СУЩНОСТЬ И ПРИРОДА элитарной ОРИЕНТАЦИИ Понятие элитарных ориентации. Важность

СУЩНОСТЬ И ПРИРОДА элитарной ОРИЕНТАЦИИ

Понятие элитарных ориентации. Важность понимания специфики элитарных ориентаций определяется не только с целью подготовки элиты общества, но и использование этого феномена в стратегическом самоопределения молодежи и взрослых людей в "нахождении и построении смыслов своей жизни и профессионального труда" [238]. Если понимать цель самоопределение как поиск смысла в деятельности, то возможно содержанию человека (персонала) может стать элитарная ориентация его самоопределяется личности, т.е. "ориентация на что-то лучшее, престижное, труднодоступное и поэтому особенно привлекательное" [238].

Формирование элитарных ориентаций особенно важно в реальной действительности, когда сознательная деятельность индивидов многом заменяется бессознательной деятельностью толпы [163], происходят "омассовления" современного общества, технократиза ция-мышления человека, что приводит к манипулированию его индивидуальным и общественным сознанием. Стремление к элитарному идеалу в профессиональной деятельности не предусматривает возвышения над другими, а имеет целью самоактуализации (по А. Маслоу) и са-мотрансцендентации (по В. Франкл), то есть стать лучше самого себе.

Решение этой задачи связано с формированием образа элитарного идеала. Представление человеком этого образа может быть использовано в управлении как регулятор его жизненного выбора. Человек самоопределился на достижение своего идеала - и это стало высшей и конечной целью его деятельности и жизни. В этом плане важным является формирование у него элитарного идеала, системы ценностных ориентаций (на принятые в обществе ценности, а в идеале - на ценности культуры). В данной ситуации, естественно, возникает вопрос о способности каждого человека к осознанию элитарного идеала, к рефлексии своих стремлений и их оцинци.

Исходным понятием при рассмотрении элитарности (элитарных ориентаций) было личностное и профессиональное самоопределение, понимаемое как поиск смысла в выбирается деятельности, а также поиск смысла в самом процессе самоопределения. Элитарные ориентации и является определенной конкретизацией такого содержания (как возможный вариант смысла). Можно представить в самом общем (психологическом) плане определения елитарности.

Элитарность - 1) ориентация субъекта в условно выделенном индивидуальном пространстве ценностей и смыслов, соотносимых с представлениями о "лучшем, выбранном, недоступном, загадочное, знаменитом", т.е. ориентация в возможных идеалах самоопределения (когнитивная составляющая) 2) переживания своего несоответствия выделенным идеалам и смыслов развития или чувство гордости за приближение к этим идеалам (аффективная, ценностно-мотивационная составляющая), 3) выбор элитарного идеала, построение и реализация путей к нему, стремление к конкретной ценности, сам процесс поиска смысла своего труда и всей жизни, ориентированного на данный идеал (действенная, поведенческая составляющая) [238].

Понятие "элитарная ориентация" соотносится со многими близкими понятиями - самоактуализация, самотрансценденции, лидерство, социальная стратификация, престиж и т. п., но имеет специфику, связанную с ориентацией на "лучшее".

Природа мотивации элитарных ориентации. Учитывая, что человека можно представить как биосоциального и духовную систему, условно выделяют биологическую, социальную и духовную природу элитарных ориентаций и соответственно их биологический, социальный и духовные ривни.

Биологический уровень:


врожденные биологические программы перемещения по иерархической лестнице;

системная зависимость человека в биосфере Земли;

естественная ограниченность развития человека (наличие генетической программы).




