Долгосрочные депозиты»;
124 - «Другие депозиты».
Счет 13 «Ценные бумаги» имеет следующие субсчета:
131 - «Краткосрочные ценные бумаги;
132 - «Долгосрочные ценные бумаги».
Счет 14 «Кредиты и ссуды» имеет следующие субсчета:
141 - «Краткосрочные займы и ссуды»;
142 - «Долгосрочные займы и ссуды».
Каждый из счетов ИИИ порядке этого класса имеет детализацию. Номер счета I класса «Ресурсы бюджета» состоит из 15 знаков:
Очень важным при учете ресурсов бюджета является детализация счета 11. Она позволяет показать денежные средства бюджета по их составу и розмищенням.
Детализация 111 счета:
00 - «Транзитный счет органов Государственного казначейства»;
01 - «По государственным доходам»;
02 - «Для осуществления расходов государственного бюджета в Национальном банке»;
03 - «Для дальнейшего перевода бюджетных средств, их распорядителям и осуществления оплаты счетов (транзитные счета, открытые на имя управлений Государственного казначейства в областях»)
04 - «Для осуществления оплаты счетов распорядителей бюджетных средств в учреждениях уполномоченных банков»;
05 - "Средства на счетах целевых государственных фондов»;
06 - "Средства на счетах для выплаты наличных»;
07 - «Текущий счет по распределению общих доходов между бюджетами»;
08 - «Текущий счет местного бюджета»;
09 - «Текущие счета по отдельным видам налогов местных бюджетов»;
10 - «Средства для осуществления расходов Государственного бюджета по дотациях».
Детализация 113 счета:
01 - «Текущие бюджетные счета распорядителей средств»;
02 - «Бюджетные счета распорядителей бюджетных средств для осуществления расходов по капиталовложениям»;
03 - «Регистрационные счета распорядителей бюджетных средств».
Счета ИИИ порядка счета 11 не используются все в комплексе в отдельной звене бюджетной системы. В процессе учета выполнения Государственного бюджета используются счета 11101, 11102, 11103, 11104, 11105, 11106, 11107, 112,11301, 11302, 11303, 114, 115, 116, 117. Для учета средств местных бюджетов используются счета 11108, 11109, 112, 11301, 11302, 114, 115, 116, 117.
Счета 11101, 11102, 11108 в основном равнозначны. Это основные счета для учета средств Государственного и местного бюджетив.
На счету 11302 отражают денежные средства бюджета, предназначенные для финансирования капитальных вложений через соответствующие учреждения банковской системи.
Средства перечислены из Государственного и местных бюджетов на счета главных распорядителей средств для осуществления предусмотренных их сметами доходов и расходов, отражают на счете 11301, для оплаты счетов - 11303.
Счет 114 предназначен для учета тех средств, которые перечислены в бюджет, но еще не поступили на его счет в банке. Например, перечисление осуществлен в конце месяца, а зачисление средств в банке - в начале следующего месяца. Эти средства могут учитываться в балансе об исполнении бюджета за отчетный период.
Процесс исполнения бюджета связан с движением средств. В связи с этим большинство бухгалтерских проводок охватывает один из счетов I класса. Эти проводки, как и схемы документооборота, будут представлены в следующих параграфах.
Основным источником формирования денежных средств бюджета являются доходы. Прием доходов от предприятий и организаций осуществляется путем перечисления средств со счетов плательщиков на счета бюджета в учреждениях банковской системы с помощью платежных поручений, которые выписывают сами плательщики. В платежных поручениях отмечают: код (МФО) учреждения уполномоченного банка, номер бюджетного счета, номер платежного документа, идентификационный код налогоплательщика, назначение платежа, код бюджетной классификации доходов, код ведомства в соответствии с ведомственной классификации, сумма платежу.
