Содействие государством организациям в осуществлении развития персонала, особенно

Содействие государством организациям в осуществлении развития персонала, особенно профессионального обучения кадров на производстве, прежде всего зависит от эффективности механизма стимулирования работодателей и самого персонала с целью усиления их заинтересованности в непрерывном совершенствовании своих теоретических знаний, умений и навичок.
Стимулирования профессиональной подготовки персонала организаций прежде регулируется Законом Украины «О налогообложении прибыли предприятия» [2]. Расходы налогоплательщика, связанные с профессиональной подготовкой или переподготовкой по профилю такого налогоплательщика, в украинских учебных заведениях, за исключением физических лиц, связанных с таким налогоплательщиком, относятся к валовым расходам производства и обигу.
Кабинет Министров Украины постановлением «О размере расходов налогоплательщика на профессиональную подготовку или переподготовку» определил порядок профессиональной подготовки и переподготовки и размеры расходов на указанные цели [4]. Выраженной постановлением предусмотрено, что плательщик налога на прибыль предприятий может включать в валовые расходы производства и обращения отчетного периода расходы на профессиональную подготовку или переподготовку по профилю такого плательщика физических лиц, состоящих в трудовых отношениях с ним, в украинских учебных заведениях, за исключением физических лиц , связанных с таким налогоплательщиком, в размере до 2% фонда оплаты труда отчетного периоду.
Как показывает практика, этого недостаточно для того, чтобы создать эффективный механизм стимулирования работодателей относительно профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов с высшим образованием и обеспечение на этой основе утверждения инновационной модели экономического развития. Опыт конкурентоспособных на мировом рынке отдельных отечественных и многих зарубежных предприятий свидетельствует о том, что в них расходы на профессиональное обучение персонала составляют до 10%, а иногда и больше от фонда оплаты праци.
Одновременно в Украине за период экономического кризиса 1990-1999 годы наблюдались противоположные общемировым тенденции. Предприятия всех форм собственности за это время существенно сократили расходы средств на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации персонала. В Украине в сентябре-ноябре 2000 года было проведено выборочное обследование предприятий (структурных единиц) по стоимости рабочей силы в 1999 году (табл. 14.2).

Повышение жизненного уровня населения, дальнейшая демократизация общества обусловливают При разработке и дальнейшего совершенствования механизма стимулирования работодателей