Политика предприятия по профессиональному обучению рабочих определяется стратегией
Политика предприятия по профессиональному обучению рабочих определяется стратегией управления организацией, стратегией развития персонала. В зависимости от стратегии управления организацией первичная профессиональная подготовка рабочих может иметь различную направленность - от ориентации на текущие интересы, на подготовку узкоспециализированных рабочих, способных выполнять одну-две конкретные операции, к ориентации на долгосрочные интересы производства (подготовка рабочих широкого профиля на базе надлежащей теоретической и практической подготовки).Направленность первичной подготовки рабочих зависит как от объективных, так и от субъективных факторов. Это, прежде всего, направление стратегии управления организацией, уровень наукоемкости производства, тип производства, глубина операционного разделения труда, финансовое состояние, уровень профессиональной компетентности первого руководителя организации и службы управления персоналом тощо.
Подготовка кадров квалифицированных рабочих проводится согласно перечню профессий, приведенных в Классификаторе профессий. В связи с тем, что во всех сферах экономической деятельности происходит непрерывный процесс возникновения новых и исчезновения старых профессий, в Классификатор профессий периодически вносятся надлежащие корективи.
Первичная профессиональная подготовка рабочих на производстве осуществляется из числа лиц, которые приняты на работу на предприятия учениками [10].
Обучение из числа женщин или несовершеннолетних граждан проводится только по профессиям, а также для работ, на которых разрешается использование их труда. Работы, на которых нельзя использовать труд женщин и несовершеннолетних граждан, определяются Перечнем тяжелых работ с вредными и опасными условиями труда, на которых запрещается применение труда женщин и Перечнем тяжелых работ с вредными и опасными условиями труда, на которых запрещается применение труда неповнолитних.
Лица, которые направляются на обучение, должны быть ознакомлены с требованиями к работе по профессии, с условиями и оплатой труда, санитарными нормами и правилами, инструкциями, возможностью дальнейшего повышения своего уровня квалификации и профессионального зростання.
Нормативный срок подготовки кадров на производстве по рабочим профессиям определяется учебными планами и учебными программами и не должен превышать 1 року.
Профессиональная подготовка рабочих на производстве осуществляется путем курсового или индивидуального навчання.
При курсовом обучении непосредственно на производстве теоретический курс ученики (слушатели) изучают в учебных группах численностью от 5 до 30 человек, а производственное обучение проводится в два этапа:
- На первом этапе обучения организуется в учебной группе численностью 5-15 человек под руководством преподавателя теоретического обучения из числа специалистов предприятия (инструктора) или мастера производственного обучения, если обучение осуществляется на созданной для этого учебно-производственной базе;
- На втором этапе - на рабочих местах предприятия, аттестованные по условиям труда, индивидуально под руководством не освобожденного от основной работы квалифицированного рабочего-инструктора производственного навчання.
При индивидуальном обучении рабочий изучает теоретический курс самостоятельно и путем консультаций у преподавателей теоретического обучения. Производственное обучение проводится индивидуально на рабочем месте под руководством инструктора производственного обучения. Рабочих, обучающихся индивидуально, целесообразно при возможности объединять в группы численностью от 5 до 30 человек для изучения общей части теоретического курса, предусмотренной учебными планами и програмами.
Профессиональные умения и навыки ученики должны приобретать и совершенствовать в процессе изготовления продукции или выполнения работ с соблюдением соответствующих требований к их качеству. С этой целью каждый работник при индивидуальном обучении на весь период производственного обучения, а при курсовом - на втором этапе производственного обучения обеспечивается рабочим местом, оснащенным необходимым оборудованием, инструментами, сырьем и материалами.
При первичной подготовке рабочих по профессиям, связанные с овладением сложной современной техники, целесообразно предусматривать прохождения ими производственной учебы на учебных полигонах передовых предприятий отрасли, на заводах-производителях новой техники, аналогичных производствах других предприятий. В организации проведения такого производственного обучения важная роль должна быть отведена ассоциациям предприятий различных форм собственности по вопросам профессионального обучения кадров на виробництви.
В процессе первичной профессиональной подготовки рабочих важно обеспечить оптимальное сочетание практического обучения с теоретическим курсом. В этой связи заслуживает внимания опыт Германии, где начальное профессиональное обучение на предприятиях осуществляется дуальной системой - практическое обучение сочетается с теоретическим курсом. Для предоставления дуальной системе большей гибкости, разработаны учебные программы по группам профессий, обеспечивающих возможность выбора профессии и занятий, остальные - работа на предприятиях. Дуальная система охватывает молодежь до 25 лет [3].