Социальный уровень:


неравенство в обществе как условие разнообразия и выживания;

преобразования умственного труда в прерогативу управленческого (господствующего) класса;

имущественное неравенство;

несоответствие способностей человека потребностям современного общества (рынка)

неравенство условий развития;

соответствие форм неравенства уровнем развития общества. Духовный уровень:

различие представлений о духовной культуре и элитарности;

действие базового инстинкта "достоинства", заложенного в генетическую программу людини








Перечисленные факторы биологически имеют много схожего в поведении животных и людей. В связи с этим специалисты выделяют некоторые важные моменты [238]

1) стремление к повышению своего ранга в сообществе является важнейшим жизненным стимулом для многих конкретных особей;

2) отношения между предводителями, приближенными, "шестерками", основной массой и обездоленным строятся по четко заведенным и выполняемых правилами (у животных хаоса в этом нет)

3) важную роль при соблюдении иерархических отношений играют различные поведенческие ритуалы (своеобразные символы власти и подчинения)

4) выделение среди общественных животных доминант (высших иерархов, "элиты") нередко основывается на их подлинном преимущество среди своих родственников (что выясняется в ритуальных соревнованиях и "турнирных боях"). Однако при этом часто их "приближенными" оказываются не самые достойные лица - "подхалимы", тогда как лица, обладающие реальными достоинствами, обычно занимают более низкие ранги в общей иерархии

5) лица, находящиеся на нижних иерархических уровнях, находятся в состоянии стресса и подавленности (как бы аккумулирует для них общее чувство неудачным их существования)

6) различные эмоциональные проявления (чаще такие, как агрессия и раздражительность) могут передаваться по иерархической структуре, обычно по цепочке вниз - от одного лица к другому, занимающему более зависимое положение в общей иерархии

7) различные блага (пища, привлекательные самки, более удобные места для ночлега и т. п.) передаются по иерархической цепочке вверх - от более зависимых особей к более привилейованим.

Биологический уровень. Характеризуется тем, что сама элитарность часто основана на врожденных биологических программах, реализуемых отдельными особями и конкретным сообществом животных. Смыслом существования многих животных есть или перемещения по иерархической лестнице вверх или сохранения своего положения в общей иерархии, а, следовательно, - сохранение имеющихся привилегий и благ (как неких символов своего особого положения и собственной значимости).

Социальный уровень. Основой появления элитарности на нем неравенство всегда было реальностью человеческого общества, важнейшим условием разнообразия и даже выживание мира. История показывает, что равенство во всем - это абсурд, хаос.

Социально-политическое развитие общества - это смена одних форм неравенства и равенства другими формами [238]. Эти формы равенства и неравенства должны быть адекватными конкретному уровню развития данного общества. Конфликты возникают, когда большинство людей перестают воспринимать существующую основу для построения иерархических систем как справедливую (адекватную уровню развития общества). Итак, свои элита и представления об элитарности должны быть в каждой культуре (и субкультуре).

Обосновать мотивацию человека на элитарные ориентации можно, определив причину его стремление к той или иной группе. Это может быть неспособность в одиночку решить возникающие перед ним внешние, внутренние проблемы и наличие подсознательной жажды людей иметь лидера, чтобы быть ведомым и подчиняться власти [31]. Внешние причины возникают, например, с постановкой человеком целей в условиях современного производства, что требует коллективного труда. Внутренней причиной стремления личности к группе является поиск смысла жизни и деятельности в социуме. Жизнь личности в группе предполагает процесс смислообразова-ния в контексте таких феноменов, как социальное сравнение, социальная оценка и т. п. Подобно личностного смысла "групповой смысл" выступает как определенная реальность во взаимодействии личности и группы [11].

В основе групповой связи - невнятный, часто бессознательный, эмоциональный опыт отношений, а именно жизни группы - это не что иное, как постоянный диалог, направленный на то, чтобы осознать этот опыт, приобретаемый совместно всеми членами группы [247]. Module .
В современных цивилизациях, где толпы играют ведущую роль, человек теряет смысл существования, как и чувства "Я". Отсюда же его искать идеала или веры, его потребность в каком-то образце, который позволил бы ему восстановить ту целостность, которой он стремится. [192]. С развитием человека часто возникают ситуации, когда он "заражается" в группе определенной идеей. Источником эмоционального заражения является не отдельное лицо, а некоторая группировка людей, идентифицируя с которой человек безоговорочно принимает распространенные в ней культурные ценности и нормы [54]. Часто именно это эмоциональное "заражение" позволяет человеку найти для себя определенный смысл. Он хочет "чувствовать", что его уважают, с ним считаются и готов к определенным компромиссам, неизбежным в группе. Итак, групповая деятельность может порождать чувства, которые придают новый смысл жизни людини.

