Материалы имеющихся исследований внедрение методов в практику и их усовершенствования

Материалы имеющихся исследований внедрение методов в практику и их усовершенствования позволяют сделать вывод о влиянии на этот процесс множества факторов. Представить влияние основных факторов на применение и совершенствование методов деятельности можем в виде системы (рис. 28).

В разных условиях на деятельность персонала действует система взаимосвязанных и взаимозависимых факторов:

человеческий фактор (ЧФ)

информационный фактор (ИФ)
фактор средств труда (ФСТ)

группа системных факторов (СФ). Состав факторов представлен на рис.29.

Человеческий фактор

Человеческий фактор представляет собой действие интеллектуальных, физических и духовных сил, которые проявляются в профессиональной и духовных сферах деятельности персонала, в готовности воспринимать и использовать подходы к совершенствованию методов дияльности.

Несмотря на большое количество литературы, посвященной человеческому фактору, нет четких рекомендаций по его учета в управленческой практици.

В основном и теоретики, и практики согласились, что человека надо мотивировать, побуждать к деятельности. Изучаются модели мотивации, разработанные в США и других странах, делаются попытки применять их на новом человеческом материале, в новых условиях. С одной стороны - это хорошо, достижения передового опыта используются, с другой стороны, зная, насколько отличаются системы управления персоналом в США и той же Японии
(Системы управления, учитывающие национальные особенности народов), применение чужого опыта желает более творческого пидходу.

Итак, менеджер должен общая задача - обеспечить совпадение целей каждого отдельного человека, группы с целями организации.

Информационный фактор

Процесс управления организацией для персонала, в первую очередь, связан с переработкой информации, циркулирующей в каналах системы управлиння.

Менеджеру информация необходима для принятия решения. При этом решение должно быть своевременно и обгрунтовано.

Это требует соответствующей характеристики информации: количества и качества информации, полноты, своевременности, достоверности, точности, плотности и цинности.

Исследование практики привело к выводам о необходимости управления потоками информации. Для учета действия информационного фактора следует привести трудоемкость, ритмичность и интенсивность труда персонала управления, характеристики потоков информации в соответствии с выполняемыми функциями управления органами управления. Требуемое информационного обеспечения при этом должна соответствовать структуре и цели управлиння.

Успешно это можно реализовать программно-целевым подходом к организации информационного забезпечення.

Фактор средств праци

Во факторный действием средств труда понимаются причины, побуждающие совершенствовать методы руководства при внедрении новой техники, механизации и автоматизации процесса управлиння.

Из года в год усложняют процесс управления закономерно приводит к созданию более совершенных образцов средств механизации и автоматизации рабочих мест, передачи, приема и обработки, хранения информации, выполнения расчетов. Это естественно приводит к необходимости совершенствовать приемы, способы и методы работы управленческого персоналу.

Системные фактори

Сущность системного влияния факторов объясняется положениями теории систем. Как отдельные элементы, объединенные в систему, придают ей новые свойства, так и система факторов, действующих на персонал, приносит новые характеристики, воздействуя на используемые им методы. К системным факторам мы относим: фактор соответствия систем и научную организацию

праци.

Фактор соответствия систем

Необходимость согласования двух подсистем - управляющей и управляемой - объясняется требованиями законов управления (закон гармонии и необходимого разнообразия). Еще А. А. Богданов отмечал [7], что любая организация, как бы она ни была совершенна в момент своего создания или кульминации своей деятельности, как бы она хорошо не соответствовала своей первоначальной задачи, однажды потребует коренной перестройки. При этом чем сложнее система, тем больше шансов в процессе ее развития столкнуться с кризисной ситуацией, с необходимостью перестройки организации.

В странах с развитой рыночной экономикой является обычным делом через 2-4 года (в зависимости от размеров фирмы) перестраивать организационную структуру в соответствии с окружающей средой, целью организации.

Перестраивая организацию, менеджеры приводят в соответствие управляющую систему с управляемой. Соответствие должно быть методологическое (учет требований закономерностей управления), организационное (проявляется через организационные связи, закрепленные организационной форме), функциональное (проявляется через взаимосвязь целей, функций и методов управления), социально-психологический (проявляется в единстве цели организации и каждого исполнителя), информационно-технологическое (проявляется в соответствии количественных, качественных характеристик), правовое (проявляется во взаимодействии всего персонала, достигается определением каждому прав и ответственности).

Требования соответствия систем приводят к тому, что методы управления и труда должны соответствовать существующей системе управления. Менеджер, который решил ввести новые, более совершенные приемы, способы, методы управления, должен создать соответствующий механизм управления, перестроить систему управлиння.

