Научное исследование начинается тогда, когда в соответствующей деятельности не хватает

Научное исследование начинается тогда, когда в соответствующей деятельности не хватает знаний, видится в ходе критического анализа причин трудностей в деятельности. Восстанавливая в рефлексии картину осуществленной деятельности до момента фиксации трудности, исследователь обнаруживает в рефлексивно материале то, что соответствует конкретной причины трудности. Наблюдения (первый процесс исследования) подвергается лишь сторона объекта изучения. Исторически первым было осознание целостного наблюдения, так строились метафизические, охватывающих всю действительность взгляды философов (например, Демокрит). Наука возникла после перехода к многостороннему исследования мира. Это означает, что одновременно сосуществуют многие исследователи, и возвращение к целостному представлению о мире предполагает синтетическую деятельность философа (например, Гегель).

Первый процесс исследования мы будем называть феноменологическим. Поскольку наблюдения осуществляется в различных условиях, то возникает разнообразие феноменологических описаний. К языку этих описаний не предъявляется специальных требований, что означает использование тех языковых значений, которыми обладает феноменологии.

Однако чем больше исходных описаний, тем труднее передавать практику, поскольку в его деятельности невозможно оперировать многими знаниями об одной реальности. В этом случае возникает необходимость в особой работе, в которой вместо многочисленных феноменологических описаний строится единственное, что выражает накопленные ранее феноменологические знания, описание объекта изучения. Такой процесс будем называть теоретическим. Теоретик в силу того что должен синтезировать различные содержания в текстуальной форме, подчиняется требованиям текстуального выражения мысли. Если феноменолога каждый раз рождал свое представление об объекте, не заботясь о способе его происхождения, порождение, то теоретик должен осознать отличие создаваемого представления от исследуемого объекта. Именно особым преобразованием представлений феноменологов (объектов их текстуально выражается мышления, так как текст - суть описание представления в качестве объекта, а не самого объекта) теоретик строит свой теоретический объект и описывает его в теоретическом тексти.

Вместе с осознанным построением теоретических объектов возникает необходимость в подтверждении или опровержении формального знания. В данном случае термин "знание" употребляется в соответствии с логическим стажем понятие знания). Экспериментатор выполняет первое задание, а методолог-критик - второе. После обоснованного опровержения формального знания теоретику снова дается заказ на его повторную работу. Цикл развитого исследование повторяется. Кроме того, повторная работа теоретика вызывается и накоплением феноменологических описаний. Однако, имея теорию, нужно не просто включать новые содержания в модифицированную теорию, а подвергнуть критической оценке новые данные с точки зрения их отношений именно к возникшей (вместе с оформлением исследовательского цикла) области знания, что и делает методолог-критик во втором случае. Итак, замкнутый и самый цикл развивается исследование включает пять указанных типов процессов: феноменологический, теоретический, экспериментальный, методоло-критический первый и методоло-критический друга.

Таким образом описана система научной деятельности позволяет поставить вопрос о том, как создаются понятия. Они возникают в рамках теоретической деятельности. Чтобы организовать процесс теоретического описания, теоретику необходимо найти ряд предикатов, способных выполнять функции уточняющих и выходных предикатов. Сам теоретик может и не осуществлять поиск, а отдать эту работу специалиста по созданию понятий. Этот специалист различает представление об объекте, так или иначе возникло в синтезе теоретика путем построения проекционных отражений "объекта". Затем выявляются опознавательных признаков проекций, на основе которых и может решаться логическая задача по восхождению. Содержание опознавательных признаков и составляет содержание понятий как средств описания теоретических объектов. Вторичное описание, в силу выраженности средств-понятий, может отличаться от исходного продукта работы теоретика. Однако это не может им оцениваться негативно, так как более определенное знание лучше обслуживает практическую дияльнисть.

В решении логических задач студенту приходится воспроизводить различные стороны деятельности специалиста по созданию понятий. В результате он получает возможность постоянного уточнения понятийного аппарата и тем самым более эффективного решения своих учебных задач или научных задач. Предложенная нами методика работы с текстами предполагает как особый способ наглядного выражения понятийных смыслов, так и наглядное оперирования в рамках понятийной работы, что способствует ее осознание нею.

5.1.5. Семиотика и использования семиотических изображений в развитии мислення

Перейдем к рассмотрению специальных языковых средств экстериоризации мышления. В этой роли мы использовали схематизированные изображения. Поскольку на таких терминов, как "изображение", "схема", "схематическое изображение", "схематизированное изображение", нет достаточной ясности со стороны их понятийного содержания, мы введем то понимание, на которое опирались в дослидженни.

