Творческие методы (эвристические) используются совместно с другими, в единстве с

Творческие методы (эвристические) используются совместно с другими, в единстве с ними. Они применяются на всех этапах принятия решений и решения многих задач управленческой деятельности, однако наиболее эффективны на начальных стадиях и в проблемных ситуациях.

Часто эвристические методы применяются в различных сочетаниях с приемами. Достаточно эффективные приемы преобразования (упрощения) решаемых задач: строительство ("редукция") новой задачи к уже известной и решенной в прошлом; разукрупнения ("декомпозиция") задачи и решения ее по частям; укрупнение, обобщение задач, использование различных аналогий или антианалогий ( рассуждения "от противного") абстрагування.

Подавляющее большинство используемых методов комплексные, комбинированные, но мы выделим отдельно наиболее распространены в управленческой практици.

Методы генерации идей Мозговой штурм (мозговая атака)

Мозговой штурм, или мозговая атака, имеет следующие этапы: подготовительный; генерации идей; анализа и оценки идей.

Считается, что тормозом на пути оригинальных решений, возникающие в мозгу человека, является критичность. Человек, особенно в деловой среде, боится показаться смешным из-за нестандартности своего решения. Что-то вроде синдрома "боязни выглядеть глупым". Наделенный таким синдромом специалист (а их большинство в реальном профессиональной среде) постепенно теряет способность думать «не как все», предлагать дерзкие, оригинальные идеи. Поэтому одно из главных условий "мозговой атаки" - избегание критических зауважень.

Метод "мозговой атаки", "мозгового штурма" - это системно организованная интеллектуальная деятельность подготовленных специалистов, использующих приемы и способы работы мозга для коллективной генерации идей.

Организация достигается использованием специалистами групповой работы, соответствующими правилами формирования группы и течения обсуждения проблем, определенными процедурными требованиями к поведению учасникив.

При создании группы учитывается: неоднородность знаний, опыта и социально-функционального состава ее членов. Последнее требование подразумевает не только разнообразие должностного состава участников, но и характер их зависимости от организаций, которым предстоит реализовать принятые решения. Большинство членов группы должна быть не зависимо друг от друга, не связано с предстоящими исполнителями личными интересами.

При создании коллектива используется принцип состязательности: в группу вводят представителей различных научных школ или организуется параллельная группа. Состав группы периодически обновляют, вводят в нее новых членов, оживляет функционирования коллектива, повышает инициативу, творческое настроение других членов групи.

Организуя ход обсуждения проблемы, членов группы информируют о теме работы, а не о самой проблеме. Этим добиваются спонтанного подхода к ее решению. При выступлении члена коллектива подается одна идея, критика любых идей запрещается, споры не проводятся, сравнительные оценки не делаются. Разрешается использовать чужие идеи, сами утопични.

На этапе оценки критика и оценка проводятся по специальным критериям: удовлетворение конкретным требованиям, возможность и время реализации идей в других сферах дияльности.

Штурм начинается с назначения ведущего. Он отвечает за организацию и процедурную часть работы. Его функции:

формулировки и переформулировка задачи;

подбор участников для последующих этапов работы;

решение организационных вопросов (помещения и организация пространственной среды, магнитофон или видеокамера, распределение ролей среди участников и др.).

Участники мозгового штурма делятся на две группы:

"Генераторов" - людей с позитивной установкой на творчество, обладающих яркой фантазией, способных быстро подхватывать чужие идеи и развивать их;

"Аналитиков" - специалистов, обладающих большим количеством знаний по исследуемому вопросу, способных критически оценить выдвинутые идеи.