Прием платежей от населения оформляют квитанцией-сообщением. В них указывают фамилию, имя и отчество плательщика, его адрес, название финоргану, выдавшего платежное уведомление, название платежа и его сумму на данный срок уплаты. Квитанция остается у плательщика, а сообщения в учреждении, приняла платиж.
Перечисление доходов, полученных Государственным специализированным коммерческим Сберегательным банком, в учреждение банка, который ведет счета бюджета, оформляют доверенности районного (городского) отделения Сберегательного банка. Кассы сельских Советов осуществляют перечисление полученных доходов в банк на основании сопроводительной ведомости. При передаче доходов добавляют платежные документы (платежные поручения и квитанции-сообщения).
Платежные поручения и квитанции-сообщения - основные первичные документы, которыми оформляются зачисления платежей в доходы бюджета, и выходными для учета доходов бюджету.
Заполнения квитанций-сообщений выполняют плательщиками на основании платежных сообщений, финансовый орган вручает плательщикам в установленные сроки. В платежном сообщении указывается сумма и сроки платежей и приводят расчет этой суми.
Учреждения коммерческих банков, осуществляющих операции по поступлению средств в Государственный бюджет (балансовый счет № 2510) ежедневно перечисляют телеграфно в региональные управления Национального банка общую сумму доходов, которые поступили. Для контроля за своевременным получением перечисленных сумм в конце каждой телеграммы проставляется условный номер, складывается следующим образом: первые три цифры определяют порядковый номер сообщения, остальные - шифр суммы. Управление Национального банка также ежедневно перечисляют полученные от коммерческих банков средства по доходам бюджета Операционное управление Национального банка на счет № 3510 "Доходы Государственного бюджета, который открывается соответствующим органам Государственного казначейства. Операционное управление Национального банка, в свою очередь, ежедневно выдает органам Государственного казначейства: Module . выписки из указанного счета (№ 3510) для учета доходов с приложениями копий платежных документов, заверенных банком;
ежедневную банковскую отчетность по форме 412-Д, которая отражает поступления доходов на счета государственного бюджета по символам отчетности банку.
Работники отдела разграничения и оперативно-аналитического учета государственных доходов территориальных органов Государственного казначейства проверяют полученные из банка документы:
- наличие штампа банка;
- наличие подписи бухгалтера банка;
- соответствие сумм платежных документов выпискам банка;
- правильность зачисления налогов, платежей согласно кодам бюджетной класификации.
На основании выписок из лицевых счетов первичные платежные документы группируются по видам доходов и работники этого же отдела составляют реестр доходов по форме № 1 в разрезе кодов бюджетной классификации и в общей сумме по каждому виду доходов. В реестре ф . № 1 отображаются только налоги и сборы, зафиксированные в выписках банка. Для анализа поступлений доходов в Государственный бюджет и подготовки отчетов отдел распределения и оперативно-аналитического учета государственных доходов территориальных органов Государственного казначейства на основании реестра ф. № 1, данных о движении средств на валютных счетах, информации о зачислении налогов и сборов по результатам взаимозачетов и взаиморасчетов составляет справку по ф. № 3 о поступлении доходов в Государственный бюджет. В ней отражаются суммы поступлений за день, а также нарастающим итогом с начала месяца и года по соответствующему коду бюджетной классификации . Реестр по ф. № 1 и справку по ф. № 3 составляют в 3-х экземплярах, которые визируются в Госказначействе и налоговой администрации. 1-й экземпляр реестра вместе с копиями расчетных документов и справкой передается в соответствующий орган Государственной налоговой администрации, 2 -й - в отдел бухгалтерского учета и отчетности, 3-й экземпляр хранится в отделе распределения и оперативно-аналитического учета государственных доходов территориальных органов Государственного казначейства.