Более того, менеджер, приходя в любую организацию, попадает в поле сложившихся отношений. Он должен соблюдать писаные и неписаные законы. Он должен учитывать законы функционирования объекта управления и окружающей середовища.

Научная организация управленческого труда (Ноут)

В бывшем СССР много писалось и говорилось о научной организации труда. Теоретики марксизма-ленинизма считали (и небезосновательно), что можно построить социализм, опираясь на науку. Для практиков организация труда ... была самым главным, коренным и злободневным вопросом всей общественной життя.

Вероятно, подлинно научную организацию труда они, как и социализм у нас, не построили из-за несоответствия системы управления объявленной мети.

Управленческий труд имеет свои особенности. Они происходят из специфики процесса управления. Персонал управления участвует в создании материальных ценностей предполагаемых услуг не напрямую, а через организацию труда других людей.

Предметом труда менеджера, специалиста управления, является информация. Затраты на изучение, подбор, обработка, хранение, передачу составляют до 80% всех затрат рабочего времени. Средствами управленческого труда является организационная техника. Управленческий труд состоит из множества конкретных работ (более 200). Эти работы, в свою очередь, делятся на операции, операции состоят из отдельных элементов. Каждая работа выполняется совокупность приемов и способов. При надлежащей организации последних получим более совершенный метод роботи.

Научность в организации управленческого труда можно рассматривать в двух аспектах - в статике и динамике. Ноут в статике - это сумма научных знаний, относятся: к разделению труда и установление определенных связей между участниками трудового процесса, создание необходимых условий для высокопроизводительного труда, обеспечения необходимого квалификационного и профессионального уровня персонала; охраны труда, его стимулирования, правильному сочетанию материальных и моральных стимулов праци.

Ноута в динамике - это процесс рационализации труда, процесс совершенствования его организации.

Осуществляется этот процесс путем внедрения новых достижений науки, техники, организационных мероприятий, способствующих достижению более высоких результатов труда при минимальных затратах и наиболее эффективных приемах, способах и методи.

Ноут в практической деятельности - это совокупность постоянно совершенствуются действий организационного, экономического, социально-психологического характера, представляющие внедрения новейших достижений науки и передового опыта, с целью повышения эффективности управлиння.

Научная организация немыслима без поиска наиболее целесообразной организации приемов и способов достижения целей организации, так же, как и без применения и совершенствования методов управления и роботи.

Таким образом, Ноут предусматривает совершенствование методов деятельности как бы изнутри, разрабатывая, внедряя новые приемы, способы, методы решения конкретных операций, отдельных работ, решения задач извне и создавая дополнительно стимулирующую обстановку для творческого пошуку.

Изучая подходы к совершенствованию методов деятельности, следует заметить, что основным и первоначальным направлением является их теоретическая обгрунтованисть.

Замена системы управления для внедрения новых методов и повышение эффективности деятельности требует совершенствования теории. Простая реорганизация системы ничего не даст, если старая методология сохраняется. Кризисы практики управления сначала вызываются кризисом теории. Поэтому, утверждают специалисты [74], в настоящее время радикальный прием повышения эффективности управления - замена общей теории систем.

В передовых фирмах специалисты по управлению переходят от управления производственной системой к управлению производственным процессом. При рассмотрении производства с позиций системы и ее основных элементов - людей, техники, технологии и среды методологически и механически эксплуатация машин переносится на эксплуатацию, в первую очередь, рабочей силы. Эксплуатация людей уже давно признана малоэффективным и устаревшим методом управлиння.

Повышение эффективности работы организаций, улучшение качества продукции связано с раскрепощением рабочей силы. Примером может служить японский, финский и американский подходы к решению проблемы якости.

Основу современного производства составляют эксплуатация машин, применения новейших технологий. Управление сейчас и в будущем является процесс управления процессами. Это, в свою очередь, влечет за собой разработку и применение новых методов целесообразной дияльности.

4.1.1. Учет факторов, впливають

на совершенствование методов управлиння

Все многообразие целей сложной организационной системы можно связать в виде "дерева целей" основой которой является цель организации. Такое "дерево целей" является основой механизм управления организацией и, как известно, относится к программно-целевого управления. Этот механизм базируется на программно-целевом подходе (системе принципов, определяющих стратегию деятельности) и использует программно-целевые методы, основанные на комплексном анализе воздействующих факторов и построении сложной совокупности мер и действий, приводящих к достижению поставленной цели. Учитывая, что факторы, влияющие на совершенствование методов управления, носят системный характер, то вполне обосновано использование целевых комплексных программ (ЦКП) как механизма учета влияния данной системы факторов (рис. 30).

Мы познакомились с отдельными методами, которые используются в управленческой практике 4.2.1. Теоретические аспекты практики использования методов управления деятельностью