4.2.1. Теоретические аспекты практики использования методов управления деятельностью

4.2.1. Теоретические аспекты практики

использования методов управления деятельностью персоналу

4.2.1.1. Концептуальное положение методов управлиння

Теоретически методы управления деятельностью персонала, их роль и место в системе управления можно представить в виде взаимосвязи категорий теории управления (рис. 31).
Законы управления. Под законом понимается объективно существующие, постоянные причинно-следственные связи между объектами и явлениями, которые характеризуются всеобщностью, необходимостью и повторяемостью. Существенные отношения показывают, что закономерно связь, отражающая главные внутренние границы объектов и явлений, которые задают характер поведения персонала. Всеобщность - заданная связь, присущая всем деятельным феноменов, процессов данного уровня, типа, класса. Необходима отношение - выходит из природы деятельности, происходящее в определенных условиях и не зависит от обстоятельств. Под условиями понимается весь комплекс явлений сетевого маркетинга, обстоятельств, сопутствующих причин порождение определенных последствий, обеспечивающих их развитие. Сопутствующие причины отражают общий фон явлений и не оказывают прямого влияния на происходящее. Закон начинает действовать при создании соответствующих условий. Знание объективного закона позволяет уточнить связи, соответствующие его сущности; изучить условия действия закона; раскрывать принципы, определяющие требования этого закона; выбирать методы его практической реализации. Законы управления проявляются в деятельности людей, объективные и не зависящие от их сознания, воли, желаний. Исходя из этого и говорят, что люди сами творят историю, будучи одновременно авторами и действующими особами.

Принципы управления персоналом. Принцип - это требования объективного закона управления, правила их выполнения в управленческой деятельности. Принципы включают требования и правила. Как показывает анализ учебной литературы, в ней можно встретить либо первое, либо второе. Объективная трудность в данном случае, на наш взгляд, определяется следующим:

Неразработанности теории управления. Недостаточной обоснованностью законов и соответствующих им принципов. Отсутствие устоявшихся положений теории управления побуждает специалистов делать не всегда обоснованные висновки.

Возможность проявления субъективизма в установлении принципов и методов работы с кадрами. Это решение было принято и в советское время, и сегодня. Часто принципы определялись в угоду действующему лидеру партии, а сегодня - владельцу. (Качественные изменения в управляемом объекте должны сопровождаться необходимыми изменениями в системе управления - организационных структурах, распределения власти, делегирование полномочий, профессионально-квалификационный состав кадров и т.д.) Функции управления персоналом и внутренняя структура системы управления связывается с переменной структурой целей организации (деревом целей), функциональной структурой. При этом функция управления и структура должны соответствовать целям данного уровня, как и качественные характеристики информации, циркулирующих в каналах управлиння.

Цель деятельности. Цель - очень сложная категория теории управления, имеет много определения. Цель в кибернетике - характеристика поведения системы, направленного на достижение определенного конечного состояния [16]. Цели организации в системе менеджмента - "прогнозируемые, планируемые и желаемые результаты, которые должны быть достигнуты организацией и на достижение которых направлена ее деятельность" [48]. Сложность организации обусловливает ее многоцелевой характер, иерархию целей, их приоритетность. При этом гомеоста-тичность и целостность системы требуют установления определенного равновесия между целями. Все цели ("дерево целей") определяются миссией организации, выражает ее общественное предназначение, сложившейся системой разделения труда. Цель управления персоналом согласуется с целью управления организации. Миссия, в свою очередь, способствует сплочению организации, ее объединения, формирование организационной культуры, определяет принципиальные положения для разработки стратегии мотивации. Характеристики целей расписаны в многочисленных учебниках, но мы подчеркиваем следующее: цель определяет организационную структуру организации, систему управления, механизм управления; цель является системообразующим, системоорганизующим фактором. Во многом недостатки в состоянии организаций объясняются тем, что неправильно определена цель деятельности (бизнеса), а рекламируемая цель - деньги - хоть и важна в современных условиях, однако она не может быть стратегической целью жизни человека. Согласно этому отсутствует стройная система управления персоналом, что проявляется, в частности, в отсутствии стратегического самоопределения. Стратегия деятельности организации и стратегия управления определяет перспективные направления и траекторию движения организации и отдельного ее элемента во времени и пространстве; организует формы, технологии, методы, способы, приемы деятельности людей это динамическая модель целесообразной, системной деятельности людей, учитывающий влияние факторов внешней и внутренней среды, это отделились функция управления. Стратегия определяется целью организации и влияет на изменения структуры. Стратегия управления является звеном в цепочке "принципы управления - цели мотивации - функциональные стратегии - методы и приемы управления". Стратегия организующим началом всех методов, технологий управления, что позволяет достичь целей деятельности при условии ее соответствия объективным законам. Стратегия управления опирается на представления о сущности деятельности, о состоянии системы в прошлом, настоящем и прогнозируемом будущем. Стратегию и людей связывает цель ... цель и работу связывает метод. Исходя из рис. 31 видно, что цель определяет методы и средства ее досягнення.

