В условиях рыночной экономики значительно возросла роль информации. Поэтому неслучайно
В условиях рыночной экономики значительно возросла роль информации. Поэтому неслучайно информацию считают стратегическим ресурсом общества в цилому.Термин «информация» не имеет точного и однозначного определения, как и ряд других, например, «время», который человечество многогранно использует для учета, нормирования, планирования и т.д.. Однако наиболее признанным формулировкой является таке.
Информация (informatio) - информирование, сообщение о чем-либо, о любой факт, явление и т.д., разъяснения чего-либо. А вообще информация - это совокупность разнообразных знаний, сигналов, сведений о фактических и другие процессы и явления, их определенная система воспринимает (собирает, хранит, обрабатывает) от окружающей среды (входная информация), выдает в окружающую среду - систему (исходная информация) или сохраняет ее в себе (внутренняя информация) и использует для определенных целей, в том числе и для менеджменту.
Для предприятия (производственного объединения, акционерного общества, фирмы, банка, учреждения и т.п.), т.е. для любого организационно-экономического и социального объекта при рыночной экономике информация имеет исключительное значение, ведь любая деятельность этого объекта базируется на знаниях конкретной ситуации, складывающейся как на рынке товаров, услуг, рабочей силы, средств производства, денег и т.п., так и в самом предприятии. Речь идет о руководителях и специалистов - менеджеров, которые связаны с конкретным управлением и не могут обходиться без достоверной внешней и внутренней релевантной (relevant - то, что касается данного дела) информации при выработке и принятии тех или иных управленческих решений, направленных на улучшение производственной , хозяйственной, сбытовой и иной деятельности управляемого ими объекта управлиння.
Отсутствие необходимой информации, использования неточных или неактуальных данных могут привести к серьезным экономическим просчетам. Поэтому целью использования информации является уменьшение неопределенности в процессе выработки и принятия управленческих ришень.
Для того чтобы поднять оперативность и улучшить качество управления, а также постоянно совершенствовать методы управления, нужно своевременно обеспечивать менеджеров различных уровней объективно необходимым (релевантной) информации, которая позволяла бы оценить внешней и внутренней среде.
К факторам внешней макро-и микросреды относятся:
демографические (возрастной состав населения, соотношение городского и сельского населения, миграция, образовательный уровень, традиции и т.д.)
экономические (ориентация и структура хозяйства, состояние финансовой системы, уровень инфляции, конвертируемость денежной единицы и т.д.)
природные (климат, наличие сырьевых ресурсов, источников энергии, загрязнение окружающей среды и т.д.);
научно-технические (уровень научно-технического прогресса, стандарты в области производства и потребления, состояние оборудования и т.д.);
политические (социально-политический строй, размещения и действия политических сил, общественных движений и т.д.);
юридические (особенности законодательной системы и ее функционирования, состояние и уровень налоговой системы и т.д.);
культурные (культурные ценности, традиции, обряды, вероисповедание и т.п.);
социальные (уровень жизни и социального обеспечения населения, его покупательная способность и т.д.);
другие (конкуренты, покупатели, поставщики и т.д.).
Следует отметить, что изучением многих аспектов внешней среды, в том числе рынка, с целью удовлетворения спроса потребителей и поставщиков, а также проблем производства с целью получения максимальной прибыли занимается служба маркетинга (market - рынок, деятельность в сфере рынка), трактуется как система , которая управляет соотношением спроса покупателей и предложения продавцов, в том числе производственно-сбытовой и финансовой деятельностью пидприемства.
К факторам внутренней среды относятся:
квалификационный уровень управленческого персонала
состояние основных средств и технологий производственных процессов;
наличие квалифицированных производственных кадров;
уровень и качество выпускаемой продукции, и оказанных услуг;
своевременное обеспечение руководящего персонала необходимой информацией при выработке и принятии управленческих решений;
инши.
Управление организационно-экономическим (социальным) объектом, как известно, представляет собой процесс, состоящий из взаимосвязанных и взаимозависимых элементов. Если в основу положить системный подход, то такими структурными элементами являются руководящая, управляемая и информационная системы. Взаимосвязь между управляющей системой - субъектом управления - и управляемой системой - объектом управления - осуществляется через информационную систему. Основной задачей управляющей системы является перевод управляемой из одного состояния в другое согласно заранее поставленной целью с помощью информационной системы (см. п. 2.1).
Следует отметить, что объемы информации в мире постоянно растут. Если еще в 80-х годах ХХ ст. ее объемы каждые десять лет удваивались, то на современном этапе они удваиваются ежегодно. Все это побудило человечество широко применять технические средства для сбора, обработки и хранения информации, а каналы связи - для ее передачи.
В конце 60-х годов в англоязычной литературе появился термин «Computer science», что в переводе означает «наука о преобразовании информации с помощью технических средств». Но этот термин не нашел широкого застосування.
В 70-е годы во французской литературе появился термин «informatigue» (информация автоматика), который включает «informatic» (информация) «hardware» (технические средства) «software» (программы). Этот термин и применяется сейчас в науке и практици.
Информатика - область науки и техники, связанная с разработкой, созданием, использованием и материально-техническим обслуживанием системы сбора, обработки и хранения информации, и которая включает технические средства, программное (математическое) и информационное обеспечение, а также организационные аспекти.Module . Объектом информатики вычислительные технологии в социальной среде, основанные на автоматизации информационных процессов сбора, обработки и хранения информации.
Предметом информатики информационно-технологические системы, действующие в социальном середовищи.
Функциями информатики обоснование средств и методов технологизации информационно-коммуникативных процессов и организации этих процесив.
Информатика тесно связана с информатизацией. Информатизация как термин появилась в литературе в начале 80-х годов и означает комплекс мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и современного знания обо всех общественно значимые виды человеческой дияльности.
В условиях, когда действует жесткая конкуренция и распространяется предпринимательство, действенность информатики в управлении значительно возросла. И это благодаря тому, что значительно повысилась и ускорилась автоматизация процессов оперативного сбора и обработки релевантной информации современными техническими засобами.
Это и понятно: организационно-экономические и социальные объекты управления смогут выжить только в том случае, когда они своевременно и в полном объеме владеть всей объективно необходимой достоверной информации, связанной с их производственной, бизнесовой или иной жизнедеятельностью. Это касается информации как о внешнем, так и о внутреннем середовище.
Современные информационные системы не только являются моделями тех или иных объектов управления, но они, эти системы, также способны систематически обеспечивать всей объективно необходимой достоверной информацией руководителей и специалистов разных уровней в автоматическом или в автоматизированном режиме, как, например, система об "объективного информационного обеспечения менеджменту.
Поэтому информатика объективно присуща процесса управления и является его необходимый элемент.
1. ИНФОРМАТИКА И МЕНЕДЖМЕНТ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ | Термин «менеджмент» (management) определяется как наука о наиболее рациональную систему |