Существуют различные концепции элитизма. Истоки его идей связаны с социально-политическими

Существуют различные концепции элитизма. Истоки его идей связаны с социально-политическими представлениями древности, где доминировали взгляды, разделяющие общество на высших и низших, благородных и чернь, аристократию и простой люд. Научное обоснование эти идеи получили в трудах Конфуция, Платона, Карлейль, Ницше и других мыслителей. Так, у Платона речь идет о проектах трехсословного общества, во главе которого стоят властители-философы: "Цари должны философствовать, а философы ред!". Сословия не должны смешиваться, и задача воспроизведения установленного порядка обязаны касты правителей: они должны изучать способности и склонности детей и распределять их по состояниям. Подобное высказывал и Конфуций: "Правитель всегда должен быть правителем, слуга - слугой, отец - отцом, сын - сыном .... Управлять - значит" исправлять имена ", ставить каждого на его место .... Конечно, высшая цель управления - - интересы народа, но самому народу его интересы непонятны, и он нуждается в опеке ".

Ф. Ницше считал обычных людей не вполне полноценными. Поэтому истинная добродетель не для всех. Высшим людям следует воевать с массой и сопротивляться демократическим тенденциям, поскольку во всех направлениях посредственные люди объединяются, чтобы захватить господство. В этих суждениях проявляется существо елитического подхода, который, являясь основой елитической парадигмы, много веков противостоит эгалитаристской парадигме. Дилемма "элитизм - эгалитаризм" является основополагающей для про-ществознания.

Эгалитаризм (от фр. Egalite - равенство) исходит из идеи равенства имущественного состояния, социальных возможностей или результатов. Эгалитаризм пронизано христианское вероучение. Елитистские идеи разрабатывались до середины XIX в. в рамках социально-философских концепций, а с началом формирования научной социологии и политологии стали превращаться в научные концепции елит.

Первые научные концепции элит возникли в конце XIX - начале XX в. Они связаны с именами Г. Моска, В. Парето, Р. Михельса. Г. Моска (1858-1941) доказывал с помощью социологической аргументации неизбежность деления любого общества на две неравные по социальному положению и роли группы. В "Основах политической науки" (1896) он писал: "Во всех обществах, начиная с самых среднеразвитых, едва достигших зачатков цивилизации и кончая просвещенными и мощными, существуют два класса лиц: класс управляющих и класс управляемых. Первый, всегда мало людей, осуществляет все политические функции, монополизирует власть и пользуется присущими ему преимуществами, в то время как второй, более многочисленный, управляется и регулируется первым ... и поставляет ему ... материальные средства поддержки, необходимые для жизнеспособности политического организма ".

Г. Моска проанализировал проблему формирования (рекрутирования) политической элиты и ее специфических качеств. Он считал, что важнейшим критерием формирования политического класса является способность к управлению другими людьми, т.е. организаторская способность, а также материальное, моральное и интеллектуальное превосходство. Политический класс постепенно меняется. Существуют две тенденции в его развитии: аристократическая и демократична.

Первая из них проявляется в стремлении политического класса стать наследственным - если не юридически, то фактически. Преобладание аристократической тенденции приводит к "закрытию и кристаллизации» класса, его вырождение и, как следствие, к общественному застою. Это, в конечном счете, влечет за собой активизацию борьбы новых социальных сил за занятие господствующих позиций в суспильстви.

Вторая, демократическая, тенденция проявляется в обновление политического класса за счет наиболее способных к управлению и активных низших слоев. Такое обновление предотвращает вырождение элиты, делает ее способной к эффективному руководству обществом. Равновесие между аристократической и демократической тенденций, по мнению Г. Моска, наиболее желательно для общества, потому что оно обеспечивает как преемственность и стабильность в руководстве страной, так и его качественное оновлення.

