Документальные проверки бухгалтерских отчетов и балансов - это второй этап контрольной

Документальные проверки бухгалтерских отчетов и балансов - это второй этап контрольной работы налоговых органов за правильностью исчисления и внесения в бюджет налогов и обязательных платежей. Они осуществляются в соответствии с годовыми планами контрольно-экономической работы налоговых инспекций и квартальными графиками проверок, которые составляются по каждому участку работы. Прежде всего в планы и графики проверок включаются предприятия, объединения и организации, которые получают значительные суммы доходов или допускают грубые нарушения в ведении бухгалтерского учета и соблюдении налогового законодательства. Такие проверки могут проводиться как только возникает необходимость, но не реже 1 раза в 2 года и не чаще чем 1 раз в рик.
Для проверки налоговый инспектор должен иметь при себе удостоверение на проверку, в котором указываются фамилия, имя, отчество проверяющей лица, его должность и место работы, перечень объектов, поручается проверять и дата, к которой действительно выдано удостоверение. Удостоверение печатается на бланке государственной налоговой администрации и должно быть зарегистрировано в журнале учета выдачи удостоверений на проверку. Выдано удостоверение действительно только на время, указанное в нем. Работники налоговых администраций без надлежаще оформленного удостоверения на проверку не имеют права участвовать в проверках субъектов предпринимательской дияльности.
Документальная проверка проводится по программе, которая составляется налоговым инспектором, исходя из главной цели проверки - выявление достоверности определения прибыли, других объектов налогообложения, правильности исчисления налогов и выполнения обязательств пере бюджетом, оценка состояния отчетной дисциплины и ведения бухгалтерского учета. В связи с этим проверке подлежат же вопрос:
Полнота и правильность отражения в бухгалтерском учете результатов предыдущей перевирки.
Соответствие показателей баланса данным Главной книги и аналитическом учете по рахунками.
Соблюдение положений по инвентаризации и правильность отражения в отчетности ее результатив.
Соблюдение порядка учета основных фондов, начисления амортизационных видрахувань.
Правильность учета и списания материальных цинностей.
Законность и правильность создания резерва предстоящих витрат.
Правильность отражения в отчетности и отнесения на валовые расходы:
расходов на рекламу;
представительских расходов;
расходов;
арендной платы
расходов на содержание объектов социально-культурной сферы;
других витрат.
Правильность начисления и своевременность уплаты в государственные целевые фонди.
Правильность начисления ПДВ.
Правильность начисления акцизного збору.
Правильность отражения в отчетности суммы кредиторской и дебиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности и безнадежной заборгованости.
Рассмотрим основные направления проверки указанных вопросов. При проверке полноты и правильности отражения в бухгалтерском учете результатов предыдущей проверки необходимо убедиться в том, что:
а) изменения по фактам нарушений имевших место в прошлом году в отчетность за прошлый год не внесены, а отражены в отчетности текущего года как прибыль (убыток) прошлых лет, выявленный в текущем отчетном периоде
б) ошибки в отчетности текущего года для представления и утверждения годового отчета за текущий год исправлены путем восстановления неправильных записей и замены их правильными в том месяце, в котором они обнаружены;
в) доначисленные по результатам проверки суммы налогов, штрафов, пени отражены по дебету счета 81. Очень часто эти суммы отражаются по дебету счета 80, что приводит к снижению налогооблагаемой прибутку.
При проверке соответствия показателей баланса данным Главной книги и аналитическом учете по счетам следует учитывать основные принципы взаимосвязи синтетических счетов баланса с данными аналитического учета по этим счетам. Так, например, сальдо по счету 50 должно совпадать с данными, отраженными в журнале № 1 и в отчете кассира. Сальдо по счету 60 в развернутом виде (дебетовое и кредитовое) сверяется с результатами аналитического учета на конец периода, отраженными в журнале-ордере № 6.
Соблюдение положений по инвентаризации и правильность отражения в отчетности ее результатов проверяется по таким вопросам. Сначала устанавливается или проводилась инвентаризация в тех случаях, когда ее проведение согласно действующему законодательству является обязательным, а именно:
а) при передаче имущества государственных предприятий в аренду, приватизации имущества, преобразования государственного предприятия в акционерное общество;
б) перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
в) при смене материально-ответственных лиц
г) при установлении фактов хищения или злоупотреблений, порчи ценностей, а также по распоряжению судебно-следственных органов;
д) в случае пожара или стихийного лиха.
Далее проверяется наличие приказа о создании инвентаризационной комиссии и правильности оформления всех необходимых документов для проведения инвентаризации и оформления ее результатов (расписки материально-ответственных лиц, акты инвентаризации и т.п.).
В заключение устанавливается правильно отражены результаты инвентаризации в бухгалтерском учете. Так, общая сумма выявленных потерь и недостач должна быть отражена по дебету счета 84. Недостаток материалов сверх норм естественной убыли взыскивается с виновных лиц. При проверке следует внимательно проверить правильность определения суммы, которую необходимо удержать с виновного лица за хищение, уничтожение или повреждение материальных ценностей. Согласно действующему законодательству размер убытков определяется по формуле:
Размер убытков от недостачи ценных бумаг и документов строгой отчетности исчисляется с применением коэффициента:
5 - к номинальной стоимости, указанной на бланках ценных бумаг и документов строгой отчетности;
50 - к стоимости приобретения (изготовления) ценных бумаг и документов строгой отчетности, если номинальная стоимость не указана или не установлена действующим законодавством.
