Согласно теории приобретенных потребностей Мак-Клелланд определенные виды человеческих

Согласно теории приобретенных потребностей Мак-Клелланд определенные виды человеческих потребностей формируются в течение всей жизни индивида, начиная с раннего детства. Если родители приучают ребенка, например, к самостоятельности, поддерживают ее начинания, они формируют у него потребность в положительных достижениях. Если взрослые способствуют воспитанию в определенной ребенка чувство лидерства в детском коллективе, то так начинает формироваться будущая потребность в влади.
В теории, рассматриваемой выделяются три группы потребностей: достижения (успеха), соучастия (причастности) и властвования. Автор теории сознательно предпочитает этим потребностям, принадлежащих к так называемым потребностей высокого порядка, поскольку он считает, что потребности низшего порядка в современном обществе в основном удовлетворены.
По Мак-Клелланд, если эти высшие потребности достаточно сильно развиты у человека, то они способны существенно влиять на его поведение, активизировать трудовую деятельность. Названы потребности рассматриваются как приобретенные под влиянием обучения, жизненных обстоятельств и досвиду.
Первая группа потребностей - потребности достижения - проявляются в стремлении человека выполнять поставленные перед ней задачи эффективнее, чем она это делала до сих пор. Люди с ярко выраженной потребностью достижений, во-первых, хотят, как правило, самостоятельно определять свои цели, а во-вторых, выбирают не простые, а все сложные цели и задачи. Людям с высоким уровнем потребности достижения нравится принимать решения, они «одержимы» проблемами, которые решают, легко берут на себя персональную видповидальнисть.
Мак-Клелланд на основе проведенных исследований пришел к выводу, что необходимости достижения можно характеризовать не только отдельных людей, но и целые экономические системы. Те из них, что имеют постоянную потребность достижения, обычно имеют и высокие показатели экономического розвитку.
Наличие у работников организации высокой потребности достижения оказывает значительное влияние на их активность и результаты труда. Поэтому важно регулярно оценивать уровень потребностей достижения у членов организации, учитывать наличие этой потребности в процессе подбора персонала и текущей аттестации, способствовать ее розвитку.
Потребность соучастия проявляется в стремлении человека к дружеским отношениям с окружающими. Для людей с высокой потребностью со-участия характерно стремление устанавливать и поддерживать дружеские отношения, стремление к вхождению в объединение людей и участия в коллективной работе. Этим людям важно понимать, что они кому-то нужны, а окружение не безразлично них.
Работникам с высокой потребностью соучастия важно дать такую работу, чтобы они постоянно были в активном взаимодействии с людьми. Руководство организации должно регулярно оценивать уровень потребности соучастии в подчиненных и, если он высок, создавать режим наибольшего благоприятствования для удовлетворения этой потреби.
Потребность властвования отнесены Мак-Клелланд к главным приобретенных потребностей. Выражением этой потребности является стремление контролировать действия людей, оказывать влияние на их поведение, брать на себя ответственность за действия и поведение инших.
Потребность власти может иметь две крайности: первая - стремление достичь максимума власти и влияния на людей, вторая - стремление иметь властные функции, отказываясь от любой ответственности за действия персонала. Людей с высокой мотивацией властвования условно можно разделить на две группы. К первой относятся те, кто стремится к власти ради самой власти, то есть для неограниченного права командовать другими. Такие люди пытаются продемонстрировать прежде свою силу. Интересы организации для них нередко отходят на второй план.
Ко второй группе относятся люди, которые стремятся к власти для выполнения групповых задач. Они удовлетворяют свою потребность властвования тем, что определяют цели коллектива, ставят задачу отдельным исполнителям, сами участвуют в процессе достижения цилей.
По Мак-Клелланд, все названные потребности (достижения, соучастия, властвования) не исключают друг друга и не имеют иерархического подчинения в отличие от содержательных теорий мотивации, которые рассматривались ранее. Напротив, Мак-Клелланд подчеркивает необходимость учета взаимного влияния всех потребностей на поведение людей. Так, если человек занимает руководящую должность и чувствует высокую потребность власти, то для успешного выполнения управленческой деятельности желательно, чтобы потребность в соучастии была у нее относительно слабее.
В теории и практике менеджмента до обнародования результатов исследования Герцберга Все рассмотренное выше, дает основание выделить ряд общих положений и различий в