Иногда уход из реальности, где человек не находит для себя подлинного смысла, и поиск другой реальности вместе с такими, как он сам, позволяют приобрести чувства и эмоциональные регуляторы его поведения. Среди них особую роль играют те, которые влияют на ущемленное чувство собственной значимости или чувство неполноценности. Группа, престижная или не очень престижна, помогает человеку найти для себя смысл, заключающийся в признании за ним права быть оцененным по достоинству и даже любимых [238]. Естественно, что для повышения собственной значимости человек стремится к значимой (престижной) группе. Специалисты выделяют следующие варианты утверждении значимости группы [238]

1) преимущество над какой-либо другой группой через открытое противостояние или в ходе более "прилично" обставлен выяснения отношений;

2) "причастность" с более элитной группы, что повышает статус этой группы в глазах ее участников и в отношении к ней других групп. Это может быть поиск не просто "покровителя" или "защитника", а достойного образца для подражания (в том числе образца группового поведения)

3) объединение (союз, кооперация, братание, дружба) с равными себе по статусу группами, что расширяет возможности данной группы;

4) повышение значимости в глазах своих членов из-за переноса активности внутрь самого себя. Это может быть или самоутверждения одних членов группы за счет других (и тогда пребывание в группе для многих также имеет смысл), или, наоборот, за счет неоправданного восхваления каких-то своих членов, наделение их определенной "харизмой", что также вдохновляет других членов, ведь они находятся в одной группе, рядом с "таким замечательным людиною.

При этом создается особая атмосфера спектакля развивающая массовую эмоцию, заразительно своим стадным чувством. Зрители, взаимно гипнотизируя друг друга, тем самым еще сильнее раздувают силу сценического воздействия [48] . Сам стиль жизни в группе захватывает человека, придавая ему особые преимущества перед теми, кто не сумел "вписаться" в этот стиль. Особой привлекательностью часто обладают сознательно недоступны элитные группы. Понимая, что его туда все равно не пустят, человек в душе идентифицирует себя с этими престижными сборищами, создает в своем воображении комфортный для себя мир. Условием привлекательности группы могут стать идея или иллюзия этой идеи. "Толпа объединяет идеал. Массы является носителем идей, отличных от имеющихся у отдельных индивидов, их составляющих, и более интенсивных эмоций "[193]. Связь идеи и эмоций для" цементирования "толпы, массы и различных социальных групп базируется на действии эмоциональных механизмов постоянного подкрепления любви к объекту (государству, диктатору), где контроль чувств едва ли не основным делом органов безопасности [68].

Здесь особенно проявляется роль СМИ в формировании ценностей массового сознания. Большое значение при этом имеют разные эмоциональные символы позволяющие "эстетизировать", доводить до уровня настоящего искусства такого рода манипуляции [128; 324]. Группа "завораживает" человека и ставит под контроль его мысли, чувства и поведение. Используются манипулятивные приемы, доходящие иногда до уровня настоящего искусства. Однако манипулирования невозможно без построения ложной картины мира, формирования иллюзии более комфортного и безопасного пребывания в данной группе. Эти иллюзии позволяют находить человеку в группе "убежище" от сложностей реального мира, превращается для некоторых людей в саму реальность, которой они очень ценят и оберегают ии.Module .
Духовный уровень. Еще А. Чехов писал: "До тех пор человек будет сбиваться с курса, искать цель, будет недовольным, пока не найдет Бога. Жить во имя детей или человечества нельзя. А если нет Бога, то жить не для чего, надо погибнуть "(Энциклопедия афоризмов, 1998. - С. 51).

В. Франкл в этом плане отмечал:" ... мы движемся не к универсальной, а к личной, глубочайшим образом персонализированной религии, с помощью которой каждый сможет общаться с Богом на своем собственном, личном, интимном языке. ... Также с помощью любой религии может он найти Бога - единого Бога "[298].

