Проще видение мышления можно связать с акцентом на динамику "образного ряда". Во внутреннем
Проще видение мышления можно связать с акцентом на динамику "образного ряда". Во внутреннем плане отражения реальности появляются образы объектов. Так как они являются результатом имитационной и структурируют активности познавательных органов, то отражающая функция реализуется общей активностью различных "органов". Имитационная составляющая обусловлена активностью собственно органов чувств, а структурируются составляющая - органами "анализа и синтеза", "обобщение и замещения". На вершине структурирования находится "Я", его рефлексивное бытия, которая обеспечиваетотображения (концептуализация материалов имитационного типа)
проблематизацию (выявление познавательной или нормативной неполноты или излишка и т. п.);
прогнозирования, и нормоконструирование, и оценка (порождение и применение общих значимость - ценностей). Тем самым проще имитационное воссоздание и следообразования проходит путь трансформаций вплоть до высших абстракций (аналитического и синтетического типа) и их инструментального, нормативного, отбивная, прогностического и проблематично использования (рис. 34) [4].
Структурирование лежит в основе всех мыслительных эффектов. Оно активизируется вместе с недостаточностью, трудностями при попытках непосредственного использования результатов имитационного следообразования в интеллектуальном (рефлексивно-умственном) обеспечение действий (рис. 35) [3].
Чтобы интеллектуально обсуждать действия, необходимо прежде всего иметь "место", где осуществляется подготовка к развитию действия, где строятся и перестраиваются образы, они используются в различных рефлексивных функции. Затем нужны самые образы. Интеллектуальный механизм, обладающий своей специфической устройства и зависит в устройстве от "морфологии" (массив образов) и функций (внутренней - бытие образов и внешней - рефлексивного использования), сам по себе интегрированный в целое психики и чувствует его влияние. Бессознательная часть интеллектуального механизма - это начальная база всех более развитых форм - за счет рефлексивного самопознания и самоотношения выделяет сознательную модификацию механизма. Он становится вместилищем осознавать образов и фактором активного влияния на "взаимоотношения" образов их трансформацию и применение со стороны чувственных механизмов, потребностного состояния и его динамики, "Я" и его рефлексивно-корректирующий и волевой активности (рис. 36).
Сознательная составляющая возникает прежде всего в использовании знаковых средств коммуникации и общения. Наряду с совершенствованием знаковых средств, механизма языка, способов его трансляции и приобретения языковых способностей у людей возникает языково-культурный слой модификации бессознательного интеллектуального механизма, так же, как и других механизмов (чувственно-оценочного, мотивационно-потребностного и др.). Основу модификации составляет переход от конкретных образов к абстрактным, к содержанию другого типа (несозерцательного), а затем и переход от "естественного" течения образов к логически оформляемым переходах от содержания к содержанию, к "оискусствлению" этого процесса. Это требует уже подчиненности "внешним" (культурным) требованиям к смысловому манипулирования. Для реализации необходимого человеку следует формировать основание произвольности манипулирования и соответствия требованиям - "Я" или самосознание, его и познавательного, и корректировки (рефлексивно-корректировка) буття.
Следовательно, мышление изначально связано с течением образов и их использованием в организации действия. Затем оно осложняется трансформационными возможностями, выражающиеся в структурировании образов и параллельным существованием имитационных и структурированных образов, сочетанием положительных результатов параллелизма и негативных последствий параллелизма. На следующей стадии происходит вмешательство языковых систем, которые направляют трансформацию и структурирования в русло построения абстракций и их объединений. Вместе с этим возникает сервис сознания, а затем - самосознания, внутреннее структурирование управленческого (рефлексивно-самоорганизационные) звена психики - "Я".
Рефлексивные функции порождают три базовые формы мышления - отражающие проблематизируют и депроблемати-зирующие. Однако все они к использованию языка, возникновение сознания и самосознания, придания самокоррекции организованного и социокультурно значимого характера является лишь предпосылками того, что называют проблема, задача, норма (включая норму процесса и результата - цель). Потому что вместе с использованием языка, совершенствованием организации мислекоммуникативного процесса и механизма меняется сама форма отражения, то можно указать общую схему прихода к задачи и проблемы, к более общим типами норм (стратегия и др.).
Наиболее привычный тип мышления - это мышление в коммуникации, при понимании текстов, при построении текстов (автора и критика). В мислекоммуникации носитель языка включено в условия и систему требований добавляют его внутренним процессам мышления определенность и организованность. Статической стороной процессов мышления выступают образы, представления. Специфика языка как системы средств мислекоммуникации, заключается в том, что эти образы и представления разделяются на два крайних типа - смыслы и значения. Структурные и содержательные свойства смыслов зависящие от индивидуальности мыслителя, ситуации и ее динамики, тогда как значение стоят над ситуацией и индивидуальностью и выступают как социокультурные средства, конструктивные и обобщены. Благодаря этим особенностям мышления приобретает те качества, которые и являются специфическими для современной культуры мышления. Их конструктивизм, надиндивидуальность, обобщенность, надситуативность приводит трансформации в сознании, появление надиндивидуальных замещений первичных смыслов (рис. 37) [3].
В силу важности последствий появления в сознании значений, а затем и их особого типа - понятий, остановимся более подробно на их качестве, выделенных во многих исследованиях (табл. 30).
Мы видим, что представление этого типа создаются в мысли-коммуникативных взаимодействиях. Когда первичные, индивидуальные, ситуационные и т.п. представления перестают быть эффективными в смысле, появляется потребность в средствах преодоления эгоцентризма индивидуального мышления, в результатах "коллективного" мышления, в доказательности и несубьективной убедительности, тогда "смыслы" перестраиваются, обобщаются, конструктивно замещаются и т.п. и становятся значениями. Они утверждаются в согласовании всех заинтересованных сторон в дискуссии или конструируются с направленностью на будущее утверждением согласились. Так как первичные представления возникают, прежде всего, в познании, а все остальные направленности использование образов объектов опираются на "Познань", на выявление объектной сущности, то переход к "значений" сопровождается и усилением познавательного эффекта, углублением, приближением к отражению сутности.
Сам переход к сути меняет субъективную ситуацию в человеке, трансформирует его содержание сознания. При этом сам механизм сознания и самосознания приводит динамику смыслов в соответствие с требованиями языковых значений, нового типа смыслов. Для интеллектуального саморазвития важен переход от смыслов к значениям путем самостоятельных усилий. Использование содержательных конструкций парадигмы языка, значений, и порождает оформления процессов, появление логики. Вместе с включением в мышления языковых средств и закреплением за знаками языковых значений сам мыслительный процесс перестает быть зависимым только от внутренних факторов, а в реагировании на внешнее - их рассмотрение как случайного набора условий.
4.2.1. Теоретические аспекты практики использования методов управления деятельностью | 4.3.1. "Метод работы с текстами": технологическая сутнисть В совершенствования и развития |