Управление дуальной системе в Германии осуществляется со стороны государства, работодателей и профсоюзов. Дуальная система одновременно встроена в систему образования и рыночную экономику. Фирмы самостоятельно решают сколько они будут учить учеников и определяют объемы расходов на профессиональное обучение кадров. Правительство со своей стороны предоставляет предприятиям техническую поддержку по подготовке персонала в профессиональных школах, создает условия, заинтересовывает работодателей в подготовке кадров на виробництви.
Регулирования подготовки рабочих по дуальной системе предусматривает разработку единых программ профессионального обучения, контроль организации и содержания обучения на предприятиях. Подготовка по контролируется Советом немецких предпринимателей и Ремесленной палатой. Согласно законодательству о профессиональном обучении фирма, набирает учеников, должна пройти в этих объединениях аттестацию на право обучения, устанавливает наличие достаточного потенциала для этого, в том числе квалифицированных инструкторов. Финансовые затраты на обучение в основном несут работодатели (44% от общей суммы расходов). Доля государства и учащихся соответственно составляет 33 и 23% [14].
Первичная профессиональная подготовка рабочих на производстве осуществляется по рабочим учебным планам и программам, которые разрабатываются и утверждаются организациями на основе типовых учебных программ. В рабочих учебных планах и рабочих учебных программах отражаются изменения в технике, технологии, организации производства в соответствующей отрасли производства или сфере услуг, требования предприятия и конкретного рабочего места.
Первичная профессиональная подготовка рабочих в организации завершается квалификационной аттестацией. Квалификационная аттестация проводится согласно Положению о порядке квалификационной аттестации и присвоения квалификации лицам, получающим профессионально-техническое образование, утвержденного приказом Министерства труда и социальной политики и Министерства образования и науки Украини.
Лицам, которые успешно прошли квалификационную аттестацию, присваивается квалификация «квалифицированный рабочий» с приобретенной профессии соответствующего разряда (категории) и выдается свидетельство о присвоении рабочей квалификации, образец которого утверждается Кабинетом Министерств Украины. Соответствующие записи о профессиональном обучении рабочих вносятся в трудовую книжку працивника.
Организация учебно-производственного процесса, продолжительность учебной недели и учебного дня устанавливаются согласно Закону Украины «О профессионально-техническом образовании», Кодекс законов о труде и Положения об организации учебно-производственного процесса в профессионально-технических учебных заведениях, утвержденного приказом Министерства образования и науки Украина. Подготовка рабочих, работа которых связана с обслуживанием объектов повышенной опасности, осуществляется только в форме курсового обучения. Лица, которые закончили обучение по данным профессиям, проходят до начала самостоятельной работы предварительное специальное обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда в соответствии с Типовым положением об обучении по вопросам охраны праци.
Профессиональное обучение кадров в организации организуется соответствующим подразделением, которое занимается этими вопросами, службой управления персоналом. В частности, на крупном предприятии указанная работа может полагаться на отдел подготовки персоналу.
В то же время непосредственное профессиональное обучение работников на производстве осуществляют:
преподаватели из числа руководителей и специалистов организации, а также педагогических и научно-педагогических работников учебных заведений;
мастера производственного обучения (при условии курсового обучения)
инструкторы производственного обучения из числа квалифицированных робитникив.
Преподаватели теоретического обучения из числа руководящих работников и специалистов должны иметь высшее образование и стаж работы по специальности не менее 3 лет. Инструкторы производственного обучения из числа квалифицированных рабочих должны иметь стаж работы по профессии не менее 3 лет и высокие производственные показатели. Состав работников, привлекаемых к профессиональному обучению рабочих на производстве, ежегодно утверждается приказом руководителя организации по согласованию с профсоюзным комитетом.
Учебно-производственная база профессионального обучения кадров на производстве - это учебные мастерские, участки, полигоны, отдельные рабочие места, тренажеры, автодромы, трактодромы, учебные хозяйства, учебные помещения (лаборатории, классы, кабинеты), выделенные предприятием для профессионального обучения и оснащения необходимым оборудованием , инвентарем, техническими средствами обучения и учебно-наглядными пособиями. Учебно-материальная база, как правило, создается за счет средств организации.
Планирование и учет учебной работы по профессиональному обучению кадров на производстве проводится с целью:
планомерного ведения учебного процесса;
обеспечения последовательности теоретического и производственного обучения;
установления учебной нагрузки педагогическим работникам;
учета проведения занятий и их посещения;
осуществление контроля за учебным процессом;
подведение итогов успеваемости, выполнения работниками, обучающихся времени и норм выработки, сдачи выпускных (квалификационных) экзаменов, присвоения квалификационных разрядов (классов, категорий) и т.д..
Заметные достижения стран с развитой рыночной экономикой в профессиональном | Переподготовка рабочих - это профессионально-техническое обучение, направленное |