Управление развитием персонала основывается на объективно присущих эффективному
Управление развитием персонала основывается на объективно присущих эффективному управлению производством методах, принципах, процедурах, содержание которых достаточно полно изложен в учебных дисциплинах «Менеджмент», «Менеджмент персонала». Однако управление развитием персонала имеет свою специфику, свой объект и субъект управления, собственную технологию.Предметом учебной дисциплины является развитие персонала организации: Учебная дисциплина раскрывает систему знаний, связанной с целенаправленной влиянием на развитие персонала организации (предприятия, фирмы) для обеспечения эффективного функционирования организации, ее конкурентоспособности на рынке, обогащением интеллектуального, творческого и культурного потенциала работников, удовлетворением их потребностей в профессиональном обучении, планировании трудовой карьеры и профессионально-квалификационном продвижении, социальному розвитку.
Целью учебной дисциплины «Управление развитием персонала» является содействие студентам, слушателям в овладении теоретическими основами и выработать умения и практические навыки планирования и организации развития персонала в условиях рыночной экономики, структурной и технологической перестройки отраслей економики.
Содержание учебной дисциплины составляют принципы и методы управления развитием персонала организации, теоретические и практические проблемы разработки проекта развития персонала организации, пути реализации политики в сферах образования и профессиональной подготовки персонала, выбора наиболее эффективной технологии, средств и методов профессионального обучения персонала применительно к конкретной ситуации на предприятии, проведения аттестации специалистов и руководителей, внедрение организационных форм планирования трудовой карьеры персонала и работы с резервом руководителей в организации.
Задачи учебной дисциплины состоит в том, чтобы на основе теоретических положений менеджмента и обобщения практического опыта работы раскрыть содержание, организационные формы и методы осуществления деятельности в сфере управления развитием персонала организации.
Исходя из поставленной задачи учебной дисциплины, студенты и слушатели должны овладеть такими основами знаний:
содержанием работы службы управления персоналом по составлению проекта развития персонала в организации, особенности проведения подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников на крупных, средних и малых предприятиях;
сущностью маркетинга персонала, его роль в развитии работников организации, внешние и внутренние факторы, определяющие направления маркетинга персонала отношении развития работников предприятия;
инвестициями в персонал как основы разработки производственных и социальных показателей развития организации, методологические и методические подходы к определению экономической и социальной эффективности профессионального обучения персонала
спецификой планирования и прогнозирования развития персонала на уровнях организации, региона, государства, определение на этой основе объемов профессионального обучения граждан в профессионально-технических и высших учебных заведениях;
понятием и задачами оценки развития персонала предприятия, применения результатов деловой оценки работников при проведении производственной адаптации и аттестации персонала, планировании трудовой карьеры рабочих и специалистов, формировании кадрового резерва руководителей;
управлении профессиональным обучением рабочих, специалистов и руководителей в организации, планирования и осуществления краткосрочного и длительного периодического повышения квалификации персонала, переподготовки работников с целью получения новой профессии или специальности;
планированием социального развития персонала организации, социальных последствий повышения образовательного и квалификационного уровня работников, социального прогноза расширенного воспроизводства рабочей силы на предприятии и за производством;
материальным и нематериальным стимулированием развития персонала в организации, взаимодействием организации, учреждений образования, службы занятости, органов исполнительной и законодательной власти по стимулированию развития персоналу.
Полученные теоретические знания позволят студентам и слушателям в будущем в качестве специалистов и магистров в сфере управления персоналом, экономики труда и менеджмента:
осуществлять профессиональное обучение, планирование трудовой карьеры персонала, его профессионально-квалификационное продвижение для реализации целей стратегического управления организации как производственно-хозяйственной системы;
обеспечивать более полное использование способностей, интересов и склонностей работника, его образовательного и профессионального потенциала для внедрения в практику нововведений, высоких технологий и таким образом повышать гибкость предприятия, его конкурентоспособность на рынке, предоставить возможность успешно противодействовать дестабилизирующим факторам внешней и внутренней среды;
формировать позитивное отношение персонала к организации, его руководства результате целенаправленного планирования трудовой карьеры работников, эффективного материального и нематериального стимулирования их развития, повысить престиж и привлекательность предприятия среди молодежи и других групп населения;
создать благоприятные условия для эффективной работы персонала в организации путем внедрения гибкой системы непрерывного последипломного образования працивникив.
Учебная дисциплина «Управление развитием персонала» не является какой-то самоцелью, достижение которой осуществлялось бы в отрыве от производственной, социальной и других сторон деятельности организации. Исходя из этого, одной из важнейших задач учебной дисциплины - это определение содержания и границы проблем, связанных с принятием управленческих решений по развитию персонала в тесной взаимосвязи с решением других вопросов функционирования организации в рыночной среде. Это способствует более четкому определению места и повышению значения мероприятий по развитию персонала в системе управления организациею.
