Эффективное функционирование любой организации, прежде всего, определяется степенью

Эффективное функционирование любой организации, прежде всего, определяется степенью развития ее персонала. В условиях современного быстрого старения теоретических знаний, умений и практических навыков способность организации постоянно осуществлять развитие своих работников является одним из важнейших факторов обеспечения конкурентоспособности ее на рынке, обновление и рост объемов производства товаров или предоставления послуг.
Развитие персонала представляет собой многогранное и сложное понятие, охватывающее широкий круг взаимосвязанных психологических, педагогических, социальных и экономических проблем. Выяснения его сущности предусматривает определение содержания таких ключевых понятий, как личность, гармоничное развитие личности, профессиональное развитие особистости.
Личность - это устоявшаяся система социально значимых черт, всесторонне характеризующих индивида. Личность является продуктом общественного развития и включения индивидов в систему социальных отношений путем активной предметной деятельности и общения. Формирование личности происходит в процессах социализации индивидуумов и направленного воспитания, овладение ими социальных норм и функций посредством овладения различными видами и формами деятельности [13].
Гармоничное развитие личности - это разносторонний процесс приобретения и совершенствования физических, психологических, моральных и экономических качеств личности в их размерности, согласованному сочетании и органическом единстве. Гармоничное развитие личности означает всестороннее развитие человека как существа социального, которое обладает сознанием (разумом), активного и способного к результативной и продуктивной праци.
Профессиональное развитие личности - это подготовка и адаптация человека к работе по конкретной профессии или специальности. Это понятие более узкое по сравнению с понятием «гармоничное развитие личности». Профессиональное развитие личности отражает процесс подготовки человека к конкретному виду трудовой деятельности, включает в себя овладение личностью нужных теоретических знаний, умений и практических навыков, социальных норм поведения, системы моральных ценностей и экономических якостей.
О важности профессиональных нравственных ценностей, например, для специалистов с высшим образованием по медицинским и военных специальностей свидетельствует наличие таких особых кодексов профессиональной морали, как клятва Гиппократа будущих врачей или военная присяга курсантив.
Более узким по сравнению с понятием «гармоничное развитие личности» выступает понятие «развитие персонала». Тождественна между собой также понятие «профессиональное развитие личности» и «развитие персонала». В этой связи рассмотрим подробнее последнее поняття.
Н. Том под системой развития персонала понимает целенаправленный комплекс информационных, образовательных и привязанных к конкретным рабочих мест элементов, которые способствуют повышению квалификации работников данного предприятия в соответствии с задачами развития самого предприятия и потенциалом и склонностями сотрудников [10]. В свою очередь, Марра Р. и Шмидт Г. рассматривают развитие персонала, как обучение и повышение квалификации персонала [11]. Хотя такое понимание несколько сужает «системное» понимание развития персонала, но не возражало мнению Н. Тома.
Более широкое рассматривают это понятие российские ученые, в частности, А. Я. Кибанов. По их мнению развитие персонала - это совокупность организационно-экономических мероприятий службы управления персоналом в сфере обучения персонала организации, его переподготовки и повышения квалификации. Эти меры охватывают вопросы профессиональной адаптации, оценки кандидатов на вакантную должность, текущей периодической оценки кадров, планирования деловой карьеры и служебно-профессионального продвижения кадров, работа с кадровым резервом [13].
Таким образом, развитие персонала - это системно организованный процесс непрерывного профессионального обучения работников для подготовки их к выполнению новых производственных функций, профессионально-квалификационного продвижения, формирования резерва руководителей и совершенствование социальной структуры персонала. Развитие персонала обеспечивается мерами по оценке кадров с целью осуществления производственной адаптации и аттестации персонала, планирование трудовой карьеры рабочих и специалистов, стимулирование развития персонала тощо.
Составляющие процесса развития персонала организации приведены на рис. 1.1.
Развитие персонала в значительной степени зависит от состояния профориентационной работы в учебных заведениях и непосредственно в организации. Одним из результатов развития персонала является изобретательской и рационализаторской работе работников. Время осуществления развития персонала предполагает наличие в организации соответствующей системы материального и морального стимулювання.
Если развитие персонала осуществляется преимущественно в рамках организации или по ее инициативе и содействии вне производства, то профессиональное развитие личности может выходить из рамки трудовой деятельности в организации, проводиться не только за счет ее средств, а за счет бюджетных или собственных средств громадянина.
Профессиональное развитие личности в рамках организации выражается понятием «профессиональное развитие персонала». Профессиональное развитие персонала - это целенаправленный и систематическое воздействие на работников путем осуществления профессионального обучения на протяжении их трудовой деятельности в организации с целью достижения высокой эффективности производства или оказанных услуг, повышения конкурентоспособности персонала на рынке труда, обеспечению выполнения работниками новых более сложных задач на основе максимально возможного использования их способностей и потенциальных можливостей.
