Счетная палата является постоянно действующим органом контроля, который образуется
Счетная палата является постоянно действующим органом контроля, который образуется Верховной Радой Украины, подчинен и подотчетен ей. Счетная палата осуществляет свою деятельность самостоятельно, независимо от каких-либо других органов государства. Решение о создании Счетной палаты было принято в 1996 году согласно с Конституцией Украины и Законом Украины "О Счетной палате".Необходимость создания еще одного органа государственного контроля была вызвана отсутствием у Верховной Рады Украины механизма контроля за финансово-экономической деятельностью органов исполнительной власти, поскольку все государственные контролирующие органы к созданию Счетной палаты были подотчетны органам исполнительной власти. Прежде всего, создание Счетной палаты должно усилить контроль за финансово-экономической деятельностью прежде всего таких государственных органов, как Министерство финансов Украины, Национального банка Украины, государственных целевых фондов, аппаратов Кабинета Министров Украины, Президента Украины и Верховной Рады Украины, и тому подобное. Таким образом, Счетная палата особое место в системе контролирующих органов государства, поскольку ее деятельность не зависит от исполнительных органов власти и им не подчинена. Именно по этой причине с самого начала создания Счетной палаты отношение к ней было неоднозначным. Так, Верховной Раде Украины пришлось трижды преодолевать вето Президента Украины на Закон Украины "О Счетной палате", после этого Закон рассматривался в Конституционном суде Украины, на основании решения которого были значительно ограничены полномочия Счетной палаты, ее задачи и функции. Так, например, по кругу вопросов, которые контролирует Счетная палата, были изъяты такие направления, как контроль за исполнением доходной части Государственного бюджета Украины, контроль за использованием объектов права государственной собственности, денежной эмиссии, использование золотого запаса и т.д.. Поэтому сейчас ведется работа по внесению соответствующих изменений сначала в Конституцию Украины, а затем и в соответствующий закон о расширении полномочий Счетной палати.
Задачами Счетной палаты являются:
организация и осуществление контроля за своевременным выполнением расходной части Государственного бюджета Украины, расходованием бюджетных средств, в том числе средств общегосударственных целевых фондов, по объемам, структуре и их целевому назначению;
осуществление контроля за образованием и погашением внутреннего и внешнего долга Украины, определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств, валютных и кредитно-финансовых ресурсов;
контроль за финансированием общегосударственных программ экономического, научно-технического, социального и национально-культурного развития, охраны окружающей среды;
контроль за соблюдением законности при предоставлении Украиной займов и экономической помощи иностранным государствам, международным организациям, предусмотренных в Государственном бюджете Украины;
контроль за законностью и своевременностью движения средств Государственного бюджета Украины и средств внебюджетных фондов в учреждениях Национального банка Украины и уполномоченных банках;
анализ установленных отклонений от показателей Государственного бюджета Украины и подготовка предложений об их устранении, а также о совершенствовании бюджетного процесса в целом;
регулярное информирование Верховной Рады Украины, ее комитетов о ходе исполнения Государственного бюджета Украины и состоянии погашения внутреннего и внешнего долга Украины, о результатах осуществления иных контрольных функций;
выполнение других задач, предусмотренных для Счетной палаты действующим законодательством Украины.
Как видно из вышеперечисленных задач, Счетная палата осуществляет не только контрольно-ревизионные, но и аналитические функции относительно определенного круга вопросов, и кроме того, готовит предложения по совершенствованию соответствующего законодавства.
