Политика заработной платы и податкив Большое внимание в Швеции уделяется реализации

Политика заработной платы и податкив

Большое внимание в Швеции уделяется реализации так называемой политики солидарных требований в области оплаты труда. Она проводится с конца 50-х годов и вместе с налоговой и социальной политикой рассчитана на достижение более оптимальной структуры доходов. Концепция этой политики разработана членами руководства Центрального объединения профсоюзов Швеции, учеными с мировым именем - экономистами Р. Мейдернером и Е. Реном.

Формирования заработной платы в стране осуществляется на коллективно-договорной основе и государство непосредственно не участвует в этом процессе, за исключением редких случаев. Участие государства выражается опосредованно: через налоговую и валютную политику, контроль над ценами, а также регулирования трудовых ресурсив.

Реализация принципов солидарности - основа формирования заработной платы на предприятиях. Суть этого принципа заключается в том, что ставки заработной платы для работников одной специальности, равной квалификации, выполняющих сопоставимые работы, одинаковы для всех предприятий отрасли. Важная особенность шведской системы заработной платы заключается еще и в том, что различия в ставках обоснованные типу и характеру выполняемой работы и не зависят от уровня рентабельности ни отдельной компании, ни отрасли в цилому.

При этой системе разница в тарифах не определяется законами рынка. Основой дифференциации служит система норм, которые разрабатываются совместно профсоюзом и предпринимателями на базе единой для всего рынка рабочей силы системы оценки праци.

Высокие тарифные ставки в экспортных отраслях. Предприятиям, поставляющим продукцию на внутренний рынок, приходится "доказывать" ставки заработной платы, определяются в коллективном договоре, до уровня ставок высокодоходных экспортных производств. Поэтому компании, которые получают прибыли ниже среднего уровня по всей экономике, разоряются, поскольку они не способны выплачивать заработную плату, эквивалентную наиболее конкурентоспособной отрасли, или оказываются вынужденными постоянно повышать эффективность своего производства. В результате в промышленности Швеции преобладают высокодоходные отрасли, и ставки заработной платы удерживаются на высоком уровне, так как нерентабельные компании закриваються.

Результат этой уникальной с точки зрения мирового опыта политики заработной платы такой: разница между самой высокой и самой низкой ставкам заработной платы работников, выполняющих работу, одинаковую по количеству и качеству затрачиваемого труда, составляет 10%.

Другой важный результат - выравнивание оплаты труда мужчин и женщин: за равный с мужчинами труд женщина получает в отраслях материального производства около 92-96% заработной платы чоловикив.

Оплата труда служащих выше, чем у рабочих. Так, жалование служащих в промышленности на 41% выше зарплаты рабочего-металлиста или рабочего машиностроительной промисловости.

Годовой доход средней шведской семьи составляет около 124 тыс. крон, из которых на социальные дотации государства приходится около 16%.

В Швеции установлены два вида налогов на личные доходы работников: пропорциональный, направляется в местные бюджеты, и прогрессивный, который платят центрального уряду.

Максимальная ставка налога на средний доход работника, занятого полный рабочий день, составляет 50-65%, но фактически в связи с разного рода льготами она несколько ниже. Максимальная прогрессивная ставка на доходы служащих достигает 80%.

Хотя уровень налогообложения в Швеции один из самых высоких в развитых странах, однако налоговая система построена так, что с ее помощью государство в определенной степени выравнивает доходы громадян.

Например, руководящий сотрудник компании "Вольво" получает 500 тыс. крон в год, но после уплаты налогов и страховых взносов у него остается не более 155 тыс. крон, или 13 тыс. крон в месяц. В квалифицированного рабочего с зарплатой 90 тыс. крон в год после выплаты налогов и взносов доход снижается до 60 тыс., или 5 тыс. крон на мисяць.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что социальные проблемы занимают основное место в шведской модели "государства благосостояния", а их решение обеспечивает социальные гарантии людям, находящимся в разных ситуациях.

