Проведенные в Украине за годы ее независимости реформы системы образования носили

Проведенные в Украине за годы ее независимости реформы системы образования носили и носят чисто поверхностный характер, не касается истинной глубины необходимых преобразований. Действительно, неадекватной задачи построения демократического, социального, правового (гражданского) общества является введение многоступенчатости образования и многообразие форм подготовки учащихся, двенадцатибалльной системы оценки знаний без изменения сущностных целевых установок управленческой образовательной элиты, многочисленного корпуса преподавателей, педагогов, вихователив.

Конечно, экономические трудности препятствуют необходимым преобразованиям, однако не настолько, чтобы отказаться от глубоких, существенных трансформаций этой важнейшей сферы, что является "тягловой лошадкой" прогрессивных социально-экономических и технологических преобразований в обществе. Впрочем, и здесь сказывается наша ментальность, выражающаяся в готовности строить гражданское общество на "авось" и "как-нибудь", без глубокой научной проработки задуманных преобразований существующей системы управления этой чрезвычайно важной общественной сферой человеческой деятельности, объединяет миллионы людей - ее работников и учащихся.

Вполне вероятно, надежды, связанные с созданием сильной Украины (с высокоразвитой экономикой и обществом), должны подкрепляться соответствующими мерами в сфере управления образованием, учитывая, что она призвана готовить адекватные человеческие ресурси.

Поскольку управление является целенаправленным процессом, то и механизм эффективного управления образованием должен быть ориентирован, по большому счету, на определенные человеческие ценности, которые необходимо формировать в подрастающем поколении. Такие ценности уже давно стали библейскими: это Истина, Красота, Добро, Изобилие. Очевидно, что изменение исторических времен и общественных формаций всегда обусловлена изменением приведенных ценностей [336].

Начиная с 1991 г., в Украине и других постсоветских странах произошла смена общественной формации, связана с переходом от тоталитарного устройства государства с псевдосоциалистическим способом производства к демократическому (свободного) обществу с рыночной экономикой. Это означает, что должна осуществляться реальная, а не декларируемая изменение общечеловеческих (библейских) ценностей. Однако проблема заключается в том, будет ли этот процесс идти стихийно (на "авось") или станет управляемым благодаря соответствующей целенаправленной деятельности людей. Судя по тем реформ на ненаучной основе, которые осуществлялись до сих пор, мы идем присущей нашей ментальности первым путем. Снова преобладают надежды на то, что все образуется само собою.

В то же время уже достаточно предпосылок, в том числе научного характера, чтобы начать осуществлять реальный поворот системы образования "лицом" к общечеловеческим ценностям, ограничиваясь лишь одной из них - Истиной, путь к которой лежит через знания. Неполноценность такого узкоспециализированного подхода к сфере образования, реализуется в годы советской власти, сегодня видно по тем последствиям, к которым привела его реализация на практике. Недостаточное творческое развитие масс привело к резкому уменьшению влияния Красоты на жизнедеятельность людей, отнимая у них оптимизм и веру в майбутне.

Безнравственность, занявшая буквально господствующее положение в системе общественного и государственного управления 1, доказывает слабые позиции Добра в нашей стране. Категория "Достаток" не ассоциируется с тем физическим состоянием и уровнем здоровья населения, наблюдается в нашей стране (уже неспособной отобрать для службы в украинской армии совершенно здоровых молодых людей).

Нельзя сказать, что в этой новой стране, что называется независимой Украины, не было попыток начать двигаться к упомянутым человеческих ценностей через формирование гармонично развитого подрастающего поколения. Например, в государственной программе "Образование. Украина XXI века" отмечается, что стратегическими задачами системы образования "... является формирование образованной, творческой личности, становление ее морального и физического здоровья ..." [67].

