ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ акмеологии, ЕЕ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТТЯ Исторические предпосылки
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ акмеологии, ЕЕ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТТЯИсторические предпосылки возникновения акмеологии. Наука начинается с определения ее предмета, закономерностей, выработка системы описывают их понятий и системы методов, обеспечивающих процесс проникновения в исследуемые закономерности [4]. Предмет науки акмеологии имеет долгую историю, как и само общество. Человеческая культура - результат творчества зрелых людей. Современная же акмеологии находится на стадии становлення.
Существуют три основные методологические ориентации современного знания: естественнонаучная, гуманитарная и технологическая. Рассмотрим основные характеристики акмеологии [4].
Естественнонаучная ориентация выражается в стремлении оформиться как самостоятельной области. Методологически она во многом следует дисциплинарным стандартам (в виде описания экспериментальных фактов, изучение механизмов и закономерностей, обеспечения их математической достоверности и т.п.), которые сложились еще в классическом естествознании. При анализе ряда акмеологических феноменов (природы одаренности, генетических и физиологических особенностей, психофизиологических предпосылок становления профессионального мастерства и т. д.) происходит апелляция к естественным знаний из сферы возрастной физиологии, психогенетики, психофизиологии труда и т. д.
Гуманитарная ориентация проявляется в онтологической определенности, основанный на генетическом взаимодействии с науками о человеке и на предметном обособлении от них как самостоятельной дисциплины. До возникновения акмеологии исследовались профессионализм, творчество, образование взрослых, но специфика в изучении мастерства, его вершинных форм "акме" привела к возникновению специфической проблематики и дальнейшей разработки акмеологической технологий.
Технологическая ориентация проявляется во взаимодействии с техническими науками (кибернетикой, системотехника, теорией информации и т. п.) и использование четких стандартов практически ориентированного знания. Следует учитывать, что акмеологии связана с техническими дисциплинами опосредованно, например через эргономику, что обеспечивает оптимизацию человеческого фактора в технике. Необходимо учитывать также влияние на акмеоло-энергию современной праксеолога, что проявляется в технологизации гуманитарного знания (в форме психотехники и игротехники, Инна-ватики и рефлексики, по И. Семенову) и гуманитаризации технических наук (в возникновении бионики, соционики, эвристики, синергетики и др.).
Современная праксеолога стремится выделить позитивные принципы рациональной организации деятельности в различных сферах социальной практики с позиций общей теории систем, с учетом данных человекознания и суспильствознавства.
Связь акмеологии с науками современного обществоведения, с прикладными социальными и фундаментальными философскими осуществляется мировоззренческого и методологического напрямками.
Философия методологически обосновывает акмеологии как самостоятельную научную дисциплину фундаментально-научного характера. Философия мировоззренчески задает аксиологические идеалы и праксеологические цели акмеологии как общественной науки и одновременно особого раздела современного человекозна-ния [4].
Согласно общественно-гуманитарной природе и аксиологического-гносеологический статус акмеологии тесно связана с такими социальными науками, как история и культурология, социология и экономика, менеджмент и маркетинг, политология и конфликтология, педагогика и экология, определяя различные социальные аспекты трактовки акмеологии важных для нее понятий - деятельность, профессионализм, организованность и регулювання.
С позиций человекознания взаимодействие акмеологии с науками о человеке характеризует категория "творчество". Оно определяет такие ключевые для акмеологии понятие, как мастерство, развитие, зрелость, одаренность, способности, креативность, совершенствование, рефлексика, эвристика, сознание, личность, индивидуальность и другие категории, раскрываются во взаимодействии акмеологии со смежными науками о человеке [4].
Современный сдвиги в моделях обучения вносит изменения в ценности, формы, методы и технологии образования. Ведущими ценностями становятся не усвоения норм поведения, формальных знаний и умений, а гуманность отношений, свобода самовыражения, культивирование индивидуальности, творческое самовыражение и т. п. [4]. Методы традиционные урочных, лекционно-семинарской формы усвоения знаний и рационально-дидактические дополняются развивающими технологиями, рефлексивными способами интенсивно игрового тренингу.
Методологический статус современной акмеологии. В развитии акмеологии выделяют четыре основных этапа [4; 93]:
латентный - незаметное и постепенное складывание исторических, культурологических, социальных, философских, научных, педагогических, практических предпосылок выделения в научном познании акмеологической сферы человековедения;
номинационных - осознание социальной потребности в такого рода знании;
инкубационный - возникновение концептуальной идеи о необходимости оформления исследований акмеологической проблематики и выдвижения программы развертывания акмеологии как особая дисциплины;
институциональный - создание социальных структур: акмеоло-ния кафедр и факультетов, лабораторий в вузах и Международной академии акмеологических наук.
В методологическом плане акмеологии является комплексной наукой фундаментально-прикладного характера. Фундаментальность определяется познанием закономерностей сферы реальности, не изучается другими науками. Прикладной характер акмеологии проявляется в практически ориентированных акмеологической технологиях.
