Проблемы становления предмета акмеологии. Акмеологии - наука, возникшая на стыке

Проблемы становления предмета акмеологии. Акмеологии - наука, возникшая на стыке естественных, общественных, технических и гуманитарных дисциплин, которая изучает закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии [4]. Стадия зрелости человека и так называемая вершина этой зрилости

"Акме" - это многомерное состояние человека, охватывающая период его развития и показывает, насколько он состоялся как гражданин, как специалист в какой-то определенной области дияльности.

Акмеологии изучает особенности важнейшей стадии, которую проходит человек в своем развитии - ступени зрелости. На состояние зрелости "работает" вся предшествующая жизнь человека. К моменту своей зрелости он может быть здоровым или отягощенный хроническими заболеваниями. Его мотивы могут соответствовать или не соответствовать общечеловеческим ценностям. В деятельности, от которой зависит существование человека, он может оказаться беспомощным или продуктивно деятельным не только на репродуктивном, но и на творческом ривни.

Акмеологии выясняет характеристики, которые формируются у человека в дошкольном возрасте, в младшем школьном, в годы отрочества и юности, дает рекомендации по их формирования, чем обеспечивает успешное проявление "акме" на стадии зрилости.

Понимая причинно-следственные связи с особенностями процессов, протекающих на разных стадиях развития человека, обусловленных общими и частными обстоятельствами его жизни, Акме-логия шаг за шагом прослеживает механизмы и результаты воздействия на человека государства, общества, учебного и трудового коллективов, семь 'й, природных условий и ин

На основании проведенных исследований даются рекомендации по разработке стратегии организации жизни человека, что позволяет ему оптимально проявить себя на стадии зрелости. У каждого человека - свое "акме", которое оценивается с учетом конкретных условий его проявления. Акмеологии научно обосновывает феномен "акме", исследует влияние на него различных факторов, определяет качественно-количественные характеристики.

Однако зачастую акмеологии анализирует зрелость и "акме" более сужен, имея в виду только овладение человеком профессией. Это очень актуально, потому что огромное количество людей в политике, экономике, сфере управления, науке, многих других сферах деятельности не являются профессионалами. Непрофессионализм приводит к огромным потерям в укреплении государственности, экономике, внешней и внутренней политике, промышленности и сельском хозяйстве, в сфере воспитания и образования. Непрофессионализм способствует повышению напряженности в межнациональных отношениях, межличностных конфликтов и психологического дискомфорта в самочувствии людей.

Профессионализм человека связывают с развитыми способностями, со знаниями в конкретной области деятельности, умениями и устойчивой мотивационно-эмоциональной заряженность на дело, а также необходимым для его профессионализма здоровьем.

В жизни часто фиксируют остановки в повышении профессионализма, иногда даже к его потере и деформацию личности профессионала. Акмеологии описывает эти феномены, выявляет вызывающие их причины и через проведение комплексных разработок предлагает технологические стратегии, тактики организации и практического осуществления процесса перевода начинает свою самостоятельную деятельность специалиста на более высокие уровни професионализму.

Относительно уровня профессионализма может и должен оцениваться не только тот или иной человек, работающий в конкретной области труда, но и отдельные различающиеся по размеру и характеру решаемых задач сообщества - бригада, экипаж, военное подразделение, педагогический коллектив, спортивная команда, труппа театра, кафедра института, префектура, правительство и т. д., начались исследования в этой области в ближайшее время приведут к более широкого толкования предмета акмеологии.

В настоящее время акмеологии создает методический инструментарий, позволяющий выявить достигнутый уровень профессионализма отдельным человеком и организациями.

Сущность "акме". Многие авторы разделяют мнение о том, что "акме" является вершиной развития человека как индивида, личности и субъекта деятельности [4]. Однако вершину развития можно выделять не только у отдельного человека, но и у общества, человеческой цивилизации, что особенно важно в стратегическом кадровом менеджменти.

По мнению А. Бодалева, "акме" - это высший для каждого человека уровень развития его физического здоровья, ума, чувства, воли, взаимодействующих так, что он добивается наибольшего результата, проявляя себя как индивид, личность и субъект деятельности .

В то же время и в прошлом, и в настоящем, и в будущем жили, живут и будут жить люди, которые "открывают америк", не мечтают покорять космос, не стремятся изобрести перпетуум-мобиле, а усвоив алгоритмы деятельности, данные им школой и учебным заведением, где они получили профессиональную подготовку, привычно для себя, изо дня в день просто добросовестно работают, зарабатывая на хлеб насущний.

Люди различаются вершинами, на которые поднялись. В истории немало примеров феномена так называемого псевдоакме, когда человек совершает поступки или действия, воспринимаемые окружающими людьми как вершины его достижений, а впоследствии выясняется обратное. Или, например, когда "короля делала свита". На достижение человеком своего "акме" влияют не только факторы внешней среды, но и в большей степени его ум, чувства, воля.