Условия проведения мозгового штурма:

предпочтение отдается количества высказанных идей, а не их качества;

идеи высказываются короткими предложениями;

• при выдвижении идей, как уже было отмечено, запрещено их критика, неодобрительные замечания, иронические или саркастические реплики;

• одобряются снаружи и принимаются все высказанные идеи, причем предпочтение оказывается не систематического логического мышления, а озарений, необузданной и безграничной фантазии в самых разных направлениях;

создается и поддерживается такая обстановка, в которой допустимые шутка, каламбур и смех;

высказанные ранее идеи любой участник мозгового штурма может развивать, комбинировать, получать от них новые ассоциативные комбинации;

между участниками мозгового штурма поддерживаются демократические и дружеские отношения;

идеи могут выдвигаться без обоснования;

допускается выдвижение явно нереальных, фантастических, шутливых идей.

Процесс генерирования новых идей, поощряемый ведущим, проходит, как правило, в течение 15-25 минут. Численный состав группы 6-10 человек. Все идеи записываются на магнитофон или стенографируются. Группа за сеанс может выдать более 100 идей.

Обязанности ведущего: во время генерирования идей обеспечить психологическую поддержку участников и управлять творческим процессом для расширения или сужения поля поисков; течение всего штурма вводить "генераторов" в состояние максимальной творческой раскованности, душевного подъема, концентрации мысли на данном объекте.

Задача "аналитиков": развивать выдвинутые на этапе генерации идеи для их конкретизации, обобщать идеи, осуществлять их експертизу.

Полная продолжительность мозгового штурма составляет полтора-два часа с последующим регламентом.

представление участников и ознакомление их с правилами, деление на группы "генераторов" и "аналитиков" - 5-10 мин.;

постановка задачи ведущим и инструктаж с ответами на - 10-15 мин.;

генерация идей - 10-15 мин.;

перерыв - 10 мин.;

анализ идей - 10-15 мин.;

составления отредактированного списка идей - 10-15 хв.

Весьма повышают продуктивность мышления различные мероприятия по психологической настройке и психоевристическому стимулирования: чай, кофе и другие напитки, тихая фоновая музыка, натуральный образец, макет или эскиз объекта, которые нужно улучшить, и т. д.

С помощью мозгового штурма целесообразно развивать лиц, занятых сбытом, научными исследованиями, финансовыми и инженерными обязанностями, маркетологов и специалистов по рекламе, коммерческих директоров и релайтеров.

Метод синектики [50]

Синектика - наиболее сильная из созданных за рубежом методик психологической активизации творчества - является дальнейшим развитием мозгового штурму.

Слово "синектика" в переводе с греческого означает "сочетание разнородных элементов". Цель синектики - направить спонтанную деятельность головного мозга и нервной системы на исследования и преобразования проектной проблемы. Организация проведения сессии синектики (синектического заседания) заимствована из мозгового штурма, однако отличается от него использованием некоторых приемов психологической установки, в том числе очень активным применением аналогий.

Группа синектики - 2-3 специалиста со стороны, представляющие разные профессии, несколько работников основной организации, обладающие гибким мышлением, имеющих широкий диапазон знаний и большой практический опыт. Желаемые контрастные психологические типы учасникив.

Группа синектики использует аналогии как средство для ориентирования своего спонтанного мышления на поставленную проблему. При этом используются аналогии следующих четырех типов:

прямые аналогии. Их часто находят в биологических системах, решающих подобные проблемы ("А как решаются задачи, похожие на данную?")

субъективные (личные) аналогии. Например, конструктор пытается представить себе, как можно было бы использовать собственное тело для достижения искомого результата;

• символические аналогии - это поэтические метафоры и сравнения, в которых характеристики одного предмета отождествляются с характеристиками другого. В частности ставится задача: "Сформулируем образное определение сути проблемы в двух словах, в одной фразе", например "дерево целей";

• фантастические аналогии. Используя их, необходимо представить себе вещи такими, какими они не являются, но какими мы хотели бы их видеть. Например, "хочется, чтобы дорога существовала лишь там, где ее касаются колеса машины".

Процедура проведения синектики.

Синектика начинается с формулировки проблемы. После определения основной формулировка проблемы начинается дискуссия, цель которой - очищение от очевидных решений. Члены группы выясняют свои взгляды на очевидные решения, которые вряд ли дадут нечто большее, чем простое сочетание существующих ришень.