Если виновные лица не установлены, то сумма недостач может быть списана на убытки пидприемства.
Проверка правильности начисления амортизации включает несколько питань.
Правильность определения объектов амортизации. Целью проверки является выявление фактов начисления амортизации на те объекты, которые амортизации не подлежат, а именно:
расходы бюджетов на строительство и содержание сооружений благоустройства и жилых домов, приобретение и сохранение библиотечных и архивных фондов;
расходы бюджетов на строительство и содержание автомобильных дорог общего пользования;
расходы на приобретение, ремонт, реконструкцию, модернизацию или другие улучшения непроизводственных фондив.
Правильность применения норм амортизационных отчислений. Для этого следует учитывать, что основные фонды для начисления амортизации делятся на группы, в каждой из которых применяется соответствующая норма амортизационных отчислений, а именно:
Итак целью проверки является установление фактов неправильного распределения основных фондов по группам, что может привести к излишнему начислению амортизации, а значит, к занижению налогооблагаемой прибутку.
Правильность определения балансовой стоимости группы основных фондов, к которой применяются нормы амортизации. Балансовая стоимость группы основных фондов на начало отчетного периода рассчитывается по формуле:
Особое внимание при проверке этого вопроса следует уделять правильности увеличения и уменьшения балансовой стоимости групп основных фондов. Так при выявлении фактов продажи основных фондов первой группы по цене, превышающей балансовую стоимость объекта следует убедиться, что сумма превышения выручки от продажи над балансовой стоимостью включена в валовые доходы плательщика, а балансовая стоимость группы уменьшена на балансовую стоимость проданного объекта.
Почти аналогичный порядок уменьшения балансовой стоимости второй и третьей групп основных фондов в случае продажи отдельных объектов, но если сумма стоимости продажи основных фондов равна или превышает балансовую стоимость соответствующей группы, то следует убедиться что балансовая стоимость группы приравнивается к нулю, а сумма превышения включена в валовой доход плательщика соответствующего периоду.
Своевременность прекращения начисления амортизации. Это касается прежде всего основных фондов первой группы. При проверке следует убедиться, что в случае вывода из эксплуатации отдельного объекта указанной группы в связи с его ликвидацией, капитальным ремонтом, реконструкцией и консервацией его балансовая стоимость для целей амортизации приравнивается к нулю. Относительно основных фондов второй и третьей групп балансовая стоимость этих групп в аналогичных случаях не зминюеться.
Правильность списания остаточной стоимости основных фондов на валовые расходы плательщика. Такое списание возможно только для объектов первой группы при условии достижения балансовой стоимости такого объекта ста необлагаемых минимумов доходов громадян.
Правильность начисления ускоренной амортизации. При проверке следует обратить внимание на соблюдение плательщиком схемы ускоренной амортизации, а именно:
1-й год эксплуатации - 15 видсоткив
2-й год эксплуатации - 30 видсоткив
3-й год эксплуатации - 20 видсоткив
4-й год эксплуатации - 15 видсоткив
5-й год эксплуатации - 10 видсоткив
6-й год эксплуатации - 5 видсоткив
7-й год эксплуатации - 5 видсоткив
Необходимо также удостовериться, что ускоренная амортизация не применяется к объектам 1 и 2 груп.
При проверке правильности учета и списания на валовые расходы материальных ценностей необходимо исходить из норм действующего законодательства, согласно которым датой увеличения валовых расходов производства считается дата, приходящаяся на налоговый период, в течение которого происходит любое из событий, произошедшее ранее:
или дата списания средств с банковских счетов налогоплательщика на оплату товаров (работ, услуг), а в случае их приобретения за наличные средства - день их выдачи из кассы налогоплательщика;
или дата оприходования налогоплательщиком товаров, а для работ (услуг) - дата фактического получения налогоплательщиком результатов работ. Так что при проверке следует убедиться в наличии всех первичных документов, подтверждающих или факт поступления материалов на склад предприятия (товарно-транспортные накладные сведения складского учета), либо факт оплаты стоимости материалов (счета-фактуры, выписки из банка, платежные поручения). Module . Кроме того, валовые расходы корректируются на изменение величине остатка материалов на конец отчетного периода по сравнению с данными на начало отчетного периода. Итак проверяющий должен составить расчет корректировки и сравнить их с данными предприятия. Если товарные остатки на конец квартала увеличиваются, то на сумму увеличения уменьшаются валовые расходы и наоборот, если товарные остатки на конец квартала уменьшаются, то на сумму уменьшения увеличиваются валовые расходы. Такое увеличение (уменьшение) валовых расходов не отражается на счетах бухгалтерского облику.