Но стали эти задекларированные задачи фактическими задачами персонала, находящегося в департаменте образования, Кабинет Министров Украины, Администрации Президента, комитетах Верховной Рады, не говоря уже о стратегических задачах, стоящих перед персоналом аппарата Министерства науки и образования Украины, областной и районной администраций ? Иными словами, перед теми, кто реально руководит системой образования, стоит ли сегодня де-факто стратегическая цель - повысить уровень гармоничного развития подрастающего поколения в рамках общечеловеческих ценностей?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо проанализировать реализацию основных принципов эффективного (целесообразного) управление человеческими ресурсами в перечисленных организациях: начиная с формирования миссии, стратегических целей, наличия системы отслеживания (мониторинга) уровня достижения целей через оценку результатов трудовой деятельности (обратная связь) сотрудников этих органов и заканчивая оценке работников с позиций соответствия их целевым выполняемых функций


1 Обогащение одних за счет других, выставлена напоказ роскошь, с одной стороны, и абсолютная экономическая беспомощность - с другой резко диссонируют с аналогичной ситуацией восстановительного послевоенного периода в Японии, когда министры старались не ездить на автомобилях, чтобы не вызвать недовольство обедневших мас.

и должностям (в том числе при приеме на работу), формированием системы мотивации трудовой деятельности с учетом ее результатов и показателей, характеризующих личностные качества персоналу.

Очевидно, даже поверхностный взгляд на уровень организационной культуры этих органов позволяет прийти к выводу о том, что стратегические задачи по формированию гармонично развитого подрастающего поколения только декларируются органами центрального, регионального и местного управления системой освити.

Это относится и к организациям сферы образования, которые непосредственно осуществляют процесс повышения уровня образованности (знаний, навыков, умений) учащихся, их творческого, нравственного и физического развития, здоровья. Например, в детских садах, школах, вузах и др. не сформулирована соответствующая миссия и не определены стратегические цели. Или не налажено обратная связь и соответствующая целеориентированная мотивация трудовой деятельности воспитателей, педагогов, преподавателей, хотя определенные сдвиги в этом направлении уже наблюдаются в отдельных учебных заведениях, где творческие руководители ищут пути дальнейшего углубленного развития сферы образования, адекватного задачам построения нравственного демократического общества.

Сквозное целеполагание в системе образования. Управленческая наука уже разработала инструментарий, с помощью которого можно реализовать целеполагание в системе детского сада, школы, средних специальных и высших учебных заведений [97-99], но стереотипы невозможно выразить количественной мерой. Достаточно объективно качественные параметры гармонично развитой личности настолько сильны, что становятся мощным тормозом на пути практического применения новых оценочных технологий на квали-метрической основи.

В то же время все более четко вырисовывается технология вертикали сквозного целеполагания во всей системе образования. Например, при поступлении в детский сад оценивается уровень знаний ребенка на свой возраст, его творческого, нравственного и физического развития. Юристы определяют уровень развития ребенка по каждому параметру личности по сравнению со стандартом (нормой) на этот возраст. Полученные данные заносятся в специальную карточку (паспорт личности) ребенка, которая сопровождает его на протяжении тех лет, которые он проводит в детском садку.

Первичные отслеживания за определенными факторами и критериями делают родители, потом к ним подключаются воспитатели детского сада. Поскольку измерения проводятся и заносятся в карточку раз в год (или раз в полгода), будет видно изменения показателей, то есть начнет вырисовываться "дельта" (прирост) квалиметрического показателя. Эта "дельта" и характеризует конечные результаты учебно-воспитательной деятельности родителей и работников детского сада, наглядно отражая степень достижения целей персоналом того или иного учреждения и его первым руководителем. Поэтому система мотивации труда сотрудников также может быть построена с учетом повышения знаний, уровня творческого, нравственного и физического развития (здоровье) детей как уровня достижения стратегических целей персонала детского сада. В таком случае удастся, наконец, создать стимулирующие и одновременно жесткие правила "игры" для персонала, обратят его "лицом" к формированию гармонично развитых дитей.