Рассмотрим более подробно функции, которые выполняет Счетная палата:
1) осуществляет контроль за исполнением законов Украины и принятых Верховной Радой Украины постановлений, исполнением Государственного бюджета Украины, финансированием общегосударственных программ в части, касающейся использования средств Государственного бюджета Украины;
2) осуществляет по поручению Верховной Рады Украины контроль за исполнением Государственного бюджета Украины за поквартальным распределением доходов и расходов в соответствии с показателями этого бюджета, в том числе расходов по обслуживанию внутреннего и внешнего долга Украины, расходованием средств целевых фондов;
3) проверяет по поручению комитетов Верховной Рады Украины использования по назначению органами исполнительной власти средств общегосударственных целевых фондов и средств внебюджетных фондов и представляет по результатам проверки Верховной Раде Украины заключения о возможностях сокращения расходов по каждому фонду отдельно и целесообразности направления полученных средств на финансирование других расходов Государственного бюджета Украины;
4) контролирует эффективность управления средствами Государственного бюджета Украины Государственным казначейством Украины, законность и своевременность движения средств Государственного бюджета Украины, в том числе средств общегосударственных целевых фондов в Национальном банке Украины, уполномоченных банках и кредитных учреждениях Украины;
5) дает консультации органам и должностным лицам, которые избираются, утверждаются или назначаются Верховной Радой Украины, по вопросам расходования средств Государственного бюджета Украины. В ходе проведения проверок и анализа состояния экономики разрабатывает мероприятия по изысканию возможностей и новых источников привлечения дополнительных поступлений в Государственный бюджет Украины и вносит соответствующие предложения Министерству финансов Украины;
6) осуществляет по поручению Верховной Рады Украины, комитетов Верховной Рады Украины контрольные функции по финансированию общегосударственных программ экономического, научно-технического, социального и национально-культурного развития, охраны окружающей среды и других программ, которые утверждаются Верховной Радой Украины;
7) контролирует инвестиционную деятельность органов исполнительной власти, проверяет законность и эффективность использования финансовых ресурсов, выделяемых из Государственного бюджета Украины на выполнение общегосударственных программ;
8) проводит предварительный анализ до рассмотрения на заседаниях комитетов и Верховной Рады Украины отчетов Антимонопольного комитета Украины об осуществлении им государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, а также отчетов Фонда государственного имущества Украины и должностных лиц, которые избираются, назначаются или утверждаются Верховной Радой Украины, по эффективного управления имуществом, являющимся основным национальным богатством, собственностью украинского народа;
9) осуществляет контроль за выполнением решений Верховной Рады Украины о предоставлении Украиной займов и экономической помощи иностранным государствам, международным организациям, предусмотренных в Государственном бюджете Украины, за кассовым исполнением Государственного бюджета Украины Национальным банком Украины и уполномоченными банками;
10) проверяет по поручению Верховной Рады Украины в соответствии со своим статусом смету расходов, связанных с деятельностью Верховной Рады Украины и ее аппарата, вспомогательных органов и служб Президента Украины и аппарата Кабинета Министров Украины, а также расходование средств государственными учреждениями и организациями, действующими за границей и финансируются за счет Государственного бюджета Украины;
11) готовит и дает заключения и ответы на обращения органов исполнительной власти, органов прокуратуры и суда по вопросам, относящимся к его компетенции;
12) осуществляет связи с контрольными органами иностранных государств и соответствующими международными организациями, заключает с ними соглашения о спивробитництво.
