Основными задачами ревизии работы финансовых органов по составлению и исполнению

Основными задачами ревизии работы финансовых органов по составлению и исполнению бюджета является проверка:
соблюдение при составлении и исполнении бюджета законов, а также решений местных органов власти;
соблюдение бюджетных прав бюджетов низшего уровня;
соответствие рассчитанных по бюджету сумм доходов и расходов показателям экономического и социального развития;
полноты учета доходов и обоснованности расходов, предусмотренных по бюджету;
полноты и своевременности поступления налогов и платежей, выполнения финансовым органом возложенных на него обязанностей по контролю за правильным вычислением и своевременной уплатой предприятиями и организациями платежей в бюджет, а также соблюдение законности при взимании налогов и сборов;
правильности выделения средств из бюджета, соответствие их целевому назначению, утвержденном бюджетом;
своевременности финансирования предусмотренных бюджетом мероприятий;
правильности использования, а также сохранение государственных средств;
правильности оформления бюджетной документации
правильности ведения бухгалтерского учета исполнения бюджета, оперативно-бухгалтерского учета платежей по доходам, а также правильности составления отчетности;
выполнения финансовым органом возложенных на него обязанностей по контролю за использованием средств и соблюдением финансовой дисциплины, своевременности рассмотрения периодической и годовой отчетности по доходам, по выполнению смет бюджетных учреждений и принятие необходимых мер по устранению выявленных порушень.
При проведении ревизии контролер-ревизор обязан:
а) тщательно проверить достоверность документов, которые использовались для составления бюджета, выдачи средств, и установить законность и правильность проведенных операций;
б) проверить соответствие бухгалтерских записей первичным документам и установить, нет ли случаев осуществления операций без подтверждения соответствующими документами;
в) провести при необходимости встречные проверки правильности документов, данных учета и отчетности в банковских учреждениях и других учреждениях, организациях и предприятиях;
г) проверить правильность составления отчетов и установить соответствие их данным бухгалтерского облику.
Проверке подлежат следующие вопросы:
соблюдение законов Украины, постановлений Верховной Рады Украины, указов и распоряжений Президента Украины, постановлений и распоряжений Кабинета Министров Украины, приказов Минфина;
наличие и правильность расчетов и обоснований доходов и расходов бюджета и внебюджетных фондов;
полнота учета всех источников доходов для определения размеров субвенций и дотаций, соблюдение их целевого назначения
правильность определения нормативов отчислений от общегосударственных налогов, сборов и других обязательных платежей, установленных местным Советом народных депутатов высшего уровня;
своевременность и полнота поступления налогов, сборов и платежей в доходной части бюджета;
правильность использования средств бюджета на инвестиции, собственные целевые программы, а также на совместные программы с органами власти других административно-территориальных единиц, на внешнеэкономическую деятельность, мероприятия по охране окружающей природной среды, восстановление памятников культуры, находящихся в ведении соответствующих органов власти, на благоустройство, содержание и капитальный ремонт жилищного фонда и объектов коммунального назначения, сети дорог соответствующего подчинения;
правильность и своевременность выделения бюджетных средств на содержание учреждений образования, здравоохранения, социального обеспечения, науки и культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, на содержание органов государственной власти и самоуправления, другие цели;
обоснованность дополнительного финансирования с учетом имеющихся и дополнительно привлеченных средств расходов на содержание жилищно-коммунального хозяйства, учреждений и заведений образования, здравоохранения и социального обеспечения, науки и культуры, физической культуры и спорта, охране окружающей среды и на другие цели, правильность их использования;
законность и обоснованность создания резервных и целевых фондов в пределах объема доходов бюджета, их использования;
целесообразность и правомерность объединения на договорных началах средств соответствующего бюджета со средствами иных бюджетов, а также предприятий, учреждений, организаций, объединений граждан и граждан для финансирования строительства, ремонта и содержания объектов производственного и непроизводственного назначения;
обоснованность предоставления дополнительных льгот и помощи гражданам, нуждающимся в социальной защите;
правильность ведения бухгалтерского учета исполнения бюджета и составление отчетности, своевременность рассмотрения периодической и годовой отчетности по исполнению бюджета, смет бюджетных учреждений и принятие мер по устранению допущенных нарушений финансовой дисциплины;
соблюдения финансовыми органами и органами Государственного казначейства действующего порядка финансирования учреждений и организаций, в частности, не допускалось перечисления денежных средств с основного текущего счета бюджета на расходы, не предусмотренные бюджетом, в больших размерах, чем предусмотрено бюджетом, на финансирование внебюджетных фондов и на другие необоснованные и не предусмотренные действующим законодательством заходи.
Ревизия, как правило, начинается с одновременной проверки всех участков работы финансового органа и других объектов, предусмотренных програмою.