Раскроем содержание этих понятий путем указания на типы изображений. В первом приближении можно выделить крайние варианты изобразительных форм по характеру отношений изображения к изображаемому. В одном случае изобразительные формы непосредственно повторяют формы видимых объектов. Тем самым в их создание кладется принцип прямого отражения реальности. В противном случае изобразительные формы обусловлены особенностями специально создаваемого языка зображень.

В учебной деятельности это отвечает введения схематизированных изображений для выражения теоретических смыслов. В качестве объекта выступает не сама видимая реальность, а представляются и конструируются содержания объектного типу

(Идеальные объекты в теоретической деятельности). Условно первый тип изображения назван следовые (следует реальности, выражающийся в изобразительном материале), а вторая - "знаковым" (конструктивно-семиотический имитация форм предполагаемой реальности).

Знаковые системы рождаются в коммуникативных ситуациях. Поэтому рассмотрим вкратце общие особенности коммуникации, значимые для раскрытия природы семиотических зображень.

В системах деятельностей любые люди, как особая морфология, вступают в отношения друг с другом помимо или в связи с реализацией своих частей-программ. Поэтому в зависимости от того, как именно будет проходить процесс их отношений, зависит и их включенность в деятельность (соблюдение программным предписаниям). Тем самым зависимость от специфических отношений между людьми делает возможным выделить их как самостоятельно значимые. Мы будем рассматривать отношения двух типов: коммуникативные и спилкування.

Коммуникация (рис. 61) [3] начинается вместе с таким воздействием одного члена коммуникации на другой, смысл которого заключается в положениях:

1) ситуация влияет на человека и механизмами коммуниканта проводится отражение ситуации;

2) ситуация значима для человека;

3) значимость ситуации для человека переносится на значимость для другого человека;
4) перенос значимости определяет выбор средств привлечения внимания одного человека на ситуацию и воспроизведения подобного (значимости) отношение к ней другой людини.

Целое коммуникации определяется переходом от текстуального выражения мнения к согласованному, более совершенного варианта думки.

Коммуникация включает в себя определенную последовательность шагов:

изложение возник и считается автором значимого для других мнения о чем-либо;

понимающая реконструкция содержания мысли "другим" участником коммуникации;

использование результатов понимания для выдвижения альтернативного, более совершенного мысли;

сопротивление учета нового мысли;

переход к согласованию мнений;

построение средства согласования и выявления "роста" (совершенствования) содержания мысли - арбитражной точки зрения;

использование арбитражного средства для установления "роста" содержания мысли;

организационное влияние на снятие трудностей в переходе к согласованию и осуществление согласования точек зору.

В качестве посредника перенос значимости выступает использование посредника. Характер применения определяется достаточностью тех или иных воздействий на механизмы второго коммуниканта, которые привели бы его к восприятию ситуации и ее квалификации как значимой. Проводником этой определенности действий выступают преобразования свойств посредника (ситуативные или оно). При воспроизведении преобразования посредника создается организационная надстройка, которая обеспечивает подчинение возможных участников коммуникации требованиям воспроизводится преобразований посредника. Для этого, в том числе, определенность преобразований извлекается из коммуникации и фиксируется как материал оспособления (обучение). В результате каждый участник коммуникации меняет свою морфологию и рождает новые механизмы, соответствующие потребности воспроизведения определенных преобразований посредника. После выделения в преобразованиях тех единиц, которые позволяют восстанавливать природные процессы преобразований, но в количественном отношении несравненно менее многочисленные, осуществляется разделение планов единиц и их комплектования по тем или иным методикам (правилам, если методики унифицируются). Выделение единиц означает появление языка в двух указанных планах: парадигматики и синтагматики. Существование языка обусловлено характерным влиянием на вторую коммуниканта со стороны первого (по правилам). Поэтому изоляция определенности влияния на соответствующей морфологии (бумага, камень и т.д.) является единственной формой существования языка как непосредственно наблюдаемого. В ситуациях коммуникации языковые характеристики следует еще распознать, чтобы можно было утверждать о "наличии" языка в коммуникации как реальном явлении. Поэтому на схематизированное картинке наличие языка носит условный характер, в рамках подчеркивание наличия и функционирования механизмов коммуникации в людини.

Специально организованный (по правилам языка) посредник называется текстом. Отнесением его к ситуации, что гарантирует выполнение коммуникативной задачи, называется содержанием текста. Любое рассмотрение текста вне его функций отнесения (указания, отображения и др.) ведет к деструкции содержания для того, кто не включен в отнесения текста к ситуации. Итак, закрепленность содержания с текстом постоянная (неситуативна) только в словаре - извлечении языковых парадигм. Использование фиксированных смыслов текста решения коммуникативной задачи называется повидомленням.

