2.1.3.1. Учет операций на текущих счетах в национальной валюте
Для хранения временно свободных денег и осуществления расчетных операций каждому предприятию открывают в отделениях банка текущие счета. Предприятие может открывать несколько текущих счетов в разных банках.
Для оформления открытия текущего счета в банк подают такие документы [7]:
1) заявление об открытии счета установленного образца , подписанное руководителем и главным бухгалтером предприятия. Если в штате нет должности главного бухгалтера или другого должностного лица, исполняющего обязанности главного бухгалтера , заявление подписывается только руководителем;
2) копию свидетельства о государственной регистрации в органе государственной исполнительной власти , другом органе , уполномоченном осуществлять государственную регистрацию , заверенную нотариально или органом , который выдал свидетельство о государственной регистрации. Бюджетные учреждения и организации вместо свидетельства о государственной регистрации подают справку о внесении в государственный статистического реестра Украины;
3) копию решения о создании , реорганизации предприятия;
4) копию надлежащим образом зарегистрированного Устава (Положения) , заверенную нотариально или регистрирующим органом. Учреждение банка делает отметку об открытии счета на том экземпляре Устава , на котором есть отметка налоговых органов о регистрации предприятия в налоговых органах;
5) копии свидетельств о регистрации в налоговых органах в Пенсионном фонде , в органах социального страхования;
6) карточку с образцами подписей лиц , которым предоставлено право распоряжаться счетом и право подписи расчетных документов. В карточку включают также оттиск печати предприятия.
Право первой подписи принадлежит руководителю предприятия , а также должностным лицам , уполномоченным руководителем. Право второй подписи принадлежит главному бухгалтеру и уполномоченным им лицам. Право первой подписи не может быть предоставлено главному бухгалтеру и другим лицам, имеющим право второй подписи.
При открытии первого текущего счета вновь предприятием в течение первого месяца в карточке может не быть оттиска печати (до ее изготовления); государственная регистрация осуществляется также после открытия временного счета , на который вносится не менее 30 % уставного капитала.
Документы на открытие счета лично подают лица , которым предоставлено право подписи бухгалтерских документов , при этом предъявляют паспорт (или документ , его заменяющий) , документ о присвоении идентификационного номера налогоплательщика и документ о подтверждении полномочий . Работники банка в установленном порядке снимают копии соответствующих документов.
Первичные документы:
при наличных расчетах:
- Чек денежный;
- Объявление на взнос наличных ;
- Сопроводительная ведомость (при передаче наличных через инкассатора или отправке по почте);
при безналичных расчетах:
- Платежное поручение;
- Платежное требование -поручение;
- Чек расчетный;
- Заявление на аккредитив ;
- Вексель;
- Платежное требование (при безакцептном списании денег);
Регистр аналитического учета - выписка банка .
Синтетический учет ведется на активном субсчете 311 "Текущие счета в национальной валюте".
Бухгалтерские проводки по учету операций на текущих счетах в национальной валюте представлены в табл. 2.3.
Таблица 2.3
2.1.3. Учет операций на счетах в банках | 2.1.3.2. Учет операций на текущих счетах в иностранной валюте |