Одним из главных факторов, влияющих сегодня на уровень мирового прогресса и развитие

Одним из главных факторов, влияющих сегодня на уровень мирового прогресса и развитие экономики всех стран, является международное экономическое сотрудничество. На земном шаре существует более 200 самостоятельных государств. Каждое из них реализует свою политику, создает свою экономику, одновременно вступая в различные международные отношения, в том числе и экономического характера. И это естественно, потому что мы живем в условиях, когда усиливается интернационализация мирового хозяйства и взаимозависимость развития экономики отдельных стран и хозяйственных регионов. Поэтому каждая страна должна сопоставлять свои действия с действиями других государств, а при необходимости также согласовывать их путем принятия совместных оптимальных решений. Только так можно прийти к мировой экономике, которая служила бы прежде всего человеку, его интересам и потребам.

Активное развитие международных экономических связей не только способствует экономическому росту государств мирового сообщества, но и позволяет поддерживать и укреплять мирные взаимоотношения, снимать международную напряженность, создавать систему международной экономической безопасности. Иными словами, международное экономическое сотрудничество является реальной материальной основой укрепления мира на земли.

Одним из эффективных путей построения многостороннего экономического сотрудничества является создание международных экономических организаций, призванных содействовать подписания многосторонних договоров, создавать международные механизмы наблюдения и контроля за их выполнением, разрабатывать и устанавливать нормы, направленные на правовое регулирование международных экономических отношений, и пр.

Первые международные экономические организации (комиссии, союзы, комитеты, ассоциации) возникли еще в XIX в. Так, были созданы комиссии по вопросам эксплуатации международных рек Рейн (1814 г.) и Дунай (1856 г.), Всемирный почтовый союз (1875 г.), Международная ассоциация железнодорожных конгрессов (1885 г.) и ин

Активно шел процесс создания международных организаций и после Второй мировой войны, когда наряду с капиталистической возникла социалистическая система. 24 октября 1945 была создана международная межправительственная организация - Организация Объединенных Наций (ООН), призвана поддерживать международный мир и безопасность, развивать дружественные отношения стран мира на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характеру.

Важное место в системе международных организаций занимает Конференция ООН по торговле и развитию (КТР), которая была основана в 1964 г. как орган Генеральной Ассамблеи ООН. В состав КТР входят государства-члены ООН.

Основные функции КТР следующие:

развитие международной торговли;

определение принципов и политики по международной торговли и соответствующих проблем экономического развития;

разработка рекомендаций по реализации намеченных принципов и политики, осуществления других мероприятий, которые могут способствовать достижению поставленной цели, с учетом различных уровней развития государств и различий в их социально-экономических системах;

содействие координации деятельности других органов ООН в области международной торговли и решения соответствующих проблем экономического развития в сотрудничестве с Генеральной Ассамблеей ООН, Экономическим и социальным советом (ЭКОСОС)

согласование политики правительств и региональных экономических группировок в области торговли и розвитку.

Большое значение имеет деятельность Центра международной торговли, который находится в двойном подчинении: КТР и Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Он создан прежде всего для оказания помощи развивающимся странам в деле организации експорту.

Большую роль в развитии международных экономических отношений играет международная межправительственная Организация ООН по промышленному развитию (ОПР). Она создана в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1965 для содействия ускорению индустриализации стран, освободившихся от колониализма и встали на путь самостоятельного развития. В состав ОВД входят страны-члены ООН (более 140 государств), ее специализированные установи.

Длительное сосуществование двух противоположных социально-экономических систем обусловило создание соответствующих международных экономических организаций, которые способствовали становлению и развитию экономических отношений между краинами.

Несмотря на то что система социалистических стран по известным причинам развалилась, лучший опыт международного экономического сотрудничества, который существовал в ее рамках, заслуживает изучения и разумного использования в современных политических и социально-экономических условиях. Известно, что социалистические страны в свое время создали Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ) и более 20 других международных экономических организаций. Сегодня все больше руководителей восточноевропейских стран признают необходимость создания новой международной экономической организации, которая отвечала бы современным условиям, способствовала вхождению стран в структуры мирового хозяйства. Догонять западные страны вместе, а не поодиночке быстрее и легче. Вот как начался поиск подходов к новым формам многостороннего сотрудничества между восточноевропейскими краинами.

