В процессе осуществления международных экономических связей транспорт обеспечивает

В процессе осуществления международных экономических связей транспорт обеспечивает перемещение грузов (товаров) и пассажиров между двумя и более странами, то есть в международных сообщениях. Существенная особенность транспорта объясняется его местом в международном товарообмене. Транспорт в международном разделении труда, с одной стороны, является необходимым условием его осуществления, с другой - экспортом своей продукции, которая реализуется в виде транспортной послуги.

Зависимости от конкретных видов транспорта, используемых в перевозках, различают автомобильные, железнодорожные, воздушные, морские, речные, трубопроводные сообщения. В свою очередь, они подразделяются на международные пассажирские и грузовые повидомлення.

При осуществлении внешнеэкономической деятельности на транспортную продукцию (услуги) влияют все факторы рыночной экономики: соотношение спроса и предложения на перевозку, колебания цен на транспортные средства и топливо, состояние политических и экономических отношений разных стран и ин

В транспортном процессе все его участники (производители продукции, заказчики, покупатели, перевозчики, посредники) вступают в сложные экономические и коммерческо-правовые отношения, которые регулируются различными нормативными актами, международными правовыми нормами, национальными законодательствами, обычаями. Например, прямые международные перевозки регулируются следующими международными конвенциями:

Варшавской конвенции (1955 г., авиаперевозки)

Конвенцией о международных перевозках автотранспортом (1956 г.);

Правилами Гаага-Висби (1978 г., морские перевозки);

Конвенции ООН о международных смешанных перевозках грузов (1980 г.).

Международные соглашения в области транспорта охватывают следующие вопросы:

общие принципы деятельности различных видов транспорта;

организация международных сообщений;

коммерческие условия перевозок грузов и пассажиров

тарифы, фрахтовые ставки за перевозку;

совершенствование транспортных связей между странами;

правовые вопросы защиты имущественных интересов владельцев грузов при международных перевозках;

• предотвращение загрязнения окружающей среды. Транспортное обеспечение внешнеэкономической дияльности

представляет собой систему, состоящую из совокупности технических и технологических элементов, экономических, коммерческо-правовых и организационных действий, различных методов управления транспортными операциями в сфере производства, доставки и потребления продукции, товаров, перемещаемых между сторонами.

В 1944 г. Вторая Европейская конференция министров транспорта, которая проходила на острове Крит, установила девять транспортных коридоров - приоритетных направлений развития грузовых, пассажирских и транзитных перевозок:

1) Хельсинки - Таллинн - Рига - Каунас - Варшава с-ответ
политических Рига - Калининград - Гданьск;

2) Берлин - Варшава - Минск - Москва;

Берлин - Вроцлав - Катовице - Львов - Киев с ответвлением Дрезден - Вроцлав;

Дрезден - Прага - Братислава - Будапешт - София - Стамбул с ответвлениями Нюрнберг - Прага, Вена - Дьер, Арат - Бухарест - Констанца, София - Салоники;

Триест - Любляна - Будапешт - Ужгород - Львов с ответвлениями Братислава - Жилина - Кошице - Ужгород, Риека - Постойна;

Гданьск - Катовице - Жилина с ответвлением Торунь - Познань;


река Дунай;

Дуррес - Тирана - Скопье - Бургас;

Хельсинки - Санкт-Петербург - Москва;

9а) Киев - Минск - Вильнюс - Калининград - Клайпеда; 9б) Любашевка - Одеса.

По предварительным расчетам, эти транспортные коридоры требуют инвестиций более 50 млрд экю течение 10-15 лет. Предусмотрен упорядоченный раздел общих расходов и доходов среди участников коридора по совершенствованию и модернизации существующей транспортной инфраструктуры Центральной и Восточной Европы пропорционально ожидаемому уровню перевезень.

Территории Украины проходят три коридора, поэтому украинское правительство уже проводило переговоры с ЕБРР и Всемирным банком о выделении кредитов на указанные цели. Кроме того, в конце 1996 г. была открыта паромной-морская линия Ильичевск - Поти, которая положила начало развитию Евроазиатского транспортного коридора (Украина - Грузия - Азербайджан). Предполагается также развитие общеевропейского транспортного коридора № 3 в направлении Киев - Днепропетровск - Ростов-на-Дону - Баку (автодорога), а далее в Грузию, Иран (по предложению Азербайджана). Есть и ряд других европейских и евразийских проектов. Все это позволит Украине использовать преимущества ее географического положения для развития международных перевезень.

Мировая торговля формирует значительные потоки товарных масс между странами, регионами и континентами. Общий объем мировых внешнеторговых грузопотоков только для межконтинентального сообщения составляет около 4 млрд т.

Наиболее универсальным и эффективным средством доставки больших масс грузов на дальние расстояния является морской транспорт, который осуществляет перевозку более 60% объема международной торгивли.

Доля железнодорожного транспорта в мировой внешней торговли составляет примерно четверть общего объема. Европейские страны руководствуются Конвенцией о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ), участниками которой являются 33 страны (большинство стран Европы, а также ряд стран Азии и Северной Америки). КОТИФ содержит условия перевозки вантажив.

Воздушный транспорт идеален в тех случаях, когда решающее значение имеют скорость и необходимость доставки небольших изделий большую стоимость. Для решения коммерческих вопросов, смягчения конкуренции и расширения взаимодействия авиакомпаний на международных воздушных линиях в 1945 г. была создана специализированная негосударственная организация - Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА). Она координирует взаимодействие авиакомпаний, регулирует коммерческие соглашения между ними, совершенствует систему установления тарифов на мировом рынке воздушных перевезень.

Постоянно увеличивается доля грузового автотранспорта в международных перевозках. Этот вид перевозок очень гибок в отношении маршрутов и графиков движения. Грузовые автомобили могут перевозить товары "от двери до двери", освобождая этим отправителя от необходимости лишних перевозок.
Одним из главных факторов, влияющих сегодня на уровень мирового прогресса и развитие В связи с изменением социально-экономической среды кардинально меняются роль и образ