4.2.1.2. Стратегии и методы Стратегия, как правило, задается абстрактно заданной нормой (целью, программой, проектом, планом, методом и т. п.). Под методом на практике понимается организация приемов и способов достижения конкретной цели. Стратегии управления персоналом разрабатываются в соответствии с требованиями объективных законов управления и правилами их реализации в практической деятельности (принципами) и организуют, объединяют приемы и способы мотивационной деятельности людей по достижении ими согласованных целей. Наша версия определения стратегии связывает ее с понятием модель, нормы, "метод". Результаты исследований показывают, что стратегия определяет структурные и поведенческие взаимосвязи между подразделениями, работниками организации, организует системную деятельность по достижению ее деятельных целей. При этом рациональная структура организации предполагает: реальные взаимосвязи между людьми и их работой, отражаемые в схемах организационных структур и должностных обязанностях; политику руководства и методы управления персоналом; полномочия и функции работников на иерархических уровнях управления. Исходя из положений теории организации [7], при создании и совершенствовании организаций на стратегическом уровне (макроуровне): изучаются условия и предпосылки поведения организации, общая эффективность и возможности для достижения целей; исследуются варианты оптимизации структуры; прогнозируется структура персонала организации. На тактическом уровне (микроуровне) исследуется: поведение индивидуумов и групп, влияние базовых и индивидуальных ценностей, профессионального образования, мотивации, личных качеств на стратегическое и тактическое управлиння.

Сегодня научно обоснованное использование методов управления затруднено несложный пониманием метода как категории теории управления и как средства управлиння.
Как видно из табл. 27, метод действует в сложно и кооперативно-структурном пространстве (системе) деятельности, где он влияет на структурирование, объединение этих деятельностей и определения функциональных связей между ними. Метод подсказывает, предписывает, разъясняет, как нужно действовать для достижения целей дияльности.

Метод, как и другие нормы (цели, планы, проекты, программы и т. п.) экономит затраты сил, времени за счет "выпрямления" траектории реального поведения, действия человека. Целеори-ентированность действия метода и его организующее воздействие на управляемый персонал предоставляет постоянство, статичность их деятельности в конкретной ситуации, содержательность мышления (структурированного целого всех значений, созданных языком общения). Однако при переносе метода в новые ситуации, в новые образцы действий и деятельности ее содержательность становится опосредованной. Содержательность метода имеет предпосылкой рефлексию (процесс коррекции способа действия при преодолении трудностей в деятельности), так как она соотнесена и приближена к ситуации деятельности, в которой бывший метод перестает быть ситуационно адекватним.

При переходе от одной деятельности к другой метод отходит от прямой зависимости от ситуации. Более того, метод может стать и над ней, когда появляется сервис многих конкретных методов деятельности или наряду с конкретными методами создаются абстрактные методы, которые обслуживают общую организацию производства в этой ситуации. Метод как норма деятельности абстрагируется (в дальнейшем будет показано при изучении метода Гегеля).

Абстрагирования ведет к "изъятия" из ситуационных, и содержание метода становится другим в конструировании абстракций. Сохраняется лишь функция метода, а содержание меняется, оно приобретает качества "абстракции". Абстрагирование позволяет выделить "общее" (конструктивность, непосредственных, технологичность, предназначенного для конкретизации) в процессах деятельности. Абстракция не предполагает прямое применение в действии, потому что ее нужно предварительно конкретизировать. В ходе конкретизации абстракция или является средством конкретизации, или "исходным материалом". В случае средства конкретизации абстракция используется в ориентирующей функции и в функции регулирования. При дедуктивной конкретизации используется идея самораскрытия абстракции в диалектическом движении - применяется логическая форма чистого мышления Гегеля. Метод появляется в результате обобщения образцов конкретных норм в определенном множестве деятельности. Метод предполагает применение его как ориентирует средства и как превращен материал. В последнем случае конкретизация как мыслительная процедура превращает метод в средство своего изменения и конкретную норму. Самым простым вариантом подобных обобщений и применения обобщенной нормы на средство построения более конкретных норм или их преобразования является стратегия.

Стратегия применяется не только как средство, но, прежде всего, как исходный материал. Специфика заключается в содержательной ориентации конкретизации. В стратегии, прежде всего, видится будущее действие, а не ее непосредственных-мыслитель-ва основа. При использовании стратегии в функции средства изменения конкретных норм (целей, планов программ и т. п.) содержательная ориентация позволяет сравнивать одно действие ("конкретное") и некоторые другие действия ("абстрактное"). Умственная форма и сущность средства остается "в тени".