Европейское экономическое сообщество (ЕЭС, или Общий рынок), как известно, создан в 1957 г. на основе Римского договора. Цели, ради которых объединились 15 западноевропейских стран, - создание таможенного союза в рамках этой международной организации, формирование общего рынка рабочей силы, услуг и капиталов, проведение единой торговой политики в отношении других стран, создания экономического и валютного союза, а также проведение общей политики в области сельского хозяйства и транспорта, сближения экономического законодательства участников. Совершенно ясно, что в основе этого - стремление финансовой олигархии стран ЕЭС расширить рынки сбыта и территориальную сферу своей деятельности, что дает возможность поднять экономическую мощь стран-участниц ЕЭС, консолидировать их усилия в борьбе с монополиями других краин.

Механизм системы управления ЕЭС прошел сложный путь развития. В настоящее время его исполнительными органами являются Совет и Комиссия. Совет включает в свой состав министров государств-участников. Комиссия осуществляет свою деятельность на основе решений Совета и призвана проводить единую политику ЕЭС. Ей подчинено ряд комитетов управления и других вспомогательных органив.

Кроме ЕЭС в состав Европейского Союза входят Европейское объединение угля и стали и Европейское сообщество по атомной енергии.

Экономический успех любой страны базируется на внешней торговле. Еще ни одна страна не смогла создать здоровую экономику, изолировав себя от мировой экономической системы. Международная торговля несет с собой множество преимуществ, которые стимулируют экономический рост. Благодаря торговле страны получают возможность специализироваться в нескольких ведущих сферах экономики, импортируя ту продукцию, которую сами не производят. Кроме того, торговля способствует распространению новых идей и технологий (когда в любой стране появляется важное открытие, международные торговые связи "разносят" его во всем мире).

После окончания Второй мировой войны внешняя торговля стала мощным двигателем роста передовых в экономическом отношении стран. Интенсивность внешней торговли является надежным показателем перспектив экономического развития. Регионы, которые отказывались от мировой торговли, например Латинская Америка, Восточная Европа и Советский Союз, в конце концов существенно отстали по уровню жизни, технологического развития и экономического роста. Одновременно в регионах, которые играли активную роль в мировой экономике, - США, Западной Европе, странах Юго-Восточной Азии - бурно развивались новые технологии, заметно возрос уровень життя.

Мировая система торговли переживает период упадка и подъемов. Конец XIX в. был отмечен расцветом мировой торговли. Но эта стадия закончилась с началом Первой мировой войны. Экономический кризис 20-30-х годов XX в. вызвал упадок международной торговли, который стал еще заметнее во время Второй мировой войны. И только в послевоенный период мировая торговля вновь набрала силы. На этот раз тенденция к расширению торговых отношений продолжалась 50 лет. Страны, которые активно участвовали в мировой торговле, получили неслыханную выгоду, а тем, которые предпочли самоизоляцию, приходится наверстывать згаяне.

Важное место в системе регулирования международных экономических отношений занимает ГАТТ, в деятельности которого принимают участие около 140 стран мира. В его рамках функционирует Комитет по торговле и развитию. Секретариат ГАТТ находится в Женеве. Основной формой деятельности ГАТТ является проведение тарифных конференций и консультаций по снижению таможенных тарифов и ликвидации других препятствий в торгивли.

