Надежность и эффективность налоговой системы зависит от двух факторов: рациональности
Надежность и эффективность налоговой системы зависит от двух факторов: рациональности построения налоговой системы и уровня организации налоговой службы держави.Налоговая служба - это совокупность государственных органов, которые организуют и контролируют поступление налогов, налоговых и отдельных видов неналоговых платежив.
Формирование налоговой службы Украины началось в 1991 году, что было вызвано переходом от системы платежей в бюджет в систему налогообложения. При налогового метода формирования доходов бюджета крайне необходима самостоятельная, четко организованная и крепкая государственная служба, которая осуществляет контроль в сфере налогообложения. К этому отдельных налоговых органов не существовало. В составе Министерства финансов и его подразделений в областях, районах, городах выделялись соответственно управления, отделы и инспекции госдоходов. Они несли ответственность за соблюдением действующего порядка взимания бюджетных доходов и за выполнение плана поступлений платежей в бюджету.
В 1991 году при Министерстве финансов была создана Государственная налоговая инспекция Украины, а с 1996 года на базе Государственной налоговой инспекции Украины и подразделений Министерства внутренних дел Украины по борьбе с криминальным сокрытием доходов от налогообложения была создана Государственная налоговая администрация Украины, которой был предоставлен статус центрального органа исполнительной влади.
В систему органов государственной налоговой службы относятся: Государственная налоговая администрация Украины, государственные налоговые администрации в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, государственные налоговые инспекции в районах, городах (кроме городов Киева и Севастополя), районах в городах. В составе органов государственной налоговой службы находятся соответствующие специальные подразделения по борьбе с налоговыми правонарушениями (далее - налоговая милиция).
Государственная налоговая администрация Украины в зависимости от количества налогоплательщиков и других местных условий может создавать межрайонные (на два и больше районов), объединенные (на город и район) государственные налоговые инспекции и в их составе соответствующие подразделения налоговой милиции.
В Государственной налоговой администрации Украины и государственных налоговых администрациях в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе образуются коллегии, которые являются совещательными органами и рассматривают важнейшие направления деятельности соответствующих государственных налоговых администраций.
Государственную налоговую службу Украины возглавляет Председатель Государственной налоговой администрации Украины, которого назначает на должность и освобождает от должности Президент Украины по представлению Премьер-министра Украини.
Государственные налоговые администрации в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе возглавляют председатели, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Кабинетом Министров Украины по представлению Председателя Государственной налоговой администрации Украини.
Государственные налоговые инспекции в районах, городах (кроме городов Киева и Севастополя), районах в городах, межрайонные и объединенные государственные налоговые инспекции возглавляют начальники, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Председателем Государственной налоговой администрации Украины по представлению председателей соответствующих государственных налоговых администраций в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополи.
Начальники управлений налоговой милиции назначаются Председателем Государственной налоговой администрации Украини.
Таким образом, налоговая служба Украины включает три уровня:
- Государственную налоговую администрацию Украины - высшее звено;
- Государственные налоговые администрации в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе - среднее звено;
- Государственные налоговые инспекции в районах, городах (кроме городов Киева и Севастополя), районах в городах, межрайонные и объединенные государственные налоговые инспекции - базовая ланка.
Главными задачами государственной налоговой службы Украины:
осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджеты, государственные целевые фонды налогов и сборов (обязательных платежей), а также неналоговых доходов, установленных законодательством (далее - налоги, другие платежи);
внесение в установленном порядке предложений по совершенствованию налогового законодательства
принятия в случаях, предусмотренных законом, нормативно-правовых актов и методических рекомендаций по вопросам налогообложения;
формирование и ведение Государственного реестра физических лиц - плательщиков налогов и других обязательных платежей и Единого банка данных о плательщиках налогов - юридических лицах;
разъяснения законодательства по вопросам налогообложения среди налогоплательщиков;
предотвращение преступлений и других правонарушений, отнесенных законом к компетенции налоговой милиции, их раскрытие, прекращение, расследование и производство по делам об административных правопорушення.