Система социального забезпечення

Главными принципами системы социального обеспечения работников в Швеции являются всеобщность (равное право для всех работников - постоянных жителей страны при наступлении конкретных обстоятельств получить определенный вид обеспечения), многообразие видов (пенсии, пособия, содержание в домах престарелых и т. п.), высокие размеры пособий, отвечающих, сложившийся в обществе уровню потреб.

Если взять всю сумму расходов на социальное обеспечение за 100%, то, согласно статистическим данным 1997 г., доля в ней центрального правительства составляет 27%, местных органов власти - 31, бюджетов предприятий - 41, а доля застрахованных - всего 1%.

В настоящее время Швеция - единственная страна в мире, где доля государственных расходов на социальное обеспечение в ВНП превышает 42%. Структура указанных расходов в 1997 г., т.е. их удельный вес в ВНП страны, приведены в табл. 4.1.
Важнейшими видами социального обеспечения пенсии (по старости, за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца) и пособия (по временной нетрудоспособности, на детей, малообеспеченным семьям, многодетным семьям, различные семейные пособия, на жилье, на получение образования, по безработице).

Шведы - стареющая нация. В среднем на каждого пенсионера приходится три работающих. Пенсионеры составляют 17% населения (в США - 12%).

Уровень пенсионного обеспечения рядового шведа позволяет не менять кардинально образ жизни с выходом на пенсию. Пенсия по старости считается общей, то есть ее получают все граждане при достижении 65 лет и инвалиды от народження.

В основу исчисления любого вида пенсии в Швеции положен принцип нормирования. Пенсия определяется в процентах от базовой суммы, приближается к прожиточному минимуму.

Пенсия за выслугу лет введена с 1959 г. Страхование по этому виду пенсионного обеспечения обязательно распространяются на всех экономически активных лиц, включая мелких предпринимателей. Главное условие ее получения - работа не менее 3 лет по найму. Кроме того, для выплаты этой пенсии необходим стаж в 30 рокив.

Право на получение пенсии за выслугу лет имеют лица, достигшие 65 лет. Размер пенсии зависит от дохода ее получателя, но в принципе она составляет около 60% от среднего дохода за те 15 лет (из трудового стажа в 30 лет), когда зарплата была найбильшою.

Страхование на случай травмы на производстве, по пути на работу или с работы, а также в случае профессионального заболевания - одна из самых старых видов обязательного социального страхования в стране. Он введен в 1916 г., а страхование на случай болезни и инвалидности - в 1891 г. Действующим законодательством предусмотрено, что получил травму или профессиональное заболевание выплачиваются пенсии и пособия на возмещение расходов на медикаменты в течение не более 90 дней. По истечении этого срока инвалид получает страховое возмещение по страхованию жизни, которая выплачивается в сумме, соответствующей полного (100%) заробитку.

В дополнение к перечисленным видам государственных пенсий работники могут компенсировать потерю доходов следующим образом. Служащие государственных и большинство служащих частных компаний имеют право на пенсию, которая выплачивается им по условиям коллективных договоров тех компаний и предприятий, на которых они работали. Ряд банков, кооперативов, компании заключают с работниками договоры личного страхования на случай потери трудоспособности в пожилом возрасте. Кроме того, чтобы иметь дополнительные гарантированные средства в старости, около 2% работников заключают договоры со страховыми компаниями на выплату им регулярных страховых возмещений по достижении 65 рокив.

Уровень безработицы в Швеции составляет 1,8-2,2%, для многих стран этот показатель считается полной занятостью. Государство не только занимается трудоустройством безработных, но и поддерживает их материально. Выплата пособия по безработице производится после пяти дней после потери рабочего места. Максимальный срок предоставления материальной помощи составляет 300 дней для лиц моложе 55 лет и 450 дней для лиц более старшего вику.

При этом безработный должен быть членом общества добровольного страхования на случай безработицы. Если же он не является, то он может получать пособие максимум 150 днив.