При проверке состояния бюджетной работы по составлению бюджета необходимо установить наличие решения соответствующих исполнительных органов местных Советов народных депутатов, плана организационных работ, проведение инструктивных совещаний и семинаров с работниками органов исполнительной власти о порядке составления и утверждения бюджета, сроках представления проектов сводных смет расходов и смет по специальных коштах.
Проверяется работа финансового органа по рассмотрению прогнозных показателей экономического и социального развития, планов доходов и смет расходов бюджетных учреждений. Сопоставляя утвержденные суммы доходов и расходов с расчетными суммами, представленными для включения в проект бюджета, оценивают экономическую работу финоргану в процессе составления бюджету.
В ходе выполнения местных бюджетов исполнительные органы местных Советов народных депутатов имеют право вносить изменения относительно доходов и расходов соответствующего бюджета в пределах предоставленных им законом прав. Такие изменения должны быть обоснованными и документально оформленими.
Одним из важнейших участков работы финансового органа является выполнение доходной части бюджета. В процессе проверки проводится анализ выполнения плана по каждому источнику и каждому виду платежей в бюджет, устанавливаются причины отклонений от запланированных сумм. Одновременно сопоставляются начисленные суммы платежей с фактическими поступлениями. В случае невыполнения предусмотренных планом налогов, сборов и других обязательных платежей необходимо проверить:
осуществления финансовым органом контроля за правильностью исчисления и своевременными внесением предприятиями, учреждениями и организациями платежей в бюджет по видам налогов, сборов и платежей;
принятые финансовым органом меры по обеспечению своевременного поступления доходов и взысканию недоимок;
проведения анализов финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, их полноту и качество, внесены предложения по устранению выявленных недостатков, улучшению финансового состояния плательщиков;
доведение до сведения руководства местных органов власти, руководителей управлений и отделов информации с предложениями о выявленных нарушениях по результатам проверки;
периодичность рассмотрения выполнения бюджета на совещаниях в заведующих финансовыми отделами и на заседаниях держадминистрации.
При ревизии выполнения планов поступлений в бюджет проводятся проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятий - основных плательщиков налогов и сборов.
Учитывая, что одной из главных задач государственной контрольно-ревизионной службы является осуществление контроля за сохранностью денежных средств и материальных ценностей, Ревизуя при проведении ревизии предприятия (хозяйственной организации) должен выяснить, прежде всего, сколько и каких счетов открыто в учреждениях банков , тщательно проверить кассу, кассовые и банковские операции, при необходимости сверить в учреждениях банков их выписки, отдельные денежные и другие документы, которые находятся на предприятии, с такими же документами в учреждениях банков и убедиться в их идентичности и достовирности.
Проверке подлежит также состояние расчетов за отпущенную продукцию (предоставленные услуги и т.п.). При этом особое внимание обращается на дебиторскую задолженность с длительным сроком ее образования, по которой недостаточно употреблялось мероприятий по погашению, а также на товары (продукцию), которые длительное время находятся в пути, товары отгруженные, но не оплаченные в срок, товары на ответственном хранении . Необходимо тщательно проанализировать суммы дебиторской задолженности, по которой истекли сроки иска и суммы которой списаны на убытки и выяснить, принимались меры по взысканию этой заборгованости.
Проверяется правильность списания сырья и материалов на изготовление продукции, правильность применения норм их расходов и в случае необходимости проводится контрольный запуск сырья в производство с участием специалистив.
В процессе проверки выявляется соблюдение действующих положений по проведению инвентаризации денежных средств и материальных ценностей и регулирование инвентаризационных разниц, не допускалось перекрытия недостач в одних материально ответственных лиц остатками в других. При необходимости организуется проведение инвентаризации (полной или по отдельным наименованиям) товаров, материалов, готовой продукции.
Если предприятие осуществляет внешнеэкономическую деятельность, проверяется объем экспортных и импортных операций за соответствующий период, в том числе бартерных, правильность применения цен и тарифов при осуществлении этих операций, своевременность расчетов по ним, оказывается, нет незаконного открытия валютных счетов за рубежом, содержание на них валюты, скрытой от учета, а также выясняется, какие меры принимает руководство предприятия для возврата валюты, которая длительное время находится за кордоном.
В зависимости от цели ревизии, проверке подлежат и другие направления финансово-хозяйственной деятельности предприятия или организации в части соблюдения нормативных актив.
При проверке каждого без исключения вопросы ревизии следует проверять состояние бухгалтерского учета, его достоверность, правильность отражения финансовых результатов, своевременность и полноту перечисления в бюджет и внебюджетные фонды надлежащих платежей и видрахувань.
Проверка может быть сплошной или выборочной. При сплошной проверке проверяются все документы и записи в регистрах бухгалтерского учета. Сплошной проверке подлежат кассовые и банковские операции, расчеты с подотчетными лицами и некоторые другие вопросы. При выборочной проверке проверяется часть первичных документов в каждом месяце периода ревизуемого или несколько месяцев. Если выборочной проверкой установлены серьезные нарушения или злоупотребления, то ревизия на данном участке деятельности предприятия проводится сплошным способом.