Счетная палата для выполнения поставленных перед ней задач имеет следующие полномочия:
1) осуществлять экспертно-аналитические, информационные и другие виды деятельности, которые обеспечивают контроль за использованием средств общегосударственных целевых фондов, средств внебюджетных фондов, за целевым использованием финансово-кредитных и валютных ресурсов при осуществлении общегосударственных программ;
2) проводить финансовые проверки, ревизии в аппарате Верховной Рады Украины, органах исполнительной власти, Национальном банке Украины, Фонде государственного имущества Украины, других подотчетных Верховной Раде Украины органах, а также на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности в части их деятельности, касающейся использования средств Государственного бюджета Украины;
3) проверять в органах и на объектах, указанных выше в пункте 2 денежные документы, бухгалтерские книги, отчеты, планы, сметы расходов и иную документацию о финансово-хозяйственной деятельности, а также осуществлять проверку кассовых операций с наличностью и ценными бумагами, материальных ценностей, их учета, хранения и расходования;
4) получать от руководителей учреждений и организаций, проверяемых всю необходимую документацию и иную информацию о финансово-хозяйственной деятельности;
5) получать от Национального банка Украины, уполномоченных банков и других кредитных учреждений необходимые сведения об осуществляемых ими операциях и состоянии счетов учреждений и организаций, проверяемых от других предприятий и организаций - справки, копии документов по операциям и счетам этих предприятий и организаций; Module . 6) организовывать и проводить оперативный контроль за использованием средств Государственного бюджета Украины за отчетный период;
7) проводить комплексные ревизии и тематические проверки по отдельным разделам и статьям Государственного бюджета Украины, в том числе бюджетов общегосударственных целевых фондов;
8) проводить экспертизу проектов Государственного бюджета Украины, а также проектов законов и других нормативных актов, международных договоров Украины, общегосударственных программ и других документов, касающихся вопросов государственного бюджета и финансов Украины;
9) осуществлять анализ и исследование нарушений и отклонений бюджетного процесса, подготовку и внесение в Верховную Раду Украины предложений по их устранению, а также совершенствованию бюджетного законодательства в целом;
10) готовить и представлять заключения в Верховную Раду Украины и ее комитеты об исполнении Государственного бюджета Украины, в том числе доходов и расходов общегосударственных целевых фондов, финансировании общегосударственных программ за отчетный год;
11) направлять материалы проверок, ревизий и обследований Кабинету Министров Украины, соответствующим центральным органам исполнительной власти, Национальном банке Украины, Фонда государственного имущества Украины, предприятиям, учреждениям и организациям для рассмотрения и принятия необходимых мер;
12) возбуждать перед Верховной Радой Украины, Президентом Украины, а также органами исполнительной власти ходатайство о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении требований действующего законодательства Украины, в результате чего причинен материальный ущерб государству;
13) привлекать к проведению проверок, ревизий и обследований на договорных началах квалифицированных специалистов и специалистов-экспертов из других учреждений и организаций, а также работников других государственных контрольных, налоговых и правоохранительных органов с оплатой их труда в необходимых случаях за счет собственных средств
14) в случае выявления во время проверок, ревизий и обследований фактов присвоения денег и материальных ценностей, иных злоупотреблений передавать материалы проверок, ревизий и обследований в правоохранительные органы с информированием об этом Верховной Рады Украины.
Требования руководителей Счетной палаты и должностных лиц ее аппарата, связанные с исполнением ими своих служебных обязанностей, являются обязательными для всех государственных органов, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и подчиненности.
Далее рассмотрим состав и структуру Счетной палаты. В состав Счетной палаты входят Председатель Счетной палаты и члены Счетной палаты: Первый заместитель и заместитель Председателя, главные контролеры и Секретарь Счетной палаты, которые образуют Коллегию Счетной палаты. Коллегия Счетной палаты рассматривает вопросы планирования и организации работы Счетной палаты, методологии контрольно-ревизионной деятельности, принимает коллегиальные решения и дает заключения по материалам проверок, ревизий, обследований и экспертиз, а также отчеты и информационные повидомлення.
Для осуществления своей деятельности Счетная палата имеет аппарат, который осуществляет организационную, информационно-справочную и другую работу под руководством Секретаря Счетной палаты. Структуру и штатное расписание аппарата Счетной палаты утверждает Коллегия Счетной палаты по представлению Председателя Счетной палаты в пределах бюджетных средств, предусмотренных на ее содержание.
Председатель Счетной палаты назначается на должность Верховной Радой Украины по представлению Председателя Верховной Рады Украины сроком на 7 лет с правом назначения на второй срок. Назначение Председателя Счетной палаты проводится тайным голосованием путем подачи бюллетеней. Кандидат на должность Председателя Счетной палаты считается назначенным, если по результатам тайного голосования он получил большинство голосов от конституционного состава Верховной Рады Украини.