В. Парето (1848-1923) разработал теорию политических элит, в которой первенство в сфере политического управления отдается избранное, наделенный особыми психологическими и социальными качествами меньшинства - элиты. "Нравится это некоторым теоретикам или нет, - писал он в" Трактате по общей социологии "(1916), - но человеческое общество неоднородно и индивиды отличаются физически, морально и интеллектуально". Элита делится на правящую, прямо или косвенно (но эффективно) участвует в управлении и неправящую - контрэлиту - людей, обладающих характерными для элиты психологическими качествами, но не имеют доступа к руководящим функций в силу своего социального статуса и различного рода "бар" интерьеров ". Развитие общества происходит посредством чередования, "циркуляции" двух главных типов элит: "лис" - гибких руководителей, использующих методы переговоров, уступок, лести, убеждения и т. п., и "львов" - жестких, решительных, опирающихся на силу.

Изменения, происходящие в обществе, постепенно подрывают господство одного из этих типов элиты. Так, властвование "лис", эффективное в относительно спокойные периоды общественного развития, становится непригодным в ситуациях, требующих решительных действий и применения насилия. Это приводит к росту недовольства в обществе и усилению контрэлиты - "львов", которая с помощью мобилизации недовольных правительством масс свергает правящую элиту и устанавливает собственно панування.

Классиком элитологии есть и Р. Михельс (1876-1936). Исследуя социальные механизмы, порождающие элитарность общества, он показал, что организаторские способности преподносят управляющий слой, сама организация общества требует элитарности и закономерно воспроизводит ее. В обществе действует «железный закон олигархических тенденций". Его суть заключается в том, что создание крупных организаций неизбежно приводит к олигархизации общества и формирования элиты вследствие действия цепочки взаимосвязанных факторов. Человеческая цивилизация невозможна без наличия крупных организаций. Руководство же ими не может осуществляться всеми членами организаций. Деятельность таких организаций требует рационализации функций, выделения руководящего ядра и аппарата, которые постепенно, но неизбежно выходят из-под контроля рядовых членов, отрываются от них и подчиняют политику собственным интересам, заботятся, в первую очередь, о сохранении своего привилегированного положения. Массы же членов организаций недостаточно компетентны, пассивны, проявляют безразличие к повседневной деятельности организаций и политики в целом. В результате любым, даже демократическим обществом всегда фактически правит олигархическая, элитарная група.

В конце XIX - начале XX в. в российском обществознании также происходит развитие комплекса елитологических идей в трудах известных историков, социологов, философов: В. Ключевского (учение о "правящем классе" и сословной циркуляции элит), К. Скальковский-го (идея "правительственного класса"), М. Острогорский (теория "кокуса" - ядра административной организации), Н. Бердяева (мнение о неприемлемости диктатуры пролетариата как диктатуры хамства), П. Сорокина (теория "головастиков") и ин

Многочисленные подходы к понятию "элита" можно условно разделить на две основные группы - властные и меритократические. Согласно первым элитой являются те, кто в данном обществе решающей властью, а в соответствии со вторыми - те, кто обладает какими-то особыми достоинствами и личными качествами, независимо от наличия власти. В последнем случае элита выделяется по талантам и заслугам (термин "меритократии" происходит от латинского "заслуга").

Существуют понимание элиты как слоя, обладающего высшими властными позициями или высшей формальной властью в организациях и институтах (А. Этциони, Т. Дай), как харизматических личностей (М. Вебер) боговдохновленних, способных к лидерству (Л. Фройнд), как представителей творческого меньшинства (А. Тойнби).

В свою очередь, "властные" подходы подразделяются на структурные и функциональные. В структурном подходе элитой считают круг лиц, занимающих высшие должностные позиции в рассматриваемых институтах (министры, директора, военачальники). В функциональном подходе выделяют группы, обладающие реальной властью в принятии общественно важных решений (многие представители этих групп, понятно, могут не занимать ведущие общественные посты и остаются в "тени").

В настоящее время выделяют модели элит, основанные на различных концепциях.