В акмеологической подходе выделяются следующие аспекты: возрастной, образовательный, профессионального мастерства. Исследуются акмеологической креативные, экзистенциальные и культурологические возможности. При этом системообразующим фактором является рефлексивность майстерности.
Акмеологии - интегративная дисциплина, исследования которой носят комплексный характер. Факты и закономерности, раскрывается в результате таких исследований, трактуются с системных позиций. Во взаимодействии с теорией управления, педагогикой и психологией акмеология существенно меняет акценты в сфере профессиональной подготовки кадров. В акмеологической подходе к подготовке кадров доминирует проблематика развития творческих способностей профессионалов и совершенствования их квалификации. Проблемы решаются в следующих направлениях [4; 93]:
возрастном - диагностика задатков и способностей с позиций педологии (изучающей детей и юношей), андрологии взрослых (в том числе студентов и профессионалов) и геронтологии (изучает ветеранов труда)
образовательном - диагностика и развитие знаний и умений в системе общего, профессионального и непрерывного образования;
профессиональном - определение возможностей и результатов осуществления трудовой деятельности через выяснение профпригодности, психологической готовности к тому или иному виду труда и ответственности за ее результаты;
креативному - определение затрачиваемых усилий в их реализации (выяснения уровня профессионализма, рефлексивно-инновационного потенциала мастерства и оценка социальной значимости инноваций, полученных в процессе творчества). Причем рефлексивный аспект (связанный с самосознанием, особенностями самоопределения и мотивации личности как развивается "Я", пониманием партнеров по коммуникации в процессе трудовой деятельности) является системообразующим фактором профессионализации людини.
Основные понятия и категории. Акмеологической понятийный аппарат имеет специфическое содержание и характеризуется междисциплинарной направленностью. Базовым понятием для акмеоло-гических исследований, изучающих трудовую деятельность специалистов и ее эффективность, является професионализм.
Существует много различных определений понятия "профессионализм". Профессионализм деятельности - качественная характеристика субъекта деятельности - представителя определенной профессии, которая определяется мерой владения им современным содержанием и средствами решения профессиональных задач, продуктивными способами ее осуществления. Мера этого овладения у разных людей разная, поэтому можно говорить о высоком, среднем и низком уровнях профессионализма деятельности представителя той или иной профессии [4; 93].
На основании приведенного определения можно сделать вывод о том, что профессионализм деятельности характеризуется, прежде всего, ее высокой продуктивнистю.
Продуктивная деятельность - деятельность, которая отличается высокими показателями качества (по основным критериям), производительностью и позитивными социально-личностными характеристиками (имеет положительные социально значимые цели, развивает специалиста как личность, сохраняет его здоровье).
Малопродуктивная деятельность - деятельность специалиста, не отличается высокими показателями качества и производительностью, а также не преследует положительных социально значимых цилей.
Непродуктивная деятельность - деятельность, которая характеризуется низкими показателями качества и производительностью, не преследует положительных социально значимых цилей.
Таким образом, по акмеологии профессионализм деятельности характеризуется высокой производительностью (эффективностью), оптимальными интенсивностью и напряженностью, высокой точностью и надежностью, высокой организованностью, высокой квалификацией, низкой опосредованность (специалиста зависимости от внешних факторов), владением современными средствами решения профессиональных задач, высокой стабильностью производительности , точности, надежности и организованости.
Мастер в акмеологии - специалист, обладающий мастерством, рассматривается как свойство личности, приобретенное с опытом, как высший уровень профессиональных умений в определенной области, основанных на гибких навыках и творческом подходе [4; 93]. Для того чтобы достичь мастерства в профессиональной деятельности, необходимо обладать значительными "стартовыми возможностями": способностями, специальными знаниями, умениями, квалификацией, мотивацией. По сути, это базовый этап движения к "акме".
В настоящее время понятие "мастерство" отождествляется с понятием "профессионализм". При этом профессионализм рассматривается как высший стандарт профессиональной деятельности (сделано профессионально, профессионал своего дела и т. п.).
Профессионализм имеет общее с категорией "психология труда" - индивидуальным стилем деятельности, рассматривается как присущая индивиду система навыков, методов и приемов достижения поставленной цели. По акмеологии индивидуальный стиль деятельности является проявлением индивидуального в мастерстве и професионализми.
Мастерство и профессионализм связанные с самореализацией в профессиональной деятельности, наличием высокого уровня мотивации достижения высоких результатив.
Акмеологической факторы - основные причины (имеющие характер движущих сил), обусловливающих достижение высокого профессионализма деятельности, и главные детерминанты профессионализма. Факторы - это объективные причины, обусловливающие самодвижение человека к вершинам профессиональной деятельности, т.е. к высоким досягнень.
Акмеологической условия - значимые обстоятельства, от которых зависит достижение высокого профессионализма дияльности.
Акмеологической факторы и условия близкие по смыслу, но не тождественны. На разных этапах развития личности они имеют разную значимость и по-разному влияют на достижение профессионализма. В акмеологической исследованиях в качестве значимых условий выделялись задатки, общие и специальные (в том числе и профессиональные) способности, условия семейного воспитания, воспитания в начальных, средних и старших классах, образование в профессиональном учебном заведении, то, что относится к так называемому предстартовом периода профессионализма [4; 93].
