Формирование политической элиты как высшего кадрового состава государственного

Формирование политической элиты как высшего кадрового состава государственного управления - коренной вопрос стратегии и тактики власти, ее жизнеспособности и авторитета [31]. В связи с этим важнейшим аспектом государственной кадровой политики и механизмов ее реализации является элитная инженерия. Она делает необходимым внедрение кадровых технологий, соответствующих свободному демократическому обществу, где карьера осуществляется на демократической основе, законности и делегирования полномочий властвующих органов сверху вниз.

Для обновления общества должна быть создана новая философия кадровой работы, где отличительными чертами являются гуманизм и демократичность, законность и реалистичность, открытость и коллегиальность, социальное партнерство и нравственность. Элитная инженерия - это особая система кадровых отношений, что создает благоприятные условия для выдвижения на высшие должности наиболее талантливых и образованных людей, способных на реальное лидерство [31]. Или не происхождение, богатство и положение семьи, не близость к рычагам распределения, не идеологическая конъюнктура, а личные заслуги и конкретный вклад в дело должны стать главным критерием продвижения в правящую элиту демократического общества. Только "здоровая" и цивилизованная элита в тесном контакте с деятелями науки и культуры, в союзе с теми, кто добился высоких достижений в экономике, сможет овладеть "инновационным ключом" к будущему [31; 238].

Рекрутирования элит. Рекрутирования - вербовка, набор новобранцев в армию, комплектования личным составом. Ранее рекруты служили при воинских частях и на определенной территории поддерживали необходимый личный состав для армии. В настоящее время рекрутирования - это деятельность по созданию условий для заполнения вакансий в организации (работодателя) компетентными специалистами, отвечающих необходимым вимогам.

Важнейшей задачей элитологии как науки является определение возможностей и путей повышения качества элиты [31]. Одна из задач стратегического кадрового менеджмента - это создание системы рекрутирования необходимого персонала под определенные критерии. Елитологи выделяют объективные и субъективные критерии оценки качества элиты [239]. Объективные критерии - результаты ее политико-управленческой деятельности, синтетическим показателем которой является состояние страны в целом, качество жизни населения (процветает страна или находится в состоянии упадка) жизненный уровень населения, его культуры; насколько свободен народ и как реализуются его творческие потенции ; насколько обеспечена его безопасность - внешнеполитическая, экономическая, продовольственная, экологическая. Субъективные критерии - интеллектуальный потенциал элиты, профессионализм и нравственные устои, культурный и образовательный ривень.

Качество элиты во многом зависит от принципов и технологий ее формирования. Кадровое рекрутирование и политическая социализация - это привлечение людей в активную политическую жизнь и государственно-управленческую деятельность, с помощью которого формируются законодательные и исполнительные органы государства, правительственный аппарат, руководящие кадры государственных учреждений [31].

В стабильных политических системах рекрутирование элиты осуществляется в соответствии с тщательно разработанными процедурами, традициями, чем обеспечивается периодическое обновление состава элиты. В нашей реальности в условиях разрушения политического и социального укладов общества, социально-экономической и политической нестабильности можно говорить о трансформации и смене элит. В данной ситуации возникает много вакансий, нередко заполняются с нарушением демократических и научных принципов кадровой работы, законов и норм. Желание занять элитные позиции стимулируется стремлением к высокому статусу, престижности, возможностями властной управленческой деятельности, привилегиями, в том числе материальными. Однако возникает задача обеспечения соответствия квалификации "новобранцев", их моральных и деловых качеств возникающих проблем общества. В данной ситуации принципы рекрутирования элиты имеют исключительную важность для политической системы. Они способствуют ее укреплению или разрушению. Истинно демократическая политическая система создает реальные возможности для каждого гражданина достичь положения, что позволяет ему считаться членом правящей елити.

Элементами системы рекрутирования элиты: социальные источники поставок кандидатов в элиту; механизмы управления отбором и круг лиц, который осуществляет; каналы и система стимулирования продвижения по иерархической лестнице; процедуры отставки и социально-экономической защиты лиц, освободивших должности в системе власти. Качество элиты во многом зависит от качества социальных источников и способов ее формування.

Тысячелетий опыт свидетельствует о существовании закрытой и открытой моделей формирования элиты. Закрытая элита создается из представителей узкого привилегированного слоя и воспроизводится на собственной ограниченной базе. Как показала практика, закрытая элита неизбежно загнивает, деградирует и заменяется более открытой. При этом чем более закрытой является элита, тем больше ограничена ее социальная база, тем меньше у нее шансов продлить свое господство и выжить в соревновании с другими социально-политическими силами. Способствует этому развитость системы социальных коммуникаций между странами, культурами, цивилизациями. При малой развитости таких связей общество с закрытой элитой может довольно долго сохранять свою стийкисть.