Этологической (поведенческая) модель ориентирована на изучение различных механизмов кратического (властного) поведения. В рамках этой модели изучают антропологические особенности, обусловливающие специфическое для человека кратическое поведение, заложенные в его биогенетического особенности и восходящие к высших приматов. К этой модели относят и различные психологические теории, проектируются психологические механизмы кратического поведения. Властные отношения в высших животных позволяют лицам, которые используют эту модель элит, осуществлять редукционистские построения, касающиеся властных отношений в обществе. В русской духовной жизни определенным влиянием пользуется пассионарная доктрина Л. Гумильова.

Социокультурная модель исходит из анализа особенностей ци-вилизационного развития, выводя специфику политического, экономического и социального управления, присущий им организационный и ценностный инструментарий с уровня цивилизационного развития, доминирующих ментальных форм и профессионально-сословных етносив.

Структурно-функциональная модель ориентируется в основном на социальные и экономические реалии общества, выводит признаки и особенности элит с его структурно-функционального анализа. В данной модели для выделения элит характерны, прежде всего, статусные и деятельные признаки. Для их описания важные культурно-образовательные, имущественные, стратификационных-генетические (социальное происхождение) показатели, особенности социализации.

Социально-конфронтационная модель показывает развитие общества в целом или отдельной локальной цивилизации на основе представления о ведущей роли социальной конфронтации (классовой борьбы, столкновения элит) в истории. Ведущими в этой модели есть категории группового интереса, потребности, и политическая жизнь в этом случае редуцируется к социальным и экономическим структур, что создает систему соответствующих интересив.


Перечисленные модели являются базовыми, выделяя определенный аспект или уровень анализа элит в качестве ведущего. В украинских элитологии доминирует структурно-функциональная модель, ориентированная на анализ социально-статусных и деятельностных особенностей элит. Анализ основных идей и понятий элитологии позволяет выявить базовые принципы, которые необходимо учитывать в процессе управления формированием элиты суспильства.

Принцип социальной детерминации элит. Определяет, кому принадлежит ведущая роль в социальном развитии - отдельным личностям, элиту или массам. Содержание принципа социальной детерминации элит составляет система объективных факторов, обусловливающих развитие элитарных факторов:

1) антропологическое неравенство (неодинаковые способности и склонности людей к управленческой, в том числе политико-управленческой, деятельность, объективная дифференциация кратичес кого поведения);

2) профессионализация управленческого труда, что обуславливает нарастающие требования к управленческой культуры;

3) социальная значимость управленческой деятельности, которая обусловливает соответствующую стратификацию и использования управленцами возможностей своего положения в реализации групповых и общесоциальных интересов;

4) разделение распорядительных и контрольных функций в социальном управлении, доминирование первого;

5) избирательные формы политической активности масс населения (электоральное поведение), их политическая и управленческая пасивнисть.

Значение этих факторов меняется, но в настоящее время следует учитывать их объективные требования. Н. А. Бердяевым свое время на основании анализа опыта различных государств был выведен коэффициент элиты как отношения высокоинтеллектуальной части населения к общему количеству грамотных. Как только этот коэффициент снижался до значения менее одного процента, империя начинала разваливаться, в обществе наблюдался застой. Сама же элита превращалась в касту, жреческие прошарок.

Принцип цивилизационного своеобразия елитообразующего процесса. Проявляется в специфике механизмов регулирования элит и контрэлит, особенности кратического поведения элит, их социально-культурных характеристиках и соотношениях различных видов социального управления (прежде всего - политического и экономического). Учет этого принципа позволяет соотносить развитие и смену элит с особенностями ее исторического развития и политического управления, традициями, ментальными и ценностными архетипами.

Принцип идеалов и норм научной рационализации. Означает признание равноправия (и отсюда - плюрализма) различных моделей элит. Несмотря на конкуренцию моделей, главным у представителей разных моделей является не поражение одной или утверждения как единственно верной другой, а взаимная дополнительности или конвергенция.

Таким образом, основные идеи элитизма выражаются в принципах кадровой политики.
Термин "элита" происходит от латинского eligere - выбирать. Получил широкое распространение, Формирование политической элиты как высшего кадрового состава государственного