Правила ГАТТ были недавно пересмотрены и существенно дополнены во время семилетних переговоров, в которых принимали участие более 115 стран. Эти переговоры получили название Уругвайского раунда, поскольку первое совещание в рамках этого процесса состоялось в 1986 г. в Уругвае. Украина также подала заявление для вступления в ГАТТ. Как только его примут в эту организацию, ей придется соблюдать все правовых обязательств, предусмотренных соглашением. Основа системы ГАТТ была заложена в 1948 г. подписанием соглашения о международной торговле. В первоначальном соглашении страны-участницы договорились о создании мировой торговой системы, построенной на принципах рыночной экономики и единые правила. Прежняя система мировой торговли в то время полностью развалилась вследствие Великой депрессии 30-х годов и Второй мировой войны 1939-1945 гг. Ведению рыночной торговли мешали существующих в большинстве стран искусственные барьеры в виде тарифов, квот и неконвертируемые национальных валют. Назначение системы ГАТТ состояло в том, чтобы преодолеть тяжелые последствия депрессии и войны и возродить торговлю по рыночным принципам. Создание общих правил предусматривала обеспечение последовательного восстановления рыночных отношений международной торгивли.

В основе системы ГАТТ лежат четыре принципи.

ГАТТ - это своего рода "клуб" стран, стремящихся к расширению торговых отношений между собой. Членство в нем добровольное: никого не заставляют присоединяться к системе ГАТТ. При поступлении в этот "клуб" любая страна должна признать действующие в нем правила международной торговли и убедить членов организации, которая будет "играть по правилам".

Страны-члены организации предоставляют друг другу статус наибольшего благоприятствования в торгивли.

Снижение торговых барьеров между странами-членами осуществляется путем переговоров. Система ГАТТ и система свободной торговли - не одно и то же: даже государства, входящие в ГАТТ, сохраняют ряд тарифов на импорт. Но организация стремится способствовать все большей либерализации международной торговли, стимулируя новых членов к переговорам о сокращении тарифив.

Страны-члены ГАТТ формируют правила "справедливой торговли". Например, им не разрешается увеличивать тарифы после того, как они согласились на их снижение в ходе переговоров. По исключительным причинам страны-члены ГАТТ имеют право вводить чрезвычайные торговые ограничения, если иностранный импорт приносит очень большой вред их промышленности, но такие ограничения должны проводиться справедливым и недискриминационным образом. Например, если американская автомобильная промышленность испытывает очень сильное давление со стороны импорта, Соединенным Штатам Америки разрешается прибегнуть к временным тарифам. Но эти тарифы должны быть справедливыми: они должны распространяться на все страны-члены ГАТТ без обмежень.

Еще одно важное правило заключается в том, что в большинстве случаев запрещено использование импортных квот. Условия ГАТТ предлагают странам-членам пользоваться квотами, а тарифами, потому что последние лучше согласуются с рыночными ценами и рыночной конкуренции. Еще один аспект справедливого ведения торговли заключается в предоставлении импортным товарам национального режима. Это означает, что после того, как товар ввезен в страну, на него должны распространяться те же законы и налоги, и на товары, произведенные в пределах краини.

Современные предприятия различных отраслей функционируют в условиях неопределенности и динамичности социально-экономической среды. Происходит резкий рост конкуренции между производителями в связи со становлением "электронно-прозрачного" мирового рынка с мгновенным доступом к информации о любых товарах. Это следствие доступности общей информации, развития компьютерно-телекоммуникационного обеспечения управления и его виртуализации. Появляются новые условия хозяйствования, что связано с быстрой глобализацией торговли и экономики в целом, реструктуризацией экономики, с изменением правовой и фискальной политики правительств, направленными на дерегулирование товарных рынков и рынка праци.

Уже не менее 200 лет известна парадигма, согласно которой первый причиной процветания или, наоборот, упадка предприятий и государства являются соответственно хорошее или плохое управление. И действительно, высокоразвитыми стали те страны, в которых лучше организовано управление. На протяжении веков мнение об эффективной организации производства, начиная с личного хозяйства и заканчивая государством, занимали умы практиков и ученых. Накоплен огромный опыт и теоретические знания по управлению народным хозяйством на всех уровнях. Однако в новых условиях хозяйствования нужны новые формы, методы и принципы эффективного управления.
Раздел 1 Менеджмент на пороге XXI века В процессе осуществления международных экономических связей транспорт обеспечивает