На высшее звено возлагается задача организации и инструктивного и методического обеспечения налоговой работы в стране, а также контроль за деятельностью налоговых органов. Согласно действующему законодательству Государственная налоговая администрация Украины выполняет следующие функции:
1) выполняет непосредственно, а также организует работу государственных налоговых администраций и государственных налоговых инспекций, связанную с:
осуществлением контроля за соблюдением законодательства о налогах, другие платежи, валютные операции, порядка расчетов с потребителями с использованием контрольно-кассовых аппаратов, компьютерных систем и товарно-кассовых книг, лимитов наличности в кассах и ее использованием для расчетов за товары, работы, услуги, а также контроля за наличием свидетельств о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности и лицензий, патентов, других специальных разрешений на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности;
учетом налогоплательщиков, других платежей;
выявлением и ведением учета поступлений налогов, других платежей;
2) выдает в случаях, предусмотренных законом, нормативно-правовые акты и методические рекомендации по вопросам налогообложения;
3) утверждает формы налоговых расчетов, отчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов;
4) разъясняет через средства массовой информации порядок применения законодательных и иных нормативно-правовых актов о налогах, другие платежи;
5) осуществляет мероприятия по отбору, расстановке, профессиональной подготовки и переподготовки кадров для органов государственной налоговой службы;
6) представляет органам государственной налоговой службы методическую и практическую помощь в организации работы, проводит обследования и проверки ее состояния;
7) организует работу по созданию информационной системы автоматизированных рабочих мест и других средств автоматизации и компьютеризации работ органов государственной налоговой службы;
8) разрабатывает основные направления, формы и методы проведения проверок соблюдения налогового и валютного законодательства;
9) при выявлении фактов, свидетельствующих об организованной преступной деятельности или действий, создающих условия для такой деятельности, направляет материалы по этим вопросам соответствующим специальным органам по борьбе с организованной преступностью;
10) передает соответствующим правоохранительным органам материалы по фактам правонарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность, если их расследование не относится к компетенции налоговой милиции;
11) подает Министерству финансов Украины и Главному управлению Государственного казначейства Украины отчет о поступлении налогов, других платежей;
12) вносит предложения и разрабатывает проекты международных договоров относительно налогообложения, выполняет в пределах, определенных законодательством, международные договоры по вопросам налогообложения;
13) предоставляет физическим лицам - плательщикам налогов и других обязательных платежей идентификационные номера и направляет в государственную налоговую инспекцию по месту жительства физического лица или по месту получения им доходов или по местонахождению объекта налогообложения карточку с идентификационным номером и ведет Единый банк данных о налогоплательщиков - юридических лиц;
14) прогнозирует, анализирует поступление налогов, других платежей, источники налоговых поступлений, изучает влияние макроэкономических показателей и налогового законодательства на поступление налогов, других платежей, разрабатывает предложения по их увеличению и уменьшению потерь бюджета;
15) обеспечивает изготовление марок акцизного сбора, их хранение, продажу и организует работу, связанную с осуществлением контроля за наличием этих марок на бутылках (упаковках) алкогольных напитков и на пачках (упаковках) табачных изделий во время их транспортировки, хранения и реализации;
16) вносит в установленном порядке предложения по совершенствованию налогового законодательства
17) организует в пределах своих полномочий работу по обеспечению охраны государственной тайны в органах государственной налоговой служби.
Согласно указанных функций структура высшего звена государственной налоговой службы построена по функциональным направлениям деятельности - блоками, в которых концентрируется выполнения определенной функции. Выделено семь таких блоков, каждый из которых возглавляет Председатель и заместители Председателя Государственной налоговой администрации Украины. Рассмотрим их состав и направления дияльности.
На функциональный блок методологической и законотворческой работы по взиманию налогов возлагается разработка инструктивных материалов по всем видам налогов и налоговых платежей, проектов законодательных актов по вопросам налогообложения, изучение мирового опыта организации налоговой системы и налогового дела, осуществления международных связей с налоговыми службами стран мира. Указанная деятельность является исключительной прерогативой высшего звена. Это сердцевина налоговой службы государства, поскольку именно здесь формируются направления налоговой политики.
В состав блока входят: главное управление прямых налогов, главное управление косвенных налогов, главное управление налогообложения физических лиц, управление международных связей, сведено управления налогового законодавства.
Функциональный блок организации контрольной работы налоговых администраций осуществляет непосредственное руководство работой налоговых органов по осуществлению документальных проверок правильности начисления и взимания налогов, налоговых и неналоговых платежей по единой методологической основой, а также по контролю за валютными операциями.
Данный блок состоит из главного управления организации документальных проверок, главного управления валютного контроля, главного управления по работе с налогоплательщиками, управления местных налогов и сборов и неналоговых платежив.
Функциональный блок экономического анализа и внутриведомственного контроля занимается вопросами методологии экономического анализа в отраслях народного хозяйства, анализирует выполнение доходной части бюджетов, проверяет состояние исполнительской дисциплины и состояние по взысканию налогов в государственных налоговых администрациях.
Подразделения функционального блока программного обеспечения оперативной отчетности проводят работу по разработке программного и информационного обеспечения налоговых администраций всех ривнив.