Однако каждый человек способен самостоятельно найти Бога и общаться с ним на своем" интимной "языке? Это затруднение приводит к" стадности " обращение к образу высшего совершенства. Многие люди боятся приблизиться (хотя бы в своем воображении) к чему-то "высокого", так как неизбежно при сравнении с "совершенством" проявляют свое ничтожество. Совершение волевого акта обращения души к образу "совершенства" - это первый шаг на пути поиска Бога. Однако человек часто использует хитрую штуку, стремясь занять место "в середине и средним". В середине нет места для страха: здесь ни в чем не ощущается одиночество, здесь мало пространства для недоразумения, здесь царит равенство [201 ]. Только настоящая элита способна преодолеть "стадное чувство" и идти своим путем, взяв на себя ответственность за возможные ошибки и грехи. Действительно, дело не в том, чтобы идти впереди (этим путем можно в лучшем случае стать пастухом, т.е. верховной и насущной потребностью стада), а в возможности идти самому по себе, возможности быть другим [202]. Суть настоящей элитарности - решиться самостоятельно приближаться к высоким, божественным смыслов и цинностей.

Итак, "элитарные ориентации" имеют в качестве предпосылок своего возникновения и развития биологические программы поведения, проявляющиеся еще у животных, отношения неравенства в обществе, складываются и развиваются на протяжении всей истории людства.

Элитарные ориентации является составляющей многих жизненных выборов и проявляются в самых разных сферах жизни: в профессиональном труде и творчество , в быту, в моде, в интимных отношениях. Успехи в трудовой деятельности - важнейшая основа для повышения чувства собственной значимости человека, повод для соотношения с престижными ("элитным") социально-профессиональным групами.

Социально-экономические и психологические аспекты природы элитарности. Успех человеческой жизни можно связать с "общечеловеческими ценностями" с реализацией "низших", поздравительных, и "высших", духовных человеческих потребностей. Однако реалии действительности таковы, что большинство людей все-таки больше ориентируется на базовые или социально- престижные потребности и только наиболее развитые люди - на духовные потребности. Итак, высшие человеческие потребности не соотносятся с общечеловеческими (близкими для большинства людей) ценностями. Ценности, значимые для подавляющего большинства людей (независимо от вероисповедания, образования, социального положения и т. п. ) и вполне соотносятся с данным уровнем развития общества и культуры, - это материальное благополучие, то есть деньги, капитал. Владение деньгами (капиталом) приносит многим людям удовольствие и ощущение собственной значимости (элитарности), а некоторые из них используют финансовые возможности для реального саморазвития.

Можно выделить такую образную модель "значимости человека", представленную в социально-экономических координатах [238]: по вертикали - уровень труда (реального общественно полезного вклада) человека; по горизонтали - наличие у него соответствующего капитала (вознаграждения). Если разместить на данной модели разных людей, то наверняка окажется, что вклад (труд) человека далеко не всегда соответствует вознаграждения (денег и капиталов). При этом психологический подход, где рассматриваются возникновение особого чувства и переживания собственной значимости, отличается от социально-экономического подхода, где анализируется создание в работе прибавочной стоимости по таким основным позициям [238]

1) дополнительная стоимость может существовать относительно самостоятельно от человека и на каких-то этапах подчиняется специфическим экономическим законам (законам рынка), имеет более объективный характер, тогда как чувство элитарности проявляется непосредственно в человека-субъекта (в группы людей или в так называемых коллективных субъектов);

2) в силу этого взаимообмена ощущениями собственной значимости (чувствами элитарности) в меньшей степени зависят от фактора времени , пространства и материальных, объективных условий такого взаимообмена, подчиняясь более психологическим, субъективных факторов;

3) все это делает взаимообмена ощущениями элитарности менее предсказуемыми и более неожиданными, несущие достаточно сюрпризов для элитарной ориентированных людей.
























































Формирование политической элиты как высшего кадрового состава государственного Повышение чувства элитарности связано с развитием представлений о соотношении высшего,