Следующий шаг - превращение необычного в звичне.

Поиск аналогий, позволяющих выразить заданную проблему в терминах, хорошо знакомых членам группы по опыту их роботи.

Затем идет шаг - разбор проблемы. Обсуждается ее понимание (кто как понял), при этом определяются главные трудности и противоречия, препятствующие решению проблеми.

Очередной шаг - наводящие вопросы. Синектор (ведущий) предлагает пользоваться одним из типов аналогий для принятия нового ришення.

Когда появляется перспективная идея, ее развивают словесно до того момента, когда члены группы смогут изготовить и испытать грубые прототипы устройства или модели. Аналогии можно рассматривать как средства для смещения процесса исследования структуры проблемы с уровня осознанного мышления на уровень спонтанной активности головного мозга. Метод синек-тики полезен для обучения бизнесменов и релайтеров, предпринимателей и менеджеров, финансистов и маркетологов, специалистов по рекламе и пр.

Метод асоциаций

Ассоциативный метод активизации творческого мышления основывается на применении в творческом процессе семантических аналогий и вторичных смысловых оттенков. Основными источниками для генерирования идей служат ассоциации, метафоры и случайно выбранные поняття.

Между двумя совершенно разными, не связанными понятиями можно осуществить логическую связь, т.е. установить ассоциативный переход в четыре-пять этапов. Например, два разных понятия - "древесина" и "мяч". При осуществлении ассоциативного перехода получается цепочка: "древесина" - "лес", "лес" - "поле", "поле" - "футбольное", "футбольный" - "мяч".

Для возникновения ассоциаций и генерирования идей можно использовать различные метафоры. Удобнее применять простые виды: бинарные метафоры-аналоги ("колокольчик заливается", "дуги бровей") метафоры-Катахреза, содержащие противоречия ("сухопутный моряк", "круглый квадрат") метафоры-загадки ("туман над лесом" - косынка).

Преимуществом метафорического мышления является его высокий уровень оригинальности. Генерирование метафор развивает творческое мышление учнив.

Метод записника

В записную книжку заносится формулировка проблемы, которую нужно решать, и все известные факты, имеющие прямое или косвенное отношение к ее виришення.

Затем начинается глубокое размышление по поводу всевозможных путей решения проблемы, каждый раз при этом делаются записи в блокноте по поводу новых мыслей или идей. Ежедневно этого посвящается определенное время. С каждым днем растет количество записанных вариантов. В конце месяца анализируются все записи и составляется список лучших идей и пропозиций.

Этот метод можно использовать и для коллективной работы по генерированию идей, но тогда записная книжка должна быть у каждого участника творческого процесса. Главный координатор в конце месяца собирает все записи и сводит все лучшие идеи в общий список, избегая одинаковых предложений, а затем проводит коллективное обсуждение и экспертизу предложенных идей.

Выбираются лучшие. Для того чтобы привнести в работу объективность, целесообразно предварительно определить критерии отбора идей, например по степени новизны и конструктивности, по степени обоснованности или ресурсного обеспечения реализации, при появлении потенциальных проблем после внедрения. Использование метода позволяет

выявлять и определять значимость проблемы, влияющих факторов и концепций ее решения;

преодолевать недостатки традиционных способов решения проблемных ситуаций (например, совещаний);

в ограниченное время найти подход к решению внезапно возникшей задачи.

Метод дискусии

Это метод подготовки решений с участием широкого круга участников, ознакомление со взглядами друг друга, выявление различных точек зрения, интересов, их согласования и интеграции. Это совместный поиск оптимальных путей решения проблем, опирающийся на результаты практики и на ее научное осмислення.

Дискуссия предполагает свободное изложение участниками своих позиций, сопоставление различных подходов, публичное обсуждение преимуществ и недостатков спорной проблемы. Достигается это соответствующей организацией совместной работы участников, применением необходимых методических приемов и способив.