Измерение уровня достижения целей как необходимая часть процесса целевого управления персоналом продолжается в начальной школе по аналогичной схеме. На каждого ученика заводится личная карточка (паспорт лица), куда в цифровом варианте заносятся результаты наблюдений классного руководителя и родителей. Уровень здоровья и физического развития учащихся определяют или медицинская служба школы по методике (например, по методике "Школьник" или В. Шигалевського с Восточноукраин-ского государственного университета), либо приглашенные со стороны специализированные бригады, которые профессионально занимаются цим.

Характерно, что в начальной школе в бывших выпускников детских садов вместе с родителями появляются новые наблюдатели - учителя. Это служит определенным контролем "сверху" для недобросовестных воспитателей, небрежно относятся к вопросу наблюдения за детьми. В то же время практика апробирования рассматриваемой квалиметрической технологии показала, что очень легко по имеющимся критериям выбрать тот, который наиболее соответствует конкретной дитини.

Очевидно, целесообразно процесс, связанный с формированием гармонично развитой личности, продолжить в средних и старших классах школы, техникумах и колледжах, высших учебных закладах.

Характерно, что уже в средней школе к наблюдателям можно отнести как одноклассников, так и непосредственно оцениваемого, так как до этого времени у учащихся уже существенно повышается уровень самосознания и аналитического мислення.

При появлении четких ориентиров целенаправленной деятельности, по которым будут оцениваться, во-первых, конечные результаты трудовой деятельности воспитателей, педагогов, преподавателей, во-вторых, уровень развития учащихся, возникают новые возможности реализации творческих способностей как первого, так и других. В этих условиях, например, и уроки физкультуры приобретут иное направление, и у самих учащихся появится новая мотивация совершенствования (квалиметрическая оценка в рейтинговом варианте вызывает состязательность между учениками). Появится совершенно новая тенденция: "вошел" в систему образования "слабым", а получился крепким и здоровым. И это возможно, поскольку система образования в целом станет главным двигателем процесса совершенствования и самосовершенствования человеческих ресурсов уже на стадии их формування.

Элитная инженерия. Заметим, что именно в системе образования следует начинать элитную инженерию как технологию формирования той избранной части общества (наиболее влиятельной, занимающий высокие позиции, состоящий из авторитетных, специально подготовленных людей), которая управляет обществом и называется "правящим меньшинством". Весь народ не может управлять страной он выдвигает для этого достойных представникив.

Сегодня бесполезны претензии относительно слабости системы управления страной, которая уже более десяти лет безуспешно пытается стать "на ноги". Украина до сих пор присущи уникальные показатели: средние размеры пенсий и заработной платы ниже прожиточного минимума. Разрыв этот все больше увеличивается в условиях непрекращающейся инфляции. Каждый народ, действительно, достоин своей правящей элиты, потому что элита в целом и в основном рекрутируется из народа (лишь в дальнейшем, в условиях размытой ответственности она превращается в изолированную группу).

Сегодня в Украине сложилась ситуация, когда элита, не имея глубоко обоснованной научно-политической концепции, достаточных лидерских и профессиональных качеств, попробовав преимущества привилегированного положения, неизбежно превращается в ограниченную группировки бюрократов и политических демагогов. Такая элита, заботясь преимущественно о личных корпоративные интересы, все больше загнивает, отрывается от народа, становится изолированной системой [31].

По большому счету, вина за низкое качество нашей правящей элиты лежит на тех, кто укреплял догматизированную идеологию и реализовывал ее с помощью антидемократической тоталитариза-ции всей системы общественных отношений. В то же время конкретные претензии можно предъявить как к системе образования, узко, одностороннего подхода к развитию подрастающего поколения, так и к управленческой науке, не решила в советское время проблемы обращения персонала детских садов, школ, техникумов и вузов "лицом" к формирование гармонично развитой личности, а только декларировал движение к общечеловеческим ценностям, заложенных якобы в образе нового советского людини.