Отделы бухгалтерского учета и отчетности отделений Государственного казначейства проверяют правильность оформления проведенных операций бухгалтерскими проводками, после чего ежедневно передают отдела распределения и оперативно-аналитического учета государственных доходов областного управления Госказначейства справку ф. № 3, которые в свою очередь передают сводную справку управлению прогнозирования доходов Государственного бюджета Главного управления Государственного казначейства Украины. На основании справки в бухгалтерии органов казначейства составляют мемориальный ордер по ф . 274 на общую сумму зачисленных доходов бюджета за день. Данные мемориального ордера переносятся в книгу учета по ф. 5-ф (книга доходов) в соответствии с кодами бюджетной класификации.
В конце месяца работники бухгалтерии проводят с налоговой администрацией сверку доходов, поступили в государственный бюджет с начала года. О последствиях этой сверки составляется справка по ф. № 5 в 2-х экземплярах Справка подписывается ответственными лицами органов Госказначейства и налоговой администрации. 1-й экземпляр остается в Госказначействе, 2-й - в налоговой администрации.
Данные справки формы № 5 должны соответствовать аналогичным данным в книге доходов (ф. 5-ф), в Главной книге (ф. 1-ф) и данным формы 412-Д, а также соответствующим данным оперативно-бухгалтерского учета в налоговых администрациях .
Учреждения банков ежедневно подают в местные финансовые органы выписки из текущих счетов соответствующих местных бюджетов с приложением всех платежных документов. Бухгалтер финансового органа тщательно проверяет первичные документы, приложенные к выписке, выясняет правильность зачисления доходов и ежедневно составляет справку о доходах, поступили на текущий счет (основной) исполняемого местного бюджета по форме № 3.
На основании этой справки, которая является первичным документом для учета доходов исполняемого бюджета в финансовом органе, составляют мемориальный ордер, по которому делают записи в книгах учета. Один экземпляр справки передают в налоговую администрацию, которая ведет на лицевых счетах оперативный учет поступления доходов по отдельным платниках.
Для обеспечения правильности зачисления поступлений бюджета согласно бюджетной классификации финансовые органы совместно с налоговыми администрациями (районные, городские) за месяц до наступления нового бюджетного года подают соответствующим учреждениям коммерческих банков списки плательщиков по каждому району, городу с указанием бюджета, в который относят платежи и виды платежа, а также кодов бюджетной классификации доходов, символов отчетности Национального банка и номера счетов, на которые должны зачисляться платежи.
Плательщики налогов, сборов и других обязательных платежей, независимо от форм собственности, осуществляющих расчеты непосредственно с государственным и местными бюджетами.
Схематическое изображение документооборота, связанного с мобилизацией доходов бюджета подано на рис.
Учет доходов бюджета ведут налоговая администрация и бухгалтерия финансовых органов. Налоговая администрация осуществляет оперативный учет начисленных и кассовых доходов, мобилизуемых на данной территории, ведет лицевые счета по каждому виду доходов и по каждому плательщику. Она также готовит статистические отчеты о суммах доходов бюджетов Украины, поступивших на данной територии.
Функции налоговой администрации этаж "связанные с учетом, вытекающие из организации выполнения доходной части бюджета. Мобилизация доходов в бюджет и контроль за правильностью их исчисления и соблюдением сроков уплаты осуществляется по месту нахождения плательщиков. В связи с этим налоговая администрация ведет учет доходов, мобилизуемых на данной территории (района, города).
Первичными документами для оперативного учета начисленных доходов в налоговой администрации есть платежные извещения, а для учета кассовых поступлений - платежные поручения и сообщения, поступающие от учреждений банков, и форма № 3, поступающей из финансовых органов.
Как учетные регистры налоговая администрация использует лицевые счета, их ведут отдельно по каждому плательщику и виду доходов. У них отражается сумма начисленных доходов и доходов, поступивших в порядке плановых платежей (кассовых) и в результате пересчета, а также возврат сумм переплат платежей
Учет исполнения бюджета в финансовых органах возложен на соответствующие службы Документооборот по финансированию расходов бюджета. При действующем в Украине с