Согласно договору страхования пособие должно возмещать до 90% прежнего заработка, но в реальной действительности его размер колеблется в пределах 45-90%. В минимальном размере пособие получает небольшое количество осиб.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в экономике Швеции за счет высокой развитости социального обеспечения поддерживается высокий уровень платежеспособного спроса, материальной обеспеченности працивникив.

Рынок труда Занятость и безробиття

Швеция принадлежит к странам с высокоразвитой рынком труда, который характеризуется организованным предпринимательством, высоким уровнем членства работников в профсоюзах, мирным сотрудничеством предпринимателей и профсоюзов и высокой организованностью трудовых видносин.

К середине 90-х годов более 53% всего населения Швеции и 84,5% в возрасте от 16 до 64 лет принадлежало к экономически активного населения, которое с 1970 г. возросло на 20%.

При достаточно низком приросте населения и увеличении продолжительности жизни доля экономически активного населения в возрасте от 16 до 64 лет снижается. Однако большой приток иммигрантов после Второй мировой войны пополнил рынок рабочей силы. Иностранцы сейчас составляют 5% всех занятых. Приток иммигрантов был особенно заметным в 60-х годах, когда промышленности требовалась рабочая сила, а условия труда в Швеции были привлекательными, и достиг своего пика в 1970 р.

Из северных стран, главным образом из Финляндии, приехали 60% иммигрантов. Они имеют такие же права на рынке труда, как и шведы. Иммигрантам из пяти северных стран - Швеции, Норвегии, Дании, Финляндии и Исландии, - которые составляют единый рынок рабочей силы, которые хотят работать и поселиться в другой северной стране, не требуется разрешения на работу и проживание. Они могут пересекать границу без паспорта и где бы они не жили, входить в соответствующий страховой фонд по безработице и получать государственную помощь, включая переквалификацию.

В Швеции полная занятость достигается активной ролью государства при более пассивной роли профсоюзов, поскольку с безработицей нельзя преодолеть путем снижения заработной платы, а при повышении спроса на рабочую силу профсоюзы не могут обеспечить стабильность цен умеренными требованиями увеличения заработной платы. Итак, центральным пунктом шведской модели "государства благосостояния" было то, что ответственность за полную занятость и экономическую стабильность несет, а профсоюзы совместно с организациями работодателей отвечают за процесс формирования заработной плати.

По формулировке Е. Рена, главного творца шведской модели "государства благосостояния", решение проблемы "безработица - инфляция" сводится к следующему: "... применять набор общих налоговых и денежных ограничений, которые удерживают цены на таком низком уровне по заработной плате, предприниматели сами эффективно противостоят инфляционным требованиям повышения заработной платы. Затем обеспечить полную занятость специальными мерами, которые называются политикой на рынке труда "[6]. Сущность шведской модели составляет сочетание общих экономических мер по поддержке спроса несколько ниже уровня, что гарантирует работу всем и везде, и активной селективной политики на рынке труда и в области капиталовложений, направленных на поддержку слабых групп, отраслей и регионив.

Общая структура занятости в Швеции по данным на 1997 г. отражена в табл. 4.2.
Таким образом, правительство Швеции соответствии с пунктами модели "государства благосостояния" делает все возможное для обеспечения полной занятости всего трудоспособного населения и снижение уровня безработицы в стране, для многих ведущих стран мира считается уровнем, соответствующим полной зайнятости.

Политика в области образования и переквалификации працивникив

Важным элементом структурообразующих "государства благосостояния" является система образования и переквалификации работников. С помощью учреждений этой системы государство осуществляет переподготовку кадров, облегчает предпринимателям аренду лиц необходимой квалификации, программирует состояние рынка праци.