Открытый тип рекрутирования элиты обычно основывается на отборе в соответствии с личными и профессиональными качествами человека. В данном случае превалирует принцип, позволяющий выдвигать самого умного, способного и честного. Однако практика показала, что существующие демократические политические системы пока не отвечают в полной мере высоким критериям открытой элиты [31]. Модель открытой элиты - скорее норматив, цель, которой они явно не достигли. Большая часть административного аппарата состоит не из избираются, а назначаются чиновников, и здесь селекторат достаточно узок. Однако узость селектората не обязательно свидетельствует о слабой демократичности социально-политической системы. В данном случае важны критерии отбора, которыми руководствуется селекторат.

В связи с этим современной Украине нужна новая, соответствует принципам демократии и социальности государственная кадровая политика. Эта политика должна способствовать созданию эффективного, демократического и социально справедливого государства. В процессе рекрутирования элит ведущее место занимает организация образования в суспильстви.

Система образования в подготовке элиты общества. Качество элиты напрямую связано с качеством образования в стране и качеством процесса образования элиты. Социальная система организует подготовку элиты чаще всего в системе элитного образования. Эта система образования связана с открытым или закрытым типами рекрутирования элиты. Опыт показывает, что в современных условиях информационного общества система обрекает себя на разрушение, если закрывает путь наверх талантам и способностям, недостаточно учитывает реальную социальную мобильность. В реальных условиях глобализации рынка решающее значение имеют способности человека к нестандартному мышлению и инновациям, к оригинальному решению проблем.

В экономически развитых странах ведется настоящая "охота" за талантами во всех областях человеческой деятельности - в науке, политике, бизнесе, искусстве, военном деле, спорте. В Украине образовательная система переживает тяжелый кризис отражает кризис всего общества. Ранее господствовали теория и практика единой школы. В ликвидации обширных зон неграмотности и провозглашение права на образование она сыграла положительную роль. Однако единственная школа бюрократизируется, стандартизирует обучение, подвержена индокринизации (идеологической обработки) учащихся. Сейчас стоит задача ухода от однообразия, введение подвижной и открытой школы. Образование должно готовить людей к жизни в XXI веке - веке высоких технологий, информатики и международных комуникаций.

Делается попытка дифференциации школьного обучения и, прежде всего, создание элитных школ. Единая система обучения не учитывает разнообразия личностных ориентаций, глушит индивидуальность, нивелирует личности учащихся, не стимулирует развитие их талантов и уникальных способностей. В нашем обществе наряду с государственным начинает складываться более или менее независимая система образования. В данном случае предоставляется возможность родителям и детям выбирать ту систему образования, которая им больше подходит. При этом если одаренные дети из необеспеченных семей не могут оплачивать дорогие частные школы, то должно быть право на дотацию со стороны государства, благотворительных фондов. Элитные учебные заведения призваны быть "маяками" системы образования, полем для проведения прогрессивных экспериментов. Они должны выступать моделью, к которой приближается общая система образования. За рубежом элитные учебные заведения индустриально развитых стран выступают и в роли спонсоров одаренных детей, независимо от статуса их родителей. Они готовы обучать таких детей бесплатно, ибо наличие одаренных детей в привилегированных частных школах способствует повышению уровня обучения в них. Образование талантов выгодно обществу и спонсорам этих школ, поскольку их выпускники пополняют ряды сотрудников данных учреждений. Однако образование должно осуществляться в соответствии не с сиюминутными интересами бизнеса или взглядами чиновников от образования, а со стратегическими целями развития общества, государственной кадровой политики и стратегий.

Говоря об элитном образовании, следует отличать его от элитарной. Элитарное образование охватывает узкий круг лиц, в который входят люди по критериям знатности и богатства [31]. Обычно различают элиту "крови" (критерий знатности, царящей в традиционном обществе), элиту богатства (в индустриальном обществе) и элиту знания (в информационном обществе). Поскольку элитарное образование предназначено для выходцев из узкого круга, оно несправедливо. Мало того, оно расточительно для общества: ведь в этом случае теряются таланты детей, семьи которых не входят в элиту суспильства.

Напротив, элитное образование, кроме того, что это образование самого высокого уровня, характеризуется еще и тем, что его критерием есть способности и таланты. Оно не зависит от происхождения и богатства родителей. Для усвоения ценностей, предложенных этой системой образования, необходимы незаурядные способности и личное желание. Разница между элитарными и элитными учебными заведениями видно хотя бы из того, что выходцы из богатых семей, поступив в элитную школу, не смогут в ней учиться при отсутствии высоких интеллектуальных способностей. С такой школы они вынуждены будут уйти, даже если их родители заплатили немалые деньги за навчання.

Таким образом, элитарное образование, связанное с системой закрытого рекрутирования элит, в то время как элитное образование - с системой открытого рекрутирования [31]. Элитное образование не дискриминирует учащихся. Для него не важен социальный статус их родителей, национальность и другие социальные характеристики. Главный критерий, на который он ориентируется, - это способности учащихся, без которых невозможно усвоение ими огромного объема сложной информации. В противоположность этому элитарное образование, ориентированное на узкий социальный слой, ставит преграды "аутсайдеров", выходцам из неэлитного среды, то есть стремится сузить круг обучаемых, закрепить посредством образования привилегированное положение определенных классов и социальных груп.

Украине необходимо современное элитное образование - во имя развития творческих способностей человека, во имя прогресу.