Непосредственно к праксеологической составляющей акмеоло-гии, что касается конкретных проблем профессиональной подготовки человека, а также развития и реализации его творческих возможностей, относится трактовка "акме" С. Степановым [4]. По его мнению, наиболее распространенное определение "акме" - это достижение возможного совершенства, максимальной зрелости, вершины, "звездного часа" в развитии человека (более расширенно - группы, организации, народа, человечества) [4]. Рассматривая "акме" как вершину совершенства, уместно вспомнить слова Гегеля о том, что все, достигшая совершенства, достойно смерти, а значит, неизбежно умирает, потому что в нем уже нет потенции к розвитку.

В отличие от указанных моделей предлагается интенционально-динамическая модель, в контексте которой критерию эмпирической и концептуальной идентификации феномена "акме" является не точка верхнего экстремума развития, то есть точка перехода от развития к регрессу, а точка максимально интенсивного роста и качественного скачка развития. Отсюда следует, что главные признаки "акме" - прогрессивная направленность (конструктивная интенция) и бурность развития (лавинообразный динамизм) [4].

Согласно этой модели вершина развития не обязательно должна приводить к деградации и изменяться распадом, и "акме" понимается не как экстремум жизнедеятельности человека, а как точка непрерывной кривой (возможно, даже экспоненциальной) розвитку.

По мнению специалистов, одним из преимуществ интенциональных-динамической модели "акме" является возможность выделения (с ее использованием) акмеологической периодов не только в зрелом и пожилом возрасте (что наблюдается чаще всего), но и в любом другом [4].

В интенциональных-динамической модели (по М. Бахтину) становится возможным построение не только результативных, но и структурно-процессуальных, хронотипических критериев. Модель не отрицает, а скорее, вбирает в себя "вершинные" модели как частные, редуцировать, вырожденные случаи (рис. 6.1) [4].

Как видно из рис. 6.1, прогрессивная направленность творческого и профессионального развития человека может непрерывно асимптотически стремиться к экспоненциальной кривой 1 акмеоло-ния становления его жизни, но в любой момент под воздействием каких-либо неблагоприятных факторов может изменить вектор. Основаниями для этого вывода могут служить модели 2 и 3.

Известно научно обоснованный вывод о том, что зрелость человека как личности и субъекта деятельности, а также достижения им "акме" должны обязательно рассматриваться в историческом контексте (по Э. Старовойтенко) [4].

В систему характеристик такого исторически зрелого типа включены высокоразвитое интеллектуальное отношение к жизни, высокая де-ятельностная производительность, действительно глубокий профессионализм, устойчивая социальная активность, сформированность по-настоящему морального ядра личности, эстетическое отношение к действительности, осознанная постоянно оказывается рефлексивность как зрелого отношения человека к себя как субъекта життя.

Наиболее значимыми по другим оказываются: • высокий уровень профессионально-творческого развития человека, которое происходит в труде социально перспективном,
мобильно технического совершенства, интеллектуальном, справедливо оценивает обществом, зависит от индивидуальной инициативы, одаренности, мастерства, производительности;


интеллектуальность развития человека. Такой человек, вступая в сложные и динамические связи, идет от упрощенно-будничных, стереотипных, абстрактно-схематическая способов понимания и объяснения бытия, свойств и жизнь других людей, собственного "Я". Закономерным становится поиск личностью способов научной интерпретации тех жизненных отношений, субъектом которых он является;

жизненный смысл и ценности нравственного самоопределения человека. Жизненно, общественно необходимым и возможным становится превращение личностью своего труда и ума в человеческом ориентовани.


Факторы достижения человеком "акме". Специалисты прослеживают зависимости между особенностями "акме" человека и социально-экономическими условиями общества, членом которого он является; конкретным историческим временем, в которое он жил, его социальной принадлежностью; конкретной социальной ситуацией, которая существует в данный момент в обществе; возрасту и полу человека .

Итак, "акме" человека - это вершина, которую он достиг в своем развитии как индивид (живой организм), личность и субъект деятельности. Обычно эти "пики" ассоциируются со стадией взрослости людини.

Общим и непременным условием для достижения человеком "акме" кроме благоприятных для этого условий макро-и микросреды всегда были также его собственная активная творческая деятельность, высокая сознательно или интуитивно принимать и реализовывать оптимальные решения сложных задач, возникающих в тех областях повседневной жизни, где у него наблюдалось "акме".

"Акме" людей, представляющих различные общественно-экономический строй, детерминируется широтой спектра развития основных отраслей деятельности в обществе и достигнутым уровнем технологии их виконання.

Таким образом, акмеологии дает идею, представление о целях СКМ, выражающие общечеловеческие интересы, основу стратегического замысла для кадровой политики и стратегии.
Акмеологии - наука, изучающая механизмы развития человека, позволяющие ему достигать ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ акмеологии, ЕЕ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТТЯ Исторические предпосылки