Заметные достижения стран с развитой рыночной экономикой в профессиональном

Заметные достижения стран с развитой рыночной экономикой в профессиональном обучении персонала обусловлены тем, что несмотря на общеизвестные принципы саморегулирующейся экономики, процессы воспроизводства образовательного потенциала в значительной степени подчинены регулированию на государственном уровне. Например, в Германии правовая основа профессионального обучения на рабочем месте в промышленности и ремесленном производстве определена в Законе о профессиональном обучении и Законе о ремесла.
Эти законы регламентируют отношения между компаниями, осуществляющими обучение, и учащихся, в сфере заключения контрактов, издание свидетельств об обучении и оплаты, а также участия в организации профессионального обучения кадров комитетов по профессиональному обучению торгово-промышленных и ремесленных палат. В земельных комитетах по профессиональному обучению законодательством обеспечено равное представительство работодателей, наемных работников и правительства [7].
В Украине также назрела насущная необходимость в принятии Закона Украины «О профессиональном развитии персонала предприятий». В этом направлении в последнее время на государственном уровне управления основаны первые заметные шаги. Так, утвержден распоряжением Кабинета Министров Украины «О мерах по содействию предприятиям в организации профессионального обучения кадров на производстве» от 24 января 2001 года № 13-р [2].
Этим распоряжением предусмотрено разработать и утвердить в установленном порядке необходимые нормативно-правовые, инструктивные и методические материалы по вопросам профессионального обучения кадров на производстве. Планируется организовать разработку и издание учебных программ и методической документации по вопросам профессионального обучения кадров на виробництви.
Положение о профессиональном обучении кадров на производстве содержит систему управления профессиональным обучением кадров на производстве и виды профессионального обучения кадров, устанавливает требования к педагогическим кадрам и учебно-производственной базы; раскрывает направления планирования и учета учебной работы с персоналом на предприятии, регламентирует квалификационной аттестации лиц, проходят профессиональное обучение на производстве, определяет порядок финансирования этих расходов [10].
Управление системой профессионального обучения кадров на производстве осуществляется Министерством труда и социальной политики, Министерством образования и науки Украины и другими заинтересованными центральными и местными органами исполнительной власти в соответствии с их повноважень.
Министерство труда и социальной политики Украины:
- Координирует работу по организации профессионального обучения кадров на производстве, деятельности министерств и других центральных органов исполнительной власти, в подчинении которых находятся предприятия, по вопросам повышения качества, профессионализма и компетентности рабочей силы;
- Разрабатывает проекты нормативно-правовых актов по обеспечению развития, сохранения и повышения качественного уровня кадрового потенциала и согласовывает государственные стандарты профессионально-технического образования;
- Организует разработку квалификационных характеристик, стандартов компетентности, учебных планов и программ, учебно-методических пособий, литературы и методических материалов для профессионального обучения кадров на производстве;
- Изучает состояние профессионального обучения кадров на производстве, анализирует статистические данные и готовит предложения по совершенствованию этого направления деятельности организаций;
- Осуществляет контроль за соблюдением требований нормативно-правовых активов по организации профессионального обучения кадров на производстве;
- Организует научные исследования и разрабатывает на этой основе рекомендации по повышению эффективности системы профессионального обучения кадров на производстве;
- Организует обучение работников, занимающихся вопросами профессионального обучения кадров на производстве, и осуществляет информационное обеспечение системи.
Министерство образования и науки Украины:
- Организует осуществление государственной политики в области образования;
- Разрабатывает государственные стандарты образования, утверждает типовые учебные планы и типовые учебные программы, устанавливающие требования к содержанию, объему и уровню профессионального обучения кадров на производстве;
- Проводит контроль за соблюдением организациями нормативно-правовых активов по вопросам образования, за соблюдением государственных стандартов образования, осуществляет государственное инспектирование предприятий по уровню профессионального обучения их персонала
- Организует повышение квалификации педагогических работников, которые привлекаются к профессионального обучения кадров на производстве, в соответствии с заявленной организациями потреби.
Важным направлением государственной политики в сфере профессионального развития персонала является сертификация персонала. Сертификация персонала - это процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая организация удостоверяет в письменной форме о том, что работники сертифицированной организации отвечают профессиональным стандартам (квалификационным требованиям).
Сертификация персонала преследует следующие цели:
создание условий для эффективной деятельности организации на национальном рынке, участия отечественного товаропроизводителя в международном и научно-техническом сотрудничестве и международной торговле за счет выпуска конкурентоспособной продукции и услуг на основе высокой квалификации персонала;
защита потребителя от недобросовестности производителя товаров или предоставление услуг;
контроль за безопасностью продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества громадян.