Управление развитием персонала нарушает достаточно широкую сферу деятельности личности во всем ее разнообразии и сложности. Исследуя широкую совокупность факторов, положительно влияющих на повышение эффективности труда персонала и конкурентоспособность организации на рынке, учебная дисциплина разрабатывает подходы к формированию интеллектуального, творческого и культурного потенциала работников как отдельной организации, так и трудового потенциала общества в целом. Поэтому учебная дисциплина при разработке рекомендаций по формированию человеческого фактора с целью повышения эффективности производства товаров или предоставления услуг опирается не только на результаты собственных исследований, но и на знание других научных дисциплин - общественных, естественных и техничних.
Управление развитием персонала, прежде всего, основывается на теории целостности человека, разрабатываемой философией. Это предполагает использование таких принципов, как социальная и предметно-деятельностная сущность человека, целостность и историческое понимание личности, сущность и содержание процесса труда как человеческой предметной деятельности, всестороннее развитие личности как условия научно-технического и общественного прогресса, устойчивого экономического зростання.
Учебная дисциплина широко применяет знания педагогических наук, такие принципы образования, как интеграция с наукой и производством, гибкость и прогнозируемость системы образования, единство и преемственность образования, непрерывность и разнообразие образования и другие. Это касается дисциплин «Политэкономия», «Макроэкономика», «Экономика предприятия», «Менеджмент» и «Маркетинг», изучающих законы управления производством, распределением, перераспределением и обменом товаров и услуг. Экономическая теория выясняет ценность образования и профессиональной подготовки, определяет величины их влияния на экономическое развитие страны, рост валового внутреннего продукта и национального доходу.
Управление развитием персоналом тесно связано с управлением трудовых ресурсов, экономикой труда. Предметами изучения этих дисциплин являются трудовые ресурсы, труд в их исторической определенной форме, формирование, распределение, перераспределение и использование трудовых ресурсов, общественная эффективность и производительность труда, а также научная организация труда персонала. Это важно с точки зрения создания благоприятных условий для результативной организации профессионального обучения работников, профессионально-квалификационного продвижения рабочих и специалистов, рационального использования работников по уровню профессиональной подготовки и квалификации на пидприемствах.
Существенное влияние на управление развитием персонала осуществляют физиологические реакции организма человека на трудовые нагрузки и условия труда, психологические факторы трудовой деятельности, физиологические основы проектирования рациональных режимов труда и отдыха персонала, изучаемых учебной дисциплине «Физиология и психология труда». Указанная дисциплина закладывает психофизиологические основы теоретического и производственного обучения, формирования трудовых навыков и уминь.
Планирование и организация профессионального обучения рабочих и специалистов с высшим образованием, формирование и подготовка резерва руководителей в организации предполагает учет социально-психологических и психофизиологических особенностей человека, условия и характеристики трудовой деятельности по конкретной профессии или специальности, их отдельных требований к человеку, а также профессионально важных качеств, которыми должен обладать работник. Указанные особенности человека и требования профессии к профессионально важных качеств работника отражаются в профессиограмма, изучаются учебной дисциплине «Профессиональная ориентация», что обуславливает тесные междисциплинарные связи этой дисциплины с управлением развития персоналу.
Нельзя обойти взаимосвязь между управлением развития персонала и рынком труда. Учебная дисциплина «Рынок труда» исследует рынок труда как систему воспроизводства рабочей силы, раскрывает структуру, функции, механизм государственного регулирования рынка труда в условиях рыночной экономики. Повышая свой уровень профессиональной подготовки, работники становятся более конкурентоспособными не только на внуришньофирмовому рынке труда, но вне его. В этой связи в учебной дисциплине «Управление развитием персонала» рассмотрена взаимодействие предприятий с центрами занятости по стимулированию развития персонала, который будет подлежать освобождению; профессионального обучения работников, которые приняты на предприятие по направлениям центров зайнятости.
Достаточно прочные междисциплинарные связи между управлением развития персонала и менеджмента. Задачей последнего является формирование знаний, навыков и умений по осуществлению анализа существующей структуры персонала, планирование текущей и перспективной потребности в кадрах. Именно это составляет основу для проведения дальнейшей работы по развитию персонала, обеспечения эффективности обучения работников. Знания, полученные студентами при изучении учебной дисциплины «Менеджмент персонала», о формах и методах определения должностных обязанностей работников, их задач и ответственности за порученный участок, понадобятся при овладения учебного материала по организации повышения квалификации персонала, формирования резерва руководителей и тому подобное.
1. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПЕРСОНАЛА КАК ОБЪЕКТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ | Эффективное функционирование любой организации, прежде всего, определяется степенью |