Система образования и переквалификации работников была модифицирована и усовершенствована в 70-х годах XX в. Одной из причин этого являются специфические условия развития национальной экономики. До 70-х годов крупные шведские компании выпускали такие виды продукции, аналогов которых не было в мире (особые марки стали, некоторые виды подшипников, уникальную продукцию машиностроительных отраслей и т. п.), а значит, и не было конкурентов. И все же главной статьей экспорта были сырьевые товары, в частности железная руда и лес. Начиная с 80-х годов основной статьей шведского экспорта стала и продукция на мировом рынке конкурирует с аналогичными товарами других стран. Следовательно, резко возросли требования к ее конкурентоспособности. Выпускать такую продукцию может только рабочая сила с высокой профессиональной пидготовкою.

Другая причина - быстрый рост сектора услуг, в котором, например, в 1995 г. было занято 75% работников. В 90-х годах сотни тысяч промышленных работников (немалый показатель для этой страны) сменили профессию или вид дияльности.

Как считают шведские экономисты, инвестиции в систему образования и переквалификации способствуют повышению конкурентоспособности и экономического роста. Вот почему с конца 70-х годов растут расходы государства на эту сферу.

Несмотря на повышение уровня подготовки специалистов в вузах, ценность этого вида ресурсов на рынке труда в Швеции уменьшается. Если 30 лет назад высшее образование было достаточной предпосылкой для получения работы, то теперь - только необходимой. Окончания университета в 60-х годах почти автоматически означало получение хорошо оплачиваемой работы. Современному же выпускнику вуза гарантируется лишь возможность получения рабочего места, причем не обязательно по специальности и без перспектив продвижения по служби.

Поэтому специальные государственные органы особое внимание уделяют дальнейшему совершенствованию системы высшего образования с целью достичь соответствия задач обучения новым тенденциям в экономике и подготовки кадров - реальный спрос на них.

Кроме того, решением большинства руководителей шведских предприятий принята единая общегосударственная система непрерывного (обновляется) образования. Суть ее такова: период обучения не ограничивается возрастом, человек должен совмещать учебу и работу в течение всей трудовой деятельности. В стране открыты учебные заведения типа курсов сокращенного обучения, на которых можно получить образование, приравниваются к средней профессиональной или даже высшего, то есть получить второе высшее освиту.

Особенность такого вида образования заключается в том, что работник получает знания, достаточные для выполнения узкопрофессиональных задач предприятия. Финансируются такие курсы в основном из бюджета государства (47,2% от общей суммы финансируемых средств) и муниципалитетов (42,8%). При этом трудовой стаж определяется следующим образом (в баллах): наибольшее количество баллов присуждается за работу по специальности, меньше - при уходе за детьми младше 10 лет и за больными, при прохождении службы в армии.

По мнению шведских специалистов, такая система непрерывного образования позволяет повышать шансы тех лиц, которые оказались без работы. В результате ее использования в последнее десятилетие в Швеции резко снизилась миграция населения, связанная с поисками роботи.

В условиях снижения уровня безработицы, особенно среди молодежи и лиц старшей возрастной категории, в стране с 1984 г. действуют многочисленные курсы целевого назначения, которые дают возможность получить остродефицитные для определенного периода времени профессии. Перечень этих профессий устанавливает Управление рынком рабочей силы, исходя из необходимости устранения узких мест в экономике. Ученики курсов получают помощь на переквалификацию или профессиональную подготовку. Учитывая тот факт, что не все работники стремятся повысить свою квалификацию, в стране реализуются мероприятия, направленные на расширение системы обучения непосредственно на производстве. Компании, которые занимаются переобучением своего персонала, получают специальные ассигнования от Управления рынком рабочей силы. В регионах с высокой безработицей правительство предоставляет компаниям на эти цели средства из государственного бюджета или выделяют дотации, позволяющие увеличить фонды заработной платы. В целом ассигнования государства на повышение квалификации и переквалификацию работников составляют 3% ВНП.




















Сущность и предпосылки розвитку шведской модели "государства благосостояния" Стимулом к разработке системы управления по результатам послужила неудовлетворенность