В самостоятельный функциональный блок выделено налоговую полицию. Здесь решаются вопросы сбора, анализа и оценки информации о субъектах предпринимательской деятельности, которые уклоняются от уплаты налогов, организуется и проводится оперативно-следственная работа. Разрабатываются и реализуются мероприятия по выявлению и пресечению нарушений налогового законодательства, содержащих признаки преступления. Обеспечиваются безопасность деятельности налоговых администраций и инспекций и координация взаимодействия с правоохранительными органами. Данный блок состоит из главного управления налоговой милиции и управления по борьбе с корупциею.
Кроме указанных функциональных блоков, в состав Государственной налоговой администрации Украины входит блок, объединяющий обеспечивая службы: управление делами и материально-технического забезпечення.
На среднее звено возлагается организация налоговой работы в Автономной Республике Крым, области или городах Киеве и Севастополе. Это главное звено консультационной работы, которая требует высококвалифицированных специалистов, хорошо знакомых с налоговым законодательством. В отдельных случаях налоговые администрации этого уровня могут напрямую вести налоговую работу по незначительного круга плательщиков, состоящих на учете в этих администрациях. Применительно к данным плательщиков государственные налоговые администрации областей и городов с районным делением выполняют те же функции, что и инспекции низового ланки.
Структура налоговых администраций среднего звена в целом идентична структуре Государственной налоговой администрации Украины, за исключением законодательной и методической роботи.
На низовое звено полагается непосредственное ведение налоговой работы. Государственные налоговые инспекции в районах, городах, районах в городах, межрайонные и объединенные государственные налоговые инспекции выполняют следующие функции:
1) осуществляют контроль за соблюдением законодательства о налогах, другие платежи;
2) обеспечивают учет плательщиков налогов, других платежей, правильность исчисления и своевременность поступления этих налогов, платежей, а также осуществляют регистрацию физических лиц - плательщиков налогов и других обязательных платежей;
3) контролируют своевременность представления налогоплательщиками бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых деклараций, расчетов и других документов, связанных с исчислением налогов, других платежей, а также проверяют достоверность этих документов относительно правильности определения объектов налогообложения и исчисления налогов, других платежей;
4) осуществляют в пределах своих полномочий контроль за законностью валютных операций, соблюдением установленного порядка расчетов с потребителями с использованием контрольно-кассовых аппаратов, товарно-кассовых книг, лимитов наличности в кассах и ее использованием для расчетов за товары, работы и услуги, а также за наличием свидетельств о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, лицензий, патентов, других специальных разрешений на осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности;
5) ведут учет векселей, выдаваемых субъектами предпринимательской деятельности при осуществлении операций с давальческим сырьем во внешнеэкономических отношениях и ежемесячно подают информацию об этом местным органам государственной статистики; осуществляют контроль за погашением векселей; выдают субъектам предпринимательской деятельности разрешения на отсрочку оплаты ( погашения) векселей по указанным операциям;
6) обеспечивают применение и своевременное взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных законодательными актами Украины за нарушение налогового законодательства, а также взыскание административных штрафов за нарушения налогового законодательства, допущенные должностными лицами предприятий, учреждений, организаций и гражданами;
7) анализируют причины и оценивают данные о фактах нарушений налогового законодательства
8) проводят проверки фактов сокрытия и занижения сумм налогов, других платежей;
9) по поручению специальных подразделений по борьбе с организованной преступностью проводят проверки своевременности представления и достоверности документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, других платежей;
10) передают соответствующим правоохранительным органам материалы по фактам правонарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность, если их расследование не относится к компетенции налоговой милиции;
11) подают в суды и арбитражные суды иски к предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства средств, полученных ими по таким соглашениям, а в других случаях - средств, полученных без установленных законом оснований, а также о взыскании задолженности перед бюджетом и государственными целевыми фондами за счет их имущества;
12) проводят работу, связанную с выявлением, учетом, оценкой и реализацией в установленном законом порядке бесхозного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, кладов и конфискованного имущества;
13) контролируют соблюдение исполнительными комитетами сельских и поселковых советов порядка приема и учета налогов, других платежей от налогоплательщиков, своевременность и полноту перечисления этих сумм в бюджет;
14) рассматривают обращения граждан, предприятий, учреждений и организаций по вопросам налогообложения и, в пределах своих полномочий, по вопросам валютного контроля, а также жалобы на действия должностных лиц государственных налоговых инспекций;
15) представляют соответствующим финансовым органам и органам Государственного казначейства Украины отчет о поступлении налогов, других платежей;
юридический отдел;
Счетная палата является постоянно действующим органом контроля, который образуется | Государственная контрольно-ревизионная служба Украины создана в 1993 году на базе |