Особенности подготовки элиты в Украине. Элита играет важную, ключевую роль в любом обществе, она неизбежна в любой политической системе. Деятельность в сфере социально-политического управления требует от человека высокой культуры, соответствующих способностей, профессиональной подготовки. Элита формируется естественным путем, в процессе воспроизводства и разрешения главного социально-политического противоречия между народом и властью, между обществом и государством. Пополняется она за счет лиц высокого социального положения, сильных личностных качеств индивида и соответствующей профессиональной подготовки, за счет людей, способных воспроизводить мощный интеллектуальный продукт - главную ценность элиты. Зарубежный опыт показывает, что в демократическом обществе господствующие классы занимаются правящую элиту, заботятся о ее высокий авторитет и чести.

В Украине процесс становления политической, управленческой элиты ожидается долгим и болезненным. Это обусловлено трудностями демонтажа командно-административной системы и ошибками в осуществлении курса постсоветских реформ.

Украинское общество нуждается в социально-продуктивной элите:


искренне стремится к достижению осознанных народом целей общества;

обеспечивает участие социальных сил в управлении обществом;

создает оптимальное сочетание демократизма, профессионализма и нравственности в социальном управлении;

умеет налаживать "демократический" тип отношений без идейного диктата и политического насилия, сочетать "диктатуру выполнения" с "демократизмом контроля" над выполнением;

ориентирована на развитие общественного производства, подъем экономики, развитие образования, науки, культури.




Решение этих задач обеспечит стабильность развития общества. Для этого необходимо добиться раскрепощения властных отношений, открытости и подвижности елити.

Открытость элиты предполагает:

1) направленность кадровой политики и ее механизмов на интересы общества;

2) обеспечение социальной мобильности, пополнения элиты профессионально подготовленными и способными людьми

3) воспитание общества в духе уважения к власти,

4) наличие постоянного демократического контроля над элитой со стороны суспильства.

Учет перечисленных особенностей позволит держать политиков и чиновников демократическими методами в правовых рамках и избавит от социальных потрясинь.

Если в существующем многообразии управленцев выделить критерии и градации соответствия им, определяющие профессиональное мастерство и статус внутри профессиональной среды, то обладающие высокими показателями можно выделить в отдельную группу. Эти руководители, находящиеся в подобных условиях жизни и деятельности, оказываются более успешными, способными, перспективными, генерирующими новое и привлекают к себе других. Они создают фон общественного и профессионального внимания, что стимулирует индивидуализированное самоопределение многих людей в интересах достижения таких результатов. Для общества целесообразно, чтобы становление профессионализма в управленческой профессии происходило в столкновении с указанным слоем, знанием о нем. Это способствует профессиональному самосознания, самоопределения и формирования системы профессиональных ценностей благодаря мифологизации, что приводит к возникновению стремление походить, персонификации преимуществ. Соответствующие воздействия на сознание и самосознание управленца организуют его жизненный и профессиональный путь, стимулируют к принятию важных решений, спасают от деструктивных воздействий в профессиональной и обычных средах. Если формируется слой управленцев к меняющимся персоналиями и с соответствующим организационно-имиджним оформлением, то можно говорить о существовании элиты в управленческом середовищи.

Елитаризация в профессиональном сообществе возникает всегда, и оказывается весь спектр влияний элиты на различные группы руководителей. Тип воздействия обусловлена индивидуальными качествами людей, их внутренней культурой и социокультурной средой, удерживает, укрепляет, рекламирующего увлекающийся. Наличие эталонов профессионализма организует соответствующую самоопределение многих людей, формирует вкус, и таким же образом элита управления выражает, стабилизирует общественно значимые профессиональные ценности, стимулирует самовыражение конкретных руководителей, самоопределившаяся этой професии.

Страна, которая не имеет элитарного слоя специалистов, не имеет стабильность, характеризуется творческой инерционностью, не имеет ценностно самоопределение, воспроизводится, дееспособного профессионального корпуса. Страна нуждается елитариза-ции всех сфер деятельности и, прежде всего, в сфере управлиння.

Поскольку высшие достижения возможны не только за счет существования талантливых людей, благоприятного к ним отношения, но и за счет выявления и оформления лучших образцов в модели как средства ориентации, самоорганизации и самоопределения, то необходимы разработки моделей профессиональной элиты. Они должны быть регистрационными и еталонизированними, оценивающих опыт специалистов по определенным критериям, стимулирующие и выращивают типы людей гармоничных, творческих, склонных к достижению профессиональных вершин.

Подготовка элиты происходит не естественно, а путем специальных организационных действий. Ими могут быть: создание клубов общения, особой фиксации в средствах профессиональной информации; акцентирование в средствах массовой информации и статусных общения, создание традиций дополнительных форм поощрения, оплаты труда, создание имиджа, этикета, системы внутренних требований и ответственности и т. д.




Существуют различные концепции элитизма. Истоки его идей связаны с социально-политическими СУЩНОСТЬ И ПРИРОДА элитарной ОРИЕНТАЦИИ Понятие элитарных ориентации. Важность