Все рассмотренное выше, дает основание выделить ряд общих положений и различий в
Все рассмотренное выше, дает основание выделить ряд общих положений и различий в разных смысловых теориях мотивации. Общим для них является ссылка на то, что в основе мотивации лежат потребности конкретных людей, в их сознании превращаются в интересы или мотивы, которые и побуждают людей к определенным целевых действий. Во всех содержательных теориях мотивации приводится структура потребностей, дается их характеристика и связь с мотивацией трудовой деятельности. Заметна определенная корреляция в классификации потребностей людей (рис. 9). Вместе содержанию теории имеют и существенные отличия. Так, в теории Маслоу потребности размещены иерархически и порядок удовлетворения потребностей направлено снизу вверх. Поведение человека определяет самая нижняя неудовлетворенная потребность иерархической структури.В теории Альдерфера также имеет место определенная иерархия потребностей. Однако принципиальным положением его теории является утверждение о том, что движение к удовлетворению потребностей может направляться как снизу вверх, так и сверху вниз в том случае, когда удовлетворение потребностей высшего уровня невозможно по объективным причинам. Наличие двух направлений движения удовлетворения потребностей, по мнению Альдерфера, открывает дополнительные возможности для мотивации праци.
Мак-Клелланд предложил свою классификацию потребностей человека, где приоритет отдается потребностям высшего порядка, поскольку потребности низшего порядка в развитых странах в основном удовлетворены. Автор обосновывает идею появления и развития потребностей высшего порядка (достижения, соучастия, властвования) под влиянием обучения и жизненного опыта. Отличительной особенностью этой теории является то, что влияние потребностей на поведение людей рассматривается не изолированно, а как результат их комплексной взаемодии.
Теория Герцберга исходит из того, что поведение людей формируется под влиянием мотивационных факторов и факторов здоровья. Сильный мотивационное воздействие на поведение человека оказывают внутренние факторы, связанные с содержанием труда и порождают удовлетворенность человека. По внешних факторов, которые касаются в основном условий труда, то их влияние на поведение человека, его активность достаточно своеобразен. Брак надлежащих условий порождает недовольство человека и снижает активность поведения. Время их наличие не играет мотивационной роли, поскольку воспринимается как должное норма. Особенностью этой теории является и то, что она основывается не столько на теоретических постулатах, сколько на материалах опросов и экспериментальных дослидженнях.
Следовательно, каждая из содержательных теорий мотивации имеет определенные особенности, определенные преимущества и недостатки. А потому, чтобы лучше понимать поведение работников и влиять на нее должным образом, менеджерам нужно знать их все. «Уязвимым местом» содержательных теорий является то, что они мало внимания уделяют индивидуальным особенностям людей и их влияния на мотивацию труда. «Сторонники содержательных теорий, - отмечают американские специалисты, - исходят из представления о линейной детерминации установок и поведения: элементы производственной ситуации - установки - производственное поведение. Разница лишь в том, котором фактору отдается предпочтение: оплате труда, межличностным отношениям или содержания труда. При этом индивидуальные различия игнорируются: человек рассматривается как автомат, однозначно реагирует на воздействие производственной среды ».
Содержанию теории уделяют недостаточное внимание и анализу процесса мотивации труда. Эта сторона проблемы детально исследуется в процессуальных теориях мотивации трудовой деятельности.
Согласно теории приобретенных потребностей Мак-Клелланд определенные виды человеческих | В отличие от содержательных теорий мотивации, которые базируются на том, что поведение |