Использование метода позволяет

решить важные научные, государственные и хозяйственные проблемы;

выявить и согласовать интересы различных социальных групп, довести до каждого члена организации и общества в целом необходимость определенного порядка действий;

формировать необходимую организационную культуру фирми.

Ликвидация тупиковых ситуаций

Анализ творческой деятельности выявляет ряд способов изменения подхода к решению проблемы, когда работа зашла в тупик. Эти способы не соответствуют последовательной методике и их можно разделить на несколько типов: правила преобразований, позволяющих модифицировать имеющееся неудовлетворительное решение или любые его части; поиск новых взаимосвязей между частями имеющегося неудовлетворительного решения; переоценка управленческой ситуации; рассмотрение ситуации с иной позиции , сторони.

Известны следующие возможные преобразования: использовать по-другому; приспособить; модифицированные; усилить; ослабить; заменить; обратить; объединить, т.е. тезаурус может быть богатым источником сопоставлений групп различных абстрактных понятий, которые, будучи синонимами, способны "подсказать" выход из тупиковый состояние. Поиск новых взаимосвязей между частями имеют неудовлетворительное решение, осуществляется с использованием матрицы, позволяющая исследовать, какие влияния оказывает связь каждой части элемента решения со всеми другими частинами.

Например, альтернативное решение под влиянием системы факторов. Или использование так называемых принудительных отношений, по которым осуществляется поиск мысленных ассоциаций путем попарного сопоставления всех элементов некоторого комплексу.

Переоценка управленческой ситуации - изменение взгляда на результаты деятельности и ситуацию. Достичь этого можно, написав предложение, характеризующий заставляла заменяя в нем каждое слово на его синоним, находя новое, наводит на мысль, или неоднократно возвращаться к "первичной функциональной потребности", которая должна быть выполнена, чтобы продолжить процесс управлиння.

Использование метода позволяет найти новые направления поиска, если очевидная область поиска не дала приемлемого ришення.

Применяется при недостаточном знакомстве с областью поиска, требует использования "умственных трюков", некоторых зусиль.

Аналоговый метод

Метод аналогий - способ, заключающийся в применении организационных форм, которые оправдали себя в функционирующих системах управления персоналом со сходными экономико-организационными характеристиками по отношению к данной системе. Суть метода заключается в разработке типовых решений (например, типовой оргструктуры управления персоналом) и определении границ и условий их применения. Эффективным методом использования типовых решений при совершенствовании управления персоналом является блочный метод типизации подсистем линейно-функциональных и программно-целевых структур. Типовые блочные решения увязываются вместе с оригинальными организационными решениями в единой системе управления персоналом. Блочный метод ускоряет формирование новой системы управления персоналом и повышает эффективность функционирования системы с наименьшими витратами.

Метод аналогов основан на многократном использовании зафиксированного в тезаурусе организации опыта решения тех или иных ситуаций, решений привычных производственных завдань.

Решения задачи или проблемы, возникшей осуществляется специальной группой специалистов, использующих обсуждения аналогий как средство для ориентирования своего спонтанного мышления на поставленную проблему.

Обычно используются аналогии четырех типов:

прямые аналогии (реальные), находящихся в биологических системах, решающих подобные проблемы;

субъективные аналогии - это представление себя, как бы использование своего тела для достижения искомого результата;

символические (абстрактные) аналогии - это поэтические метафоры и сравнения, в которых характеристики одного предмета отождествляются с характеристиками другого;

фантастические (нереальные) аналогии, позволяющие представить себе вещи такими, какими их хотели бы видеть, а не такими, какими они е.

При использовании данного метода среди специалистов, входящих в группу, которая должна быть создана доверительная обстановка, они не должны смущаться раскрыть друг перед другом глубоко личные думки.

На практике применяется следующая последовательность решения проблемы:

1. Формулировка проблемы, данная руководителями организации.
































































На рис.





МЕТОДЫ Ранжування Эти методы оценки эффективности подчиненных дают возможность 3.3.1. Матричные методи Суть их - в представлении сложной системы взаимоотношений