Следует отметить, что могут быть различные посредники (фонематическое восприятие, артикулярным производство звука, игра-фемная методика, графемное восприятия). Мы вводим изображение в функции языковых средств и подчинения семиотический требованиям. Во всех случаях исходный материал получает свое оформление в связи с необходимостью реализовывать коммуникативную функцию. Так как в реальной коммуникации в нее вовлекаются различные психические механизмы и другие образования в качестве посредников, то следует считать коммуникативный процесс многоязычным. Язык, во-первых, представляет собой совокупность фиксированных посредников (морфологическая сторону знака). Во-вторых, язык - это совокупность требований к каждому посредника (функциональная сторона знака). С третьей стороны - это совокупность требований к употреблению посредников (синтаксис).

В этих правилах выделяют два компонента: с одной стороны, это требование к употреблению с точки зрения формальной правильности построения знаковых структур, а с другой стороны - это требование к относительности знаковых структур к реальности, позволяющие сообщать сведения реальности (содержательный аспект). Так как две группы правил употребления тесно взаимосвязаны и взаимозависимы, то они обе, по-своему, имеют содержательное значение. Так же следует говорить и о формальной значимости обеих групп правил. Кроме того, реализации правил применения и их эффективность зависят от самого "устройства" знаков (морфологического и функционального), то и этот план приобретает содержательную значимость. Итак, только многообразие всех указанных моментов полностью исчерпывает содержательный план языка в его употребляется форме (семантика языка). Если учесть развитие речи, то содержательно значимых моментов станет значительно больше. Точно так же и относительно формального плана языка. Однако прежде всего содержание в языке существует в форме значений - фиксируемых в словаре способов применения знака (как организованной морфологии) * в процессе его отнесения к объекту. Образование значений имеет много общего с процессами образования понятий. В то же время оно имеет существенные видминности.

* Морфология - это то, что поддается изменению по заранее предположению характеристиками.

При образовании текста значение синтезируются в единое содержание текста, который выступает в роли текстуального содержания. Приведенный анализ коммуникации вообще позволяет рассмотреть тот вид коммуникации, который связан с употреблением семиотических изображений. Он включает в себя: объекты, человека, имеющего образ объекта, обычный язык для выражения объективных смыслов, высказывания на этом языке, идеальные объекты, соответствующие той или иной теории, теоретические описания объектов идеальных соответствии с логическими требованиями, логику (особый тип языка вместе со словарем категорий и грамматикой), социальные общности, в которых рождаются предписания того или иного типа (логические, семиотические и т. д.), следовые изображения, язык изображений (Яи) и собственно знаковые изображения. Все эти образования особым образом соотнесены друг с одною.

Обсудим данные отношения в связи с их ролью в раскрытии свойств знаковых изображений. Для организации анализа используем метод восхождения от абстрактного к конкретному и тем самым постепенно уточним семиотической содержание, что касается знаковых зображень.

Предположим, что в качестве учебных выступают теоретические содержания, которым предоставлена теоретическая форма. Кроме того, преподаватель использует семиотические изображение как особых выражений смыслов, считая полезным, с той или иной точки зрения их вживання.

Введение семиотических изображений опирается на уже имеющиеся теоретические содержания, выраженные в теоретических текстах согласно логике теоретического описания. В свою очередь, теоретические описания создаются в научной деятельности на основе переработки исходных описаний реальных объектов в ситуации невозможности эффективного использования многообразия исходных описаний в практической деятельности. Поскольку сами исходные описания рождаются в непосредственном созерцании объекта, они входят в сферу науки лишь в связи с особым профессиональным отношением к познавательного поведения индивидов. Роль следовых изображений заключается в иллюстрации теоретических положений с природными событиями в соответствующих рамках, данных теорией. Следовые изображения заменяют непосредственное обращение к реальности, что может быть обусловлено единообразием метода изложения материала (обращением к изображениям).

Таким образом, наблюдения за способами использования изобразительного материала соответствует общему ходу становления научного знания и, что особенно важно, построению содержания учебного предмета, который предусматривает конструктивную организацию исходных форм материала смыслов (как правило, теоретических).

Учитывая вышеприведенный анализ, дадим определение понятий "изображение", "схема", "схематизированное изображение", "схематическое изображение".

Изображением есть результат воспроизведения формы, цвета и других характеристик наблюдаемого объекта на другом для объекта материале. Схема порождается результате отбора значимых частей исходного материала (текста, изображения и т.п.) и введением их в те или иные отношения. Схематическое изображение является частным случаем схемы на материале изображения. Для него характерно предварительное построение изобразительного языка и дальнейшее его употребление, результат которого интерпретируется как изображения.
Если по принципу дополнительности можно расширить содержание в любом направлении, В учебном процессе изобразительные средства широко используются для организации