В процессе ревизии финансово-хозяйственной деятельности предприятий и хозяйственных организаций необходимо также установить, соответствуют ли данные бухгалтерского учета предприятий и организаций об уплаченных в бюджет суммы данным бухгалтерского учета финансового отдела о поступлении этих сумм. Если были выявлены расхождения между этими данными, то нужно разобраться в причинах путем проведения документальных проверок и встречных проверок в учреждениях банку.
Проверка правильности предусмотренных по бюджету расходов производится по каждой статье расходной части. При этом проверяется не только целевая направленность расходов, но и возможный объем их финансирования исходя из запланированных поступлений в бюджет. В современных условиях дефицита финансовых ресурсов необходимо планировать финансирование прежде всего текущих расходов. Это расходы бюджета на финансирование сети предприятий, учреждений, организаций и органов, действующих на начало бюджетного года, а также на финансирование мероприятий по социальной защите населения. При достаточности доходов бюджета планируются расходы на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности и другие расходы, связанные с расширенным видтворенням.
Наибольший удельный вес в расходах местных бюджетов занимают ассигнования на финансирование социально-культурных учреждений и социальной защите населення.
Размер расходов на финансирование социально-культурных учреждений определяется исходя из среднегодовых показателей по сети, штатам и, норм расходов, средних ставок заработной платы, числа дней функционирования коек в больничных учреждениях, числа дней пребывания детей в дошкольных учреждениях, учащихся - в школах-интернатах и др.. В связи с этим правильность установки расходов на социально-культурные мероприятия необходимо начинать с проверки принятых в расчетах к бюджету данных о среднегодовые показатели по сети, штатам и. Сравнивая показатели, принятые в расчетах к бюджету, с показателями статистической и бухгалтерской отчетности, планами развертывания новой сети и прироста численности контингентов устанавливается достоверность фактического наличия сети, штатов и контингентов на начало планового периода и среднегодовой их численности. Практика ревизионной работы показывает, что финансовые органы при формировании бюджета нередко завышают переходную базу по сети, штатам и, в результате чего завышаются расходы на содержание социально-культурных закладив.
Если проверкой будет установлено, что при составлении бюджета были допущены ошибки в определении контингентов, обслуживаемых социально-культурными учреждениями, ставок заработной платы, норм расходов и других показателей, что привело к завышению ассигнований, то необходимо в процессе ревизии внести предложения по уточнению бюджетных назначений .
При проведении ревизий учреждений и организаций, финансируемых из бюджета, следует проверить:
наличие единой сметы доходов и расходов бюджетного учреждения, правильность и обоснованность его формирования;
правильность списания на расходы денежных средств и материальных ценностей по каждой из статей сметы, наличие надлежаще оформленных кассовых, банковских и других бухгалтерских документов, их достоверность;
состояние сохранности денежных средств и материальных ценностей и правильность ведения их облику.
Анализируя сметы доходов и расходов бюджетных учреждений, следует обратить внимание на запланированное поступление средств из других источников, а именно: платные услуги, аренда, спонсорские и другие надходження.
Следует также обратить внимание на правильность оформления и своевременность утверждения смет. В последние годы в связи с нарушением установленных сроков утверждения бюджетов бюджетные учреждения не могут своевременно утвердить свои сметы, поэтому финансирование в первом квартале текущего года осуществляется исходя из сумм ассигнований, выделенных в IV квартале предыдущего року.
В общей сумме ассигнований на социально-культурные мероприятия больше половины занимают расходы на заработную плату.
При проверке расходования денежных средств на заработную плату следует, в частности, проверить правильность установления и применения должностных окладов (ставок) заработной платы, доплат, надбавок, выплат по замещения и совместительство и премий соответствии с действующими нормативными актами. Оказывается, не допускались выплаты зарплаты за неотработанное время (за время пребывания работников в отпусках, на лечении и т.п.), а также не допускалось списания на расходы средств по фиктивным ведомостям на выплату зарплаты, по сведениям прошлых лет (за прошлые периоды), на подставных и вымышленных лиц, не допускались в ведомостях на выплату заработной платы подчистки, дописки и исправления цифр с целью увеличения суммы выплаченной заработной платы. При наличии подчисток, дописок и исправлений необходимо убедиться, не сделано это с целью присвоения денежных коштив.
Проверяется правильность удержания налогов из заработной платы работников учреждения и своевременность их перечисления в бюджет, а также отчисления в государственные целевые фонды, правильность отражения этих операций по бухгалтерскому облику.
Одновременно устанавливается, осуществлял финансовый орган контроль за расходованием и сохранением средств, правильностью тарификации учителей, медицинских и других работников бюджетных учреждений.
Контрольно-ревизионная работа из бюджета проводится органами государственной контрольно-ревизионной 3а результатам ревизии исполнения бюджета и проверки состояния работы финансового