При проверке законности и правильности создания резерва предстоящих расходов необходимо установить:
какие виды резервов создаются на предприятии;
ли на предприятии решения о создании резервов;
как рассчитывается средний процент отчислений в резерв на оплату отпусков работников;
правильно определена сумма резерва;
как изменилась сумма резерва на конец года по сравнению с данными на начало года;
причины неиспользования резерва на конец года;
целесообразность создания резервов, если значительные суммы переходят из года в рик.
Если проверка проводится по любой период текущего года, проверяющему необходимо установить подлинность суммы резерва путем умножения фактического фонда оплаты труда за проверяемый период на средний процент отчислений и скорректировать полученный результат на размер отчислений на социальное и пенсионное страхование. Рассчитанную таким образом сумму необходимо сравнить с данными, отраженными по дебету счета 89, и в случае разногласий определить как это повлияло на величину налогооблагаемой прибыли. Из приведенной схемы расчета резерва на оплату отпусков работников очевидно, что достоверность суммы резерва зависит от правильности расчета среднего процента отчислений. Для проверки этого показателя необходимо:
сгруппировать рабочих по продолжительности отпусков
определить количество рабочих в разрезе каждой группы;
установить количество рабочих дней одного рабочего в год;
рассчитать количество человеко-дней отпусков и фонд рабочего времени рабочих;
найти соотношение количества человеко-дней и календарного фонда рабочего времени рабочих в год, которое и будет равняться среднему проценту видрахувань.
При проверке правильности создания резерва на оплату отпусков работников по итогам года необходимо установить была проведена инвентаризация резерва. Для этого используется справка из отдела кадров о количестве дней неиспользованного отпуска. Затем определяется размер оплаты труда за один человеко-день. Сумма резерва рассчитывается по формулою.
Полученная сумма должна соответствовать кредитовому сальдо по счету 89. Если результат проверяющей больше чем по данным предприятия, то это означает, что предприятие списало лишнюю сумму на валовые расходы и тем самым занизило налогооблагаемую прибуток.
При проверке правильности отнесения на валовые расходы затрат на рекламу необходимо удостовериться в наличии сметы, в котором должны быть отражены состав расходов на рекламу и их объем. В смету могут быть включены только те затраты, которые относятся согласно действующему законодательству к рекламной деятельности, а именно:
на разработку и издание рекламных изделий (иллюстрированных прейскурантов, каталогов, брошюр, альбомов, проспектов, плакатов, афиш, рекламных писем и т.д.);
на разработку и изготовление эскизов этикеток, образцов, фирменных пакетов и упаковки;
на рекламу в средствах массовой информации (объявления в прессе, передачи по радио и телевидению), расходы на световую компьютерную и иную наружную рекламу;
на приобретение изготовление, копирование, дублирование и демонстрацию рекламных кино-, видео-и диафильмов;
на изготовление стендов, муляжей, рекламных щитов, указателей;
на хранение и экспедирование рекламных материалов;
на оформление витрин, комнат-образцов, выставок-продаж;
на уценку продукции, полностью или частично потеряла первоначальное качество за время экспонирования в витринах;
на проведение иных рекламных мероприятий, связанных с деятельностью пидприемства.
Указанные затраты могут относиться к валовым расходам без ограничений, за исключением расходов на бесплатную раздачу образцов товаров или бесплатное предоставление услуг (выполнение работ) в рекламных целях. Ограничения здесь составляет 2% налогооблагаемой прибыли за предыдущий квартал.
Все расходы на рекламу должны быть подтверждены первичными документами, которыми могут быть договор на изготовление рекламы, счета-фактуры, платежные доручення.
При проверке следует обратить внимание, чтобы в составе валовых расходов не значились расходы на рекламу Урази признания ее недобросовисною.
Похожим проверяется правильность отнесения на валовые расходы представительских расходов. К ним относятся расходы на официальные приемы обслуживание иностранных представителей и делегации и представителей других предприятий, прибывших по приглашению для проведения переговоров с целью установления международных связей, взаимовыгодного сотрудничества, решение вопросов, связанных с коммерческой дияльнистю.
Так что при проверке следует установить наличие документов, подтверждающих указанные расходы, а именно:
сметы представительских расходов, утвержденного руководителем предприятия;
приказа, в котором должен быть определен круг лиц, которые примут участие в приеме иностранной делегации или представителей других предприятий; в приказе также должно быть указано круг лиц, которых принимает предприятие. В связи с этим проверяющему необходимо удостовериться, чтобы количество участников со стороны предприятия не превышала количества лиц, приглашенных;
перечень мероприятий, включенных в культурной программы приема, утвержденного соответствующими лицами;
первичных документов: счетов-фактур, платежных поручений, накладных авансовых отчетов, товарных чеков, расходных кассовых ордерив.
Кроме того, необходимо проверить, чтобы сумма представительских расходов за соответствующий отчетный период не превышала 2 процентов налогооблагаемой прибыли за предыдущий квартал.
При проверке правильности отнесения на валовые расходы расходов необходимо:
установить связь командировки с основной деятельностью предприятия. Р
Камеральная проверка (без выхода на предприятие) проводится налоговым инспектором По результатам проверок и обследований, проведенных на предприятиях, должностные