Для содействия организации профессионального обучения персонала на производстве создана Межведомственный консультативный совет по вопросам подготовки кадров на производстве. На нее возложена задача по содействию реализации государственной политики в сфере подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров на виробництви.
Межведомственный консультативный совет осуществляет анализ профессионального обучения кадров на производстве и разрабатывает предложения по дальнейшему развитию и совершенствованию этой системы, способствует взаимодействию заинтересованных центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций в сфере профессионального обучения кадров на производстве. К важной задаче Межведомственной консультативного совета также относится выработка и предоставление центральным и местным органам исполнительной власти предложений и рекомендаций по совершенствованию и повышению эффективности системы профессионального обучения персоналу.
Задачами организации в сфере профессионального обучения кадров являются:
анализ профессионального обучения персонала
обоснование стратегии подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала;
определения дополнительной потребности в кадрах в разрезе профессий и организация на этой основе обучение персонала;
обеспечение выбора рациональных форм и методов профессионального обучения персонала с учетом имеющихся ресурсов организации.
На организацию возлагаются следующие функции по профессиональному обучению кадров на производстве:
определение потребности в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров в профессионально-квалификационном разрезе;
создание учебно-производственной базы для профессионального обучения кадров на производстве;
организация учебного процесса учеников и слушателей;
осуществление подбора педагогических работников и обеспечение повышения их профессионально-квалификационного уровня;
разработка в соответствии с требованиями производства рабочих учебных планов по профессиям и рабочих учебных программ по учебным предметам на основе типовых учебных планов и типовых учебных программ и обеспечения их выполнения в полном объеме и на должном уровне;
внедрение в учебный процесс современных технологий обучения, в том числе модульного и открытого профессионального обучения;
обеспечение осуществления мероприятий по охране труда во время профессионального обучения персонала
осуществление материально-технического обеспечения учебного процесса учеников и слушателей;
проведение учета учебной работы согласно требованиям действующих нормативно-правовых активов и инструктивно-методических документов;
осуществление статистического учета профессионального обучения кадров на производстве;
проведения анализа влияния профессионального обучения кадров на уровень производительности труда, качество продукции или предоставляемых услуг и на другие аспекты эффективности деятельности организации тощо.
Профессиональное обучение работников носит непрерывный характер и проводится на протяжении их трудовой деятельности с целью постепенного расширения и углубления знаний, умений и навыков работников в соответствии с требованиями производства. В этих условиях эффективность профессионального обучения персонала зависит как от приближения его к потребностям производства, так и от более глубокого понимания и участия работодателей в решении вопросов профессионального обучения. Исходя из этого организационно и юридически оформлена участие работодателей становится важным условием обеспечения стабильной и качественной рабочей силою.
Ассоциации предприятий различных форм собственности по вопросам профессионального обучения кадров на производстве целесообразно создавать в Украине, регионах государства, отраслях экономики как добровольные общественные организации, которые формируются с учетом интересов работодателей, учебных заведений и наемных работников по вопросам профессионального обучения кадров на производстве. Ассоциации должны максимально способствовать профессиональному обучению персоналу.
В ассоциации могут входить представители предприятий и учебных заведений разных форм собственности как со стороны работодателей, так и со стороны наемных работников. Ассоциации тесно сотрудничают с органами государственной власти, учебными заведениями разных типов, общественными организациями и коллективами граждан, предприятиями. Все вопросы взаимоотношений ассоциаций с предприятиями, учебными заведениями, общественными организациями решаются на договорных и добровольных засадах.
Деятельность ассоциаций оказывается в следующих формах:
определение и согласование интересов, относящихся к политике в вопросах профессионального обучения кадров;
мобилизация финансовых ресурсов на цели профессионального обучения, управления и содействия контроля за их расходованием;
лоббирование общих интересов в органах законодательной и исполнительной власти;
разработка предложений по взаимоприемлемых квалификационных требований и стандартов;
содействие предоставлению предложения образовательных услуг
подготовка предложений по совершенствованию учебных планов и программ
содействие определению требований к содержанию обучения и к подтверждению квалификации (экзаменов);
повышения эффективности государственного регулирования профессионального обучения (в случаях, когда государственные органы привлекают ассоциации к процессам принятия государственных решений и передают им часть регулирующих полномочий).
Современное состояние развития экономики предъявляет новые повышенные требования Политика предприятия по профессиональному обучению рабочих определяется стратегией