Первый заместитель и заместитель Председателя, главные контролеры и Секретарь Счетной палаты также назначаются на должность Верховной Радой Украины по представлению Председателя Счетной палаты путем тайного голосования по списку сроком на 7 лет в порядке, установленном для назначения Председателя Счетной палаты. Такой порядок избрания Председателя и членов Счетной палаты предоставляет возможность этому контрольному органу быть достаточно независимым и равноудаленным от всех ветвей власти, обеспечивает профессиональную защищенность его работников. Профессиональную независимость Председателю и членам Счетной палаты гарантирует и четко определен порядок их досрочного освобождения. Так, они могут быть досрочно освобождены от должности по представлению Председателя Верховной Рады Украины в случае:
1) нарушений ими законодательства Украины или допущения злоупотреблений по службе - по решению Верховной Рады Украины;
2) личного заявления об отставке;
3) продолжительной болезни, подтвержденной медицинским учреждением, препятствующей их деятельности на занимаемой должности;
4) достижение ими 65-летнего вику.
Решение Верховной Рады Украины об освобождении от должности названных лиц принимается большинством голосов от конституционного состава Верховной Рады Украини.
Главные контролеры - руководители департаментов Счетной палаты являются должностными лицами, осуществляющими руководство определенными направлениями деятельности Счетной палаты. Так, согласно направлениям деятельности, Коллегией Счетной палаты были созданы следующие департаменты:
1) департамент контроля расходов на государственное управление и национальную безопасность;
2) департамент контроля использования средств государственных целевых и внебюджетных фондов;
3) департамент контроля расходов на экономическую деятельность государства;
4) департамент контроля расходов социального направления;
5) департамент контроля и анализа бюджетного процесса
6) департамент контроля и анализа расходов бюджетов;
7) департамент контроля банковских и межгосударственных финансово-экономических операций;
8) департамент правового обеспечения деятельности Счетной палати.
В зависимости от функций, которые выполняют вышеуказанные департаменты, их можно сгруппировать в три блока: ревизионный, контрольно-аналитический и забезпечуючий.
В первый блок входят первые четыре вышеназванных департаменты, осуществляющие контрольно-ревизионной деятельности по расходной части Государственного бюджета Украины и внебюджетных фондив.
Во второй блок - контрольно-аналитический входят пятый, шестой и седьмой из вышеназванных департаментов. Рассмотрим более подробно функции, которые выполняет каждый из этих департаментив.
Департамент контроля и анализа бюджетного процесса отслеживает процесс подготовки проекта бюджета, вносит свои предложения по этому процессу, делает экспертизу проекта бюджета на следующий год и законодательных актов, касающихся выполнения текущего бюджета, тощо.
Структура департамента контроля и анализа расходов бюджетов соответствует направлениям четырех вышеназванных ревизионных департаментов и каждый его отдел сотрудничает с определенным департаментом ревизионного направления. Таким образом, департамент контроля и анализа расходов бюджета, отслеживая расходы бюджета в целом, дает направления для ревизионной работы другим департаментам, ставит перед ними определенные проблемы, а затем, после контрольных проверок, использует полученную информацию для обобщенного анализа выполнения бюджету.
Задачей департамента контроля банковских и межгосударственных финансово-экономических операций является анализ внутреннего и внешнего государственного долга, контроль за его образованием и погашением, анализ денежно-кредитной политики, контроль кассового исполнения госбюджета и сметы расходов Национального банка Украины, контроль расходов государственного бюджета на международную деятельность .
Последний, третий блок Счетной палаты, обеспечивает ее деятельность.
9.3. Органы бюджетного контроля | Надежность и эффективность налоговой системы зависит от двух факторов: рациональности |