В процессе анализа проблем развития одаренности молодежи были определены наиболее значимые условия, по содержанию акмеологической. К ним относятся:
общественно-исторический запрос (действительно обществу нужны талантливые личности, выдающиеся профессионалы своего дела), свобода, отсутствие угнетения, атмосферы беспрекословного подчинения, высокий престиж мастерства;
достойный жизненный уровень (что дает возможность не разменивать свой талант в поисках пищи)
открытость общества, равный для всех доступ к образованию и культурным ценностям;
наличие действенной системы наград и поощрений [93]. Различают два вида акмеологической факторов [4]:
1) объективные, проявляющиеся в реальной деятельности, направленной на достижение результата;
2) субъективные, связанные с субъективными предпосылками меры успешности профессиональной деятельности (мотивы, направленность, способности, компетентность, умело, удовлетворенность, творчество).
Акмеологической факторы можно классифицировать также с системных позиций. В системном подходе они могут быть общими, особенными и единичными. К общим факторам относятся высокий уровень мотивации, потребность в достижении неординарных результатов, профессионально-личностные стандарты, самодвижение к вершинам професионализму.
Важной категорией являются акмеологической анализ - процесс определения акмеологической условий и факторов в исследованиях профессионализма. Предметом акмеологической анализа возникает изучения становления и исчезновения высших форм существования всех психических механизмов в условиях осуществления деятельности, максимально ответственной перед обществом и личностью [93]. Акмеологической анализ и исследование результативные, если опираются на научно обоснованные принципи.
Основными в акмеологии является методологические принципы [4]:
системности, рассматривает сложные разноуровневые системы;
изучения человека в процессе его развития как индивида, личности, субъекта деятельности, индивидуальности и универсума;
одновременного изучения двух равноценных с позиций акмеоло-гии объектов - человека и деятельности;
изучение общего в отдельном и через отдельное;
развития и психологического детерминизма;
активности;
инвариантности.
Принцип системности. Разработка теоретико-методологических основ акмеологии на базе системного подхода является самостоятельным и актуальным для СКМ научного направления, так как показывает системную зависимость между факторами, изучаемых ак-меологией, и подготовкой профессионалов для будущих организаций, действующих в государственной, материальной и духовной сферах.Module .
Принцип необходимости изучения человека, его развития в движении. Предусматривает изучение развития профессионализма в многообразии человеческих проявив.
Принцип одновременного изучения человека и деятельности. Сегодня профессионал выдается личностью и субъектом труда. В акмеологической исследованиях изучаются два равноценных объекта - человека и его деятельность [4]. В акмеологии нельзя изучать деятельность в отрыве от человека, который ее выполняет, и человека вне его деятельности. Рассмотрение профессионализма в диалектическом единстве профессионализма личности и деятельности является реализацией этого методологического принципу.
Принцип изучения общего в отдельном и через отдельное. Анализ результатов исследований дает основания считать, что в акмеоло-гии рассмотрен принцип реализуется в определении общего, единичного и особенного. Он проявляется в изучении общих закономерностей формирования профессионализма, типичных для конкретной профессиональной деятельности, изучение индивидуального развития профессиональной майстерности.
Принцип детерминизма и развития. Указывает, что определение внутренних условий, побуждающих к саморазвитию, определение детерминантов развития должны стать составляющими акмеологии-ческих исследований. Акмеологической исследования состоит, как минимум, из двух этапов. На первом этапе осуществляют поиск фундаментальных закономерностей, на втором - определяют акмеоло-ния условия, факторы, детерминанты [4].
Принцип активности. Предусматривает определяющую роль субъекта труда в определении путей к профессионализму, индивидуальному розвитку.
Принцип инвариантности. Определяет, что в акмеологической исследованиях следует обращать внимание на устойчивость в развитии. Этот принцип особенно учитывают при разработке акмеологичес-ких инвариантов профессионализма и деятельности специалистов в особых умовах.
В акмеологической условиях помимо общих методологических принципов используют также частные, которые отражают специфику исследуемого объекта: научности, реалистичности, прагматичности и ин
Проблемы производительности деятельности специалистов ставят вопрос о акмеологической критериях и показателях. При этом главным является определение акмеологической критериев и показателей, их сходства и отличия от критериев и показателей, применяемых в других науках о людину.
Критерием принято называть какое-то мерило оценки, суждения, показателем - характеристики, позволяющие судить об изменениях, которые происходят. Содержание акмеологической критериев и показателей связано, прежде всего, с профессионализмом специалистов и производительностью их деятельности. Акмеологической критерии - это характеристики степени овладения современными средствами и содержанию профессиональных задач, характеристики производительности деятельности. Акмеологической показателями могут быть также характеристики качеств субъекта труда как професионала.
Проблемы становления предмета акмеологии. Акмеологии - наука, возникшая на стыке | Акмеологической технологии управленческой дияльности. Управленческая акмеологии |