В методе основой является его непосредственных-мыслительная природа и ответственность за правильность организации мыслительных процедур.

Стратегии и методы имеют одну логико-мыслительную генетическую базу, но с разными фокусировки, связанными с различием заказа нормативные обобщения. При этом оперирует методом должен иметь логико-умственное сознание, а стратегиями не обязательно осознает эту необходимость. Связанность метода с логико-мыслительными и рефлексивно-культурными акцентами и ценностями человека влияет на связи между знанием и предписанием к деятельности в различных ситуациях. Осознание ситуации приводит к выработке образа действий (ситуационного нормирования), к замене концептуальных основ в стратегии или обобщенные нормы деятельности. Концептуальное представление ситуации переходит из фазы случайных фиксаций, фиксаций явлений функцию существенного, "внутреннего" в деятельности. Это существенное и становится основанием построения стратегий. Сам переход от концепции к стратегии означает переход от отображения к существенно значимого предписанием, где звенья процесса учитывают не только суть деятельности, но и сущность перевода субъективного в объективное, мышление на волю, социокультурного бытия субъекта в социокультурное бытие деятельности.

Если вместо стратегии вводится метод, то он фокусирует внимание на свою непосредственных и заставляет осознать технологию достижения цели, проявления самосознания, интеллектуальной свободы в связи с построением ситуационной нормы. При этом каждый шаг содержания мышления сопровождается шагом движения самосознания, движением в самовизначенни.

Логика движения содержания концепции приводит к самоопределению по стратегии, а субъективная сторона в самоопределении "поднимается" до уровня всеобщности, ценностного самосознающего отношения. После самоопределения завершается конкретизации как стратегии, так и ценностей. Между стратегией, концепцией и ценностями существует как бы "параллелизм" в процессе самоопределения. Метод, в отличие от стратегии, переводить Этот параллелизм в мыслетехническую область. Следовательно, метод, совместно с его стратегической формой бытия, благодаря опоре на концепцию и сохранности в процессе самоопределения и реализации в субъективном измерении благодаря ценностям гарантирует отсутствие заблуждений. Изучение методов означает изучение рефлексии.

4.2.2. Мышление и методы управления персоналом *

4.2.2.1. Рефлексия в современной практике мышления

Понимание рефлексии в современной практике мышления остается поверхностным. Поэтому остановимся, прежде всего, на понимании сущности рефлексии. Сначала сделаем обзор концептуальных версий рефлексии (табл. 28).
"Интеллектуальное Я" человека реализует управленческое самоотношения применительно к мышлению. При этом осуществляется фиксация, выделение представлений, сопоставление, построение обобщенных заместителей, создание сравнительных комплектов (суждения, умозаключения) и т. п. Самосознание, опирающаяся на механизмы рефлексии и самоотношения, выделяется в инстанцию психики, обладающий свободой, волей, исходным началом всех внешних ее проявлений. Основным явлением бытия самосознания возникает рефлексивная самоорганизация.

При реализации рефлексивной функции в деятельности поводом для запуска рефлексии выступает затруднение, "разрыв" в деятельности, и результатом использования рефлексии становится преодоление трудностей, устранение разрыва. Выделение рефлексивной позиции в тип мышления и затем в тип деятельности приводит к типичным осложнения - обеспечение средствами, методами.

Как средства выступают те специальные понятийно-категориальные системы, предназначенные для рефлексии (деятельности, общения, мышления и т. п.). На этом пути появляется методологическая рефлексия и методология.

4.2.2.2. Мышление и практика управлиння

В процессе рефлектирования создается морфология мышления. Формообразования в мышлении связано с привлечением языковых средств. Остановимся на мышлении более докладно.

Сама потребность в мышлении тесно связана с трудностями в практике, поиском путей дальнейшего действия. В то же время общение и коммуникация имеют свои рутинные формы, привлекающие мышления. В едином "пространстве мышления" выделяются различные формы самого мышления, высшие и низшие. Именно мышление включает в себя проявления других психических механизмов, включая сознание, самосознание, волю, чувства и т. п.

Для более глубокого понимания мышления рассмотрим ряд теоретических различия в психологии.

Сегодня многие других опознавательных характеристик мышления, возникшие в науке и философии, методологии, культурологии, языкознании и т. п. Однако многие версии не обладают достаточной уверенностью и полнотой. Выделим в многообразии характеристик ряд, который мог бы быть лежащим в "центре" картины.
Материалы имеющихся исследований внедрение методов в практику и их усовершенствования Проще видение мышления можно связать с акцентом на динамику "образного ряда". Во внутреннем