Развитие персонала тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены понятиями «образование», «профессиональное обучение персонала» и «профессионально-квалификационное продвижение персонала».
Образование - это процесс и результат усвоения личностью систематизированных теоретических знаний, умений и практических навыков, необходимых ей для профессионального обучения, подготовки к труду, интеграции в общество. Уровень общего среднего, профессионально-технического и высшего образования обуславливается требованиями производства, состоянием развития науки, техники, технологий и культуры, а также общественными видносинами.
Профессиональное обучение персонала - это целенаправленный процесс формирования у работников организации теоретических знаний, умений и практических навыков с помощью специальных методов и форм, необходимых персонала сейчас или в будущем. Оно направлено на обеспечение трудовой самореализации личности, формирования у нее углубленных профессиональных знаний, умений и навыков, получение первой или новой профессии или специальности на основе имеющегося образовательного уровня и опыта предыдущей практической работы, что способствует повышению конкурентоспособности персонала в условиях рыночной економики.
В организации профессиональное обучение персонала обеспечивает первичную профессиональную подготовку рабочих, переподготовку или повышение квалификации рабочих и специалистов с высшим освитою.
Первичная профессиональная подготовка рабочих - это получение профессионально-технического образования лицами, которые ранее не имели рабочей профессии или специальности, что обеспечивает соответствующий уровень профессиональной квалификации, необходимый для продуктивной трудовой деятельности в организации.
Переподготовка персонала - это профессионально-техническое или высшее обучение, направленное на овладение другой профессии (специальности) рабочими или специалистами с высшим образованием, которые уже получили первичную профессиональную подготовку в профессионально-технических или высших учебных закладах.
Повышение квалификации персонала - это профессионально-техническое или высшее обучение или специалистов с высшим образованием, что дает возможность расширять и углублять ранее приобретенные работниками знания, умения и практические навыки на уровне требований современного производства или сферы послуг.
Профессионально-квалификационное продвижение персонала - это процесс перемещения рабочих, специалистов с высшим образованием организации между профессиональными, квалификационными и должностными группами персонала вследствие овладения им новыми знаниями, умениями и опыта роботи.
Управление развитием персонала способствует эффективному использованию трудового потенциала личности, повышению ее социальной и профессиональной мобильности, выступает средством профилактики массовой безработицы, играет значительную роль в подготовке работников для осуществления структурной и технологической перестройки отраслей экономики. Это положительно влияет на увеличение объемов и обновления номенклатуры выпуска продукции или предоставления услуг, обеспечивает улучшение результатов финансовой деятельности организации. В таких условиях развитие персонала является одним из важнейших направлений рационального функционирования любой организации, ее конкурентоспособности на ринку.
Одновременно развитие персонала способствует повышению уровня конкурентоспособности самих работников на рынке труда. Они, повышая свой уровень квалификации или осваивая новую профессию или специальность путем усвоения новых знаний, умений и навыков, получают дополнительные возможности для планирования трудовой карьеры как в организации так и за ее пределами. Даже в случае безработицы вследствие высвобождения предприятия обученная личность скорее найдет себе новую работу, легче сможет организовать собственное дело и тем самым обеспечить трудоустройство других громадян.
Многие граждане высоко оценивают возможность повышения своего уровня профессионального развития. Это обстоятельство в ряде случаев играет решающую роль в принятии ими решения о трудоустройстве в конкретной организации. Выигрывает в данном случае и общество в целом, поскольку растет образовательный потенциал страны, увеличивается производительность общественного труда без привлечения значительных бюджетных коштив.
Развитие персонала обеспечивает повышение общего интеллектуального уровня личности, расширяет ее эрудицию и круг общения, поскольку образованный человек свободно ориентируется в современном сложном мире, в отношениях с людьми. В результате улучшается морально-психологический климат в структурных подразделениях организации, повышается мотивация работников к труду, их верность целям и стратегическим задачам компании, обеспечивается преемственность в управлении, а также снижается текучесть кадрив.
Профессиональное развитие личности, развитие персонала - это одни из основных показателей прогрессивности общества, решающих рычагов научно-технического прогресса. Поэтому в странах с развитой рыночной экономикой все больше компаний берут инициативу по дальнейшему развитию персонала своих организации. Планирование и организация развития персонала становятся важными функциями службы управления персонала. Подражание Украины этого примера является обязательным условием обеспечения в государстве устойчивого экономического роста.
Управление развитием персонала основывается на объективно присущих эффективному В конце ХХ века в теории управления произошла смена общей парадигмы управления. Персонал