Поэтому очевидно, что уже в детском саду, а затем в школе и дальше элитная инженерия должна приобретать характер реальных действий, связанных с отслеживанием способностей и задатков детей к определенной деятельности, а также тех природных качеств, в дальнейшей жизни мало поддаются коррекции.

Инструментарием такого отслеживания и последующей записи на отдельных страницах паспорта лица (с участием родителей) есть специальные оценочные факторно-критериальные квали-метрические модели, позволяющие оценить степень наличия в ученике тех или иных качеств количественной мерой. Например, уже в детском возрасте во время игр и других ситуаций коллективного взаимодействия можно наблюдать лидерские качества и организаторские способности детей, проявления которых по разным факторам и определенным критериям могут отмечать родители, воспитатели детских садов, учителя, впоследствии ученики и т. д.

Сегодня стоит, как минимум, профессионально заняться проблемой отслеживания необходимых качеств, а также способностей и задатков к деятельности в этих группах массовых профессий, которые по масштабу и глубине воздействия на окружающих имеют чрезвычайное значение. Речь идет о подготовке педагогов, врачей и руководителей (менеджеров). Как известно, бездарные педагоги "калечат" "души" детей, врачи - "тела", а руководители - то и другое разом.

Различают элиту политическую, административно-управленческую, экономическую, духовную, научную, культурную, военную и т. д. Главной, бесспорно, является политическая элита. И понятно, что особое внимание нужно уделять задаткам и способностям к публичной деятельности, качественными параметрами этой элиты: профессиональной компетенции и нравственности чиновников, их творческого развития и физического здоровья.

Поэтому система целевого управления образованием (через запуск механизма повышения качества человеческих ресурсов) даст мощную основу для формирования украинской управленческой элиты, способной вывести нацию из глубокого системного кризиса. Элита должна состоять действительно из лучших по профессионально-управленческими и этическим качествам людей, которые формируются сначала в системе образования, а затем в каждой организации, в том числе и в первую очередь в органах государственного управления. Жесткая же оценка результатов трудовой деятельности в рамках целевого управления организацией не позволит проникнуть в эту элиту профессиональным бездарность, а оценка личностных качеств при ежегодной, например, аттестации станет определенной помехой аморальности.



ВИСНОВКИ


1. Украина не в состоянии развить отечественную экономику, использовать любую западную социальную технологию, реализовать мощный природный и человеческий потенциалы в связи с низким уровнем организационной культуры. Это проявляется в том, что мы не умеем, по большому счету, организовать свою трудовую деятельность наиболее целесообразно, и, соответственно, первый фактор "богатства" страны - труд - не "работает" в Украину в нужном мири.

Главная и самая глубокая причина такого положения - наша мен-тальность, воплощенная в этике труда. Именно она не позволяет организовать в Украине сильную экономику. Этот факт является отправным пунктом формирования (в рамках украинской модели менеджмента) механизма изменения этой ментальности с целью организовать нацию для реализации ее мощного потенциала на пути построения экономически сильного государства с гражданским суспильством.

В связи с этим выдвигается идея: в науке о культуре (культурологии) нужно развивать новое направление - исследование организационной культуры восточнославянского этноса. Значение этой культуры трудно переоценить с позиций формирования гражданского общества. Повышение уровня этой культуры через разрабатываемой сегодня механизм управления человеческими ресурсами может стать реальным совместным вкладом культурологии и управленческой науки (менеджмента) в трансформацию Украини.


Определив содержание двойственной природы труда, можно конструировать механизм приведения конкретного труда к необходимой полезности, а абстрактного - к обязательной экономии времени в рамках реализации основных принципов организации эффективной трудовой деятельности персонала.






Приступая к разработке научных основ ментального механизма эффективного управления Глава 9 Разработка системы стратегического управления персоналом