Термин «менеджмент» (management) определяется как наука о наиболее рациональную систему

Термин «менеджмент» (management) определяется как наука о наиболее рациональную систему организации и управления. С этим термином связывают, с одной стороны, организацию и управление коллективом людей, с другой - организацию и управление деятельностью социально-экономического (хозяйственного) или иного объекта (предприятия, фирмы, учреждения и т.п.) в целом или его отдельной составляющей части . Кроме указанного, в литературе применяются близкие по смыслу термины:
управления бизнесом (business managment), что означает управление деятельностью коммерческих фирм и т.д.;
административная (business administration), что является синонимом управления бизнесом
государственное управление (public administration), что означает управление в государственных органах любого ривня.
Менеджмент как профессия и область знаний становится действительно интернациональным и выполняет функцию или осуществляет деятельность по управлению людьми и процессами на любом объекте. Менеджментом (как собирательное от менеджеров) занимается отдельная категория людей, социальный слой тех, кто выполняет управленческую работу. Главной целью менеджмента в условиях рыночной экономики является получение максимума прибыли за счет применения рациональных систем управлиння.
Менеджмент (управление) характеризуют следующие принципы, которые являются общими для социально-экономических объектов всех сфер деятельности:
направленность действий субъекта управления на достижение конкретной цели
единство цели, результата и средств его достижения;
комплексность процесса управления, в который входят организация, планирование, учет и анализ, регулирование (выработки, принятия и осуществления управленческих решений) и контроль;
единство перспективного, текущего и оперативного планирования при его оптимальности и непрерывности;
контроль за принимаемыми решениями как важнейший фактор их реализации;
материальное и моральное стимулирование творческой активности, успехов и достижений как всего коллектива, так и каждого работника;
индивидуальный подход к каждому работнику, который поможет максимально использовать его общий потенциал;
заинтересованность каждого работника в повышении своей квалификации, постоянной учебе и овладении новыми знаниями и навыками в своей деятельности;
ориентация на здоровый психологический климат в коллективе;
гибкость организационной структуры управления, с помощью которой можно выполнять все управленческие задачи;
всестороннее использование объективной достоверной информации при выработке и принятии управленческих ришень.
Основу менеджмента составляет человеческий фактор, направленный на знание субъектом управления своего дела, умение организовать личный труд и труд своего коллектива, заинтересованность в саморазвитии и творческой дияльности.
Менеджмент как процесс является актом творческой деятельности людей и осуществляется с применением предметов и орудий праци.
Предметом труда в процессе управления является информация, которая характеризует, с одной стороны, состояние и операции, выполняемые при производственно-хозяйственной и иной деятельности объекта управления, с другой - его внешнюю среду. Поэтому и предметной областью менеджмента является информационная система объекта, связанная с управлением. Эта область является составной частью общей информационной системы, которая является моделью объекта управления и которая формируется на ньому.
Орудия труда на современном уровне - это прежде всего электронные вычислительные машины, информационная (периферийная и организационная) техника, объединенная каналами (сетями) связи, с помощью которых измеряют, собирают, регистрируют, обрабатывают, анализируют, передают, хранят и размножают информацию , которую потом используют при выработке и принятии управленческих решений, а также при контроле выполнения этих ришень.
Общая логика организации процесса управления заключается в том, что прежде всего относится цель, затем определяются меры для ее достижения, наконец ставится задача (план), выполнение которого и приведет к поставленной цели. Основными стадиями управленческого воздействия является анализ информации, выработки, принятия, реализации и контроль за выполнением решений, обеспечивающих нормальный ход процессов на управляемом объекте по заранее составленному плану, разработанному в соответствии с поставленной мети.
Поэтому основной функцией менеджмента является выработка и принятие оптимальных управленческих решений, а также организация и контроль за их выполнением. А потому под принятием управленческого решения понимают любое предварительно произведено (в результате анализа релевантной информации) целенаправленное решение с целью влияния на состояние, процессы и явления, происходящие на управляемом объекте, для достижения определенных результатов и контроль за выполнением принятого решения. А управлять (в широком смысле), как отмечал выдающийся французский инженер-теоретик и практик по организации управления Анри Файоль (1841-1925 гг), означает по результатам обработки и анализа релевантной информации:
предусматривать дальнейший ход событий и разрабатывать программу действий;
организовывать организм фирмы - материальный и социальный;
распоряжаться (управлять), то есть приводить в действие персонал фирмы;
согласовать (координировать) действия и усиливать составные элементы управляемой системы;
контролировать, то есть наблюдать, чтобы все происходило так, как предусмотрено установленными правилами и сделанными розпорядженнями.
В современной литературе стадии распоряжаться (управлять) и согласовывать (координировать) объединены в одну - керувати.
Управление любым социально-экономическим (хозяйственным) объектом базируется на иерархии менеджеров разных уровней, каждый из которых отвечает за свой участок, т.е. обязан выполнять предлагаемые задания и обеспечивать их удовлетворительное завершение. Эти задачи, которые определяются, как правило, контрактом, в свою очередь формируются на основе ответственности (responsibility), подотчетности (accountability), полномочий (authority - право принимать решения, использовать ресурсы объекта и направлять усилия сотрудников на выполнение поставленных задач), которые менеджер высшего уровня делегирует (delegation, передает задания и полномочия лицу, принимает на себя ответственность за их выполнение) менеджеру низшего ривня.
Существуют административные полномочия (staff authority) - это форма полномочий, передаваемых менеджерам с административными - штатными - функциями; линейные полномочия (line authority), передаваемых менеджером высшего (среднего) уровня непосредственно подчиненном (подчиненному), а также другим подчиненным работникам; параллельные полномочия (concurrent authority) - форма административных полномочий, при которой персонал может наложить вето на решения линейного руководства; функциональные полномочия (functionale authority) - форма административных полномочий, при которых персонал может начать действовать по указаниям менедже-ра, но может также наложить на них вето в пределах своей компетенции.
На основе этих полномочий для каждой руководящей должности разрабатываются, как правило, должностная инструкция (job destription) или квалификационные требования (job specifications), где кратко перечисляются основные задачи, нужны навыки и умения, должностные права и функциональные обязанности, определяется мера ответственности за принято или неприемлемо управленческое решение.
В условиях компьютеризации, т.е. когда действует система объективного информационного обеспечения менеджмента, кроме того, определяется: когда и о чем нужно той или другому должностному лицу (кому) релевантная информация для анализа того или иного процесса или явления, подготовки и принятия конкретного управленческого ришення.
Итак, менеджмент, в свою очередь, тесно связан с информатикой.
В условиях рыночной экономики значительно возросла роль информации. Поэтому неслучайно Информатика и менеджмент на современном уровне развития общества не только взаимосвязаны,